"Главрыба" административной реформы

@@

Там, где удит Наздратенко, ловится даже Касьянов

2003-04-18 / Игорь Дубов



Невинный на первый взгляд разговор президента с олигархами о необходимости административной реформы в стране стал поводом для страстных разбирательств в правительстве. За считанные дни определились противоборствующие группировки, намечены потенциальные жертвы. Впрочем, как говорится, пока паны дерутся, главное - холопам не сплоховать.

Среди ведомств, которые могут повторить судьбу налоговой полиции, называют МНС, МАП, ГТК, Минприроды, Минпромнауки, Минсельхоз, Минтруд, Минэнерго, Госстрой и Госкомитет по рыболовству РФ. Ожидается, что все они будут сокращены за ненадобностью. Спор в правительстве идет о том, кто станет контролировать освободившиеся после ликвидации этих ведомств властные ресурсы.

На что Касьянов ловится

Уже заслуживший славу самого скандального ведомства Госкомитет по рыболовству вновь оказался в центре конфликта, когда Михаил Касьянов предложил расформировать ведомство за ненадобностью. Похоже, однако, рыбное ведомство в очередной раз оказалось российскому премьеру не по зубам. Два года назад он не смог назначить туда руководителем своего человека. В феврале после двух лет конфронтации с Евгением Наздратенко Михаил Касьянов нашел повод отстранить от занимаемой должности главу Госкомрыболовства. Но через месяц, в течение которого руководитель правительства ждал и не дождался "маячка" из Кремля, Евгений Наздратенко подписал приказ о собственном восстановлении в должности руководителя ГКР. И даже "заверил" законность такого шага в Генеральной прокуратуре.

Оказалось, что это был не последний щелчок премьеру по носу. Скандал вокруг Госкомитета по рыболовству бумерангом полетел в огород Михаила Касьянова. Расследуя убийство магаданского губернатора Цветкова, Генпрокуратура вышла на злоупотребления в распределении научных квот на вылов краба и трубача. В ходе следствия были арестованы заместители председателя Госкомрыболовства Юрий Москальцов и Леонид Холод, советница покойного губернатора Виктория Тихачева, глава Магаданского НИИ Александр Рогатных. Казалось бы, тучи сгущаются над председателем Госкомитета по рыболовству. Но после допроса Евгения Наздратенко в качестве свидетеля неожиданно для всех заместитель генерального прокурора Владимир Колесников заявил, что в связи со злоупотреблениями в Госкомрыболовстве у Генеральной прокуратуры появились вопросы к премьеру Михаилу Касьянову. И неоднократно добавил для острастки, что получил от президента Путина указание вести расследование "дела трубача", невзирая на лица и должности.

Для Михаила Касьянова оставалась возможность избавиться от вечно фрондирующего председателя ГКР, расформировав само ведомство. Но и здесь вмешался российский президент. Опальный экс-губернатор Приморья, опальный чиновник госкомитета Евгений Наздратенко настолько ловко маневрирует между противоборствующими кланами, что умудряется не только не стать жертвой конфликта, но даже усилить свои позиции. Трудно поверить, что он так уж необходим на посту руководителя ГКР российскому президенту или кому-то в его администрации. С одной стороны, Евгения Ивановича банально используют в качестве фактора легкого давления на Михаила Касьянова, а с другой - просто боятся отправить неутомимого борца Наздратенко в свободное плавание публичной политики. Потому что известно, где это плавание может кончиться: на Дальнем Востоке у бывшего приморского губернатора выстроена настолько сильная вертикаль поддержки со стороны политической и бизнес-элиты, что, оставив его без московского кабинета, федеральный Центр может запросто снова обеспечить себе очаг конфронтации на долгие годы.

Где Наздратенко рыбачит

Евгений Наздратенко непотопляем, потому что благодаря своему уникальному чутью и необузданной энергии сумел создать точно сбалансированный механизм из политики и бизнеса. Во Владивостоке и в Хабаровске ни для кого не секрет, что бывший губернатор Приморья до сих пор контролирует большую часть приморских СМИ, мэрию Владивостока и некоторых глав районных администраций, депутатов Законодательного собрания Приморского края и большую часть местной экономики, причем не только связанную с рыбой.

Мэр Владивостока Юрий Копылов был избран при активном содействии административного ресурса Наздратенко. Даже три года спустя после выборов во Владивостоке находят мешки и пачки непогашенных избирательных бюллетеней. Между Копыловым и Наздратенко можно провести интересную параллель: несмотря на проверки КРУ и многочисленные уголовные дела, по которым брали под стражу замов мэра, сам Юрий Копылов умудряется остаться вне подозрений прокуратуры. Зато всячески демонстрирует поддержку Евгения Наздратенко в подконтрольных СМИ.

Основной бизнес-партнер в многоуровневой политике Наздратенко - известный приморский бизнесмен-рыбак Олег Кожемяко, руководитель Преображенской базы тралового флота (ПБТФ). Приморский губернатор Сергей Дарькин не смог перекрыть кислород Олегу Кожемяко, потому что хитроумный Евгений Наздратенко договорился с губернатором Камчатки, чтобы приморское предприятие ПБТФ получало квоты там (газета "Версты" от 01.03.2003 г.). Бизнес Олега Кожемяко не пострадал, и он обеспечил себе место в Совете Федерации РФ от Законодательного собрания Приморья. Любопытно, что с момента этого политического взлета рыболовные суда ПБТФ стали регулярно задерживать за браконьерство. В Приморье в этом усматривают козни губернатора Дарькина. Однако и Олег Кожемяко в долгу не остался - он сумел сформировать в Законодательном собрании Приморского края сильное лобби из сторонников Евгения Наздратенко. И если долгое время в региональном парламенте поддерживался баланс сил нынешнего губернатора Сергея Дарькина и сторонников Евгения Наздратенко, то в конце марта чаша перевесила: после довыборов в краевую Думу по двум округам приморские аналитики уже подсчитывают, хватит ли теперь парламенту голосов для объявления импичмента губернатору Дарькину.

Сыновья Евгения Наздратенко и другой его бизнес-партнер Джамбулат Текиев контролируют в Приморье значительную долю транзита грузов через российско-китайскую границу. Текиев официально имеет в личной собственности таможенный терминал. Этот бизнес настолько успешен, что является одним из финансовых столпов клана Наздратенко. А избранию Джамбулата Текиева в депутаты Законодательного собрания Приморья, как неоднократно писала местная пресса, не смог воспрепятствовать даже полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский.

Ожидается, что уже в ближайшее время Евгений Наздратенко сможет гораздо плотнее заниматься приморской экономикой за счет контроля передела собственности через территориальный орган Федеральной службы финансового оздоровления (ФСФО). Не так давно ведущим специалистом территориального органа ФСФО по Приморью стал Роман Боев. Фигура примечательная не столько сама по себе, сколько как верная тень некогда авторитетного бизнесмена Ломаева. Во времена официального господства Наздратенко в Приморье Ломаев руководил краевым предприятием "Водоканализационное хозяйство Юга Приморья". Когда новый хозяин Приморья Сергей Дарькин проводил "зачистку" старых кадров, с ключевой позиции "главного водяного" слетел и Ломаев. Однако был тут же пристроен - не без протекции Евгения Наздратенко - директором предприятия "Далькомхолодфлот". И в "Далькомхолодфлоте", и в "ВКХ Юга Приморья" правой рукой Ломаева и верной марионеткой Наздратенко был Роман Боев. В Приморье ходят разговоры, что нынешнему руководителю территориального органа ФСФО по Приморскому краю Александру Канчину дали месяц срока, чтобы он завершил свои дела и подготовился передать полномочия Роману Боеву. Это позволит Евгению Наздратенко влиять на процесс банкротства приморских предприятий (газеты "Владивосток" и "Рыбак Приморья").

В Приморском крае сегодня даже не обсуждают вопрос: "А не вернется ли сюда Наздратенко?" Здесь очевидно всем, что бывший губернатор никуда и не уходил. Напротив, в последнее время он лишь усиливает влияние в Приморье, и ни губернатор края Сергей Дарькин, ни полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский не способны противодействовать его интересам.

@@@
"Главрыба" административной реформы
"Количество министерств надо сократить вдвое"
"Презумпции" Дмитриева
...а Фрадков защитил свободу слова
[4] Дмитрий Козак получил суперведомство
«Фрадков мне сказал: расскажи о ЕР...»
Административная реформа закончится лишь через несколько лет

Административный раж в административной реформе

@@

Кардинальная перестройка госаппарата не только нежелательна, но и вредна

2003-05-27 / Владимир Александрович Санько - обозреватель "НГ".



Кампанейщина снова становится неотъемлемым элементом политической жизни России. Это уже почти забытое слово вспоминается, когда наблюдаешь шумиху вокруг административной реформы. Что общего у нее и, например, всесоюзной антиалкогольной кампании? Здесь и там объект реформирования является главным источником всех бед российской (всесоюзной) экономики. Тот же размах - если рубить, то под корень. "Лозунговый" характер деятельности властей: главное - отвлечь внимание от действительных проблем страны.

@@@
Административный раж в административной реформе
Александр Мамут спутал все карты
Армия налоговиков вырастет на 14 тысяч новых бойцов
Бедность населения тормозит развитие отечественной экономики
Бизнес хочет быть честным
Борис Алешин выжжет бюрократов каленым железом
Бэлла Златкис оставила рынок ГКО на произвол судьбы

В казанской мэрии станет больше кислорода

@@

Муниципалитет столицы Татарстана оптимизирует расходы на содержание чиновников

2008-10-30 / Ян Гордеев







Ильсур Метшин задал подчиненным курс на экономию.

Фото ИТАР-ТАСС

В мэрии Казани начата оптимизация расходов на содержание аппарата, что может привести к существенному сокращению численности чиновников. Градоначальник Ильсур Метшин призвал сократить траты на содержание мэрии. По информации «НГ», предполагается сократить количество сотрудников муниципалитета и величину их жалованья, а также изменить практику использования ими служебного транспорта.

В рамках проводимой в Татарстане административной реформы количество муниципальных служащих в Казани сокращено на 700 человек. Но, очевидно, руководство города считает, что штаты столицы Татарстана все еще раздуты. О том, что в сложившихся условиях финансового кризиса необходимо пересмотреть расходы на содержание аппарата, мэр Казани Ильсур Метшин объявил 20 октября. Планируемые сокращения помогут, по словам градоначальника, «стабилизировать финансовое положение Казани». На последней сессии казанской гордумы мэр резко отчитал начальников управлений горисполкома, которые пытаются хитрым образом избежать сокращений, увольняя мелких чиновников на местах. «Сокращайте свои аппараты», – дал прямое указание Метшин. Конкретные шаги по оптимизации затрат на содержание чиновников становятся известны только сейчас.

@@@
В казанской мэрии станет больше кислорода
В руководстве страны героев нет
Валерий Коков считает, что итогом работы комиссии Дмитрия Козака станут изменения в Конституции
Вертикаль ударила по Дзасохову
Виктор Маслов отправляет чиновников в бизнес
Власти не знают, что делать с имуществом
Выведен из игры

Главные проблемы Путина – ЮКОС и правительство

@@

Политологи подытожили 100 дней второго срока главы государства

2004-08-16 / Ирина Романчева



Вчера истекли 100 дней второго срока Владимира Путина. Накануне этой символической даты итоги президентской «стодневки» подвели известные политологи. О последних удачах и неудачах переизбранного главы государства рассуждали президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин и первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко. Похвалив политику главы государства в целом, политологи выказали недовольство «инсайдерскими играми» вокруг ЮКОСа, ходом административной реформы и по-разному прокомментировали положение дел в Чечне.

@@@
Главные проблемы Путина – ЮКОС и правительство
Главный приоритет - экономика
Государство не может быть орудием против предпринимателей
Да будет МЭРТ
Дворкович шьет Касьянову уголовку
Динозавр в алмазах
Диффузия функций управления

ЕС снова недоволен ситуацией в России

@@

На саммите в Москве решались не только экономические проблемы

2001-05-18 / Елена Шестернина







ОЧЕРЕДНОЙ, уже седьмой по счету, саммит Россия-ЕС завершился вчера в Москве подписанием итогового коммюнике. С европейской стороны в нем приняли участие премьер-министр Швеции, председательствующей в ЕС в этом полугодии, Йоран Перссон, председатель Европейской комиссии Романо Проди и верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Никаких сюрпризов от саммита не ждали. Для сторон московская встреча - прекрасная возможность еще раз обсудить важнейшие проблемы двустороннего обмена, при этом обозначив наиболее острые и наболевшие. С одной стороны, это права человека в России, Чечня и свобода слова, в обсуждении которых была заинтересована европейская сторона. С другой - энергетический диалог, судьба Калининграда после расширения ЕС, соглашение по ядерно-экологической программе (МНЕПР), энергетический диалог, подтверждение ЕС ее позиции по поддержке вступления России в ВТО, урегулирование текущих торговых споров (по стали, алкогольной продукции), вопрос о высоких тарифах за пролет российских самолетов над Сибирью. Что касается свободы слова и Чечни, то Кремль явно не собирался акцентировать на этом внимание, намереваясь обсуждать в основном конкретные экономические вопросы. В то же время председатель Европейской комиссии Романо Проди на встрече с российскими журналистами накануне переговоров с Владимиром Путиным начал перечисление вопросов, которые он был намерен обсудить в Москве, именно со свободы слова и прав человека. В итоговом коммюнике говорится, что "свобода печати и плюрализм в СМИ являются важнейшими демократическими принципами и базовыми ценностями для подлинного партнерства Россия-ЕС". На саммите европейская делегация выразила "обеспокоенность по поводу последних событий в российских средствах массовой информации и ситуации в Чечне", вновь призвала к политическому урегулированию на Северном Кавказе, к решению вопроса о поставке гуманитарной помощи перемещенным лицам и заявила о необходимости скорейшего возвращения в Чечню Группы содействия ОБСЕ. Очевидно, на европейских чиновников повлиял доклад, сделанный по итогам поездки в Чечню делегацией ЕС, в которой ситуация в этом российском регионе обозначена как "крайне серьезная".

Главный спорный вопрос, который обсуждался в Москве, - подписание соглашения по МНЕПР, которое пока задерживается. Во время председательства Швеции экологическая проблема и прежде всего проблема уничтожения ядерных отходов на территории России приобрела наибольшую актуальность именно в связи с близостью этого государства к российским экологически загрязненным регионам. Россия приостановила уничтожение 40 тысяч тонн химических веществ из-за определенных финансовых трудностей. Речь идет прежде всего о ядерных отходах на Северо-Западе России, в районе Кольского полуострова. Проблему в принципе можно решить, тем более что Европейский инвестиционный банк уже проинформировал российскую сторону о готовности начать финансирование природоохранных объектов в России. Однако, пока соглашения нет, осуществление совместных проектов в области ядерной безопасности откладывается.

Конкретные соглашения по энергодиалогу ко вчерашнему саммиту так и не удалось подготовить. Как заявляют обе стороны, ЕС просто не успел за столь короткое время (обсуждение вопросов о возможности увеличения энергетических поставок из России в Европу началось только в Париже в октябре 2000 года) согласовать это соглашение со всеми странами-членами. 16% от общего объема поставляемой в ЕС нефти и 20% природного газа - из России. Европа крайне заинтересована в скорейшем увеличении объемов поставок, готова инвестировать и поставлять необходимые технологии в энергетический сектор России. Суммы инвестиций, о которых идет речь, - 460-600 миллиардов евро, предполагается направить в основном на обновление производственных мощностей. Однако для того чтобы инвестирование началось, необходимо создать необходимые условия: обеспечить предсказуемость российской экономики. Как считает Проди, государственные власти должны продемонстрировать большую стабильность в социально-экономической и политической сфере, в том числе в области правовой и административной реформы.

Вчера Москва и Брюссель сделали очередной шаг на пути расширения экономического сотрудничества - было принято решение создать комиссию "высокого уровня для выработки предложений по созданию единого экономического пространства". Возможность создания единого экономического пространства обозначена еще в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1997 года. Интеграция России в общеевропейское экономическое пространство должна происходить через постепенное сближение законодательств и устранение барьеров на пути торговли и инвестирования, что в конечном счете должно привести к созданию зоны свободной торговли. ЕС в совместном заявлении подтвердил свою поддержку вступлению России во Всемирную торговую организацию и заявил о готовности продолжать содействовать России в ее работе по адаптации к требованиям ВТО. Стороны также договорились изучить вопрос использования евро в своих торгово-экономических отношениях.

В заявлении отмечается, что ЕС берет на себя "обязательства способствовать развитию Калининградской области". Это прежде всего достижение принципиальных договоренностей по вопросам перемещения людей и товаров, энергетики, рыболовства.

@@@
ЕС снова недоволен ситуацией в России
Егор Строев критикует полпредов
Жуков в Цюрихе
Кабинет Касьянова все-таки секвестрируют
Касьянов положительно оценил работу Алешина
Комитет по делам молодежи еще не создан
Кремлевское спокойствие победителя

Культурный уровень

@@

Кто и как будет руководить культурой после 7 мая

2008-03-24 / Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "НГ".



Совершенно ясно, что с новым президентом придет и новая команда. Дойдут ли руки до культуры – трудно сказать. С точки зрения значимости этой отрасли, то, судя по нескольким программным заявлениям последнего времени, – должны дойти. Хватит ли времени? Вопрос.

Культура сегодня представляет собой, можно сказать, идеальный образец или, если угодно, опытное поле административной реформы. Всё поделено: Министерство культуры и массовых коммуникаций сочиняет законы и прочие правовые нормы, ниже – федеральные агентства – распределяют деньги, контролируют, то есть отвечают за текущие вопросы. И именно в культуре обнаружила себя совершенная негодность этой постройки. Чем ближе к модели, тем очевиднее сказывается ее непригодность... Выходит, так.

@@@
Культурный уровень
МВФ усомнился в «приверженности правительства проведению рыночных реформ»
Малява полпреда Пуликовского
Манипуляции с нематериальными активами
Маслов уволил своих главных экономистов
Милитаризация как главное условие эффективности власти
Министр проверил желудки россиян

Министров хотели сделать уголовниками

@@

Это не понравилось Касьянову, и административная реформа была остановлена

2003-03-26 / Светлана Офитова



В административной реформе наступила пауза. Михаилу Касьянову по-прежнему не удается развести по ведомствам три абсолютно не стыкующиеся по закону функции - правоприменительную, правоустанавливающую и оказание услуг.

В распоряжении "НГ" оказался направленный недавно премьеру документ, перечисляющий все обязанности существующих ведомств. Каждое министерство напоминает маленькое государство в государстве - со своей хозяйственной деятельностью, медицинским и даже страховым обслуживанием. Иначе говоря, несоответствие деятельности ведомств своим прямым обязанностям носит тотальный характер, а потенциал для коррупции и нецелевого освоения бюджетных и внебюджетных средств огромен.

Перечень "занятий" госструктур поражает воображение - свыше 5000 параграфов. Но лишь малая толика связана с непосредственной деятельностью того или иного министерства. Все остальное - чистая кормушка, денежная или властная. Более того, необходимость коммерческой деятельности никем не скрывается, а, напротив, выдвигается чуть ли не на первый план.

Особенно преуспевают в хозяйствовании силовики. К примеру, Министерство внутренних дел очень скупо говорит о защите прав граждан или их собственности, но очень подробно расписывает механизмы собственной коммерческой деятельности. Оно, в частности, "организует капитальное строительство объектов, возводимых за счет лимитов капитальных вложений министерства и иных федеральных органов исполнительной власти", а также "арендует движимое и недвижимое имущество, осуществляет отчуждение подведомственных министерству объектов, созданных или приобретенных за счет средств федерального бюджета и находящихся в оперативном управлении министерства, а также сдачу в аренду закрепленного за ним имущества".

Министерство по налогам и сборам идет дальше. Оно не только занимается хозяйственной деятельностью, но и единолично "разъясняет законодательство" по обороту спирта в стране, разрабатывает механизм контроля и контролирует его. Есть ли здесь потенциал для коррупции - вопрос риторический.

Таможенный комитет идет по пути Министерства путей сообщения при Николае Аксененко - как и тогдашние железнодорожники, ГТК "управляет и распоряжается внебюджетным фондом развития таможенной системы РФ". Контролю за материальными ресурсами посвящена львиная доля обязанностей Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Осваивают бюджетные средства не только силовики. Министерство по антимонопольной политике "организует выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и ГО", Министерство по природным ресурсам "организует тушение пожаров леса, защиту лесов от вредителей и болезней леса" (хотя, казалось бы, за противопожарную безопасность должно отвечать МЧС).

Наконец, чистой бюджетной кормушкой выглядят такие функциональные обязанности госведомств, как, например, у Госкомрыболовства - "государственный надзор за охраной человеческой жизни на море" и "общее руководство деятельностью морских рыбных администраций"; Минприроды "создает государственную лесную охрану РФ" (в каком времени и пространстве, а может быть, в какие сроки - не указано. - "НГ"), а Минздрав - "реализует политику в области гигиенического воспитания". МИД "регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками других государств" (в то время как эта функция находится и в компетенции МВД), Минтранс "организовывает всероссийские конкурсы профмастерства", а Минтруда "разрабатывает проект бюджета государственного фонда занятости РФ" (хотя указанный Госфонд уже давно упразднен).

Все типы функциональных обязанностей смешаны в Минфине. Он не только разрабатывает и осуществляет финансовую политику, но и предоставляет самые разные услуги населению и государству - "проводит всероссийскую государственную лотерею", "приобретает в Госфонд РФ драгоценные металлы", "осуществляет отпуск драгметаллов".

Как ни странно, в списке о функциях правительства значится и подразделение администрации президента - Управление делами президента РФ. А значит, административная реформа ждет и его.

Наконец, одна из самых примечательных обязанностей ведомств - как правило, последним пунктом в перечне - "осуществление других функций в соответствии с законодательством РФ". Иными словами, все, как в нормальном коммерческом предприятии - можно заниматься всем. Видимо, и торгово-посреднической деятельностью.

Впрочем, оказывается, хозяйственная активность министерств не противоречит закону. Как сказал корреспонденту "НГ" адвокат Генри Резник, в России имеют право заниматься коммерческой деятельностью все. А ограничения не могут накладываться на юридические лица, а лишь на конкретных субъектов - чиновников. По мнению Генри Резника, запреты сами по себе - не лучшее средство для искоренения разного рода злоупотреблений.

Судя по этому интереснейшему сборнику, реформа действительно назрела. Однако бой предстоит нешуточный. Министерства вряд ли выпустят из своих рук функции "оказания услуг" и "правоприменения", поскольку именно они гарантируют им коммерческое процветание. Более того, по имеющимся в "НГ" данным, ведомства даже настаивают на расширении перечня своих функций. И скорее всего Касьянову придется сделать "ход конем" - передать коммерческие функции новой структуре. Вероятнее всего, этой структурой станет воссозданное Министерство торговли.

Впрочем, сам премьер сознает, что музыка административной реформы будет вечной. В одном из писем Касьянова к Владимиру Путину отмечается: "Процесс совершенствования исполнительной власти носит продолжительный и постоянный характер - поэтому каждые 3-5 лет власти придется решать подобные проблемы в связи с "непрерывным развитием общественных отношений".

@@@
Министров хотели сделать уголовниками
Министры ждут звонка
Министры уходят, реформы остаются
Мобильный ритейл
Мори создает новый кабинет
Москву лишают столичных привилегий?
На Украине началась кадровая революция

На перестройку госаппарата отведено полгода

@@

Комиссия Бориса Алешина готовит план формирования нового кабинета министров

2003-08-12 / Мария Никифорова



Модернизация исполнительной власти, заявленная Владимиром Путиным в качестве приоритетной задачи государства, стартует на этой неделе. Сегодня должно состояться первое заседание правительственной комиссии по административной реформе во главе с вице-премьером Борисом Алешиным, недавно созданной специальным президентским указом. Как считают участники комиссии, опрошенные "НГ", с подготовкой административной реформы надо поспешить, в противном случае после выборов президенту самому придется заниматься настройкой правительства - но уже в авральном режиме.

@@@
На перестройку госаппарата отведено полгода
Надменную касту снова пересаживают
Не дождетесь!
Нельзя разговаривать с бизнесом с позиции силы
Новости
Номенклатура берет реванш
Обманчиво стабильная вертикаль

Олигархи - за ликвидацию девяти министерств

@@ 2003-05-15 / Наталья Меликова, Марина Борисова



Вчера члены РСПП утвердили и передали президенту и правительству свой вариант административной реформы. Олигархи предлагают резко сократить число министерств, а также создать специальный орган, который будет сообщать президенту об успехах и неудачах правительственных начинаний. Разработчики из РСПП во главе с Александром Шохиным предложили следующую схему реформирования госорганов: сначала выстроить общую схему министерств, ведомств, комиссий и служб, а уже потом расписать за ними функции (а не наоборот, как предлагают в правительстве). Олигархи руководствуются законами ведения бизнеса, успешность применения которых они доказали на практике. Разъясняя подход РСПП, руководитель одной из крупнейших российских компаний заметил обозревателю "НГ", что он не распределяет обязанности между своими подчиненными, а задает им направления для работы и затем уже проверяет результат.

За месяц, который олигархи отвели сами себе на доработку концепции, они еще больше радикализировали свои предложения, добавив к списку упраздняемых министерств (в перечне их было восемь) еще одно. Как рассказал обозревателю "НГ" руководитель рабочей группы РСПП по административной реформе Александр Шохин, помимо старых инициатив авторы реформы предлагают объединить Министерство труда, социальной защиты и здравоохранения с Министерством науки, образования и культуры. На их месте появится одно большое социальное ведомство. С вопросами, которые в настоящий момент решают 5 министров, должен будет разбираться только один руководитель суперведомства. Сможет ли он одновременно бороться с атипичной пневмонией и курировать разработку новых учебников по истории и сколько заместителей ему для этого понадобится, пока не уточняется.

А чтобы государевы очи могли лучше отслеживать, как правительство на деле осуществляет экономические реформы и каких результатов при этом достигает, будет создан специальный орган - Совет экономических консультантов при Федеральной комиссии по экономическому мониторингу и прогнозированию. Задуманная предпринимателями структура должна напрямую передавать информацию главе государства о ходе преобразований. Комиссии также должны перейти функции Госкомстата.

@@@
Олигархи - за ликвидацию девяти министерств
Охрану первых лиц укрепили спецсвязью
Первая жертва Балуевского
Перестройкой госаппарата займется Алешин
Под Максютой зашаталось кресло
Полпреды помогут реформировать правительство
Потребители металла нуждаются в поддержке

Праздник непослушания в Министерстве правды

@@

Сеславинский и его коллеги устроили шутовское «отпевание» свободы слова

2004-12-27 / Сергей Варшавчик







Михаил Сеславинский пообещал бороться с «дебилизацией населения».

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Под Новый год, как известно, принято подводить итоги минувшего года. Не обошли эту традицию и в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Но сделали это так, как уже давно не принято делать в серьезных бюрократических организациях.

Сюрпризы начались с пригласительного билета, который я получил на днях: «По недоразумению выжившие жертвы административной реформы приглашают ветеранов медиаиндустрии на торжественное заседание, посвященное подведению итогов уходящего 2004 года». Внизу стояла подпись главы Федерального агентства Михаила Сеславинского.

В назначенное время войдя в здание агентства на Страстном бульваре, я увидел в фойе прежнюю вывеску – «Министерство по телевидению и радиовещанию», которая сиротливо стояла на полу, возле празднично украшенной елки. Рядом со старой вывеской наблюдался пышный ритуальный венок, на траурных лентах которого красовались надписи «От фонда защиты гласности», «От группы друзей», «От Роспечати». Выходящих из лифта встречал прозрачный ящик для пожертвований в пользу газеты «Коммерсантъ». В нем сиротливо лежало несколько скомканных купюр.

На шести телеэкранах шла трансляция «Лебединого озера». Гости проходили мимо кабинетов, украшенных новыми табличками «Откатная комиссия», «Отдел общих соображений», «Стучать здесь», «М.Е. Швыдкой. Ток-шоу», «М.Ю. Лесин. Смотрящий»... На двери кабинета первого замминистра печати и массовых коммуникаций Леонида Надирова, крайне редко бывающего в нем (не пришел он и на этот праздник), надпись гласила: «Мемориальный кабинет Суслова», а чуть ниже располагался портрет главного идеолога СССР брежневских времен.

@@@
Праздник непослушания в Министерстве правды
Президент воздержался от критики силовиков
Премьер-министр и академики
Премьер-министр нагрузил "новичков" работой
Путь к эффективной бюрократии
Равнение на Починка!
Реформа административная или конституционная?

Реформа госслужбы начнется в 2003 году

@@

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что госчиновник сегодня работает на корпорации, а не на государство

2001-08-25 / Лидия Андрусенко На этой неделе стартовала реформа системы государственной службы Российской Федерации. Президент Владимир Путин подписал распоряжение о создании комиссии по вопросам реформирования госслужбы под руководством премьера Михаила Касьянова и межведомственной рабочей группы по подготовке проектов программы реформирования под руководством первого заместителя главы администрации президента Дмитрия Медведева. Одним из разработчиков этой реформы, который входит и в комиссию Касьянова, и в группу Медведева, является ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, который рассказал "НГ" о перспективах и "подводных камнях" предстоящей реорганизации. При этом Кузьминов подчеркнул, что, как непосредственный участник разработки практической части программы, он не может и не будет давать свою оценку работе комиссии. Этот комментарий - просто его личная точка зрения, взгляд эксперта на проблемы реформы госслужбы и шире - административной реформы.







- ЯРОСЛАВ ИВАНОВИЧ, существуют ли конкретные сроки проведения административной реформы и кто сегодня непосредственно этим занимается?

- На сегодняшний день работают две структуры: комиссия Михаила Касьянова по реформе госслужбы и комиссия Дмитрия Козака по разделению полномочий "по вертикали", от федерации до регионов и муниципалитетов. При них формируются экспертные группы, которые занимаются социально-экономическими и правовыми вопросами. Кроме того, работала группа Госсовета под руководством Юрия Лужкова. Что касается сроков начала реформы, то это скорее всего 2003 год, потому что нормативные документы будут готовы не раньше чем через 7-8 месяцев, и невозможно "вписаться" в бюджетный процесс следующего года. Но тут есть аспект и политической ответственности. Президент совершенно правильно, на мой взгляд, решил сначала существенно поднять зарплату бюджетникам (на 70-80%), а уж потом повышать зарплаты чиновникам. К тому же реформа госслужбы не могла начаться без начала реформирования Вооруженных сил, потому что военный - госслужащий "первого ряда". До назначения министром обороны Сергея Иванова и заместителем Любови Куделиной наша армия была какой-то бездонной финансовой ямой, и никто не мог знать, куда конкретно бюджетные деньги идут. Сегодня этот процесс становится более прозрачным и доступным для гражданского контроля. И параллельно с реформой военной госслужбы власть теперь может начать реформу гражданской.

- А сколько же потребуется бюджетных средств для ее проведения?

- На реализацию гражданской части реформы госслужбы, по нашим грубым расчетам, необходимо не менее 45 миллиардов рублей, что включает в себя и повышение прозрачности власти, и формализацию действий чиновников, и другие довольно затратные мероприятия. Скорее всего само реформирование займет три года, и если в 2003-м мы сумеем сделать хотя бы одну треть от запланированного, можно будет считать, что реформа пойдет. Что касается собственно повышения зарплат ответственных чиновников до конкурентного уровня (задача такая поставлена президентом в его ежегодном послании), то на это понадобится 15-18 миллиардов рублей. Это вполне можно сделать за год, но не за 2003-й. Больно будет год тяжелый по возврату долгов. Поэтому мне лично кажется более вероятным растягивание и этой части реформы на 3 года - до 2005-го включительно.

- То есть повышение зарплаты госслужащим - это основа реформы?

- Если ограничиваться только повышением зарплаты, то можно все реформирование свести к нулю. Нужно идти по пути значительного сокращения безмерно раздутых аппаратов министерств и ведомств. Надо "связать руки" чиновникам на нижних этажах, ограничить зону их административного усмотрения. Но если зарплату не повышать, то все остальное тоже бессмысленно. Чиновник - это тот, кто не может получать деньги из двух, трех источников, ему должно платить только государство. Оно его эксклюзивно нанимает на работу в отличие от положения врачей, преподавателей и других бюджетников, которые могут и, предполагается, даже должны зарабатывать часть своих доходов на стороне. Однако сегодня от 50 до 70% чиновников получают доходы и услуги не только и не столько от своего прямого нанимателя - государства. Это надо прекратить, иначе мы не можем говорить о вертикали управления.

- А вы уверены в том, что повышение зарплаты радикально изменит ситуацию?

- Нет. Прежде всего нужна регламентация деятельности чиновника. На Западе у каждого чиновника есть свой талмуд - регламент. Это то, что он должен делать: критерии вопроса, сроки его рассмотрения. Регламент нужен не столько для чиновника, сколько для фирм и граждан. Да, купить чиновника можно в любом случае, но какова цена этой купли для него? Сегодня он легко докажет, что интересы государства как раз и состоят в том, чтобы некая фирма "А" получила этот контракт. А вот государство ничего не может доказать, потому что оно не регламентировало его деятельность. Не указало, что можно и нужно делать, а что нельзя.

- Если уж чиновник привык так поступать, то никакой регламент тут не поможет. Нужен строгий контроль. Эта система продумана?

- Это еще одна составляющая реформы. Сегодня так называемого контроля так много, что его просто нет. У нас контроль размазан тонким слоем по всей безответственной массе чиновников. Его надо собрать в кулак. Контроль был при Сталине, очень сильный и эффективный. Министерство госконтроля возглавлял Лев Мехлис. Его все боялись, потому что это ведомство проверяло и формальную отчетность, и как выполняются социально-экономические планы государства.

- Вы хотите это перенести?

- Нет. Каждой системе власти соответствует своя форма контроля, и то, что годится для командной экономики, для нас не подходит. Но все же имеет смысл сосредоточить государственный контроль в одном ведомстве. Хотите - в Счетной палате, хотите - в Контрольно-ревизионном управлении президента. И контроль должен быть не только формальный, но и комплексный, который увидит все противоречия и нестыковки, например, между требованиями Минфина и Минюста. Поскольку у нас общество демократическое, то госконтроль должен дополняться общественным контролем. Сегодня у нас нет парламентских расследований, потому что они использовались в качестве политического инструмента. Нужен и контроль непосредственно со стороны общества. Все ведомства обязаны завести свои сайты в интернете и размещать на них всю информацию, разумеется, не секретного характера. Это даст возможность каждому гражданину увидеть регламент ведомства и проследить, как чиновники его соблюдают. Система "черного ящика" министерств и ведомств должна разрушиться в результате регламентации их деятельности, прозрачности и системы административных судов, где гражданин может выяснить свои отношения с государством.

- Что вы можете сказать о системе квалификации чиновников? Без этого ведь реформа тоже не пойдет.

- Год-два у нас шли дискуссии вокруг двух подходов к этой проблеме. Концепция профессионального чиновника подразумевает, что он уже попадает в касту, он защищен и дальше двигается до уровня замминистра, невзирая на смену всех команд над ним. Концепция конкурсов состоит в том, что профессионального чиновника нет вообще. Чиновник - только участник рынка труда, и в результате открытых конкурсов он пытается получить вакантное место. В итоге основная часть экспертов пришла к выводу, что нужно определенное сочетание и того, и другого. Но реформу госслужбы мы можем осуществить только вместе с реорганизацией самих ведомств. Между тем к президенту сейчас стоит очень длинная очередь тех, кто хотел бы тут ничего не менять по существу.

- Кстати, а насколько Путин посвящен во все тонкости реформы?

- Думаю, хорошо посвящен.

- Где, на ваш взгляд, самые трудные моменты предстоящего реформирования?

- Реорганизация ведомств - это будет самое страшное. Помните, что Греф делал с лицензированием? Я впервые наблюдал итоговое заседание комиссии под руководством Кудрина, которое длилось 14 часов подряд. Туда пришли почти все министры. Они бились, как львы, и чуть ли не компроматом размахивали только за то, чтобы иметь право лицензировать знаете кого? Производителей огнетушителей. Представляете, что будет, когда начнут резать по живому? Когда пойдет реальная реформа, которая разделит ведомства на министерства и агентства?

- А это так необходимо?

- Это важнейший элемент реформы. Должно быть четкое разделение на регламентирующие и исполнительные функции. Не может исполнитель сам себя регламентировать. Это тупик. Тогда мы точно его не проконтролируем. А у нас сейчас подавляющее число ведомств само издает инструкции и само их исполняет. Сегодня, например, никто, кроме самих таможенников, не знает о том, что, скажем, позавчера вышла какая-то новая инструкция Таможенного комитета. А что творит МНС, "под себя", под свои задачи трактуя законы, особенно в регионах? Ведомство, поставленное в условия саморегулирования, преследует только свои узковедомственные интересы и тем самым обессмысливает само государство. Это очень опасно, потому что в России авторитет государства должен быть высок. А чиновники его размыли.

- Наверное, они считают, что интересы ведомства и есть интересы государства?

- Это в лучшем случае. Есть патриоты ведомства, и их я могу понять. Здесь, кстати, очень много силовиков. Ведь государство как целое до прихода Путина вообще ничего не заявляло о своих намерениях. Не было никакого плана десять лет. Но значительная часть чиновников просто закупаются "по этажам" на корню или "в доле" определенными корпорациями, работая не только на государство, а на сочетание с государственным совершенно конкретного частного интереса. Сигнал власти, проходящий через ведомственную пирамиду, извращается и деформируется.

- В этом, очевидно, виновато само государство, предоставившее право чиновникам работать на себя?

@@@
Реформа госслужбы начнется в 2003 году
Реформой оборонки занялся Госсовет
Реформы в год выборов быстрыми не бывают
С самореформой бюрократы не спешат
Самая главная недвижимость
Сколько стоит реформа госаппарата
Снегопад помешал премьеру войти в историю

Социальное бедствие

@@

Приоритет политики - создание антикриминального заслона

1999-10-15 / Сергей Степашин Сергей Вадимович Степашин - президент Национального антикоррупционного комитета.



Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

КРУПНЕЙШИЙ юрист современности Г.Кельзен говорил, что государство можно называть наиболее эффективной организацией власти на данной территории, но если власть наиболее эффективно организуется бандитской шайкой, то и государство становится бандитским. А ведь именно это предрекают России. И именно превращения страны в криминальное, воровское государство (благо воровать в нашей богатой ресурсами стране можно еще долго) в первую очередь опасаются здоровые силы. В криминальном государстве по определению не могут работать такие понятия, как права человека, ответственность власти, свободные выборы и др. В таком государстве не работают и рыночные законы, поскольку уничтожается их смысл - свободная и добросовестная конкуренция. Но главное, что рано или поздно такое государство просто рухнет и погребет под своими останками все общество. Вот почему сегодняшний приоритет политики - это создание мощного антикриминального, антикоррупционного заслона.

Мы обязаны прежде всего дать ответы на вопросы: почему сегодня в России лучше всех чувствуют себя те, кто не обременен моральными принципами? Почему все больше размывается грань между честностью и бесчестностью? Почему понятие "государственная служба" в глазах людей все больше соединяется со словом "корысть"? Наконец, почему наиболее опасный вид бесчестности - коррупция - приобретает масштабы социального бедствия, грозящего самим устоям государственности?

Разве за какие-нибудь десять лет в стране резко увеличилось "поголовье" жуликов? Разве со сломом советской власти народ наш окончательно растерял все моральные ценности? Нет, это не так.

Во-первых, всегда при изменении фундаментальных условий жизни (мировой опыт доказывает это) резко подскакивает уровень коррупции, которая в небольших масштабах существует даже в благополучных странах.

Во-вторых, сломав систему тотального контроля и регламентирования, государство не заменило ее полностью системой строжайшего правового контроля и правовой ответственности.

В-третьих, кадровая и организационно-структурная нестабильность во властных эшелонах вывела на одно из первых мест среди мотивов чиновничьей деятельности заботу о создании собственного материального "резерва прочности".

В-четвертых, вместо партийного принципа формирования власти возобладал принцип "своей команды", который преподносится как достижение. На самом деле он породил безответственность, клановость, стремление угодить первому лицу ("патрону"), а не сохранить публичную добрую репутацию. Здесь - один из недостатков действующей Конституции.

В-пятых, мы имеем сегодня странный симбиоз из демократической модели институтов власти и сталинской модели ее функционирования. Сохраняются советские принципы и формы работы ведомств, когда служение обществу подменяется услужением начальству.

В-шестых, несмотря на все рыночные прорывы, в сознании государственных мужей, да и большой части граждан слово "государственный" выглядит гораздо предпочтительнее слова "частный". Под понятием "государственное регулирование экономики" понимается, как правило, прямое государственное вмешательство в экономическую, да и во все другие сферы, весь предыдущий опыт показал, что такое вмешательство не только снижает эффективность, но и в огромных масштабах порождает подкуп чиновников, создает прекрасные условия для корыстных злоупотреблений.

Это, конечно, не все, но наиболее явные истоки нынешних масштабов коррупции. Их анализ побуждает нас не паниковать, а браться за дело, понимая, по каким точкам необходимо "бить".

Эти точки известны.

Прежде всего, законодательные и подзаконные акты, которые облегчают возможность для злоупотреблений либо даже провоцируют их. Такие пороки нормативно-правовой базы либо вызваны пренебрежением к коррупционной опасности, либо сами являются следствием подкупа лиц, от которых зависит принятие того или иного акта.

Если же брать сферы, в которых наиболее сильна "верхушечная" коррупция, то это:

- сырьевой бизнес;

- налоговый контроль;

- таможенный контроль;

- бизнес в финансово-кредитной сфере;

- алкогольный бизнес.

Разумеется, этим не исчерпываются точки приложения криминала. Мы не должны забывать о борьбе с условиями, порождающими и так называемую низовую коррупции, которая наносит прямой ущерб материальному положению граждан, в том числе малому бизнесу.

Коррупция - это не просто взятки, злоупотребление должностным положением, завуалированные виды подкупа чиновников. Эта болезнь гораздо более глубокая, имеющая в своей основе психологическую установку использовать государственную службу как неисчерпаемый источник для достижения корыстных целей. Однако это не означает, что бороться с коррупцией можно путем "перевоспитания" или "отбора честных кадров". Мы не должны создавать какую-то "организацию честных", которая будет воспитывать других, "не таких честных". Всем известно, к чему в итоге приводит монополия на моральное превосходство. Поэтому есть только один путь к тому, чтобы тон в государстве задавали не жулики. Этот путь известен мировой цивилизации. Он состоит в том, что ставка делается не на выдуманную схему, не на "картонного человека", лишенного нормальных инстинктов и потребностей, не на "подбор и расстановку кадров" (кто их будет "подбирать" и "расставлять"?), а на выработку четких и, я бы сказал, "тесных" правил поведения как представителей власти, так и представителей бизнеса. Причем правил, соблюдение которых можно проконтролировать самым жесточайшим образом.

Другими словами, должна быть разработана и постоянно осуществляться антикоррупционная политика как одна из полноценных функций государства. Причем эта политика должна не просто привести к существенному снижению масштабов коррупции, но и действовать в условиях низкого уровня коррупции. Ведь это явление обладает свойством воспроизводства и быстро распространяется, как только внимание к нему ослабевает.

Первым крупным шагом при создании такой политики будет антикоррупционная программа. Основными ее направлениями могли бы стать следующие:

- ревизия всего корпуса законодательства для внесения в него норм, призванных противодействовать коррупции; введение постоянной практики экспертизы законов и подзаконных актов на коррупциогенность, т.е. на выявление в них положений, провоцирующих или облегчающих коррупционное поведение чиновника;

- перестройка принципов государственной и муниципальной службы. В том числе установление не только более жестких рамок такой службы, но и твердых социальных гарантий чиновникам, что в конечном счете будет гораздо меньше стоить обществу, нежели деятельность чиновника по принципу "кормления";

- проведение комплексной административной реформы для того, чтобы создать эффективный государственный аппарат, численность и структура которого должны зависеть не от административного зуда, а исключительно от функционального предназначения того или иного органа;

- разработка и принятие Административного кодекса как свода процедур чиновничьей деятельности, в какой бы сфере она ни протекала;

- введение административной юстиции как отдельного вида судопроизводства, позволяющего гражданину эффективно защищать свои права и законные интересы, нарушенные чиновным произволом;

- существенное сужение числа видов деятельности, основанных на разрешительном, а не на уведомительном принципе (прежде всего в малом и среднем бизнесе);

- приоритетное внимание государства к правоохранительным органам и судебной власти. Нищая и при этом запутанная правообеспечительная система создает основу для коррупции внутри самой себя и позволяет использовать ее в целях подавления политических или экономических конкурентов. Модная нынче "война компроматов" - следствие болезненного состояния правоохранительных органов. Вот почему их система, структура и функции должны быть пересмотрены с учетом названных пороков. В частности, прокуратура должна быть лишена функции следствия. Во всем мире это - структура, предъявляющая обвинения от имени государства. У нас же здесь сохраняется сталинское наследие.

Для того чтобы государство осознало все это, чтобы его деятельность основывалась на продуманной антикоррупционной политике, а не на спонтанных и конъюнктурных вспышках борьбы с коррупцией, необходимо его подталкивать к этому. Вот почему остро назрела необходимость создания авторитетной общественной, непартийной структуры, которая будет осуществлять такую задачу - задачу антикоррупционного давления на власть. Такую структуру - Национальный антикоррупционный комитет - мы уже создали.

Среди первоочередных шагов, которые будут осуществляться от имени НАК:

- анализ нормативного массива в сфере таможенной деятельности как стратегически важной для государственного бюджета сферы и внесение конкретных предложений по изменению тех или иных актов;

- анализ и внесение предложений в законодательство, регулирующее статус судей;

- создание общественных приемных в различных точках страны как опорных пунктов нашего взаимодействия с гражданами;

- создание банка данных о фактах коррупции и об условиях, способствующих ей, а также предложений по ликвидации этих условий. Ознакомление с ними государственных органов, а затем и всего общества;

- публичная защита (в СМИ, судах) общественных структур и отдельных граждан, которые самостоятельно вступили в схватку с коррупционерами.

Наша организация не занимается сбором компромата на кого бы то ни было. Не стоит, наверное, доказывать, что потрясание перед публикой "чемоданами с компроматом" не только не содействует борьбе с коррупцией, но, наоборот, препятствует такой борьбе. Ведь в обществе притупляется восприятие самого понятия "коррупционер", понижаются моральные критерии, девальвируется цена разоблачения преступной деятельности чиновников. У нас сейчас сбор компрометирующих материалов стал не средством ограничения коррупции, а превратился в источник получения капитала - политического, экономического, административного. Как следствие всего перечисленного:

- распыляются силы правоохранительных органов;

- каждый "подозреваемый" сразу же апеллирует к общественности, заявляя, что возбуждение уголовного дела - это, дескать, козни его политических конкурентов (тем более что в ряде случаев так оно и есть), и многие склонны этому верить, избирая такого человека губернатором, мэром или депутатом;

- от ответственности уходят многие истинные коррупционеры;

- в обществе укрепляется недоверие и презрение к власти в целом;

@@@
Социальное бедствие
Сочинение на вольную тему
Сырьевую иглу сменит игла импорта
Тоталитарный гуманист
Три рецепта от Дворковича
Тупики и перспективы административной реформы
У Грефа отобрали таможню

Укрупнение начали с округа Кириенко

@@

Пермяцкий АО скоро исчезнет с карты родины

2003-02-14 / Светлана Офитова



В России стартовал процесс укрупнения регионов. Вчера выяснилось, что слияние Коми-Пермяцкого АО с Пермской областью - решенный вопрос. Свои намерения окончательно подтвердило пермское заксобрание. Депутаты единогласно приняли обращение к Владимиру Путину с просьбой поддержать инициативу о "создании в составе РФ нового субъекта". За два дня до этого аналогичное письмо в Кремль подписали депутаты Коми-Пермяцкого АО.

В начале следующей недели руководители двух субъектов подпишут два документа: договор "О согласованных действиях" и "Меморандум о слиянии". Как объяснил "НГ" сотрудник пресс-службы Пермской области Борис Майоров, в договоре речь идет о дальнейших действиях двух регионов, а меморандум расписывает участие в этом процессе федеральных властей. Новообразование будет именоваться областью. Имя ей еще не придумали. "Название области должно по возможности отражать исторические, социокультурные и географические особенности данной территории", - говорится в обращении. При этом Коми-Пермяцкий округ каким-то образом должен сохраниться "как особая административно-территориальная единица".

Досрочного прекращения полномочий исполнительной власти не предполагается. Новую областную власть будут избирать на пять лет. Согласованные проекты всех необходимых документов планируется подготовить до 1 июля 2003 года. После этого пермяки собираются провести референдум, совместив его с выборами в Госдуму.

Высокопоставленный чиновник на Старой площади заявил "НГ", что инициативу пермяков в Кремле приветствуют. В Москве считают, что избавление от "отростков" в виде АО в условиях административной реформы и создания единого экономического пространства пойдет на пользу всей Федерации. По сообщению нашего источника, всю юридическую процедуру по слиянию первых двух субъектов РФ планируется завершить за год - то есть до выборов президента. На очереди Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский округ.

@@@
Укрупнение начали с округа Кириенко
Чиновники спешат оставить все как есть
Юрий Неелов: «Мы не «матрешки», а равноправные партнеры»
Ядерное лекарство от административной реформы