"Единая Россия" строит законодательную вертикаль

@@

По мнению Вячеслава Володина, настало время действовать "путинскому призыву"

2002-04-25 / Лидия Андрусенко Завтра в Москве открывается первый Всероссийский съезд партии "Единая Россия" - депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления. По замыслу его организаторов, речь на съезде пойдет не только о создании и укреплении законодательной партийной вертикали, но и о конкретных задачах, которые придется решать партийцам-депутатам всех уровней в самое ближайшее время. Поэтому одним из главных вопросов повестки дня станет обсуждение президентского Послания. Об этом в интервью корреспонденту "НГ" рассказал член генерального совета партии "Единая Россия", руководитель фракции ОВР в Госдуме Вячеслав Володин.



-Вячеслав Викторович, чем обусловлена необходимость проведения столь масштабного партийного мероприятия?

- Кроме наших партийных активистов на съезд соберутся депутаты всех уровней власти, представляющих "Единую Россию" в областных, краевых, республиканских органах законодательной власти и в органах местного самоуправления. Разговор в первую очередь будет идти о том, как построить наиболее эффективную систему принятия решений, скоординированную по партийной вертикали. Именно во властных структурах. Сегодня у нас создано 49 фракций в законодательных органах субъектов РФ. В основном, это те фракции, которые были раньше у "Единства", "Отечества" и "Всей России", и сейчас в региональных законодательных собраниях идет процесс их объединения. В то же время в местных парламентах Свердловской, Оренбургской, Пензенской и Липецкой областей созданы партийные фракции на основе победы на выборах депутатов от уже объединенной партии "Единая Россия". Поэтому очень важно, чтобы работа наших депутатов на региональном и местном уровне была скоординирована, чтобы люди, которые представляют нашу партию в органах региональной власти, работали в рамках единых задач. И на этом съезде такие задачи обязательно будут поставлены.

- Какие это будут задачи?

- Не хочу предварять решения съезда, но даже обязательство, принятое на недавнем генсовете партии, что "Единая Россия" берет на себя функцию общественного партийного контроля за выплатой на местах заработной платы работникам бюджетной сферы, накладывает особую ответственность на наших депутатов региональных законодательных собраний. Потому что местные органы представительной власти как раз во многом и определяют эту политику. Во-первых, мы будем рассматривать очень много законов, которые находятся в совместном ведении Центра и регионов, например, закон об обороте сельхозземель. На каждый из этих законов требуется отзыв регионального Законодательного собрания. Во-вторых, нам нужно проконтролировать проведение на местах жилищно-коммунальной реформы. Мы же видим, какая ситуация складывается сегодня в регионах. Здесь нам обязательно нужно занять жесткую позицию.

- Иначе говоря, вы создаете партийную вертикаль власти, которая будет подчиняться решениям, принятым руководством "Единой России"?

- Совершенно верно. Есть государственная вертикаль власти, а есть партийная, основанная на участии "Единой России" во властных структурах. Сейчас настало время действовать четко, выполняя единые задачи.

- Как в связи с этим вы можете прокомментировать заявление вице-премьера Валентины Матвиенко о том, что партии не могут контролировать правительство?

- Мировой опыт говорит о другом. Во всех демократических государствах именно партии через своих представителей власти контролируют работу исполнительных органов. И в нашей Конституции есть такая норма. Так что ничего плохого в этом нет, правительству не стоит опасаться какого-то волюнтаризма с нашей стороны. Более того, судя по последним итогам выборов, наши представители избираются на посты губернаторов, мэров. Мы намерены не только выдвигать из своей среды лучших людей на эти посты, но и строго спрашивать с них. Если они будут дискредитировать власть в глазах общества, мы будем исключать их из партии.

- В своем Послании Федеральному собранию президент довольно много сказал об органах местного самоуправления. В частности, он заявил о низком качестве законодательной базы местного самоуправления. На каком уровне следует исправлять законы?

- Исправлять законы нужно и на уровне Государственной Думы, и на уровне законодательных собраний субъектов РФ, которые и определяют построение местного самоуправления на конкретной территории. В ближайшее время мы начнем это делать через наших представителей во власти. Прежде всего мы обратим внимание на те законы, которые формируют финансовую основу местного самоуправления. Собственно, сегодня никакого самоуправления во многих регионах нет именно потому, что города или районы, где избраны органы местного самоуправления, дотационны. А там, где дотации, там полная зависимость от вышестоящих органов власти.

- Понятно, что развитие местного самоуправления тесно связано с развитием малого бизнеса на территории. Как вы собираетесь решать эту задачу?

- Абсолютно конкретными методами. На прошлой неделе "Единая Россия" приняла решение о том, что мы до 1 мая представим в Думу свой законопроект о налогообложении малого бизнеса. Сейчас в Госдуме есть два или три варианта закона, но наш вариант будет серьезно отличаться от них. Мы считаем, что планка налогообложения малого бизнеса должна быть не 8%, как сейчас предлагается, а 4%. Льготы по налогообложению должны распространяться на те предприятия, у которых оборот составляет не 10 миллионов рублей, а до 30 миллионов. То есть мы расширяем перечень этих предприятий и будем на этом настаивать. Если этот законопроект будет принят, то налоговая база местного самоуправления будет улучшена.

- В Послании Путин сказал и о том, что нужно определить рациональную структуру местного самоуправления, используя российский опыт. Но существует ли сегодня такой современный опыт, который можно было взять за основу и распространить его?

- Какие бы структуры ни рисовались, какая бы оптимальная форма ни была внедрена, если не будет нормальной финансовой основы, местного самоуправления в России не будет. Потому что сама идея местного самоуправления заключается в том, что граждане решают многие свои вопросы самостоятельно, под собственную ответственность. А как можно самостоятельно решать вопросы, если сверху приходят деньги, которые уже заранее распределены. Поэтому сначала надо дать людям полномочия, а потом уже за эти полномочия спросить. А сейчас спрос есть, а полномочий нет.

- На генсовете "Единой России" речь шла о "путинском призыве". Что это такое?

@@@
"Единая Россия" строит законодательную вертикаль
"Медведи" Байкал перелетели
"Работа чиновников должна быть прозрачной"
«Или мы не способны правильно сформировать бюджет, или неправильно администрируем расходы»
«Мы столкнулись с сильным давлением государственной машины»
Александр Починок: "Уравниловки не будет"
Банкротство банкротству рознь

Бюджетники предъявили пустые кастрюли

@@

Местные власти постарались сгладить остроту Всероссийской акции протеста

2005-10-13 / Сергей Мигалин, Лилия Мухамедьярова



Вчера по стране прокатилась Всероссийская акция протеста работников бюджетной сферы. Основное требование ее участников, обращенное прежде всего к правительству, – повышение зарплат в 2006 году в 1,5 раза, а не на 20%, как планирует власть.

Как заявила «НГ» заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Куприянова, общероссийская забастовка прошла в регионах чрезвычайно активно вопреки давлению местных властей: «Мы с удовлетворением оцениваем данную акцию, поскольку люди не испугались и вышли на улицы, чтобы выразить несогласие с политикой власти в сфере оплаты труда». По ее информации, региональное руководство старалось не допустить массовости нынешней забастовки. «Митинги и шествия учителя организовывали при сильном давлении со стороны власти, угрозах увольнения и снятия учебной нагрузки», – утверждает профсоюзный деятель.

@@@
Бюджетники предъявили пустые кастрюли
В третье тысячелетие - с прежним губернатором?
Василия Стародубцева гонят на правовое поле
Владимир Торлопов: "Мы несем ответственность перед грядущими поколениями"
Владимир Чуб: "Закон о земле покончит с теневым оборотом угодий"
Вологодскому губернатору положат президентскую зарплату
Греф встревожен инфляцией

Десять месяцев созидания

@@

Провинциальная трибуна

2001-11-13 / Станислав Валентинович Ильясов - председатель правительства Чеченской Республики. В Чечне не прекращается война, все ждут начала переговоров, но в это же самое время в республике продолжает работать правительство. О том, что ему удалось сделать, рассказывает премьер-министр ЧР Станислав Ильясов.



Как известно, 19 января 2001 года Указом президента РФ "О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики" было образовано правительство ЧР. Государственные структуры в республике создавались в условиях контртеррористической операции, при нулевой материальной базе, разрушенной системе бюджетного финансирования. За минувшие почти 10 месяцев была упорядочена работа органов власти, усилен контроль за деятельностью местных администраций, улучшается взаимодействие с территориальными органами федеральных органов власти.

Усилиями нашего правительства восстановлена система финансирования через районные (городские) финансовые отделы, стабилизирована периодичность финансирования бюджетных организаций (ежемесячно), открыто пять отделений Федерального казначейства. Очень важно, что совместно с федеральными органами исполнительной власти разработан проект Федеральной целевой программы на 2002 и последующие годы, рассмотренный на заседании правительства РФ. Подготовлен и внесен на согласование в Минфин России бюджет на 2002 год, в суммарном объеме в три раза превышающий бюджет 2001 года.

В 184 населенных пункта Чечни подана электроэнергия, налажено водоснабжение в 11 райцентрах, Гудермесе и Аргуне. Восстановлено газоснабжение в 112 населенных пунктах. Возобновили производство ряд цехов на 5 кирпичных и 10 асфальтных заводах, готовы к выпуску продукции восстановленные цеха заводов "Оргтехника", "Автомашстрой", "Трансмаш" и "Пищемаш". В это трудно поверить, но, несмотря на сложную обстановку, промышленными предприятиями в 2001 году освоен выпуск более 60 наименований продукций! В связи с этим в республике создано 90 тыс. рабочих мест. В Чечню начали возвращаться национальные кадры, создан Союз промышленников и предпринимателей ЧР.

В двух районах введена в строй местная телефонная сеть. Открыто движение поездов на всем 400-километровом участке республиканской железной дороги, организовано движение пассажирского поезда Грозный-Гудермес-Москва и пригородных электропоездов. Ежедневно на маршруты выходит 110 пассажирских автобусов.

Правительство совместно с ОАО "Роснефть" и Минсельхозом России уделяет большое внимание восстановлению топливно-энергетического комплекса и сельского хозяйства. С начала года затушены факелы на 39 нефтяных скважинах, что позволило улучшить экологическую обстановку. Число эксплуатируемых нефтяниками скважин доведено до 15, суточная добыча нефти составляет 2,5 тыс. тонн, а всего с начала года добыто около 360 тыс. тонн. Несмотря на сложную обстановку, выращен неплохой урожай зерновых культур. До конца года планируется засеять более 150 тыс. га озимых, что намного превышает довоенные показатели. Население республики полностью обеспечено население хлебом из муки собственного производства. С 1 октября начата государственная выпечка хлеба и установлена фиксированная цена - 4 рубля за буханку.

Естественно, правительство уделяет большое внимание восстановлению социальной инфраструктуры, развитию образования, здравоохранения, культуры и спорта. Возобновили работу школы, средние учебные заведения и вузы. В 448 школах учатся около 200 тыс. человек, в трех вузах - 18 тыс. студентов, работают 7 средних специальных заведений, 12 профтехучилищ. Осуществлен ремонт более 100 учреждений здравоохранения. Правительством Чечни принята Концепция региональной государственной молодежной политики, одобренная Минобразованием РФ и руководством Южного федерального округа. В этом году студентами 93 вузов России стали 400 юношей и девушек из Чечни. За 9 месяцев более 40 тыс. чеченских детей бесплатно отдохнули в оздоровительных лагерях и здравницах России, а до конца 2001 года отдохнут еще 25 тыс. детей.

Правительством ЧР и Минфином РФ полностью погашена задолженность по заработной плане бюджетникам за 2000 год. Впервые за последние годы работники бюджетной сферы получили отпускные. Пенсионным фондом РФ своевременно выплачиваются пенсии, завершается погашение задолженности по пенсиям за прошлые годы, начаты выплаты социальных пособий.

В рамках восстановления информационного поля возобновлен выпуск 9 районных и 2 городских газет, еженедельно выходит новая республиканская газета "Вести Республики", работает ГТРК, а до конца 2001 года будет восстановлена республиканская типография. В республике на 43,5% перевыполнен план по сбору налогов. Организовано пять полевых учреждений Банка России, в Грозном открыто отделение Россельхозбанка, ведется работа по открытию отделения Сбербанка.

@@@
Десять месяцев созидания
Дефицитный бюджет с социальными обязательствами
Иностранцы в Ленинградской области потратят 650 миллионов долларов
Иркутский губернатор - за укрупнение регионов
Коммунисты встали на защиту коэффициента
Коротко
Куда направить валютные потоки

Минздравсоцразвития готовит реформу зарплат

@@

Бюджетников лишат тарифной сетки и введут для них региональные надбавки

2008-06-20 / Алексей Щеглов, Максим Егоров



Специалисты Минздравсоцразвития готовят серьезные нововведения для работников бюджетной сферы. С 1 января 2009 года зарплату им будут начислять не по Единой тарифной сетке (ЕТС), а с учетом сферы их деятельности, а также уровня отдачи. Эксперты видят в планирующихся нововведениях как положительные, так и отрицательные моменты.

Новую концепцию зарплаты бюджетников обсудили в среду в Москве на закрытой коллегии Минздравсоцразвития. Она предусматривает отказ от применяемой сейчас Единой тарифной сетки (ЕТС) и переход на дифференцированную оплату в зависимости от сферы деятельности и производительности труда. Новация, по замыслу властей, должна приблизить оплату труда бюджетников к зарплатам в коммерческих организациях.

@@@
Минздравсоцразвития готовит реформу зарплат
Минтруд замахнулся на зарплату бюджетников
Много шуму и ничего?
Мэр Волгограда ушел в отставку
Невидимые миру планы
Нижегородские бюджетники снова выходят на улицу
Никита Белых: с властью договариваться бессмысленно

Нужны ли российской власти деньги

@@

Природные ресурсы, государство и собственники: проблемы взаимоотношений

2001-09-27 Мы заканчиваем публикацию материалов круглого стола, посвященного проблеме природной ренты в России. Начало см. в "НГ" от 25.09.01.



ИГРА ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ

Юрий Голанд. Я думаю, что при всех разногласиях у присутствующих есть единство в констатации очевидного факта - при советской власти страна могла получать от экспорта продукции ТЭКа и других сырьевых отраслей средства, которых хватало и для образования, и для науки, и для других статей бюджета, в том числе для огромных капитальных вложений, зачастую нецелесообразных. Сейчас, когда по сравнению с советскими временами очень сильно сократились военные расходы и капитальные вложения из бюджета, а доходы от экспорта в последние годы даже возросли при существенном падении импорта, казалось бы, должны быть деньги на бюджетную сферу, на развитие наукоемкого производства. Но фактически денег на эти цели нет. Куда же они уходят? Ответ на этот вопрос известен: они уходят владельцам, менеджменту экспортных предприятий и связанным с ними достаточно узким социальным группам.

Говорят, что для того, чтобы изменить подобное положение, надо повысить роль государства на этих предприятиях. Но ведь и сейчас, например, в РАО "ЕЭС" доля государства в акционерном капитале более половины, а должной финансовой прозрачности нет. Точно так же в "Газпроме" государству принадлежит около 38% акций, в совете директоров всегда было много его представителей, а куда уходили деньги, было неизвестно - по крайней мере до смены руководства. Поэтому, когда мы говорим об усилении роли государства в крупных экспортноориентированных предприятиях, надо понять, кто именно представляет на них государство и как он будет действовать.

Я думаю, что с теоретической точки зрения вычислить ренту, как это предлагают, вряд ли возможно в наших условиях, когда цены определяются мировым рынком и нет перетока капиталов, ведущего к образованию средней нормы прибыли. По-моему, практически более надежен другой путь ее изъятия - посредством введения дополнительных налогов на сверхприбыли экспортеров, ставка которых может быть привязана к мировым ценам.

Здесь как-то иронически было сказано насчет бюджетной сферы, что, мол, если дать деньги врачам и учителям, то от этого будет только инфляция. Это очень странно слышать. Развитие бюджетной сферы - образования, науки, медицины - нужно даже коммерческому сектору, потому что уменьшает его затраты. Но, что еще важнее, без значительного увеличения финансирования бюджетной сферы нельзя решить социальные проблемы, замедлить рост преступности, наркомании, таких болезней, как туберкулез, СПИД. Кроме того, давно замечено, что развитие культуры и науки способствует смягчению нравов. Наверное, мы все хотим жить в культурной стране с доброжелательными отношениями между людьми, а не в криминальной и озлобленной.

Михаил Субботин. Я попытаюсь "рационализировать" наш разговор - важно прежде всего договориться о терминах.

Сегодня много говорили о приватизации, о частных нефтяных компаниях как о едва ли не главной причине "недосбора" ренты. Мне кажется, что не по тем стреляем. На самом деле эти компании играют по существующим для них правилам. Если в государстве установлены ТАКИЕ правила, они по ним и играют. Изменятся правила - и компании будут играть в соответствии с ними. Надо разбираться в том, почему нет соответствующих правил, какова здесь роль представительных и исполнительных органов власти, кто заинтересован в отсутствии законов, почему не разработаны соответствующие процедуры для деятельности государственных служб и так далее. Нельзя не согласиться и с тем фактом, что компании сами очень серьезно влияют на процесс формирования правил.

Давайте "разведем" совершенно разные понятия - например, "рента" и "собственность". Вот прошла приватизация, и некие активы оказались в руках частных лиц. Если государство хочет поучаствовать в разделе предпринимательских доходов, оно может выкупить пакеты акций этих компаний, в той или иной форме деприватизировать их собственность, более внятно распоряжаться теми ее кусками, которые у него еще остались, но все это - участие в прибылях, а не присвоение ренты. Рента - это плата за право пользоваться недрами, которые остаются в руках у государства по сей день. Значит, главный вопрос состоит в том, насколько умело государство управляет своими недрами, как оно влияет на арендатора, которому предоставило их во временное пользование.

Мы все время говорим об очень важном вопросе - налоговом бремени, но не говорим о стабильности (и правовой, и налоговой) условий проектов. Тем самым мы ставим телегу впереди лошади. Если нет стабильности условий реализации проекта, вообще невозможно определить, большое или маленькое фискальное бремя несет недропользователь. В обстановке фискальной неопределенности любая компания будет прятать свои доходы, доказывать, что налоговое бремя непосильно. Это совершенно очевидно.

Дифференциальная рента и рента. Существуют разные месторождения - более и менее доходные. Собственник недр должен получать больший доход там, где участки недр лучше. Кроме всего прочего, аккуратное изъятие ренты - это не только способ пополнения государственной казны. Это - необходимое условие для создания здоровой конкуренции на рынке. Если государство оставляет часть ренты компаниям - пользователям недр, то получается, что им не нужно хорошо работать, не нужно эффективно разрабатывать месторождения. Если ты волею судеб получил лицензию на хорошее месторождение, а государство не отбирает ренту, значит, твои конкуренты тебе уже и не конкуренты. Между тем у нас летом была принята глава Налогового кодекса о налоге на добычу полезных ископаемых, которая установила ЕДИНЫЙ налог для всех. Рентный платеж, уничтоживший дифренту. Минфин в свое время оценивал этот налог в размере 16,5% с оборота. Следовательно, если компания не может заплатить этот "оброк", то разработка месторождения должна быть прекращена. Много лет у нас в стране шла работа по созданию специального налогового режима для малодебитных и прочих трудных, малорентабельных, "плохих" месторождений. Теперь, с введением налога на добычу, множество месторождений автоматически выпадет из производственного процесса.

Далее: рента и налоги. Рента - это не налоги. Это не налоги даже по определению понятия "налог", которое есть в Налоговом кодексе. Налог должен иметь фиксированную ставку, конкретного налогоплательщика и так далее. Если нельзя установить ставку налога, это - не налог. Если у вас сотни разных месторождений, то единые фискальные условия, единое для всех "прокрустово ложе" - далеко не самый эффективный способ ренты. В мире существуют отсеянные временем способы изъятия ренты. Все давно известно, и не надо, как это делают сегодня наши фискальные органы, изобретать велосипед.

Введя налог на добычу, у нас одним махом разрушили все действовавшие в стране лицензионные договоры: де-факто государство в одностороннем порядке пересмотрело их условия, то есть нанесло удар по фундаментальному правовому принципу, что закон обратной силы не имеет. В принципе можно обсуждать разные варианты, но включение рентных платежей в качестве налогов в Налоговый кодекс автоматически ставит крест на возможности нормального, аккуратного изъятия ренты. Крест на создании прогнозируемого фискального режима, когда компании знают, сколько они будут платить в будущем, и могут выстраивать свою инвестиционную политику. Поэтому, хотя введением налога на добычу некоторые компании вроде бы осчастливили, на самом деле плохо сделали и им тоже, лишив их инвестиционной перспективы.

Сегодня у нас не только нет аккуратного изъятия ренты, но еще и условия работы инвесторов нестабильны и непрозрачны. Ежегодно нефтяные компании и государство договариваются о размере отчислений в бюджет. И дальше действуют согласно этим договоренностям. Не по закону, а по понятиям. Может быть, все-таки пришло время эту ненормальную ситуацию изменить?

ОСОБЫЙ ПУТЬ К КОРЕЙСКОЙ МОДЕЛИ

Евгений Гавриленков. Я бы предпочел начать с более общих соображений и вернуться к заданному Александром Сергеевичем вопросу о том, что, с одной стороны, Путин говорит, что нам нужно сильное государство, а с другой - его действия порой вроде бы противоречат этому. Я думаю, что тут нет противоречия. Что такое сильное государство? Это в первую очередь сильная экономика и сильный бизнес. Я далек от того, чтобы идеализировать наш крупный бизнес. Но если мы будем анализировать поведение, действия этих двух агентов - бизнеса и государства - в 90-е годы, то увидим, что бизнес периодически обыгрывал и продолжает обыгрывать государство. Более того, именно государство создавало такие условия, в которых и вырос тот бизнес, который мы имеем сейчас.

Рента и нефтяные доходы, на мой взгляд, проблема частная. Давайте посмотрим, что было в начале реформ, в 1992 году. Ведь те люди, которые сейчас занимаются бизнесом в нефтяном или металлургическом секторе, вышли в основном из банковского бизнеса. Деньги были первоначально накоплены именно там. Что делала власть, государство? Под 20, 30, 40, максимум 60% давался кредит, тогда как инфляция составляла более 2000%. Чтобы зарегистрировать банк, нужно было в то время 5 тысяч долларов. И пошло-поехало. Поэтому проблемы, которые мы имеем сейчас, - это не проблемы последних лет, а несколько более отдаленные. И если, например, в Польше банковский сектор не получил такого бурного развития, как у нас, - были существенные ограничения, - и наиболее инициативные люди устремились в промышленность, то мы пошли по своему пути, и сегодня Россия в отличие от традиционно европейской или англосаксонской модели развития экономики оказалась ближе к азиатской модели. В ходе этой нашей эволюции экономической системы и выкристаллизовалась наша бизнес-элита, которая сначала получила деньги в условиях высокой инфляции и банковских спекуляций, а потом эти деньги были вложены в реальные активы, в том числе и в нефтяной бизнес. Государство же если и не оказывалось в проигрыше, то содействовало процессу обмана самого себя.

Сейчас, как мне кажется, есть одна ключевая для России проблема - это то, что у нас имеется избыточная добавленная стоимость, преимущественно создаваемая в ограниченном круге экспортноориентированных отраслей. Причем это оказывается возможным в результате искаженной структуры внутренних цен, искаженного курса рубля, дешевой рабочей силы и так далее. И потому отток капитала из страны составляет примерно 10% ВВП - это грубая оценка за последние года два. Вывоз капитала - вполне естественная реакция нашего крупного бизнеса, раз некуда вкладывать деньги внутри страны. И тут возникает естественный вопрос: а если бы государство действительно могло придумать, как изъять эти доходы и вложить их в экономику, то были бы эти вложения эффективными? Я не уверен. Достаточно посмотреть на наш Сбербанк - вполне государственную структуру. К середине года вклады населения в очередной раз увеличились, 75% рынка банковских услуг контролируется Сбербанком, а реальные процентные ставки по вкладам - отрицательные. Доля невозврата кредитов Сбербанку выросла за полугодие на 30%. То есть банк, выступающий от лица государства, изымает деньги у населения, особенно у пенсионеров, о которых мы все так заботимся, и кредитует непонятно что. Поэтому я не очень верю в то, что государство может более эффективно перераспределять финансовые ресурсы, чем частный сектор, и мои симпатии, скорее, на стороне бизнеса. В этом году инвестиции, возможно, увеличатся более равномерно, чем в прошлом году, когда примерно 50% всех инвестиций пришлось на транспорт и топливную отрасль, а в остальных инвестиции практически не выросли, был даже некий спад. И, на мой взгляд, это следствие той эволюции системы, когда экспортеры - например, нефтяники, - скупив активы внутри страны, начинают развивать непрофильный бизнес. Это не идеал, к которому надо стремиться, а просто естественный процесс, и он гораздо лучше, чем если бы у нас государство изымало ренту на 100 процентов и тем или иным способом ее перераспределяло. Это напоминает корейский вариант, каким он был до кризиса 1997 года, - после него Корея пошла уже совершенно другим путем. Наша экономика сейчас, может быть, похожа на индонезийскую или филиппинскую, где 15 богатейших семей контролируют 70-80% активов страны. Но все-таки я думаю, что это чуть лучше, чем если бы экономика была отдана на откуп чиновнику. Хотя в долгосрочном плане при таком ходе развития мы, конечно, будем иметь много проблем - но не в ближайшие пять лет.

Виктор Ивантер. Есть чиновники, которые воруют и берут взятки. Есть чиновники, которые не воруют и не берут взятки. Есть бизнес, который коррумпирован и связан с этими коррумпированными чиновниками и уголовниками. Но нельзя говорить, что весь бизнес связан с уголовниками. Мне кажется, что нельзя так обобщать, по принципу "все повара воруют", - так не бывает. Если чиновнику поручать только то, что он ДОЛЖЕН делать по своим обязанностям, то все будет правильно. Как вы замените судью? Экономику вы заменили бизнесом. А с судьей как быть?

Ципко. О чем мы и говорим! Надо сохранять инфраструктуру.

Ивантер. Мне кажется, что все-таки Руслан Семенович прав - необходимо иметь государственного трейдера в некоторых областях. Черномырдин спас страну тем, что он не дал тронуть "Газпром". Эффективно ли работал "Газпром"? Нет, неэффективно. Но он сохранился!

ЗОНА ПЕРИФЕРИЙНОГО КАПИТАЛИЗМА

Сергей Кара-Мурза. По-моему, наш разговор показал, что какого-то общего видения вопроса со стороны сообщества экономистов нет. Самые главные критерии, которые здесь применялись, являются идеологизированными. Говорили, что при Госплане природная рента шла в народное хозяйство и система работала так, что народ мог питаться, учиться, наращивать квалификацию - страна воспроизводилась. Эту систему изменили - и экономика не может обеспечить даже простого воспроизводства страны. Но сама возможность взять что-то из старой системы (например, Госплан) отвергается потому, что это тоталитаризм. То есть чисто идеологический фантом (тоталитаризм) возводится в ранг фундаментального критерия, а выживаемость страны и народа считается критерием несущественным. Эта особенность мышления здесь очень ярко проявилась.

Вторая особенность наших рассуждений в том, что мы сознательно уходим от генезиса той системы, которая нынче сложилась. Мол, что есть, то есть, и будем искать только "рациональные" мотивы того, что сделали. Иными словами, не будем подозревать никого в коррупции и корыстном подходе к приватизации. Почему же? Это столь же рациональный мотив, как и другие. Не составив достаточно полный перечень рациональных мотивов действий реформаторов, мы не сможем очертить генотип той системы, которая возникла. А этот генотип оказывает гораздо большее влияние на все последующие события, чем отдельные технические ошибки или, наоборот, удачные решения. В 1991 году, когда готовился закон о приватизации, работали большие группы специалистов, включая криминалистов, и все, что потом произошло в ходе приватизации, было в апреле-мае 1991 года предсказано с высокой точностью. Экспертиза закона о приватизации дала именно ту картину, что мы сейчас имеем. Дележ огромной государственной собственности происходил вопреки целесообразности, социальной оптимизации и так далее. Это был просто криминальный раздел. И покуда это не будет выявлено и обсуждено без гнева и пристрастия, мы никуда не уйдем от нынешнего положения, поскольку эта система, сохранив свой "генотип", продолжает воспроизводиться.

Что произошло в ходе реформы? Сломали определенный тип хозяйственной системы, который мы плохо понимали, так как политэкономия социализма трактовала его в неадекватных категориях. Сломали тип народного хозяйства, натурального хозяйства семейного типа, для которого в принципе рентабельность отдельных частей была не так существенна, и попытались переделать его в конгломерат отдельных предприятий, каждое из которых действует согласно критерию рентабельности. А хозяйство в целом парализовало.

Давайте определим: должно государство обеспечивать народу возможность жить или не должно? В нынешней системе возникли не просто порочные круги, а система порочных кругов. Денег у правительства нет, а брать ренту оно не хочет. Наш народ превращается в "общность, которую не имеет смысла эксплуатировать". И когда говорят: "похоже на Бразилию", "похоже на Индонезию" и Бразилию уже представляют как идеал, это означает, что Россию сознательно превращают в зону "периферийного капитализма". В ней будут небольшие анклавы более или менее современного производства, а остальная масса людей будет выживать путем, грубо говоря, поиска кореньев. Людей превращают в фактор природы, а не в социальный и культурный фактор, даже не в рабочую силу.

Более того, поскольку эта система уже принята частью научного сообщества как единственно возможная, перспективой стало просто исчезновение нашей страны. Если посмотреть в динамике добычу нефти и рост числа занятых в нефтедобыче - людей, которые присасываются к этой ренте, - мы увидим, что создается система не просто НЕЭФФЕКТИВНАЯ, но и АНОМАЛЬНАЯ. А что происходит на земле? Скот для крестьян всегда был средством страхования от социальных и прочих катастроф. И мы видим, как уже 12 лет идет уничтожение скота, и нет никакого признака стабилизации. Получается, что речь действительно идет о том, что масса нашего народа должна быстро сокращаться. Ради каких ценностей принимают все это экономисты? Почему они уходят от главных, критических проблем? Иногда кажется, что за столом собираются люди и людоеды - и рассуждают о кухонной утвари. Вроде об одном и том же, а ведь для обеих групп это - разные элементы несоизмеримого бытия.

Гринберг. В принципе, если ничего не делать, тоже что-то получится. Великий мастер афоризмов Виктор Степанович Черномырдин, когда одна журналистка, выпытывая у него подробности, спросила: "А как вы думаете, сбудется это у нас?" - сказал: "И все у нас может сбыться. И сбудется. Если ничего не будем предпринимать". (Смех.) Я думаю, что такой вариант в принципе возможен, о чем и говорил Евгений Евгеньевич. При самом хорошем варианте можно ожидать тихой деградации. Наша страна находилась во втором мире. Бразилия была в третьем. В результате реформ ты переходишь либо в первый, либо в третий мир - второго мира теперь нет. Может быть, нас ждет такая судьба - судьба страны вроде Бразилии или Индонезии. Если не дергаться… Но мне бы не хотелось в такой стране жить. Есть еще какие-то резервы. И среди них те деньги, о которых господин Ивантер говорил, что их некуда тратить, - это просто абсурд! Реформаторы говорили: у нас государство слабое и пусть все идет, как идет. Я считаю, что это просто катастрофа.

РУБИКОН УЖЕ ПЕРЕЙДЕН?

Михаил Делягин. У нас есть вечная проблема: что хуже - неэффективный чиновный бюрократ или крупный эффективный бизнес? Говорят, что чиновник неэффективен. Правильно, неэффективен. Но неэффективность, когда что-то делается, лучше, чем эффективность, когда не делается ничего. Классический пример - Япония. Там в начале 50-х годов их неэффективные чиновники придумали 14 приоритетов. Из них семь оказались полной ахинеей. Они испортили себе экологию, понесли чудовищные потери. Но остальных семи хватило, чтобы вытащить страну. А у нас стало очень модно быть экономическим последователем князя Кропоткина, потому что идея о том, что государство - ночной сторож и должно быть им и по функциям, и по интеллекту, и, что особенно греет чиновников, по ответственности (но не по зарплате, обратите внимание, на зарплату все дружно жалуются!), и при этом не должно ничего не делать, - это прежде всего прикрытие собственной лени. Я помню, как я стал либералом году в 1993-м, это просто замечательно, когда можно ничего не знать - и быть всегда правым! Ничего не делать - и быть всегда правым! Причем, будучи либералом, вы подчиняетесь крупному бизнесу, и он за вас рулит - и при этом вас вкусно и сытно кормит. К сожалению, интересы крупного бизнеса не во всем совпадают с интересами общества; поэтому, когда он подчиняет государство, которое призвано служить именно обществу, то очень быстро разрушает ситуацию. В прошлый раз у нас был дефолт, сейчас будет девальвация. Это неизбежно. И тех пяти лет, о которых говорил господин Гавриленков, у нас нет.

Леонид Григорьев. Прежде всего. Мы с Евгением Евгеньевичем, не сговариваясь, говорили одно и то же. Поскольку пока мы не нашли эффективного способа использования государства…

ДелЯгин. Да мы - как реформаторское общество - пока и не искали! Мы говорили, что этого нельзя, и все тут!

Григорьев. Нет, секундочку. Пока мы исходим из того, что государство, которое было до того, использовало ренту плохо. Предыдущие 10 лет оно не хотело использовать ренту, я согласен с вышесказанным, но сейчас оно все еще де-факто не может этого делать. На мой взгляд, Рубикон перейден - мы перешли к классической системе, где государство отражает интересы крупного бизнеса. И сейчас эксперимент, фактически проходящий в этой стране, состоит в том, может ли крупный бизнес, утвердившийся в правах собственности, рационально использовать свои финансовые ресурсы. Я утверждаю, что консолидация бизнеса происходит - это уже не тот бизнес, что до 1998 года.

Я думаю, что за логикой рационального использования государством нашей ренты стоит не только защита населения, к чему я полностью присоединяюсь. Тут еще и скрытое предположение, что мы чем-то отличаемся от третьего мира и что эксперимент, проведенный в рамках второго мира, имел какие-то рациональные последствия, кроме высокого уровня образования и появления большого количества людей, которые способны изобретать оружие, но у которых большие проблемы с тем, чтобы изобрести что-нибудь еще. Россия могла более удачно провести рыночные реформы, но не могла с 5 тысячами долларов ВВП на душу населения присоединиться к развитым странам с 20 тысячами. Можно обсуждать, как в рамках новой системы сделать что-нибудь рациональное. Но у страны не видно никаких ресурсов, ни экономических, ни политических, для проведения другого эксперимента прямо сейчас.

Теперь что касается того, где Россия оказалась. Есть специальная статья с расчетами МВФ о том, кто где оказался по итогам XX века. Только одна страна в мире реально сделала большой скачок за минувший век - Тайвань. Практически все развитые, развивающиеся и переходные страны находятся относительно друг друга в 4 группах приблизительно там же, где они были в 1900 году. Не произошло никакого прорыва за годы советской власти: со Сталиным, без Сталина, с Хрущевым, с Косыгиным. Не произошло радикального изменения положения России относительно других развитых государств. И сравнение с Бразилией базируется не на любви к Рио-де-Жанейро и к карнавалу. Мы находимся на уровне Бразилии по ВВП на душу населения, и мы не перескочили в первую группу из второй не потому, что нам не повезло с реформой. Мы и были в этой второй группе, только мы иначе организовывали перераспределение производимого продукта в обществе. И Бразилия - это не абсолютный идеал, но родственная страна, у которой мы можем кое-чему поучиться. Мы не смогли распорядиться тем потенциалом, который у нас был, и много чего потеряли, но это потерянные 10 лет, а за 100 лет мы не сильно изменили свою жизнь.

ДелЯгин. Чисто статистическая справочка. Деление стран мира на четыре группы абсолютно условно и произвольно. С таким же успехом можно было делить на две - и тогда он тоже никак не изменился, или на десять - и тогда он менялся все время и весьма интенсивно. По данным того же МВФ, доля России в производстве мирового ВВП без учета покупательной способности составляла в 1990 году 6%, в начале рынка - 3,5-4%, сейчас - 0,65%. Это в качестве иллюстрации того утверждения, что мы якобы никуда не сдвинулись. Спасибо!

Ципко. Модель "образиливания" России абсолютно не учитывает идентитет, особенности нашего национального сознания. Подавляющая часть людей не примет Россию, в которой правят 15-20 финансовых структур и где всем остальным уготована роль "навоза истории". В такой России не захочет жить не только Руслан Гринберг, но и 99% населения. Раньше у них хотя бы была вера, что их государство что-то строит, играет существенную роль в мировой политике. Теперь мы забираем у них и это, последнее. Я думаю, что было бы самоубийством для нынешней либеральной элиты, если бы она вслух сказала населению, что Рубикон уже пройден, что у нас не может быть никаких других хозяев, кроме тех, которые есть сегодня, что у нас одна надежда - на добрую волю тех, кто умеет "обыгрывать государство".

Голанд. Мне кажется, что Евгений Евгеньевич поставил вопрос принципиально. Он говорил о том, что на протяжении всего периода реформ правительство выполняет волю крупного бизнеса, который присваивает себе ренту, и это естественный неизбежный процесс, в который мы не можем эффективно вмешаться. Он заметил, что наблюдается улучшение в поведении крупного бизнеса в последние годы и надо на этот процесс положиться. Но, во-первых, не надо забывать о том, что правительство, действуя в угоду крупному бизнесу, привело страну к дефолту. Во-вторых, неверно, что оно всегда выполняло волю крупного бизнеса: правительство Примакова вело политику, учитывающую интересы более широких кругов, и как раз благодаря этому стабилизировало положение. После Примакова действительно произошел возврат к прежней политике, а хорошие экономические результаты объясняются в первую очередь не политикой правительства, а высокими мировыми ценами на наши экспортные товары.

Правда, можно сказать, что изменить ход исторического процесса мы все равно не можем и как все идет, так и будет идти. Но когда возникают кризисные явления, как, например, было во время дефолта, то наступает общественная потребность в смене курса. Наша задача, как я ее себе представляю, состоит в том, чтобы заранее попытаться подготовить такие перемены в плане научном и идейном. Как сказал классик, не пропадет наш скорбный труд.

@@@
Нужны ли российской власти деньги
Первый канал может лишиться Сибири
Позгалев не желает делиться
Политика: новости
Послание в темноте
Предвыборные обещания умножают инфляцию
Предвыборные страсти по губернскому бюджету

Президент Бурятии считает нарезку федеральных округов в России неправильной

@@ 2002-03-18 / Сергей Березин Жители Бурятии всегда охотно и с гордостью говорят о том, что их республика уникальна. Причем уникальна всем. Во-первых, озером Байкал. Во-вторых, природой. В-третьих, недрами, в которых скрыта почти вся таблица Менделеева. Но самое ценное и уникальное в Бурятии - люди. Судите сами, в республике с миллионным населением спокойно и бесконфликтно живут более ста национальностей. На фоне бесчисленных межнациональных конфликтов Забайкалье остается островом стабильности, мира и согласия. Как этого удалось достичь, "НГ" попросила рассказать президента Бурятии Леонида Потапова.



- Возможны ли, хотя бы гипотетически, межнациональные конфликты в Бурятии?

- Думаю, это исключено.

- На чем основана ваша уверенность?

- Давайте оглянемся на тот исторический путь, который народы Бурятии проделали вместе. Коренные народы республики - буряты и эвенки - занимались скотоводством, охотой и рыбалкой. Первые русские поселенцы привнесли землепашество. Столкновения интересов при этом не возникало. Наоборот, шел взаимный обмен хозяйственным и культурным опытом. Край наш суров, жизнь нелегка, и потому испокон веков человек здесь мог выживать только при поддержке другого человека. Отсюда и традиционное гостеприимство, взаимовыручка, душевная открытость, присущие жителям Бурятии. Другая важная составляющая - наши религии. Буддизм, православие, шаманизм всегда отличались веротерпимостью.

Нынешнее время поставило перед республикой много сложных вопросов, связанных с сохранением и развитием самобытной культуры и уникальной языковой среды коренных народов Бурятии, а также с созданием условий для самовыражения многочисленных национальных диаспор. Бурятия сегодня - это не только буряты, эвенки и русские, но и немцы, поляки, евреи, корейцы, азербайджанцы, украинцы, белорусы и представители многих других национальностей. Кстати, недавно у нас в республике побывала видная общественная деятельница из Польши. Ей очень хотелось найти примеры того, что поляки в Бурятии обделены вниманием. Я ей говорю, поезжайте в село Желтура, где воевал тогда еще будущий маршал Константин Рокоссовский. Там есть музей, созданный в его честь местными жителями. Поляков среди них нет, есть русские и буряты. Они действовали не по приказу, а по велению души, в знак глубокого уважения к полководцу, который по национальности был поляком. Она туда съездила, посмотрела и признала мою правоту.

- И что же необходимо сделать, чтобы национальная стабильность стала нормой жизни?

- В республиканском бюджете существует специальная статья расходов "Национальная политика". В последнее десятилетие выработаны цивилизованные и эффективные формы диалога между властью, обществом и представителями конфессий по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений. Проводятся съезды народов Бурятии, работает Ассамблея народов Бурятии, Всебурятская ассоциация развития культуры, создано более 20 национально-культурных центров, при президенте республики действуют советы старейшин, по делам религий, национальностей. Это как раз те механизмы гражданского общества, которые позволяют нам сверять свои действия с общественным мнением, не загонять национальные проблемы вглубь, не замалчивать их, а обсуждать открыто и конструктивно, вырабатывать оптимальные решения и в конечном счете решать.

К примеру, мы несколько лет в Москве добивались признания сойотов как малочисленного народа России. Было множество писем, обращений, обоснований, хождений по кабинетам. В итоге добились.

- В свое время обсуждалась идея объединения Бурятии с Агинским и Усть-Ордынским автономными бурятскими округами. Как вы к этому относитесь?

- Интеграционные процессы идут. Но не в смысле перекроя административно-территориальных границ трех субъектов Федерации. Такое объединение бурятского народа было бы чисто формальным. Все равно Усть-Орда экономически сильнее тяготела бы к Иркутску, а Агинское - к Чите. Сейчас, как мне представляется, акценты расставлены правильно. Создана Межпарламентская ассамблея Бурятии и автономных округов, землячества, успешно работает Всебурятская ассоциация развития культуры, которая является межрегиональной общественной структурой. В феврале этого года в Улан-Удэ прошел III Всебурятский съезд, в котором приняли участие делегаты из Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского округов, а также представители бурятских диаспор, проживающих вне автономий. Формируется единое информационное пространство: при содействии Иркутского регионального центра ИТАР-ТАСС уже более года еженедельно выходит в свет бюллетень "Бурятинформ", востребованный средствами массовой информации республики и округов.

- В большинстве республик России главы, как правило, - представители титульной нации. А в Бурятии президент - русский...

- Я глубоко убежден, что президент Бурятии, к какой бы национальности он сам ни принадлежал, должен представлять и защищать в равной степени права и интересы всех жителей республики, к какой бы национальности они ни принадлежали. В прежние времена было хорошее понятие - интернационализм. Так вот, президент обязан быть интернационалистом.

В свое время было много дискуссий на тему национального представительства во власти...

Я считаю, что необходимо соблюдать паритет. Когда в составе Народного хурала Бурятии стало 65 депутатов, долго обсуждались принципы так называемой нарезки округов. Если бы она велась чисто механически, как некоторые настаивали, могло оказаться так, что в парламенте бурятское население было бы представлено незначительным числом депутатов. Споры шли очень жаркие. Мне пришлось выступать и обращаться к русским депутатам Верховного Совета с просьбой понять недопустимость такого противоречивого положения дел. Разве русские чувствовали бы себя нормально в законодательном органе, где почти не представлен бурятский народ?

- Проведенные в конце 2001 года исследования показали, что серьезные проблемы существуют и у русского населения Бурятии. Об этом, в частности, заявили 90% опрошенных социологами экспертов.

- Результаты исследования, о котором вы говорите, стали предметом откровенного и подробного обсуждения в Совете по делам национальностей при президенте республики. Но сам факт существования этнонациональных проблем русских в Бурятии не является открытием. Важно помнить, что русские составляют большинство населения нашей республики, прежде всего ее промышленных центров. Социальные последствия экономического кризиса, сокращения промышленного производства, рабочих мест, особенно в оборонке, тяжким грузом легли на плечи русского населения. Поэтому сейчас первоочередными мерами должны стать усиление социальной помощи населению Бурятии в целом, реализация программ трудоустройства и переподготовки кадров, здорового образа жизни, поддержки семьи, материнства и детства. Нужна научно разработанная концепция национально-культурного развития русского населения полиэтнической Бурятии.

Многое сделано в плане возрождения храмов и приходов Бурятского благочиния Русской Православной Церкви. В частности, возвращен верующим Одигитриевский собор в Улан-Удэ, будет оказана помощь в его реставрации. Мы обсуждали этот вопрос с патриархом Алексием II. В сентябре прошлого года в столице Бурятии был открыт первый в России казачий кадетский корпус.

Мне отрадно, что в ходе упомянутого исследования подавляющее большинство экспертов охарактеризовали межэтнические контакты русского и бурятского населения как дружеские и спокойные.

- Как, на ваш взгляд, правительству удается реализовывать программу становления двуязычия в республике?

- Двуязычие - это сложнейшая проблема. Мы приняли комплекс мер по восстановлению изучения бурятского языка в школах. Он преподается, но, видимо, еще недостаточно полно. Официальное делопроизводство ведется на двух языках. Бурятская государственная телерадиокомпания значительную часть своего эфирного времени вещает на бурятском языке, а также на эвенкийском. Но устную бурятскую речь, особенно в столице республики, в повседневном общении между людьми, к сожалению, услышишь не часто. Когда эта ситуация изменится, я даже не берусь прогнозировать. Ведь очень многое зависит не от государственной политики в этой области, а от воспитания в семьях. Надо, видимо, учитывать и то, что русский язык является средством межнационального общения, в этом качестве сфера его применения объективно шире.

- Вы согласны с мнением, что президент Бурятии или политик, претендующий на эту должность, обязательно должен владеть бурятским языком?

- Я считаю, что эта проблема не столько законодательная, сколько нравственно-этическая. Владение языком коренного народа - это один из показателей добросовестности политика, занимающего или претендующего на высшую должность в любой национальной республике.

- Когда вы участвовали в выборах президента Бурятии в 1994 году и 1998-м, вас "экзаменовали" на знание бурятского языка?

- По-моему, это ни у кого не вызывает сомнений. Я часто общаюсь с людьми на бурятском языке, особенно во время поездок по республике. Все знают, что я вырос в бурятской среде. Во время войны мой отец и дядя ушли на фронт, мать осталась с тремя детьми на руках на северном прииске, где даже картошка не растет. Спасаясь от голода, мы перешли через горный хребет в плодородную долину, в бурятское село Аргада. Местные жители помогали нам всю зиму молоком и мясом, а когда настало лето, дали коз, участок земли, где мы посадили картошку. Так выжили.

- На годы вашего президентства в Бурятии пришелся пик экономической депрессии и социальных потрясений. Как вы сами оцениваете прошедший период?

- Это было очень сложное время, особенно середина 90-х годов. Забастовки, голодовки, пикеты… Всеобщая неуверенность в завтрашнем дне, непредсказуемость российской политики…

Применительно к Бурятии я бы разделил прошедший период на несколько этапов. Первый - становление системы государственной власти в республике, выработка подходов к управлению экономикой и социальной сферой, создание механизмов преодоления кризиса. Мы определились по большинству ключевых вопросов, связанных с разграничением функций между различными ветвями и уровнями власти в республике. Была принята Федеральная программа социально-экономического развития Бурятии, сформирован бюджет развития.

На втором этапе удалось добиться экономической и социальной стабилизации: началось погашение долгов работникам бюджетной сферы, пенсионерам, увеличился объем государственных инвестиций в экономику республики, поступлений в бюджет, стали возрождаться прежние и открываться новые производства.

А в 1999 году наступил третий этап - Бурятия вошла в режим роста экономики. По итогам 2001 года Бурятия лидировала среди сибирских регионов по темпам роста промышленного производства.

- И тем не менее недавно в самом центре Улан-Удэ мне довелось увидеть надпись: "Потапов, дай нам работу!"

- Почему Потапов должен дать, Путин или кто-то еще? Государство должно стимулировать создание рабочих мест, а не за руку на эти места приводить. Я считаю, кто может, хочет и любит работать, для тех найти работу сегодня - это не проблема. Конечно, много людей, которые когда-то были твердо и прочно защищены государством, оказались на долгое время без работы… Люди надломились, потеряли себя. Но сейчас в промышленности республики идет экономический рост. А без людей он невозможен. В целом же по республике, согласно статистике, в 2001 году число вакансий увеличилось в 9 раз.

Есть другая проблема: не на все профессии спрос растет равномерно. Многие квалифицированные специалисты ищут работу, которая бы соответствовала их социальному статусу и образованию. Ни на что другое не соглашаются. Я к ним отношусь с пониманием, ведь работа - это не только способ заработать на жизнь, но и основная форма самовыражения человека. Понятно, что хочется работать там, где были бы и полностью востребованы все профессиональные качества, и оплата была бы соответствующей, и труд был бы в радость.

- Как, на ваш взгляд, влияет на развитие регионов создание федеральных округов?

- Мне непонятен принцип их нарезки. Конечно, мы не знаем всех задумок президента России, всех его планов, но думаю, что административно-территориальное деление могло бы быть более совершенным. Екатерина Великая создала порядка 40 губерний, и они просуществовали 150 лет вплоть до революции 1917 года. Потом наряду с административно-территориальными районами были созданы еще и экономические районы. В Союзе их было, например, 19, а в России - 13. Сибирь, как мы помним, делилась на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы. В рамках этих крупных экономических районов и шло планирование.

@@@
Президент Бурятии считает нарезку федеральных округов в России неправильной
Президент в Самару так и не попал
Приказано: обезвредить!
Путина "запрограммировали"
Регионы ответят за надбавки к зарплате
Россия сегодня, завтра и через десять лет. Страна и власть
Свердловских рабочих довели до протеста

Сверяясь с кремлевскими часами

@@

В Карелии и.о. президента получил поддержку ассоциации "Северо-Запад" и синий больничный халат

2000-01-13 / Николай Ульянов, Андрей Фарутин



Владимир Путин с председателем правительства Республики Карелия Сергеем Катанандовым.

Фото Василия Петухова

ИМЕННО такое пожелание: "Сверять курс по кремлевским часам" - работавший тогда заместителем руководителя администрации президента Владимир Путин высказал 1 июня 1998 г. вступавшему в должность председателя правительства Карелии Сергею Катанандову, вручив ему во время инаугурации символические "президентские часы".

Карельский лидер об этом чуть было не забыл, официально выступив на недавних выборах в Госдуму России на стороне "Отечества". Однако же вступление самого Путина в должность и.о. главы государства примирило с Кремлем не только Катанандова, но и ряд других губернаторов, прежде открыто подчеркивающих свою оппозиционность центральной власти.

В Петрозаводске о визите Владимира Путина иначе как о приезде "президента" не говорили. Первоначально проведение встречи руководителей республик и областей российского Северо-Запада планировалось в Санкт-Петербурге. Похоже, именно по настоянию и.о. президента его перенесли в Карелию, глава которой не настолько активно проявил оппозиционность федеральному Центру в минувшей выборной кампании, как губернатор Северной Пальмиры Владимир Яковлев, являющийся председателем ассоциации "Северо-Запад". Видимо, такой ход тоже содержал в себе намек местным элитам о том, сколь высокой должна быть степень понимания ими интересов Кремля для обеспечения полезного для регионов взаимодействия.

И.о. главы государства с нетерпением ждали на заседании координационного совета - он обещал появиться во второй половине дня. Однако после приземления президентского самолета Путин отправился не в экспоцентр "Карелия", а в детскую республиканскую больницу. И.о. президента одели в больничный синий халат и провели по отделениям. На встрече с врачами Владимир Путин распорядился выделить средства в размере около 2 млн. долл. на новое кардиохирургическое оборудование для больницы. Позднее, общаясь с журналистами, он рассказал, что главврач больницы в первую очередь пожаловалась ему на бедственное материальное положение медиков. И.о. президента дал поручение правительству подготовить программу повышения денежного содержания работникам бюджетной сферы.

О политике и предстоящих выборах глава государства говорить отказался: "Давайте в таком месте, как детская больница, о предвыборной кампании говорить не будем". Вместе с тем по тому, сколько времени Путин уделил раздаче автографов медикам, было понятно, что это посещение задумано в рамках предвыборной кампании. Главным образом реакция врачей и медсестер на встречу с Путиным была следующей: "Какой же он молодой!"

На заседании координационного совета ассоциации "Северо-Запад", в котором после посещения больницы принял участие Владимир Путин, предполагалось рассмотреть довольно много важных для региона вопросов. Однако около половины пятого программа заседания по предложению председательствовавшего губернатора Владимира Яковлева была сокращена - он выступил с официальным заявлением от имени членов координационного совета ассоциации "Северо-Запад", в котором выражалась поддержка Путина как кандидата в президенты. Премьер поблагодарил за оказанное доверие, однако напомнил, что основная цель заседания - производственная, и предложил присутствующим задать интересующие вопросы ему лично, а также сопровождающим его в этой поездке министрам финансов, экономики, здравоохранения, сельского хозяйства, по атомной энергии.

@@@
Сверяясь с кремлевскими часами
Север - наша земля
Сенатор Виктор Добросоцкий: "Федерализм - дело тонкое"
Ситуация в Чеченской республике
Соблазны и искушения
Третий срок Василия Стародубцева
Устранение парадоксов между пенсией и зарплатой

Учителя обиделись на Починка

@@

Новая концепция реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы не улучшит жизнь российского учительства

2003-01-17 / Наталья Савицкая



На днях перед зданием Госдумы РФ вдруг появились пикетчики с требованиями повысить зарплату учителям. Странно... Вроде еще совсем недавно глава Минтруда Александр Починок бодро вещал с экрана о росте зарплаты учителей, врачей... С чего ж пикет-то? Что? Написано на лозунге: "В России нет наверняка министра хуже Починка..." Совсем уж непонятно... Чем это вдруг министр не угодил? Ведь почти готова новая концепция реформирования системы оплаты труда организаций бюджетной сферы. В ней нет прежней единой тарифной сетки, мы переходим к отраслевой системе оплаты труда... Так что, ура!

"...Документ, который рассматривается сегодня, не улучшит жизнь российского учителя, а возможно, и ухудшит ее", - говорит комитет по образованию и науке ГД РФ и предлагает срочно рассмотреть альтернативный вариант проекта. "Может, все-таки президента страны не полностью информируют!" - нервно восклицает председатель профсоюза работников народного образования Владимир Яковлев. "Как быть с позицией президента, который неоднократно подтверждал свои намерения не ущемлять положения бюджетников..."

По мнению думцев и профсоюза, рост зарплаты в 1,33 раза, который должен быть уже с октября этого года, даже не перекроет возросшего прожиточного минимума… Учительская зарплата так и не стала равной средней заработной плате в промышленности. Так что "...если государство записало для себя, что образование - приоритет государственной политики, то оно должно как минимум взять учительство под зону ответственности федеральной власти, нужны федеральные гарантии по оплате учительского труда..." - требует комитет ГД РФ.

"Невозможно, - отвечает на все это неутомимый Минтруда. - Сегодня из федерального бюджета мы оплачиваем только 20% работников социальной сферы. И если мы дадим федеральные гарантии на учителей, их надо будет выполнять. Дополнительных денег в федеральном бюджете на учителей нет. Нехорошо получится. Вот сегодня хотят переложить оплату учительского труда с муниципального уровня на региональный. Так пусть субъекты Федерации учителями и занимаются..." Только субъекты-то у нас разные... богатые, бедные... Уже сегодня задолженность по выплате зарплаты учителям в некоторых регионах России возросла до 1 млрд. рублей (справка ГД РФ).

Олег Смолин, член комитета по образованию и науке ГД РФ, недоумевает еще и по другому поводу. Недавно пытались отнять льготы у сельских учителей (кажется, отложили рассмотрение вопроса до 2005 года). В материалах к проекту федерального бюджета на 2003 год предлагалось прекратить действие статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальном развитии села", которое гарантировало повышение на 25% окладов и тарифных ставок учителей сельских школ. Вдобавок с первого января 2003 года планировали приостановить действие постановления ВЦИК РСФСР "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках", принятого еще в 1930 году. Этот документ все это время гарантировал учителям села бесплатное предоставление жилья, бесплатное отопление и освещение... Вот эти льготы и хотели убрать, но вовремя одумались. Учитывая, что все расходы образовательных учреждений финансирует учредитель, Минобразования и Минтруда России теперь совместно разрабатывают предложения об установлении нормативов выплат льгот по коммунальным услугам педагогам. На основе этих нормативов законодательная и исполнительная власти на местах будут решать, какие льготы назначать. Кстати, несложно представить себе, чем взрывоопасна ситуация с отменой льгот? Осложнится быт учителя на селе - молодые педагоги покинут школы. Не будет школы - вымрет село. Кроме того, к кому сельчане чаще идут за советом? Правильно, к учителю. Ай, ай, какой непопулярный шаг, какой неуклюжий пиар правительству... А выборы-то не за горами!

Теперь еще бы понять, почему вопрос зарплаты учителей должен волновать всех нас, простых и смертных (о "несмертных" - речь не ведем)? Ведь "прежде всего мы - родители, а все остальное - потом". И вопрос будущего каждой семьи напрямую зависит от того, кто и как учит ребенка в школе. Сами понимаете, когда учитель "борется за жизнь", а по новому проекту зарплата молодого учителя школы составит 60% прожиточного минимума, требовать качества образования от школы даже как-то совестно. Нет сомнений, что новый проект реформирования системы оплаты труда правильно ставит акценты: кому платить меньше, кому больше. Схема тарифных ставок действительно разумна и логична, но… маленький нюанс: разница в зарплатах минимальных и максимальных ставок в одной категории составляет 200-400 рублей. Есть ли стимул для профессионального роста педагога? В общем, оклад молодого преподавателя (по новому проекту) 2100 рублей, профессора - 3735 рублей. Оклад учителя со средним образованием - 1440 рублей, с высшим - 1750 рублей, самолет до Новосибирска, "Мекки" русской науки, - 5265 рублей, учебник для вуза - 250 рублей… При чем здесь самолет и книга? Да просто в "презренные" доперестроечные времена зарплата у профессора была 420 рублей, билет на самолет Новосибирск-Москва - 26 рублей, а книжка - 40 копеек.

Ситуация вокруг зарплаты волнует и президента. Как раз в декабре Владимир и Людмила Путины (19 и 20 декабря) говорили о зарплате учителей. Президент в прямом диалоге с народом выразил неудовлетворение тем, что оплата учительского труда привязана к количеству часов. Людмила Путина на заседании в Центре русского языка поднимала вопрос о перегрузке учащихся. Учитель не успевает готовиться к предметам, недорабатывает на уроке. "Добирает" на репетиторстве, а в результате - дети перегружены... Президент видит разрешение ситуации в переходе на отраслевую систему оплаты труда.

@@@
Учителя обиделись на Починка
Федеральный Центр вынужден решать проблемы регионов
Формула будущего России
Фракция ОВР предъявляет правительству требования
Чрезвычайщина по-красноярски