"Честному человеку бояться полиграфа смешно"

@@

Николай Ковалев поддерживает идею об узаконивании проверки госчиновников на детекторе лжи, но понимает, что общество к этому не готово

2001-12-22 / Андрей Викторов Государственная Дума РФ намерена рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральный Закон "О государственной тайне". Группа парламентариев предложила подвергать обязательной проверке на полиграфе (детекторе лжи) граждан, работа которых связана с государственными секретами. Вчера вопрос об использовании полиграфа рассматривался на парламентских слушаниях. О правовых и моральных аспектах применения "детектора лжи" корреспондент "НГ" расспросил председателя думской комиссии по борьбе с коррупцией, экс-директора ФСБ Николая Ковалева.



- Николай Дмитриевич, идея применять полиграф в отношении госслужащих принадлежит вашей комиссии?

- Нет. Предложение внести изменения в закон о гостайне поступило от фракции коммунистов еще в 1998 году. Но в Госдуме вопрос пока еще не был рассмотрен, хотя, насколько я знаю, он стоит в плане. Первоначальный срок рассмотрения - октябрь этого года.

- Почему произошла задержка?

- Вполне возможно, по каким-то техническим причинам. Кроме того, не стоит забывать, что мнение депутатов о применении полиграфа неоднозначное. Юридические аспекты использования прибора довольно сложные, необходимо все четко прописать. В данном случае нельзя работать в системе координат "черное и белое".

- Вы хотите сказать, что некоторые депутаты воспримут новшество в штыки?

- Ясно, что демократическое крыло не поддержит этот законопроект. Мотивация в данном случае одна: покушение на основные права и свободы гражданина, гарантированные Конституцией. Я уверен, что будет использован достаточно стандартный набор общих фраз. Но почему во всем мире применение полиграфа не считается ущемлением прав человека? Почему ведущие демократические страны используют полиграф и при этом не говорят, что это возврат к тоталитаризму?

- А как вы лично относитесь к возможности применения детектора лжи?

- Абсолютно положительно. Честному человеку бояться проверки на полиграфе просто смешно. Если будет существовать государственный контроль за использованием аппарата, появятся запатентованные методики опроса, если нет вреда здоровью - почему бы нет. Это лишний инструмент, помогающий установить истину.

Правда, не стоит забывать, что полиграф - вспомогательный инструмент, своеобразное подспорье. На основании только его показаний принимать решение, конечно, нельзя.

- Известно, что сейчас полиграф активно используют в негосударственных структурах…

- Нельзя закрывать глаза на очевидные факты. Сегодня во многих службах безопасности и в коммерческих структурах применяют полиграф. С его помощью работодатель фактически диктует служащим свои условия. На основании выводов полиграфа человека могут уволить или даже обвинить в причастности к преступлению. Именно здесь идет грубейшее нарушение прав человека.

- Но ведь все испытания с применением полиграфа в коммерческих предприятиях добровольны?

- Конечно, испытуемый может отказаться. Но подобное действие расценивается как нежелание способствовать установлению истины со всеми вытекающими последствиями.

- Быть может, дело в боязни "засветить" вопросы личной жизни?

- Не исключено. И именно поэтому круг вопросов обязательно должен быть описан законодательно. Тем более если речь идет о государственных служащих, которые допущены к гостайне.

- Если поправки к закону будут приняты, госслужащие должны будут тестироваться на полиграфе добровольно?

- Мой взгляд на это состоит в следующем. Человек, который поступает на государственную службу, добровольно налагает на себя ряд ограничений. Он добровольно идет на это, понимая, что, работая госслужащим, он может подвергаться проверке, негласному контролю. Возьмем реальную жизнь. В коммерческих структурах зачастую работника официально предупреждают, что он может быть подвергнут подобной проверке. Вообще нам нужно разработать и принять законодательно кодекс поведения госслужащего. На Западе это все есть. Передовые страны дают нам пример - там описывается кодекс поведения государственного служащего. Проблема в том, что их лекала нам не подходят. Например, в подобных кодексах некоторых стран записано: "Государственный служащий не должен брать взяток". Что это для России? Ну, давайте напишем так же. Изменит ли это ситуацию? У нас должно быть четко прописано, например: "Запрещается без санкции руководителя встречаться с ворами в законе". Если это твоя работа, к примеру, работа оперативника, - поставь в известность руководителя, получи соответствующее "добро", чтобы оставался соответствующий след. Но не должно быть личных дружеских связей с представителями структур, на деятельность которых этот чиновник может повлиять. Во всем мире это признается как одно из проявлений коррупции.

- Сейчас применение полиграфа практически не предусмотрено законодательно. Получается, что все исследования в коммерческих структурах проходят незаконно?

- Это и есть нарушение прав человека. Парадоксальная ситуация - общество мирится с нарушением прав человека со стороны коммерческих структур и борется за то, чтобы государственные органы не имели возможности такого контроля.

- Почему?

- В основе два пункта. Во-первых, это политические соображения. Во-вторых, модный за последнее десятилетие тезис о всесилье КГБ - эта карта была хорошо разыграна. Я ставлю сразу несколько вопросительных знаков насчет "всесилья". Да, были попытки проникновения в некоторые сферы деятельности, которые контролю не подлежали. Но с другой стороны, по требованию демократической общественности сейчас мы не контролируем общественные организации, партии. К чему это привело? Расцвел махровым цветом национализм, религиозный фанатизм - все из-за того, что потерян контроль во многих структурах. А те же массовые погромы, о подготовке которых почему-то никто не знает. А раньше нам почти всегда удавалось получить упреждающую информацию, особенно если речь идет о каких-то массовых погромах, где вовлечено большое количество людей. Например, несколько лет назад мы не допустили разгрома азербайджанцев, продавцов цветов в районе станции метро "Коломенская". Сработали на упреждение. На определенном этапе развития нашего общества все мы - и государство, и само общество - увлеклись защитой собственных граждан от спецслужб. А получилось в итоге, что бросили своего гражданина на произвол судьбы.

- Как вы считаете, будут ли все-таки приняты поправки к закону?

@@@
"Честному человеку бояться полиграфа смешно"
«Платиновый» тур для столпов вертикали власти
Александр Назаров: Госсовет - не "утешительный клуб" для региональных лидеров
Америке больше не нужны дипломаты
Бедность населения тормозит развитие отечественной экономики
Военные приравнены к госслужащим
Военным повысят оклады, но дотянут до этого не все

Государство мечтает жить по средствам

@@

Президент обратился к думцам с бюджетным посланием

2000-06-01 / Андрей Литвинов



ВЧЕРА Владимир Путин внес в Государственную Думу бюджетное послание на 2001 год. Именно этот документ должен определить основные параметры бюджетной политики правительства на следующий год и среднесрочную перспективу. Бюджетное послание президента, как правило, становится основой для экономической части послания президента Федеральному собранию, официальное оглашение которого предварительно намечено на первую половину июня.

Главными целями бюджетной политики в среднесрочной перспективе в послании названы снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение государственных обязательств, концентрация ресурсов государства на решении приоритетных задач. На первом месте в списке приоритетов бюджетной политики стоит принятие налоговых законов, далее следует пересмотр объема и структуры обязательств бюджета. Напомним, что на прошлой неделе президент обратился в Государственную Думу с письмом, где изложил основные принципы налоговой реформы.

Содержание послания дает понять, что в ближайшее время власть пойдет на существенный пересмотр своих социальных обязательств перед населением. Существующее сейчас положение охарактеризовано как "своеобразный контракт между государством и обществом, одна из сторон которого не в полной мере исполняет свои обязательства, а другая пользуется зачетами, льготами, отсрочками, чтобы не исполнять свои". Основным принципом социальной политики государства должна стать адресная социальная поддержка, вновь подтверждается необходимость перехода к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Впрочем, в послании обещано, что сокращать расходы власть будет и за свой счет. Бюджетная политика будет способствовать одной из целей реформы власти - "разумному уменьшению числа государственных служащих". Начиная со следующего года органам исполнительной власти будет запрещено пользоваться внебюджетными источниками финансирования.

@@@
Государство мечтает жить по средствам
Государство может стать неуправляемым
Демократия по-адыгейски
Джордж Буш-младший: всерьез и надолго
Может ли российская власть изменить закон Ньютона?
НЕГА сообщает
На бирже труда таких вакансий нет...

Ново-огаревские процессы

@@

Будущий премьер позаботился о ветеранах, колхозниках и госслужащих

2008-04-01 / Наталья Меликова



Традиционное совещание президента с ключевыми членами кабинета министров вчера из Кремля было перенесено в Ново-Огарево. В ожидании Владимира Путина министры курили на балконе второго этажа гостевой резиденции. И эта неторопливая сцена была охарактеризована одним из высших государственных служащих как «ново-огаревский процесс». Министры, возможно, уже знали, что действующий глава государства подписал указ о повышении зарплат госслужащим. Впрочем, вчера на совещании речь шла не о них, а о ветеранах и колхозниках.

@@@
Ново-огаревские процессы
Основные направления антикоррупционной политики России
Премьеру Фрадкову с полным пониманием
Путина приняли по-королевски
Размышления у парадного подъезда
Теракт, изменивший историю
Условия выживания и предпосылки развития российской экономики

Чиновникам пора в университеты

@@

Придворные академии не решают проблему эффективности госслужбы

2008-02-13 / Александр Леонидович Стризое - доктор философских наук, профессор Волгоградского государственного университета.



Внимательное наблюдение за судьбой многих реформистских начинаний российского президента и правительства последнего десятилетия убеждает, что основные проблемы с внедрением инноваций возникают не столько от «плохих» законов и даже от нехватки средств, сколько от плохого правоприменения, неквалифицированной работы государственных служащих и управленцев разных уровней, их безграмотности и пассивности, часто превращающихся в откровенный саботаж. Среди комплекса мер по борьбе с этими бедами российской власти выделим одну – кардинальное изменение в системе подготовки и отбора государственных и муниципальных служащих и повышения их квалификации.

@@@
Чиновникам пора в университеты
Чиновники позаботились о своем будущем