"Если правительство плохое, об этом надо говорить"

@@

Глава Генерального совета "Единой России" Александр Беспалов считает, что его партия должна контролировать исполнительную власть

2002-03-11 / Ольга Тропкина До начала кампании по выборам в Государственную Думу остается меньше года. Одну из самых влиятельных политических структур - "Единую Россию" фактически ведет на выборы 2003 года питерец Александр Беспалов. Как и в случае с другими представителями питерской команды, его появление в среде российской политической элиты было достаточно неожиданным. Устранились ли Шойгу, Лужков и Шаймиев от партстроительства? Как "Единая Россия" будет строить свои отношения с властью? Какие еще радикальные изменения в законодательство готовит партия власти? На эти и другие вопросы "НГ" отвечает глава Генсовета "Единой России" Александр Беспалов.



- Александр Дмитриевич, складывается впечатление, что именно вы сегодня являетесь фактическим руководителем партии "Единая Россия", а Шойгу, Лужков и Шаймиев от партийного руководства просто отстранились.

- Что касается фактического главы партии, то на прошедшем политсовете я высказался однозначно - у нас есть лидеры, которые дают видение будущего, а есть управленцы, которые ежедневно воплощают в жизнь политику партии. Я себя отношу к управленцам, которые должны решить поставленную задачу - построить партию. Что я и делаю. Как это воспринимается - вопрос второй. Да, я требую исполнения устава. Согласитесь, что все три объединившиеся структуры обращались к одной и той же группе избирателей. И мы не скрываем, что одни структуры были созданы против других. Но пора конфронтации прошла, настало время договариваться ради общей цели.

- В свое время вы уже были одним из руководителей так называемой "партии власти" - ответственным секретарем НДР, - структуры, которая в результате потерпела крах.

- Я был ответственным секретарем ленинградского отделения НДР. Это была не так называемая "партия власти", а действительно партия власти. Я бы сказал, что это был клуб начальников, который и выражал интересы начальников. Никакой работы "внизу" не было, все сводилось к разовым мероприятиям.

- Судя по вашему выступлению на политсовете, "Единая Россия", наоборот, всеми силами старается дистанцироваться от "начальников", но почему-то по большей части от региональных.

- Мы не дистанцируемся от губернаторов. Участвовать в создании партии или нет - их право. Но "карманных" региональных партий больше не будет по закону. А "Единая Россия" - это федеральная партия и создается она не для них.

- И замглавы администрации президента Владислав Сурков, и сопредседатель высшего совета "Единой России" Минтимер Шаймиев говорили о необходимости конкуренции. Как вы думаете, реально ли сейчас с вами конкурировать на центристском поле и какая партия могла бы с вами всерьез побороться?

- На самом деле наша задача - потеснить КПРФ. Они все-таки обманывают своих избирателей, боятся нести ответственность и на самом деле не хотят власти.

- Чем вы собираетесь привлекать электорат КПРФ? Социальной направленностью программ?

- Я не хочу сейчас выдавать секреты. Но коммунистов обязательно "отодвинем", потому что мы собираемся выражать интересы большинства населения. Нас точно так же не устраивает и позиция правых, которые предлагают все капитализировать, а "кто не выжил - мы не виноваты". Это не для нашей страны.

- То есть вы верите в то, что люди будут голосовать именно за ваше "внутреннеее содержание", а не за то, что вы - партия, созданная властью? Но избиратели не читают партийных программ.

- А избирателям и не надо читать программы. Должны быть люди, которые до них это доносят. У нас сейчас нет нормального политического диалога с избирателями, ему никто ничего не объясняет. О них вспоминают накануне выборов и начинают морочить голову баснями. А мы попробуем этот диалог вести.

- В своем жестком выступлении на семинаре "Единой России" Владислав Сурков открыто дал понять, что администрация президента непосредственно курирует строительство вашей партии. С одной стороны, он пожелал вам большей самостоятельности от власти, а с другой - сравнил вас с фирмой, в которую Кремль вкладывает власть, рассчитывая на ее приумножение. Странная самостоятельность получается...

- Все пропустили вводную часть его выступления. Он ведь не говорил только о "Единой России". Он говорил, что мы создавали три партии - НДР, "Единство" и "Отечество" со "Всей Россией". И сказал: "Давайте назовем то, что сделала администрация президента, партией власти и поговорим о том, что за прошедшие годы она ничего не сделала". В Конституции записано, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Поэтому если сравнивать партию с акционерным обществом, то "прибыль" - это завоевание голосов избирателей. Мы же открыто говорим, что поддерживаем президента. Поэтому эти голоса идут не только в нашу, но и в его "копилку". А абсолютной независимости от власти, наверное, все-таки не существует даже нигде в мире.

- А что для вас "оптимальная" самостоятельность партии от власти?

- Это право принимать решения. Причем объективные. Если правительство плохое, если оно проводит антинародную политику, надо иметь возможность о этом сказать.

- Администрация президента обвинила партию в отсутствии каких бы то ни было инициатив. В то же время ваша последняя инициатива о радикальных поправках в избирательное законодательство была забракована самим Кремлем, да и Центризбиркомом. Не кажется ли вам, что солидность партструктуры определяется ее способностью доводить до конца свои обещания?

- Я по-прежнему считаю, что в требовании о пятидесяти процентах от списочного состава населения есть здравое зерно. Надо сделать так, чтобы не отвращать граждан от демократического процесса. Теперь что касается методов. У нас было закрытое заседание Генсовета, а потом двое уважаемых его членов взяли и поделились его решениями со СМИ. И пришлось вступать в дискуссию. Я противник подобного рода действий, но что сделано, то сделано. И я вас уверяю, что порог явки в пятьдесят процентов от списочного состава в итоге все-таки будет. Поэтому наши требования у некоторых губернаторов вызывают истерику. Я говорил на тему наших предложений с Александром Вешняковым. Уверен, что в душе ему хотелось бы, чтобы были пятьдесят процентов от списочного состава плюс один голос. Ведь в таком случае легитимность выбранного губернатора не ставилась бы под вопрос и не понадобилось бы думать о том, оставлять кому-то третий срок в качестве главы региона или нет. А если за человека голосует более пятидесяти процентов от списочного состава населения субъекта РФ, то ограничивать сроки не надо. Если он пять сроков подряд наберет более пятидесяти процентов, зачем его искусственно менять?

- Но большое количество несостоявшихся выборов - это существенная нагрузка на бюджет.

- Вопрос стоит по-другому. Надо отдавать бюджетные деньги в надежные руки. Если глава субъекта Федерации не смог построить диалога с населением, то пусть не нарушает Конституцию. Я уверен - президент вправе назначить указом на определенный срок того человека, которому он доверяет большие бюджетные средства.

- Последние данные ВЦИОМ показывают, что рейтинг снизился не только у СПС, но и у "Единой России".

- Я ничего плохого не хочу сказать про ВЦИОМ, но у нас все цифры появляются всегда не просто так. Рейтинг "Единой России" был обнародован перед заседанием политсовета. А почему он в другой день-то не появился? Думаю, что "потерянные" нами проценты - это статистическая погрешность.

- Создается впечатление, что вы создаете некую параллельную вертикаль исполнительной власти по контролю за губернаторами.

- Партия не собирается решать проблемы за губернаторов, но если губернатор войдет в партию, то мы с него будем строго спрашивать. Исполнительная власть пусть работает спокойно, никто на нее не посягает, но контролировать будем. "Единая Россия" - это фактически "общественный партийный контроль" за деятельностью глав субъектов РФ и за проведением ими в жизнь, например, послания президента. А кому еще контролировать? Вот, к примеру, в регион приходят трансферты из Центра. И региональные средства, и трансферты сваливаются в "одну кучу". Главы регионов даже своему окружению ничего не говорят и не отчитываются. Возьмите Хабаровский край, где очень сильный губернатор, и спросите у Виктора Ишаева, как в его региональном бюджете делятся средства из Москвы и региональные поступления. Я вам скажу, что средств Москвы в бюджете Хабаровского края гораздо больше. Именно поэтому в регионе более или менее все благополучно.

- Рано или поздно партии придется определяться с приоритетами. Но такие государственные мероприятия, как борьба с беспризорностью, построение миграционных лагерей для беженцев и "оздоровление нации", очень затратны. Между тем государство собирается сокращать свои социальные обязательства из-за нехватки средств. Но какая же партия пойдет на "сокращение" своих обещаний перед выборами?

- Дело не в выборах. Есть вещи, которые все равно надо делать. Разве можно на этом экономить? А наши приоритеты мы обозначим в программе обязательно.

- Какие еще радикальные изменения в законодательство вы готовите?

@@@
"Если правительство плохое, об этом надо говорить"
"Истинное блаженство"
IT-грабители с виртуальной дороги
Американские спонсоры пришли в "Открытую Россию"
Безмолвная катастрофа в Костроме
Бесовщина телевидения
Будущее России

Бывшие соцстраны - группа научного риска

@@

Именно сейчас интерес к польской науке на Западе начал уменьшаться, считает вице-президент Польской академии наук Януш Тазбир

2001-10-18 / Татьяна Изотова Сегодня завершаются Дни польской науки в России. В рамках этого мероприятия с 13 по 18 октября в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве состоялось несколько десятков российско-польских семинаров, симпозиумов и выставок. Организаторами Дней польской науки в России стали Польская и Российская академии наук. О сегодняшнем состоянии польской науки рассказывает вице-президент Польской академии наук, выдающийся польский историк, почетный доктор РАН, профессор Януш Тазбир.



-ПАН ПРОФЕССОР, не секрет, что наука в странах бывшего социалистического содружества переживает трудные времена. В какой степени, на ваш взгляд, общие тенденции применимы к Польше? В чем специфика польской ситуации?

- Польша с точки зрения трудностей, связанных с финансированием научных исследований, не отличается от других стран социалистического лагеря. Все мы оказались некоторым образом в переходном состоянии: финансирование из государственного бюджета подверглось резкому уменьшению, а местное самоуправление еще не научилось инвестировать свой бюджет в науку. Что касается научных фондов, от которых так многого ждали, - они находятся пока в зачаточной стадии развития.

- Прокомментируйте, пожалуйста, ваше высказывание: "Польские наука и культура добились суверенитета гораздо раньше, чем польское государство".

- Не единожды в своей истории Польша играла роль окна в Европу для центрально-восточной части нашего континента. Подобное имело место в ХVII веке, когда Россия знакомилась с письменностью Запада через польские переводы. В ХХ веке, в эпоху сталинизма, который по причинам, на сегодняшний день не вполне ясным, принял в Польше гораздо более спокойные формы, исследователи, занимающиеся более ранними периодами истории, обладали относительной свободой. Цензурные вмешательства были здесь редкими и касались главным образом польско-русских отношений.

Очередные политические кризисы, которые страна переживала в 1956-1981 годы, существенно расширили рамки цензурных свобод. Как культура, так и наша наука с гуманистикой во главе все шире открывали окно в Европу. Этим пользовались не только сами поляки, но и наши соседи, по воле решений Ялтинской конференции оказавшиеся в одном блоке государств. В Варшаву и другие польские города приезжали, чтобы посмотреть западные фильмы, познакомиться с новейшей художественной литературой, изданной в Европе. То есть с целью увидеть и прочитать все то, что было недоступно у них на родине.

В такой же, если не в большей мере это касалось научных контактов. С 1956 года публикации, издаваемые на Западе и в США, были у нас в свободном доступе. Значительная их часть практически тут же переводилась на польский.

- Сегодня польские научные круги бьют тревогу по поводу катастрофической ситуации в науке. Даже создан Комитет спасения польской науки, который, в частности, обратился с открытым письмом к обществу, подписанным виднейшими польскими учеными. Насколько эффективны подобные акции?

- Комитет практически остановил свою деятельность под влиянием убеждения о малой эффективности его действий. Оказалось, что ни в одном польском правительстве из тех, что возникали после 1989 года, не было такого количества научной элиты, как в кабинете премьера Ежи Бузека (то же самое касается состава последнего парламента). И ни одно из этих правительств не обнаружило столь же мало понимания проблем, стоящих перед наукой, как сменившийся уже кабинет. Как парламенту, так и средствам массовой информации не хватило понимания, что инвестиции в науку с учетом дальней перспективы чрезвычайно рентабельны, примером чего может быть Финляндия, которая значительный процент бюджета предназначает на потребности науки.

- Существуют ли инструменты воздействия на государственную политику и лежит ли "спасение" польской науки в кругу возможностей государства? Можно ли рассчитывать на другие источники финансирования? Польша, например, участвует в международных программах ЕС, которые дают и финансовую поддержку, и возможность для польских ученых заявить о своих достижениях в мире.

- Наиболее действенным способом влияния на политику государства в области науки было бы создание соответствующего лобби в сейме и сенате, в которое вошли бы представители важнейших политических группировок. Учитывая, как много докторов наук, профессоров и других научных работников заседают на депутатских скамьях, можно было ожидать, что они создадут именно такое лобби, стоящее вне политических разногласий. Упования эти, однако, оказались в большой мере необоснованными. Быть может, ситуация изменится с момента вхождения Польши в структуру Европейского сообщества, но это пока вопрос будущего.

В настоящий же момент надежды научного мира связаны с двумя факторами. Возникновением наконец вышеупомянутого лобби, а вслед за ним и "группы пронаучного натиска" в рамках нового парламента. И увеличением интереса различных фондов к развитию науки. Но для этого должны быть предоставлены определенные налоговые льготы, такие, как в Западной Европе или США (вычет из налоговых обязательств сумм, инвестированных фондом или предприятием в науку). Один лишь пример: крупнейшая в Европе (а пожалуй, и во всем мире) библиотека в Wolffenbuttel, обладающая богатейшим книжным собранием XVI-XVIII веков, постоянно увеличивает свои собрания, устраивает частые конференции, публикует ценные труды, касающиеся этого периода. И все за счет фондов фабрики автомобилей Volkswagen.

- Вы как-то заметили, что труды выдающихся польских ученых, как правило, не известны на Западе, и это зачастую связано с отсутствием интереса к Польше. Но, с другой стороны, существуют факты (например, статистика посещений ПАН западными учеными) возрастающей заинтересованности Запада польской наукой...

- Именно сейчас интерес к польской науке на Западе начал уменьшаться. Мы можем этот процесс остановить, но при условии, что найдутся средства для выезда наших исследователей в заграничные лаборатории, библиотеки и архивы и для участия польских ученых в международных конференциях. Обязательным является создание постоянного фонда, из которого бы покрывались расходы, связанные с переводом польских научных трудов на так называемые языки конгресса, а также увеличение числа научных журналов, выходящих в Польше на этих языках. Кроме того, необходимо установить связи (как это делает, например, Венгрия) с уважаемыми издательскими фирмами на Западе, которые при нашей финансовой поддержке издавали бы польские работы.

- Ваша оценка сегодняшнего состояния польской науки в целом. Каков прогноз?

- Большая часть научных дисциплин в Польше страдает сейчас из-за недостаточного инвестирования. Если мы не обеспечим лабораториям соответствующее оборудование западноевропейского уровня, а библиотекам регулярное получение (главным образом через закупку) новейшей литературы по предмету, наших исследователей перестанут приглашать на международные конференции, так как они не смогут сообщить ничего нового. Еще более важный - а может быть, и наиболее важный! - момент - выбор такой исследовательской тематики, которая могла бы привлечь к сотрудничеству партнеров из других стран Европы. Следовательно, это не могут быть темы частные, второстепенные, расходящиеся с актуальными интересами мирового научного сообщества.

@@@
Бывшие соцстраны - группа научного риска
В СНГ появились миротворцы
Во взаимоотношениях двух палат парламента заложен конфликт
Высшая мера для высшей школы
Коммюнике совещания "Группы восьми" на Окинаве 2000 года
Марек Сивец отличает политику от эмоций
Мафию побеждают одиночки

Мораторий на регистрацию СМИ не введут

@@

В Минпечати и в правительстве отвергают намерение ограничить рынок средств массовой информации

2001-02-21 / Ольга Тропкина







Михаил Лесин.

Можно только удивляться способности Министерства печати последовательно давать повод средствам массовой информации вновь и вновь обсуждать тенденцию по ущемлению свободы слова в России.

На этот раз таким поводом стали слова заместителя министра печати Владимира Григорьева, который в интервью английской газете "Financial times" якобы заявил о том, что правительство и соответственно само министерство планирует "как минимум год" не выдавать лицензии новым СМИ. Причем эти планы касаются всех средств массовой информации без исключения - газет, журналов, радиостанций, телевизионных каналов и интернет-изданий. В опубликованных в Интернете выдержках из интервью Григорьев мотивирует эту инициативу Минпечати тем, что российский рынок рекламы "слишком мал, чтобы выдержать всех", поэтому необходим баланс между размерами рекламного рынка и количеством СМИ". При этом, согласно опубликованной информации, замминистра заявил, что сейчас правительство обсуждает запрет на новые средства массовой информации с экспертами в области СМИ и права в Госдуме. Выводы самих средств массовой информации не заставили долго ждать, и новая инициатива тут же превратилась в сенсацию. На фоне последних событий вокруг "Медиа-МОСТа", а также периодически появляющихся якобы из недр Минпечати законодательных инициатив, которые дают самим СМИ пищу для размышлений о воцарении "драконовских мер" со стороны господина Лесина, ведомство последнего вряд ли осмелилось делать такого рода резкие шаги. Хотя объемы рекламного рынка в печати и на телевидении и наводят многих в Минпечати на грустные мысли о том, как спасти в особенности региональный рынок печати.

@@@
Мораторий на регистрацию СМИ не введут
Нелегалы прорываются в Россию на автобусах
Новая ядерная гонка
Опять ваучер
Ораторам
Павшим и живым
Педагогическая поэма губернатора Шпака

Под знаменем Маркса к капитализму

@@

Съезд КПК подберет замену Ху Цзиньтао

2007-10-15 / Владимир Скосырев



Сегодня в Пекине открывается XVII съезд Компартии Китая. Бурный рост экономики и усиление военной мощи Китая превращают съезд в событие международного значения. Однако коренных перемен в политике КНР не ожидается. Съезд одобрит изменения в уставе, закрепляющие установку нынешнего генсека Ху Цзиньтао на строительство «гармоничного общества», а главное – выберет новый ЦК, который определит, кто займет высший пост в Поднебесной после следующего съезда – в 2012 году.

На первый взгляд ритуал китайских съездов напоминает то, что происходило на съездах КПСС в застойные годы. Звучит партийный гимн «Интернационал», генсек выступает с отчетным докладом, делегаты одобряют его, избирают ЦК, состоящий примерно из 350 человек, а тот, в свою очередь, избирает политбюро примерно из 24 членов. А этот орган избирает постоянный комитет из девяти человек, большинство из которых и войдут в состав следующего, пятого поколения лидеров государства.

Однако руководство КПК еще перед открытием съезда продемонстрировало 73 млн. членов партии и одновременно всем беспартийным, что оно не собирается заметать тлеющие угли острейших проблем под ковер. Пленум ЦК исключил из партии Чэнь Лянюя, бывшего первого секретаря партийной организации Шанхая – мегаполиса, который по праву называют воротами Китая во внешний мир. Чэнь обвиняется в причастности к хищению 480 млн. долл. из городского фонда социального страхования. Следующим шагом будет суд над ним. Заседавшая параллельно с пленумом партийная комиссия по проверке дисциплины опубликовала заявление, в котором называет борьбу с коррупцией приоритетной задачей.

Впрочем, подобные задачи выдвигались партией и прежде. Но исследование, проведенное Фондом Карнеги за международный мир, свидетельствует, что пока эта борьба не дала большого эффекта. По данным фонда, коррупция ежегодно съедает столько же средств, сколько тратится в Китае на образование.

Помимо наступления на чиновничество, которое использует свои должности для обогащения, съезд, как видно из решения пленума, увековечит вклад Ху Цзиньтао в разработку идеологической базы партии. Как отмечает Чжоу Тяньюн, заместитель директора исследовательского института при ЦК КПК, именно нынешний лидер обосновал такие принципы, как «скоординированное развитие» и строительство «гармоничного общества». Эти принципы представляют собой конкретное воплощение марксистско-ленинской теории в условиях Китая.

Если попытаться перевести терминологию китайской партийной элиты на общедоступный язык, то имеется в виду, что до прихода нынешнего руководства к власти пять лет назад Пекин добивался стремительного ускорения экономического роста, не принимая в расчет того, как это скажется на окружающей среде и социальной атмосфере в городе и деревне. Плоды очевидны. Катастрофически уменьшилось число источников чистой питьевой воды, загрязнение атмосферы во многих городах достигло опасной степени. Разрыв в уровне жизни между верхами и низами увеличился. Лозунги, выдвинутые генсеком Ху, нацелены на то, чтобы выправить эти перекосы.

«Меры предпринимаются серьезные, – сказал в интервью «НГ» профессор Института стран Азии и Африки при МГУ Виля Гельбрас. – Например, планируется обеспечить в деревне обязательное девятилетнее образование, наладить там медицинское обслуживание на кооперативной основе, чего раньше никогда не было. Причем под новый курс подводится идеологическая платформа, ведется речь об успешной китаизации марксизма».

Но, каковы бы ни были теоретические установки, национальный частный сектор продолжает бурно расти. Он обеспечивает занятость массе крестьян, покидающих деревню, создает предприятия в зонах, которые дают больше всего экспортной продукции. КПК поощряет этот процесс, капиталистов принимают в партию, но одновременно происходит разложение кадров, Пекин вынужден прибегать к драконовским мерам, чтобы положить конец расхищению государственных активов.

@@@
Под знаменем Маркса к капитализму
Политическая перспектива левоцентризма
Реальный сектор все еще ждет своего часа
Россия, Китай и США закольцевались
Свердловские адвокаты просят защиты
Сирота Ангарская
Содружество губит бюрократия

Счет - не в пользу России

@@

Тем не менее полномочный представитель президента РФ в Сибирском округе Леонид Драчевский считает перспективу сотрудничества с Китаем благоприятной

2002-09-26 / Юрий Тригубович Влияние "китайского фактора" на экономические, социальные и политические процессы, происходящие в восточных регионах России, в последнее время заметно выросло. Анализ этой ситуации уже позволил некоторым специалистам говорить о китайской экспансии в российских регионах. Свою оценку подобным процессам дал в интервью корреспонденту "НГ" полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский.



- Леонид Вадимович, как вы относитесь к утверждению, что китайская экономика бурно развивается за счет России?

- Говорить о том, что китайская экономика в последние годы растет исключительно за счет России, на мой взгляд, было бы значительным преувеличением. Постепенные и глубокие реформы в Китае, создавшие благоприятные условия для притока иностранных инвестиций, открыли для китайских товаров не только российские, но и мировые рынки. Товарооборот между Россией и Китаем сегодня составляет порядка 10 миллиардов долларов в год. Поэтому естественно, что многие китайские предприятия работают именно на российский рынок. На долю Сибирского федерального округа в общем объеме торговли с Китаем приходится около 2 миллиардов долларов, причем величина экспорта на порядок превышает объем импорта.

В то же время приходится признать, что в ряде случаев экономические взаимоотношения между Россией и Китаем складываются не в нашу пользу. К примеру, 90 процентов российского экспорта круглого леса, преимущественно из Восточной Сибири, идет в Китай по чрезвычайно низким ценам. По данным таможенной статистики, средняя цена, по которой мы продаем лес Китаю, - 52,7 доллара за кубометр, а странам Восточной и Западной Европы - около 80 долларов. В 2000 году, по оценкам специалистов, Восточная Сибирь недополучила более 300 миллионов долларов валютной выручки от реализации круглого леса и пиломатериалов на рынок Китая. Причины этого - демпинг, уход от налогов, непродуманная политика при установлении экспортных пошлин.

- Что, на ваш взгляд, является основной причиной широкой экспансии китайских товаров в Россию, особенно в регионы Сибирского федерального округа?

- Давайте сразу оговоримся. Экспансия предполагает некое насилие. Поэтому я бы не стал говорить об экспансии.

Широкое распространение китайских товаров на российском и мировом рынках не в последнюю очередь обусловлено тем, что в Китае научились производить дешевые и достаточно качественные товары. Эта страна нашла свою нишу в мировой экономике и получает прибыли на вполне законных основаниях. Экономическая аксиома - спрос определяет предложение - исчерпывающе объясняет причины популярности китайских товаров в России. Возникновение "челночного" бизнеса, в котором до недавнего времени было занято много российских и китайских граждан, стало ответом на возросший спрос на дешевые китайские товары. Кроме того, нельзя забывать, что именно "челноки" создали возможность для прихода в Россию более крупного китайского бизнеса. Очевидно, что одно из решений так называемой проблемы китайской экономической экспансии - это организация производства качественных и дешевых отечественных товаров у нас. Кроме того, необходимо сделать импорт китайских товаров законным.

Не секрет, что значительная часть товаров китайского производства попадает на территорию России нелегальным путем. Потоки контрабанды в Сибирский федеральный округ идут не только напрямую из Китая, но и через территории сопредельных государств, в частности Казахстана. К сожалению, российско-казахстанский участок границы в настоящее время недостаточно защищен от проникновения контрабанды и незаконной миграции: плотность прикрытия пограничными войсками невысока, граница не оборудована и, кроме того, значительная часть местного населения, живущая за счет контрабанды, активно помогает китайским товарам попадать на российскую территорию. Эту проблему будем решать обустраивая границу с Казахстаном.

- Поможет ли это исключить участие местного населения в контрабанде?

- Без поддержки местного населения работа служб, охраняющих государственную границу, осложняется. Надо иметь в виду, что российско-казахстанская граница появилась недавно, вокруг нее не сложился пока специфический уклад жизни, бытующий в традиционно приграничных районах. Задача государства - дать населению легальные источники дохода, которые бы учитывали преимущества приграничного положения. Если этого не сделать, с границы все равно будут кормиться, только нелегально. Поэтому я считаю, что уже сейчас эффективней было бы направлять, к примеру, часть сверхплановых средств не только на обустройство, но и на создание новых рабочих мест. Большинство людей хочет получать доход с законного бизнеса.

- Но контрабанда - это не единственный способ уйти от налогов и пошлин…

- Помимо полностью криминальных путей ввоза товаров из Китая, существуют "серые" - полулегальные способы прохождения границы, когда объем таможенных пошлин значительно занижается. В этом случае надо говорить не только о недополученных платежах в бюджет государства, но и о нанесении экономического ущерба отечественным производителям, которые не выдерживают конкуренции с искусственно дешевыми китайскими товарами.

Известны и более изощренные финансовые схемы, в которых выручка от продажи контрабанды не просто переправляется в Китай, а используется для покупки за "черный нал" и вывоза из России леса, металлов и другого сырья.

Очевидно, что сегодня необходима продуманная, последовательная политика в системе торговых отношений двух стран, соблюдающая принципы взаимовыгодного сотрудничества, баланса интересов торговых партнеров. Я полагаю, что негативные явления носят временный характер и могут быть преодолены. Ближайшая перспектива отношений с Китаем как со стратегическим экономическим и торговым партнером достаточно благоприятна.

- Что можно противопоставить китайской экономической экспансии?

- Расширение экономического влияния одного государства не должно происходить за счет ухудшения положения другого. Любые легальные торговые и экономические отношения могут и должны приносить выгоду обоим партнерам.

В то же время противоправная деятельность во внешнеэкономической сфере, наносящая прямой ущерб интересам России, должна решительно пресекаться. Необходимо продолжать работу по устранению пробелов действующего законодательства, которые дают возможность пользоваться полулегальными схемами ввоза и вывоза товаров.

Интересы России во взаимоотношениях с Китаем состоят в активном привлечении иностранных инвестиций, в осуществлении совместных проектов, которые позволят более эффективно использовать ресурсы и экономические преимущества обеих стран. Это могут быть, к примеру, большие энергопроекты - строительство нефтепроводов, газопроводов, поставки электроэнергии, изготовление оборудования для ГЭС. Прогнозы в этом отношении достаточно благоприятны. Выявленные запасы позволяют уже в 2005 г. увеличить добычу нефти на порядок, добычу газа - примерно в 3 раза, не менее чем вдвое можно нарастить добычу угля и выработку электроэнергии. Это создает такую базу энергоресурсов, которая позволяет поставлять их не только в Китай, но и Южную Корею, Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Еще один аспект наших взаимоотношений с Китаем - иммиграция и приток иностранной рабочей силы. На этом достаточно часто пытаются строить политические спекуляции. Однако если миграция трудового населения протекает в соответствии с законами, не носит стихийного и криминального характера, то для России этот процесс выгоден, поскольку дает возможность использовать достаточно дешевую рабочую силу на непрестижных и малооплачиваемых работах. Что плохого в том, что китайцы работают в строительстве или сельском хозяйстве, например в Читинской области? Рыночная экономика предполагает свободное перемещение через границу не только товаров и услуг, но и рабочей силы. Здоровая конкуренция на рынке труда - одно из необходимых условий устойчивого социально-экономического развития региона. Здесь наша основная задача - поставить заслон нелегальным, криминальным каналам миграции.

Взаимопроникновение во многих сферах жизни наших стран постоянно растет, а с учетом мировых тенденций оно будет только увеличиваться. Мы можем и должны сотрудничать. Сегодня необходимо объединить усилия России и Китая в поиске оптимальных решений, которые позволят сделать торгово-экономические отношения между нашими странами действительно взаимовыгодными.

- Как вы считаете, можно ли проблемы экономического сотрудничества разрешить без осложнения политических отношений?

- Именно таким образом необходимо решать все вопросы. Россия, как и Китай, заинтересована в активизации и улучшении торгово-экономического сотрудничества. Географическое положение наших стран, объективное совпадение национальных интересов России и Китая, близость выработанных подходов к основным глобальным проблемам делают нас стратегическими партнерами. Принцип стратегического партнерства закреплен в подписанном год назад Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который стал мощным стимулом развития сотрудничества России и Китая во многих областях.

Учитывая как положительный, так и негативный опыт двусторонних отношений, нужно сохранять уже достигнутое и стремиться к большему. В то же время в ходе переговоров необходимо последовательно проводить линию, исключающую возможность навязать невыгодные условия сотрудничества российским партнерам.

@@@
Счет - не в пользу России
Теракт был совершен с целью переворота
Шепелю объявили недоверие
Эксперты делают ставку на знания