"КрасЭйру" вынесли приговор

@@

Арбитражный суд снизил сумму претензий к авиаперевозчику со стороны ФАС

2008-09-03 / Максим Егоров



Московский арбитражный суд вчера не подтвердил обоснованность требования Федеральной налоговой службы (ФНС) к терпящему бедствие авиаперевозчику «Крас-Эйр» доплатить 730 млн. руб. утаенных налогов за 2004-2005 годы. Об этом сразу после заседания суда объявила пресс-служба авиальянса AirUnion, крупнейшим участником которого выступает «КрасЭйр». Решение арбитража вряд ли серьезно облегчит общее плачевное положение авиаальянса. Долги AirUnion оцениваются примерно в 1 млрд. долл., и все большее число аэропортов отказывается обслуживать его самолеты до погашения задолженности.

Вчера Арбитражный суд Москвы не подтвердил налоговые претензии со стороны ФНС к авиаперевозчику «КрасЭйр» на сумму 730 млн. руб., якобы утаенных от уплаты в 2004-2005 годах. Впрочем, претензии налоговиков не ограничиваются 2004 годом. ФНС считает, что в 2004–2006 годах компания утаила от уплаты около 1,5 млрд. руб. налоговых платежей. Московский арбитраж продолжит по иску «КрасЭйр» к ФНС рассмотрение налоговых претензий по 2005–2006 годам.

Между тем налоговые претензии – лишь малая толика проблем AirUnion. Из-за больших долгов входящих в него компаний наземным службам все чаще аэропорты отказываются обслуживать самолеты входящих в альянс компаний. В частности, с 1 сентября лайнеры «КрасЭйр» до погашения долгов отказались обслуживать аэропорты «Сочи», «Краснодар» и «Анапа». Из-за отсутствия топлива вчера в середине дня были задержаны вылеты как минимум 10 лайнеров «КрасЭйр».

Несмотря на то что самолеты альянса в массовом порядке систематически задерживаются в различных аэропортах вот уже две недели и иногда задержки достигают нескольких суток, власти не в состоянии пока нормализовать ситуацию. Полную беспомощность проявляют Минтранс и Росавиация. Впрочем, руководитель пресс-центра AirUnion Ольга Трапезникова придерживается другого мнения. По ее словам, представители Минтранса и Росавиации ведут активные переговоры с аэропортами и решают топливные проблемы альянса.

Ранее для разрешения кризисной ситуации планировалось привлечь другие авиакомпании, чтобы они помогли AirUnion справиться с пассажиропотоком. В частности, речь шла о том, что Минтранс договорился о перевозке клиентов «КрасЭйр» бортами «Аэрофлота», «S7 Airlines» и «Трансаэро» на свободных местах. Однако «S7 Airlines» отказалась от участия в этой акции, поскольку руководство компании сомневается в том, что деньги за перевозку пассажиров «КрасЭйр» им впоследствии вернут.

«S7 Airlines» приняла решение не перевозить пассажиров по передаточным манифестам в счет взаимозачетов, поскольку не уверена, что авиакомпании альянса покроют наши затраты на перевозку», – сообщил вчера «НГ» руководитель пресс-службы компании Кирилл Алявдин. Он подчеркнул, что «S7 Airlines» не получает дотаций и льгот от государства и не может себе позволить иметь безнадежную дебиторскую задолженность. «Вероятность того, что нам вернут деньги за пассажиров AirUnion, крайне низка, при этом нам необходимы деньги на закупку топлива и наземное обслуживание судов», – подчеркнул представитель пресс-службы. В то же время, по словам Алявдина, в первые несколько дней кризиса «S7 Airlines» перевезла около 600 пассажиров компании AirUnion, которые купили билеты сами.

@@@
"КрасЭйру" вынесли приговор
"У нас есть шанс победить"
50 наиболее влиятельных предпринимателей и инвесторов
«Не надо путать кулинарный техникум с телевидением»
Авиарынок пошел на жесткую посадку
Автосборочные хлопоты партии власти
Америка меняет отношение к России после "Норд-Оста"

Биржи встали на прикол

@@

Власти ищут меры по выведению фондового рынка из пике

2008-09-18 / Максим Егоров

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"









Главе ФСФР Владимиру Миловидову придется поломать голову, чтобы вывести фондовый рынок из кризиса.

Фото ИТАР-ТАСС

На российских фондовых рынках из-за катастрофического снижения котировок второй день подряд принудительно приостанавливаются торги. Во вторник ММВБ и РТС останавливались только на час перед самым закрытием. Вчера в полдень, когда стало понятно, что сдержать падение не удается, ФСФР приняла решение о прекращении торгов до своего особого распоряжения. Эксперты полагают, что действия властей в такой нестандартной кризисной ситуации вполне оправданны.

Отыгрывая положительную информацию из-за рубежа, а вчера большинство мировых фондовых бирж закрылись в плюсе, российские фондовые площадки открылись 5-процентным ростом. Однако уже спустя полчаса они вновь устремились вниз. К 11.45 индекс РТС потерял по отношению к окончанию последней торговой сессии 2,07%. ММВБ к этому моменту потеряла 0,1%, а еще через пять минут пробила минимальный уровень вторника, упав еще на 2,94% – до отметки 855,26 пункта. К 12.00 индекс попытался нащупать дно на уровне 802,79, а затем подрос до 853 пунктов. Впрочем, ситуация оставалась катастрофичной, так как отдельные ключевые «голубые фишки» вновь показали обвальное падение. К середине дня акции Сбербанка теряли до четверти своей цены, опускаясь до 26,31 руб. за штуку, до 20 и более процентов падали в цене привилегированные акции «Сургутнефтегаза» и акции ВТБ. На аналогичные величины падали бумаги энергокомпаний. При этом отдельные брокерские компании из-за проблем с ликвидностью перестали выполнять поручения клиентов.

В результате в 12.10 ФСФР распорядилась приостановить до особого распоряжения торги на ММВБ и РТС. На момент приостановки работы фондовых площадок индекс ММВБ составлял 853,93 пункта, потеряв 3,09% к предыдущему закрытию, а РТС – 1058,84 – снизившись за два часа торгов на 6,39%.

ФСФР запросила у бирж предложения по стабилизации ситуации. По информации РИА Новости, биржевики предложили ЦБ предоставить ликвидность основным должникам по РЕПО и рекомендовали ввести запрет на проведение новых маржинальных сделок.

Аналитики отмечают, что утренние попытки рынка пойти в рост основывались на положительной динамике торговых площадок США и Азии. В частности, среди причин указывается спасение американского страхового гиганта AIG, которому государство планирует выделить 85 млрд. долл. в обмен на 80% его акций. На фоне этих новостей отмечается повышение индекса Dow Jones на 1,3%, S&P 500 на 1,75%, а также Nasdaq Composite на 1,28%. В то же время японский Nikkei 225 вырос на 1,21%.

«Формального отскока рынков вверх в среду утром на фондовых площадках на самом деле не было, поскольку инвесторы ведут себя крайне осторожно», – уверен начальник аналитического отдела ФГ «БКС» Максим Шеин. При этом эксперт отметил правильность действий властей по приостановке торгов. «Без вмешательства госрегулятора в подобной ситуации ничего сделать нельзя. «Великая депрессия» в США также была преодолена при непосредственном вмешательстве государства», – подчеркнул он. По словам аналитика, подобные методы кратковременного участия государства – это нестандартные решения, применяемые в нестандартных ситуациях. «В данной ситуации сгодятся любые меры, чтобы успокоить народ», – полагает Шеин. При этом эксперт отметил, что уже наблюдается некоторый позитив. «Об этом говорит рост котировок российских ADR на Лондонской бирже», – подчеркнул эксперт.

По мнению начальника инвестиционных проектов ДКО Москоммерцбанка Владимира Бушуева, утренние попытки роста – не более чем технический отскок после падения накануне. «Что бы ни говорило правительство про «тихую гавань», российские торговые площадки имеют пока слишком маленький объем капитализации и очень сильно зависят от западных рынков. Вывод денег с нашего рынка всего лишь одним крупным западным фондом может уронить индексы на несколько процентов, не говоря уже о массовом оттоке средств западных игроков», – полагает эксперт.

«Международный финансовый кризис продолжает развиваться, и нас ждут дальнейшие потрясения, которые, безусловно, отразятся на российском рынке. Иностранные игроки в случае продолжения падения на западных рынках продолжат избавляться от российских активов и выводить деньги для спасения своих компаний», – уверен Бушуев.

@@@
Биржи встали на прикол
В Пскове "Единая Россия" раздвоилась
В конце номера
В мире: коротко
В самолеты AiRUnion зальют резервный керосин
Власть: Французский премьер объяснился с "Трусом"
Война против Ирана вполне возможна

Всемирная история банкротств-3

@@

Новое руководство "Империала" возвращается на рынок банковских операций

2000-05-26 / Виктор Юрьев



СТРЕМИТЕЛЬНОЕ развитие банкротства банка "Империал" стало одним из самых скандальных и таинственных случаев в истории развития российской денежно-кредитной системы в период августовского кризиса 1998 года. И хотя формально лицензия у банка была отозвана лишь осенью того же года, до сих пор нет ответа на вопрос, почему же кризис в этой кредитной организации, входившей когда-то в первую десятку крупнейших банков России, начался тогда, когда Россия была на грани дефолта.

"НГ" уже писала о тех таинственных событиях, которые сопровождали стремительное развитие кризисной ситуации вокруг банка. Напомним лишь отдельные эпизоды этой истории. В начале лета 1998 года по рынку поползли слухи о том, что Сергея Родионова, занимавшего тогда пост президента банка, хотят сместить с занимаемого поста. К июлю слухи получили подтверждение в виде назначенного на начало августа собрания акционеров банка, на котором уже четко должен был быть решен вопрос о смене руководства этой кредитной организации. Вот тогда-то и начались странные события. Согласно тексту предписания ГУ ЦБ по Москве, в июле капитал банка сократился более чем на 40% - до 600 млн. руб. "К резкому снижению капитала привело увеличение вложений в хозяйственную деятельность других структур на 281 млн. руб., или в 2 раза", говорится в том же предписании. "Империал" начал наводить порядок в балансе: новое руководство устранило несоответствие показателей реальной картине. В результате в том же месяце показатели ликвидных активов банка снизились почти на 200 млн. долл., или в 2,4 раза. В тот же период в "Империале" был выявлен и дефицит ликвидных активов. В результате возникших в этой связи слухов заемщики перестали возвращать деньги.

Сам Сергей Родионов подал в отставку с поста президента банка "Империал" 6 июля 1998 года. А новый руководитель был назначен лишь 30 июля.

Как стало известно "НГ", злоключения банка продолжаются и до сегодняшнего дня. И, как видно, не без влияния извне - со стороны лиц, заинтересованных в банкротстве банка. По крайней мере об этом свидетельствует текст письма и.о. генерального прокурора Юрия Чайки от 24 мая 1999 года на имя председателя Банка России Виктора Геращенко: "Отзыв лицензии у АБ "Империал" использован для инициирования процедуры банкротства рядом заинтересованных лиц, связанных с прежним руководством банка".

Итак, 30 июля 1998 года президентом банка был избран Владимир Форосенко, который получил право подписи 10 августа 1998 года. Однако уже 21 августа это право у него было отозвано. С молниеносной быстротой 30 сентября 1998 года было возбуждено дело о банкротстве "Империала", и временным управляющим был назначен Вячеслав Медведев. И началась длительная судебная тяжба, продолжающаяся до сего момента. То "Империал" признавался состоятельным, но оказывался без лицензии, то, наоборот, банкротом, но с лицензией. В условиях фактического безвластия доходило до парадоксов. Банк направлял иски в одни и те же инстанции, но за разными подписями, причем иски порою прямо противоположного содержания. Одними и теми же судами подчас принимались исключающие друг друга решения.

На этом дело не закончилось. Опираясь на иск частного лица с претензией к банку в размере 140 тыс. руб., первый заместитель начальника ГУ ЦБ по Москве г-н Муравлев предписал банку запретить все операции сроком на шесть месяцев. Однако, как выяснилось позже, это "частное лицо" клиентом банка и не являлось. В банке полагают, что это лицо могло просто купить обязательства "Империала". Но парадокс заключается в том, что даже если бы таковая претензия действительно имела место, "Империал" просто не смог бы расплатиться - счета банка заморожены ГУ ЦБ по Москве, а лицензия до сих пор не возвращена.

Казалось бы, история должна была закончиться 17 апреля текущего года, когда арбитражный суд г. Москвы постановил прекратить процедуру банкротства. Однако и это решение до сих пор ни ГУ ЦБ, ни конкурсный управляющий не выполнили.

@@@
Всемирная история банкротств-3
Вымирание нации на фоне непрерывных реформ
Грузинские автономии готовятся к войне
Депутаты собрались на экскурсию в Чагино
Доводы Чубайса не убеждают
ЕС на пути в Сибирь
Изменилась ли Россия?

Кавказ замерзнет первым

@@

К регионам, традиционно не успевающим подготовиться к зиме, прибавились Адыгея и Чечня

2005-09-22 / Наталья Костенко, Иван Сас



Несмотря на колоссальный запас нефтедолларов в России, существование «министерства отопления» – Министерства регионального развития и постоянно отдаваемые приказы усилить подготовку к отопительному сезону, грядущая зима не станет легче всех предыдущих. Вчера тревогу по этому поводу забил Совет Федерации. «Практические шаги федерального Центра по исправлению кризисной ситуации в сфере ЖКХ запаздывают», – говорится в принятом обращении верхней палаты. В нем сказано, что на 1 сентября «при потребности на подготовку этой сферы к предстоящему отопительному сезону необходимые средства в объеме 87,4 млрд. руб. не выделены, а выделено всего лишь 53,3 млрд. руб., что не решает проблем ЖКХ». Совет Федерации призвал правительство предоставить регионам субсидии в размере 15 млрд. руб. на меры по подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону.

@@@
Кавказ замерзнет первым
Как создаются идеологи
Кому война, кому мать родна
Константин Пуликовский: "Кризис - в умах руководителей"
Концепция и условия конкурса на лучший проект порядка разоружения и включения в мирную жизнь участников незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики
Кризис на Украине: причины и последствия (6)
Кризис собьет цены на иномарки

Кризисный замер

@@

Продолжение

2009-04-07







Дальнейшего повышения цен на хлеб пока не происходит, а очереди наблюдаются.

Фото Reuters

Начало темы

О сильной руке и где полыхнет

Башкирова: Мы уже говорили о том, повлиял ли кризис каким-то образом на социальные и политические взгляды. Мы задали в февральском исследовании такой вопрос: повлияли ли недавние социальные экономические изменения на ваши политические взгляды? И около трети опрошенных сказали, что повлияли. И вот что интересно: СМИ, многие политики, аналитики опасаются того, что в условиях кризиса народ опять будет стремиться к сильной руке, то есть к авторитаризму. В этом исследовании мы попытались измерить степень этого стремления к авторитаризму или к демократической ориентации. И вот что у нас получилось – к авторитаризму тяготеют чуть больше трети россиян, соответственно две трети жителей России ориентированы на демократию.

Гудков: Я скептически отношусь к такого рода исследованиям, потому что это измерение слов-символов все-таки. Люди не понимают, что такое «демократия», реального опыта или знакомства с тем, как работает или как устроена демократическая система, у них нет. Мы много раз спрашивали людей, как они себе представляют, что такое демократия. Все ответы делятся на неравные части – позитивные и негативные. Негативные – это демагогия, хаос, беспорядок и все прочее. То, что они подозревают в позитивном смысле под демократией, не является собственно демократичным. Это высокий уровень жизни, это социальная защищенность, это свобода, это правовое государство. А ведь правовая защищенность вообще-то не имеет прямого отношения к демократии, потому что правовое государство возникло не в демократических режимах, а гораздо старше. Понимаете, это важные вещи. Фундаментальные представления о социальном устройстве, о политической системе складываются на протяжении поколений и не меняются в какие-то месяцы и даже годы. Кризис или не кризис – эти вещи гораздо более устойчивы, чем кажется, даже переодетые в разные слова, они сохраняют свою устойчивость много десятилетий, если не больше.

Башкирова: Но чтобы измерить этот показатель, мы, естественно, не спрашивали в лоб: «Вы за демократию или авторитаризм?», чтобы оценить эту тенденцию, мы использовали «батарею» ценностных суждений.

«НГ»: Понятия о демократии, может быть, и не меняются, но разве общественные устремления – точнее, тяготения к сильной руке – в период кризиса не усиливаются?

Гудков: Ориентация на сильную руку очень резко выросла в ситуации кризиса 1998 года и сохранялась после него, на протяжении 2000-х годов.

Каменчук: Я говорила в самом начале своего выступления, что мы не фиксируем в настоящий момент рост популярности левых идей, и это актуально и в отношении ориентации на более твердую руку. Хотя в России в целом, это нужно сказать, государственнические позиции довольно сильны. Другой вопрос – насколько ярко они выражены, о радикальном национализме говорить нельзя.

Башкирова: Но есть все-таки угрозы межнациональных конфликтов...

Каменчук: Кстати говоря, мы затронули очень интересный момент – о росте вероятности межнациональных конфликтов, до этого говорилось о напряженности на Дальнем Востоке. Если говорить по регионам, то, по нашим исследованиям, как раз несколько большую напряженность в связи с кризисом мы наблюдаем именно на Юге, в Южном федеральном округе. И вот в этой связи нельзя забывать о национальном факторе. А на Дальнем Востоке по сравнению с Югом все выражено не так ярко.

Кертман: Если уж мы затронули тему межэтнических конфликтов… Очень не хочется давать какие бы то ни было прогнозы по этой проблематике, но, судя по тому, что показывают наши исследования, если полыхнет, а такой риск существует, то это случится скорее всего не на Юге. Самые опасные регионы на сегодня – это Тверская и Ленинградская области. Произошло, по-видимому, следующее: там, где есть устойчивая привычка к межнациональному общению, как в южных регионах, как, кстати, и в Поволжье, и в некоторых сибирских регионах, там могут часто возникать определенные межнациональные трения, но они быстро и угасают. Там есть опыт преодоления и забывания таких вещей. А вот в почти мононациональных в недавнем прошлом регионах, где теперь образовались большие национальные анклавы, такого опыта нет, здесь раздражение по поводу «чужаков» нарастает, и это показывают некоторые данные. А тут еще возникает в условиях кризиса конкуренция за рабочие места плюс циркулируют предположения относительно роста преступности со стороны не уехавших гастарбайтеров – все это создает совершенно горючую смесь. Вот очаги чего-то подобного мы увидели в Ленинградской и Тверской областях.

«НГ»: Это проводилось выборочное исследование или по всей стране?

Кертман: Это было двухэтапное исследование: сначала по всей стране мы сделали грубый замер и отобрали семь регионов, в которых ситуация, судя по результатам этого первого этапа, выглядела тревожной, а затем провели в них углубленные исследования. Где-то положение дел при внимательном рассмотрении оказалось не столь опасным, а вот два вышеупомянутых региона вызывают самое серьезное беспокойство.



Опрос проведен ВЦИОМом (репрезентативная выборка – 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России) совместно с белорусскими (социологическая лаборатория «НОВАК», выборка – 1000 человек во всех 6 регионах) и украинскими (компания Research & Branding Group, выборка – 2067 респондентов в 24 областях Украины и АР Крым) коллегами.

О кредите доверия

«НГ»: Сейчас некоторые эксперты из политологической среды предрекают, что терпение народа на пределе и что если полыхнет, так уж полыхнет. Насколько подобные прогнозы актуальны для сегодняшней действительности?

Кертман: Они неактуальны до тех пор, пока сохраняется нынешний кредит доверия власти. Я думаю – лучше сказать, мне кажется, – что в ближайшие года полтора вероятность крупномасштабных социальных потрясений (о локальных эпизодах речи, понятно, не идет) близка к нулю. Дальше – в зависимости от того, как будет развиваться экономическая ситуация и сохранится ли кредит доверия. Кстати, даже во времена Великой депрессии, которую все поминают, но обычно не очень знают, что там было на самом деле, запас прочности в этом плане был примерно двухгодичным. То есть период между началом экономической катастрофы и созреванием «гроздьев гнева», формированием социально-психологических предпосылок серьезных потрясений.

«НГ»: Отношение россиян к глобализации, в чем наши граждане видят выход из кризиса?

Каменчук: Вопрос о глобализации несколько абстрактный, и даже спрашивать об этом сложно население. Если говорить о совместных действиях различных международных акторов по выходу из кризиса, помощи друг другу и т.д., то вот конкретные цифры на март 2009 года. 78% опрошенных россиян считают, что ни на чью помощь нам рассчитывать не стоит, нашей стране нужно полагаться только на свои силы. Прежде всего такого мнения придерживаются респонденты среднего возраста – 25–34 года, только 7% считают, что России способны помочь страны СНГ или Евросоюз.

Гудков: Это никакого отношения к глобализации не имеет. Если мы говорим о глобализации, то надо говорить об открытии рынков труда, капиталов, соответственно гарантиях частной собственности, независимом суде и т.п.

Каменчук: Помощь Евросоюза как раз и может выражаться в открытии границ, в открытии возможностей (что, правда, маловероятно в отношении России, например).

Гудков: Может быть, и может. Но пока благодаря пропаганде, благодаря постоянному навязыванию антизападной националистической риторики в обществе восстановились старые, еще советские или даже досоветские стереотипы, сильнейшее предубеждение против западного капитала, против того, чтобы предприятиями владели иностранные компании, чтобы в Россию приезжали иностранные рабочие и все в этом роде. Опять-таки именно в 2000-е годы ксенофобия и изоляционизм резко усилились. Какие уж тут открытость и глобализация!

Кертман: Мы задавали такой вопрос: России следует совместно с другими странами искать общие пути выхода из кризиса или действовать по собственному усмотрению, без оглядки на другие страны? Первая позиция почти вдвое популярнее, чем вторая, так что явный и последовательный изоляционизм – это все-таки маргинальная позиция.

Гудков: Наше общество закрыто и на самом деле не хочет открываться. Оно боится внешнего воздействия, страдает паранойей военной угрозы, усиления влияния чужой культуры и потери собственной идентичности.

«НГ»: Ну и наконец давайте подведем итоги. Резюме каждого из представленных на нашем круглом столе социологических центров о нынешней кризисной ситуации и общественных настроениях в этот период.

Гудков: Есть пределы развития нашей экономики. Она уперлась в нынешнюю политическую систему: как будет реагировать политическая система, так и будет развиваться кризис. Сегодня мы фиксируем ситуацию высокой нарастающей неопределенности, массовой тревожности, роста неудовлетворенности и пессимизма в отношении будущего. Но это не значит, что из этого могут последовать какие-то принципиальные изменения в обществе или его институтах. Очень многое зависит от того, как поведет себя власть, какую тактику, какую стратегию или программу действий по выходу из кризисной ситуации они выберут. Реакция в обществе на кризис в нашей стране и в западных странах принципиально разная. Кризис в Америке вызван, условно говоря, избытком доверия к институциональной системе, экономическому устройству и прочему. У нас проявление кризиса связано с дефицитом доверия к институциональной системе, поэтому он развивается быстрее и имеет более тяжелые последствия. Нынешний кризис – это безусловный вызов существующей политической системе, и, в каком виде она сохранится на выходе из кризиса, сказать трудно.

Башкирова: Я полагаю, что нет такого резкого роста пессимистических настроений. Практически сохраняется вся та прежняя иерархия тревог и опасений, что была раньше, ничего нового к этому не добавилось. Несколько увеличился уровень тревожности, но никакого катастрофизма нет. Люди сейчас пока находятся во взаимопонимании с властью. Последняя, по мнению народа, ведет себя грамотно, все время подает сигналы о том, что знает о проблемах и пытается их решать. Еще не в полной мере задействован ресурс для того, чтобы пропаганда или информированность по кризису велась и дальше. Но протестных выступлений, акций массового характера, общественного неспокойствия мы не наблюдаем. Я бы обратила внимание на те регионы, о которых мы говорили, – это Дальний Восток, Юг России, это важно. У меня лично вызывает опасение возможность роста числа межэтнических столкновений, и не только с гастарбайтерами. По данным международного исследования «Европейские ценности», проводимого в 45 странах (в России его проводит наша компания), в России очень низок уровень терпимости к «другим»: представителям другой национальности, вероисповедания, приверженцев иных политических взглядов и идей.

Кертман: Все зависит от того, как будет разворачиваться кризис. Кредит доверия к власти значителен. Протестные настроения на сегодня скорее декларативны, чем реальны, если говорить о стране в целом. Но при этом нарастает не социальная напряженность, а депривация, негативные социальные настроения. Люди обеспокоены реальным ухудшением своего материального и – шире – социального положения. Кризис в этом смысле – это не только испытание для власти, что безусловно, это еще и испытание для общества. В какую сторону сдвинется уровень межличностного доверия в нашем обществе, останется он таким же критически низким или вырастет, как изменится уровень солидарности, готовность людей к взаимопомощи, с одной стороны, и к принятию на себя ответственности за свою судьбу – с другой? Для самой социальной ткани тоже наступает некое время испытаний, проверки на прочность и эластичность. В какую сторону пойдет процесс – увидим.

@@@
Кризисный замер
Кто победил на выборах?
Мир - смысл нашей истории
Мифы наших дней
Москва стала Меккой для израильтян
На НТВ снова грядут перемены
Негативный имидж России препятствует ее развитию

Новости

@@ 2005-02-25



НОВОСТИ НУМИЗМАТИКИ

«Энциклопедический справочник для нумизматов» вышел совсем недавно в серии «АВЕРС» под № 7. Это издание тиражом 3000 экз. на быстро растущем российском рынке нумизматической литературы по многим параметрам можно отнести к уникальным. Сам текст книги формата 27 на 18 см составляет 590 стр. Объем приложений – 240 стр. Это цветные фотографии части описываемых монет, включая помимо российских также античные, зарубежные и отдельно США.

В справочнике содержится более 800 статей и 3,5 тысячи чрезвычайно качественно выполненных черно-белых фотографий. Примерно 70% его объема посвящено российским монетам. Идеология справочника построена по принципу обязательного помещения изображения монеты с последующим ее описанием. Для понимания начинающими коллекционерами «нумизматического сленга» приводится его расширенное толкование (какая конкретно монета скрывается под тем или иным названием – перевод на общедоступный русский язык). При описании античных монет, изображение на многих из которых связано с сюжетами из мифологии, дается краткое описание этих сюжетов. Приводится ряд критериев, по которым можно отличить подлинную монету от поддельной. В конце даются алфавитный указатель статей и библиография. Используется крупный шрифт. Для всех описываемых монет приводятся ориентировочные цены в долларах. Если монета была продана на аукционе, то дается его название и дата проведения.

@@@
Новости
Новые ориентиры безопасности
О правых делах и неправых долгах
Оркестр Светланова без Светланова?
Перемена ролей
Половина россиян боятся потерять вклады
Путин выполняет свои обещания

Регионы всегда будут пытаться взять деньги из Центра

@@

Интересы социально незащищенных слоев населения важнее политических прав субъектов Федерации

2001-12-26 / Наталья Меликова Сегодня Совет Федерации на последнем в этом году заседании рассмотрит бюджет на 2002 год и Трудовой кодекс. Одобрение верхней палатой парламента этих важнейших законопроектов не вызывает сомнения ни у аналитиков, ни у самих сенаторов. Впрочем, вопросы о целесообразности тех или иных бюджетных статей и новаций Трудового кодекса все равно остаются. Например, нужно ли было так радикально менять соотношение налоговых поступлений в пользу федерального Центра - 63:37, фактически приблизившее Россию к унитарному государству, что вызвало недовольство многих губернаторов? Реален ли бюджет и смогут ли правительство и местные власти исполнить свои обязательства перед социальной сферой? И так ли хорош Трудовой кодекс? Накануне рассмотрения этих документов в верхней палате "НГ" попросила ответить на эти и другие вопросы Евгения Бушмина (Нижегородская область), совсем недавно пришедшего в Совфед из Министерства финансов, где он курировал вопросы межбюджетных отношений, и Илью Ломакина-Румянцева (Марий Эл).

Илья Вадимович Ломакин-Румянцев родился в 1957 г. в Москве. В 1979 г. окончил экономический факультет Московского государственного университета. В 1982-1992 гг. работал в Академии наук. В 1992-1993 гг. - заведующий отделом в аппарате правительства РФ. В 1993-1998 гг. - исполнительный директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования. С 1998 по 2000 г. - руководитель департамента в Минфине РФ. В 2000-2001 гг. - президент Фонда комплексных прикладных исследований. С марта 2001 г. - член Совета Федерации от Республики Марий Эл.



Евгений Бушмин: "Забирать деньги у субъекта Федерации - это нормальная ситуация"

- Евгений Викторович, доходы от налоговых поступлений в бюджете-2002 перераспределены в пользу федерального Центра, что фактически превращает Россию в унитарное государство. Как относятся сенаторы, представляющие интересы субъектов Федерации, к столь сильному перекосу?

- Еще в предыдущие годы ситуация сложилась так, что разница в развитии между отдельными регионами достигала 30 раз. Ясно, что такое различие необходимо выравнивать. Доходами от налогов это сделать невозможно. Все попытки оставить на территории, например, часть НДС, ни к чему не приводят. И как бы мы ни отдавали проценты, у таких регионов, как Москва, Ханты-Мансийский или Ямало-Ненецкий округа, получится во много раз больше на одного человека, чем, например, в Ингушетии. А дети должны быть равны на всей территории страны. Я в 1998 году представлял в правительстве первую программу межбюджетных отношений, в прошлом году - вторую. И шел от абстрактных прав регионов к правам отдельного ребенка. Неужели надо кому-то объяснять, что дети на Камчатке и в Москве равны? Раньше мне говорили - вы забираете у богатых территорий и отдаете бедным. Мы не отдаем бедным и не забираем у богатых. Мы отдаем ребенку, инвалиду.

- Государство, таким образом, превращается в собес...

- Да, мы большой собес. Как мы им были, так мы им и остаемся. Так давайте будем достаточно честными.

- У Центра всегда есть мощный ресурс влияния на регионы через трансферты, субсидии, субвенции...

- Трансферты - это не федеральные деньги. Это деньги субъектов Федерации, деньги перераспределения для сирых и убогих и больше ничего. И какая разница, как их перераспределять - через налог на прибыль, НДС, подоходный налог или через трансферты. Казначейство, получив деньги, в первые десять дней разбрасывает их по счетам и никого не спрашивает, надо или нет. И эти деньги никогда не задерживают. Первое, что отдают, это средства военнослужащих, зарплаты бюджетникам и деньги субъектам. Но в случае секвестрирования бюджета эти статьи расходов тоже существенно пострадают.

- Насколько вероятен такой пессимистичный вариант развития событий?

- Резко упали цены на цветные и черные металлы. В кризисной ситуации могут оказаться предприятия Липецка, Красноярска, Хакасии, Челябинска. Все это очень серьезно, но я считаю, что секвестра не будет.

- Но все же получается, что наш бюджет не такой уж стойкий, как в этом уверено правительство?

- Стойкий к чему? Если никто не работает и все сидят дома, какой будет бюджет? Ноль. Если не продается металл, не продается нефть, лес, не делаются станки, не производится хлеб, что будет? Бюджет стойкий, но стойкий к одной позиции. Он не может быть стойким сразу к нефти, цветным, черным металлам, лесу и так далее.

- Что будет с зарплатами бюджетников, если все-таки произойдет секвестр?

- Первое, что будут выплачивать, это зарплату бюджетникам.

- Вы же не станете отрицать, что политическая самостоятельность регионов во многом строится на их финансовой самостоятельности...

- Я не понимаю, что такое самостоятельность регионов. Если в Хакасии все хорошо с алюминием или в Якутии с алмазами? А если там нет алмазов или алюминия, то получается, что там нет независимости. Это неправильно. У нас осталась сложившаяся еще в Советском Союзе экономическая база, когда о самостоятельности не думали... А вы знаете, сколько субъектов Российской Федерации получают помощь из Центра? 89 субъектов получают помощь из федерального бюджета. Кроме того, субъекты ничего не зарабатывают. Вообще ничего. Администрация субъекта, его законодательный орган могут способствовать созданию инвестиционного климата или его разрушению. И больше ничего. Говорят: вы сильным не даете денег, а отдаете их слабым, забирая у сильных. Возможно. Но сильные - это когда предприятие само работает. А забирать деньги у субъекта - это нормальная ситуация. Субъект сам ничего не зарабатывает. Нам говорят, дайте возможность тому, кто сам создает налогооблагаемую базу, оставить в бюджете больше средств. Вот этим мы и занимаемся.

- А разве налоги не являются доходным источником региональных бюджетов?

- У регионов нет налоговых поступлений. Ситуация намного сложнее, чем кажется с первого взгляда. Есть единые налоговые поступления, которые потом распределяются. Возьмем налог на доходы на физических лиц. Вы думаете, он региональный? Он федеральный. И Федерация своим решением в законе о бюджете принимает, что все деньги от подоходного налога идут в регион. Подоходный налог - это федеральный налог, и деньги должны идти в федеральный бюджет, но туда не поступает ни копейки. Потому что Федерация решила, что наименее мобильный налог должен быть в регионах. Если я возьму и перерегистрирую "Газпром" в Магадан, как вы думаете - Магадану будет хорошо? Будет. А Москве? Конечно, из региона могут уехать люди (1-2%). Но не эти же люди обеспечивают 70% всех налоговых поступлений. Поэтому подоходный налог и оставили в ведении регионов, несмотря на то что по законодательству это федеральный налог. Что касается НДС, то технология не позволяла нормально распределять налог. Налог на прибыль, когда установлены ставки, позволяет, а НДС - нет. НДС - это федеральный налог с полным зачислением в федеральный бюджет. Сейчас главное - работать над тем, чтобы в законодательстве усилить роль налогооблагаемой базы регионов. Мы уже передали в регионы 85% сбора земельного налога, и сейчас стоит вопрос о том, чтобы отдать еще 15%. А заниматься тем, чтобы заново забирать НДС у Федерации, - задача бессмысленная, она не приведет к бюджетной обеспеченности регионов.

- Сейчас президентская комиссия работает над концепцией разграничения полномочий. Все доходные статьи будут привязаны к расходным. Может ли в этом случае налогооблагаемая база регионов увеличиться, скажем, до половины?

- Нужно посчитать. И не по количеству полномочий, а по стоимости. Что-то стоит 15 миллиардов рублей, а что-то - 120 миллионов. Мы занимались такой работой. Год прошел с того времени, когда Минфин выдал обсчет всех полномочий еще к прошлому бюджету. Цифры были устрашающие. И сейчас работает комиссия по разграничению полномочий. Наконец-то все поняли, что бессмысленно делить только доходы, нужно делить и доходы, и полномочия, то есть доходы делить пропорционально полномочиям. Если вы делите пополам доходы, то и полномочия необходимо делить пополам, а то нашим солдатикам и стрелять будет нечем, и по долгам платить будет нечем.

Евгений Викторович Бушмин родился в 1958 г. в Горьковской области. В 1980 г. окончил экономический факультет Горьковского государственного университета (ГГУ) по специальности "инженер-экономист". В 1979 - 1982 гг. работал в НИИ Прикладной математики и кибернетики. В 1982 - 1990 гг. - в НИИ механики при ГГУ. В 1991 г. - президент биржи "Нижний Новгород". В 1992 - 1993 гг. - советник губернатора Нижегородской области. В 1993 - 1995 гг. - депутат Государственной Думы. С 1997 по 1998 г. - заместитель, а затем первый замруководителя Государственной налоговой службы РФ. В 1998 - 2001 гг. - заместитель министра финансов РФ. С декабря 2001 года - член Совета Федерации от Нижегородской области.

Илья Ломакин-Румянцев: "Мы выходим из прошлого"

- Илья Вадимович, сегодня Совет Федерации будет рассматривать новый вариант Трудового кодекса. Какие предварительные оценки вы можете дать этому законопроекту?

- Как и любое переходное решение, это компромисс. Мы выходим из прошлого, где права трудящихся были формально защищены, и идем туда, где человек должен полагаться в первую очередь на самого себя. В значительной степени кодекс похож на учебник. Первые страницы посвящены объяснению того, что такое трудовое право. Хотя понятно, что кодекс должен иметь больше не дефиниций, а механизмов разрешения конфликтов. В нем также сохранилось много бессмысленных, доставшихся нам в наследство от прошлого формулировок. В частности, кодекс содержит такую норму, как учет мнений. Конечно, можно написать в коллективном договоре, что мнения сотрудников учитываются. Вы будете удовлетворены? Это все равно, что Александр III писал - удовлетворить просителя отказом. Такое положение - абстракция. В новом кодексе есть статья, предусматривающая выдачу молока на вредных производствах. Конечно, это серьезная проблема, но не настолько, чтобы тратить на нее статью в кодексе. Из прошлого вышло избыточное участие государства в регулировании трудовых отношений. Государство, например, обязуется финансировать мероприятия по охране труда, в том числе и на частных предприятиях. За счет чего?

- Между тем кодекс сегодня будет одобрен Совфедом....

- При всех недостатках кодекс в его нынешнем виде лучше, чем действующий.

- Вы согласны со всеми положениями законопроектов по пенсионной реформе?

- Смысл пенсионной реформы прозрачен - создание системы учета и контроля. Логика замысла практически безупречна, но в исполнении есть свои вопросы. Главная проблема этой реформы - надежное инвестирование денег, которые будут составлять пенсионный капитал. По мере реализации реформы объемы средств, не предназначенных для сиюминутного использования, будут нарастать с пугающей быстротой. Через какое-то время наша огромная страна окажется маленькой с точки зрения надежного инвестирования этих средств. Предложение государства отдавать значительную часть средств в государственные обязательства понятно, но по существу это возврат к прежней системе.

- Какая судьба ждет Закон "О ветеранах", на который президент наложил вето?

- Если в Думе наберется достаточное число плохо считающих людей, то они попробуют преодолеть вето президента. Судя по Марийской Республике, денег в региональных бюджетах на этот закон нет. Хочу подчеркнуть, что финансовые основы социальной политики очень значимы. Нельзя принимать закон, на исполнение которого сегодня нет денег. Эти проблемы должны решаться по-другому: надо платить нормальные пенсии и убирать все бесплатные льготы. Например, 50% платы за телефон. Я уважаю ветеранов, но очень много семей, где телефон зафиксирован на ветерана, а пользуются шесть работающих. На мой взгляд, лучше деньги отдать, намного меньше воровства будет. А у нас в ряде регионов количество ветеранов превышает численность пенсионеров. Это связано с тем, что нарушена система учета и контроля. Необходимо знать, что именно этому человеку поступили деньги. Посмотрите, что происходит с бесплатным проездом на транспорте.

- Получается, что этот закон вообще не надо принимать?

- Он должен быть переписан на основе обеспеченности деньгами обязательств государства. Мы все относились к государству как к высшей силе, которая откуда-то "из закромов родины" что-то нам дает, и главная наша задача - договориться с государством. И так устроены многие законы. Если мы не скажем, откуда взять деньги, как это должно быть учтено в бюджете, на ком лежит материальная ответственность, мы сделаем самую страшную ошибку. Мы сохраним неверие населения в государство. Очередь ведь шумит, если последний боится, что ему не хватит. Если мы раз за разом принимаем законы, которые государство не может выполнить, общество перестает верить этому государству.

- А на зарплаты бюджетникам у государству хватит денег? Губернаторы утверждают, что денег может не хватить...

- Сегодня никто не знает, как на следующий год сработает налоговая база. Наша беда в том, что мы не можем следовать известному принципу альпиниста: из четырех точек три должны быть зафиксированы. У нас такой роскоши нет. У нас реформы налоговой и социальной систем проходят одновременно. Сейчас уже и правительство, и регионы научились хорошо считать, и их отношения все больше переходят в плоскость подтвержденных расчетов, то есть выстраивается система обязательств, и под них уже выделяются финансовые потоки. Традиционно будет тяжелым второй квартал, но резерв у правительства есть.

- Как разрешить конфликт между правами регионов и интересами незащищенных слоев населения?

@@@
Регионы всегда будут пытаться взять деньги из Центра
Россия губит молдавское виноделие
Ротация или чистка?
События и происшествия: новости
Сомнительные игры руководства "Норникеля"
Тимошенко чудом избежала отставки
Топливо - только за "живые" деньги

Чехия сделала "все, что могла"

@@

Министры энергетики стран ЕС обсудили краткосрочные и структурные предложения по выходу из кризиса

2009-01-13 / Андрей Терехов

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"

Все материалы по теме "Российско-украинский газовый конфликт"









Российский газ в Украину может пойти уже сегодня.

Фото Reuters

В Брюсселе вчера прошло чрезвычайное заседание Энергетического совета ЕС. В нем участвовали министры энергетики 27 стран – членов ЕС, а также представители РФ и Украины. Основным вопросом повестки стал поиск путей выхода из кризисной ситуации, сложившейся вокруг поставок российского газа. Завтра газовую проблему обсудят в Европарламенте, хотя документов по данному вопросу на голосование не выставляется.

Официальный представитель чешского председательства в ЕС вчера заявил «НГ»: «Мы сделали все, что могли. Теперь дело за Еврокомиссией, а также за Россией и Украиной. Именно они должны обеспечить практическую реализацию соглашения. Мы полагаем, что все стороны выполнят свои обязательства». По словам Иржи Франтишека Потужника, пресс-секретаря премьер-министра Чехии Мирослава Тополанека, если положения подписанного Москвой, Киевом и Брюсселем документа о контроле за транзитом российского газа в Европу все-таки не будут выполняться, потребуются новые раунды переговоров. Однако вчера в Праге испытывали оптимизм относительно скорого возобновления поставок через Украину.

«Сейчас достигнуто политическое соглашение. Остается ряд технических вопросов, которые, как мы полагаем, будут решены. Министры энергетики стран ЕС должны обсудить эти проблемы», – заявил «НГ» в преддверии заседания Потужник.

Он дипломатично отметил, что чешское председательство не намерено выступать арбитром, тем более что до сих пор было «довольно сложно отслеживать транзит газа в страны ЕС».

Потужник сказал, что в Праге были удивлены заявлением Москвы о том, что приложенная Киевом к протоколу о контроле за транзитом декларация делает недействительным сам протокол, и «именно поэтому отметили, что украинская оговорка не влияет на действительность документа». «Мы потратили три дня на переговоры и перелеты между Москвой, Киевом и Брюсселем и вдруг увидели, что наши труды сводит на нет одна односторонняя декларация. Это всего лишь декларация, которая имеет иной вес, чем основной документ. Но мы рады, что Украина согласилась подписать протокол без декларации», – заявил пресс-секретарь Тополанека.

Известие о подписании Украиной протокола по контролю за транзитом российского газа в Европу в его первоначальном варианте пришло за несколько часов до того, как министры энергетики стран – членов ЕС собрались вчера в Брюсселе на чрезвычайное заседание Энергетического совета ЕС. Киев снова попробовал протолкнуть свои дополнительные требования к России на европейской площадке. Ведь в столицу Бельгии прибыли также российская и украинская делегации.

По данным «НГ», министры энергетики обсуждали предложения, подготовленные в конце минувшей недели так называемой Координационной группой по газу. Этот орган, созданный в 2006 году в ответ на кризис с поставками российского топлива в Европу, включает сотрудников Еврокомиссии, чиновников, отвечающих за газовые вопросы в странах – членах ЕС, а также представителей европейских компаний в газовом секторе и потребителей.

Предложения были разбиты на краткосрочные и структурные. В числе первых упоминается необходимость максимального увеличения добычи газа в Норвегии, Нидерландах, Великобритании, Румынии и Польше с целью компенсации недостачи поставок российского газа. Так, Голландия, по оценкам экспертов, могла бы увеличить добычу на 10%. Кроме того, предлагалось по максимуму отбирать голубое топливо из газохранилищ, а также делиться их содержимым с другими странами-членами, что уже делают Австрия и Словения, а также Венгрия и Сербия. Чехия, в свою очередь, оказывает помощь своими запасами Словакии. Эксперты отметили, что если Греция может некоторое время продержаться за счет поставок сжиженного природного газа (СПГ), то в случае с другими пострадавшими от перебоев странами – членами ЕС СПГ не поможет: ведь терминалы СПГ, способные принять на себя дополнительную нагрузку, не сообщаются напрямую с пострадавшими государствами.

Среди краткосрочных предложений фигурировали инициатива по увеличению импорта от диверсифицированных источников и маршрутов внутри ЕС, которая уже реализуется, а также ограничение потребления газа промышленностью.

Что касается структурных действий, европейцы намерены ускорить осуществление среднесрочных и долгосрочных мер по улучшению взаимодействия между странами-членами в энергетической сфере. Министры подчеркнули необходимость диверсификации энергопоставок. Этот вопрос, как отмечают в Брюсселе, стоит остро как никогда. А значит, по мнению наблюдателей, кризис играет на пользу как реализуемому Россией проекту Nord Stream, так и проталкиваемому Евросоюзом проекту Nabucco. В Европе, кроме того, намерены увеличить инвестиции в расширение газохранилищ.

@@@
Чехия сделала "все, что могла"
Эмиграция Саддама Хусейна остается одной из альтернатив военному решению иракской проблемы