"Газпром" занимает круговую оборону

@@

Концерну грозят многомиллионные иски за недопоставленное в Европу топливо

2009-01-12 / Сергей Куликов

Все материалы по теме "Российско-украинский газовый конфликт"









К газовой войне с Украиной Россия вынуждена была подключить тяжелую артиллерию в лице премьера Владимира Путина.

Фото Reuters

Газовая война с Украиной угрожает «Газпрому» многомиллионными исками со стороны потребителей в Европе. По данным Интерфакса, европейские партнеры концерна выставляют в последние дни завышенные заявки на поставки им российского газа. Их расчет прост, по контрактам «Газпром» обязан уплатить штраф в случае недопоставок в размере 5% цены непоставленного газа. Впрочем, иски к компании о взыскании штрафов могут быть отложены до разрешения проблем с транзитом через Украину. В частности, к этому призвал потребителей министр энергетики Австрии Райнхольд Миттерленер.

«Разрешить газовый спор между Россией и Украиной в течение ближайших нескольких дней вряд ли удастся. Ситуация сильно осложнилась. Для того чтобы распутать этот клубок при посредничестве ЕС, потребуется определенное время», – заявил вчера Райнхольд Миттерленер. При этом он призвал европейских потребителей повременить с выставлением исков «Газпрому» по поводу срыва поставок газа. «Прежде необходимо разрядить обстановку и добиться урегулирования спора между Москвой и Киевом», – полагает министр.

Между тем, как сообщил Интерфакс, сумма недопоставок в Европу оценивается на сегодня примерно в 500 млн. долл. Конца газовому спору пока не видно, так что эта сумма существенно вырастет, как и претензии со стороны потребителей. Европейские партнеры, понимая, что «Газпром» все равно не удовлетворит их заявки, требуют от него максимальных объемов поставки и рассчитывают получить с российской компании соответствующий штраф. По условиям контрактов, санкции составляют 5% суммы недопоставки, которая в настоящее время исчисляется примерно 200 млн. кубометров в сутки.

@@@
"Газпром" занимает круговую оборону
"Газпром" заплатит за все
"Газпром" может вскоре вступить в права собственника сербской госкомпании NIS
"КПРФ и НПСР останутся самыми серьезными объединениями"
Астана готовит новый ультиматум иностранцам
Возвращение "газовой принцессы"
Вокруг с ОПЕК

Воркутинский уголь прошел мимо бюджета

@@

В процессе приватизации в Республике Коми ущемляются интересы государства

2002-12-26 / Родион Постышев



Приватизационные процессы в Республике Коми выходят на новый, но, по печальной традиции, далеко не бесспорный этап. В течение ближайших двух лет правительство республики намерено продать большую часть оставшейся государственной собственности; только в планах на 2003 г. намечена приватизация 16 пакетов акций акционерных обществ и 17 объектов недвижимого имущества. А в конце ноября этого года было объявлено о продаже принадлежащих Республике Коми пакетов акций акционерных обществ "Воркутауголь" и "Шахтоуправление "Интинская угольная компания" ("Интауголь"). Собственно, о продаже этих активов было объявлено еще в сентябре, но впоследствии сделка вдруг приняла совершенно неожиданный оборот.

Поначалу, как сообщало ИА "Коминформ", депутаты Коми не давали согласия на приватизацию республиканских угольных пакетов акций. Но в октябре в Сыктывкаре транзитом побывал министр энергетики РФ Игорь Юсуфов. Обсуждался вопрос о продаже ОАО "Воркутауголь" (об "Интаугле" речь отдельно не шла - покупателей на него не нашлось, и впоследствии он был продан в едином пакете).

В самой идее приватизации ничего порочного нет, об "успехах" государственного управления предприятиями наслышаны все. Другой вопрос, что и на каких условиях получает государство взамен своей собственности. А в Коми бюджетный вопрос стоит предельно остро. Глава Республики Коми Владимир Торлопов заявил в газете "Ведомости": "По всем показателям мы в Минфине считаемся донорами, а на самом деле мы депрессивный регион, у нас огромные долги - почти половина бюджета. В результате перераспределения средств в пользу Центра мы в этом году потеряли 1,5 млрд. руб. прямых доходов и выкручиваемся только за счет привлеченных кредитов под малые процентные ставки и за счет государственных облигаций субъекта Федерации. В следующем году мы теряем еще около 1 млрд. руб.". Эти слова звучат тем более удивительно, что именно Владимир Торлопов настоял не только на скорейшей продаже республиканского пакета акций "Воркутаугля" (21,89%) и "Интаугля" (24,9%), но и, по сообщению агентства Regions.ru, разрешил сделать это в обмен на акции создаваемого Сибирской угольной энергетической компанией (СУЭК) "Байкал-уголь" совместно с Республикой Коми нового предприятия - ОАО "Печорауголь". В денежном соотношении республиканские акции были оценены в 7 млн. долл., но эту сумму вполне можно счесть абстрактной - минусы сделки более очевидны, нежели ее возможные плюсы.

Во-первых, даже по предварительной оценке специалистов, стоимость республиканских акций была существенно занижена по сравнению с потенциальной рыночной ценой. Во-вторых, и этих денег республиканский бюджет "вживую" не получит, ведь акции реально работающего "Воркутаугля" и "Интаугля" были попросту обменены на 25% акций новой компании с пока непонятными активами и туманной экономической перспективой. Что в остатке? Не имея от этой сделки никаких реальных денежных средств, Республика Коми тем не менее в значительной мере утрачивает свои возможности влияния на управление ОАО "Воркутауголь", так и не получив действенных возможностей как-то определять политику нового ОАО "Печорауголь".

Нужно заметить, что и в "Воркутаугле", и в "Интаугле" есть значительные пакеты акций, принадлежащие федеральному Центру, и продажа их, как пишет Regions.ru, намечена на 2003 г. Вряд ли Минимущества РФ согласится менять "акции на фантики" вслед за правительством Коми. По крайней мере, есть вполне серьезные слухи о том, что в Москве крайне недовольны, мягко говоря, легкомысленными и нерасчетливыми действиями руководства Коми по распоряжению республиканским имуществом.

К сожалению, эта сделка лишь продолжила многолетнюю печальную практику, по которой самые значительные куски республиканской собственности уходили в частные руки за бесценок. Газета "МК Коми" уже рассказывала о том, что при правлении бывшего главы Республики Коми Юрия Спиридонова такая участь постигла крупнейшую нефтяную компанию "КомиТЭК" и госпакет "Северных магистральных нефтепроводов"; государство за символическую плату лишилось акций "Бокситов Тимана", Сыктывкарского лесопромышленного комплекса и массы более мелких предприятий.

Республиканская газета "Молодежь Севера" (Сыктывкар) 29 августа 2002 года так писала об этом: "В последние годы схема увода республиканской госсобственности сложилась такая: Минимущества Коми, исполняя распоряжения главы Республики Коми (РК) Юрия Спиридонова, передавало пакеты акций наиболее ликвидных предприятий республики Фонду реализации Программы развития экономики РК, который затем выводил их из-под контроля государства, передавая или продавая за символическую цену учрежденной им же структуре - "Коми финансовая компания". А уж та реализовывала доставшуюся задарма собственность с выгодой для себя (и наверняка для тех лиц, кто стоит за названной структурой) коммерческим компаниям".

@@@
Воркутинский уголь прошел мимо бюджета
Восток и Запад жаждут газа
Восточный вектор президента
Выборы с заранее известным результатом
Западные СМИ: Британия освобождается от российского газа
Игорь Юсуфов: "Полномочия нужны не ради их количества"
Ильхам Алиев принимает гостей

К елке - с отчетом!

@@

У госчиновников преобладает осторожный оптимизм, а у экономистов - столь же осторожный пессимизм

2001-12-30 В конце уходящего года "НГ" попросила подвести итоги и рассказать о планах на будущий год руководителей ключевых ведомств, определяющих экономическую политику, и экспертов, занимающих не последние места в рейтинге прогнозистов.



Алексей Кудрин, заместитель председателя правительства, министр финансов

Своевременно подготовлен и прошел все этапы рассмотрения в Госдуме Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год". Его конструкция составлена с учетом использования страховочных механизмов на случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Она подразумевает создание финансового резерва и перечня обусловленных расходов, финансирование которых переносится на конец последнего квартала 2002 года после получения всех допдоходов. Бюджетные расходы увеличиваются на приоритетных направлениях, в первую очередь на таких, как зарплата бюджетников, включая военнослужащих и приравненных к ним лиц. На будущий год намечены важные меры в области налоговой политики. Снижается налоговая нагрузка на 1,8% ВВП, в том числе за счет уменьшения ставки налога на прибыль с 35 до 24%. Вводится налог на добычу полезных ископаемых, заменяющий четыре ныне действующих налога. Прекратят свое существование российские офшоры. Изменится и долговая стратегия. Госдолг сократится с 55 в текущем году до 48% ВВП в 2002 году. Правительство не планирует привлекать кредиты МВФ.

Илья Клебанов, заместитель председателя правительства, министр промышленности, науки и технологий

Важнейшая общенациональная задача, которая стоит перед Министерством промышленности, науки и технологий в 2002 году, - это включение уникального отечественного научно-технического потенциала в процесс возрождения экономики страны, в упрочение технологической базы. В будущем году министерство совместно с Академией наук должно определить 8-10 критичных технологий, приоритетных для сохранения Россией своего присутствия в мире.

Геннадий Букаев, министр по налогам и сборам

К сожалению, сегодня 25% налогоплательщиков привыкли жить и работать "в тени". Премьер-министр Михаил Касьянов поставил вопрос жестко: предприятия-должники обязаны были пройти процесс реструктуризации. Никакого продления сроков реструктуризации не будет. Правительство дало должникам последний шанс. И к 1 декабря 2001 года этим шансом воспользовалось около 55 тысяч предприятий. В отношении предприятий, не пожелавших воспользоваться своим правом на реструктуризацию, в первую очередь будут приняты меры, предусмотренные Налоговым кодексом РФ по принудительному взысканию недоимки, а затем уже меры по банкротству. Предстоит продолжить совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения. На наш взгляд, следует отменить налоги на покупку иностранной валюты, на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог.

Игорь Юсуфов, министр энергетики

К сожалению, наша экономика пока в определенной мере зависит от стоимости энергоресурсов, и нестабильность нефтяных рынков наверняка потребует дополнительных усилий для выполнения бюджета-2002. Но я верю, бюджет будет выполнен. Да и с неблагоприятной ценовой конъюнктурой мы справимся, ведь российская экономика для этого достаточно развита. Сейчас можно сказать, что институциональная реформа нашего законодательства стронулась с мертвой точки.

Недавно президент Владимир Путин сказал гостям Московской сессии Давосского экономического форума, касаясь ожиданий для России на 2010 год: "Мы будем счастливы". Пользуясь случаем, поздравляю читателей "Независимой газеты", всех сограждан с Новым годом, желаю здоровья, благополучия, жизненной энергии и исполнения желаний.

Александр Жуков, глава комитета по бюджету и налогам Государственной Думы

Хотелось, конечно, социальный налог пересмотреть в сторону более существенного снижения его максимальной ставки, но это не получилось. Закон о Центральном Банке, хотя весь год обсуждался, так и не был принят. Мы хотели принять Таможенный кодекс в этом году, но по объективным причинам это не удалось сделать. Правительственные поправки поступили слишком поздно, и рассматривать кодекс придется в следующем году. Кроме того, в 2002 году мы планируем понизить НДС до 16-17% и ликвидировать льготы по этому налогу.

Трудно прогнозировать размеры инфляции, потому что все зависит от торгового баланса, во многом связанного с мировыми ценами. Думаю, что инфляция составит 15-17%. Среднегодовой курс доллара будет в интервале от 31,5 до 32,5 рубля. Рост ВВП составит 2-4%. Что касается цен на нефть, они зависят от многих, в том числе и политических, причин, а также от того, как будет развиваться экономика в США и Европе. Прогнозы здесь абсолютно ненаучные, пальцем в небо.

Сергей Алексашенко, руководитель Центра развития

На мой взгляд, в уходящем году власти в широком понимании этого слова не удалось решить три главные проблемы. Во-первых, правительство так и не осознало необходимости проведения реформы денежно-финансовой политики. Никакие инструменты рынка не будут работать, если главный упор делается только на покупку-продажу валюты. Во-вторых, пока не видно серьезных изменений в уровне инвестиционной привлекательности страны. И, наконец, валютная либерализация. Принятые правительством меры по изменению законодательства в этой области напоминают скорее косметический ремонт.

Если говорить об основных макроэкономических показателях, думаю, что инфляция составит в среднем 20% за год. И, как обычно, инфляционные процессы должны развиваться циклически: чуть медленнее в начале года и летом, быстрее осенью и зимой. По моему мнению, с ценами на нефть ничего катастрофического не произойдет, а следовательно, обвального падения курса рубля не случится, в конце года он составит 32,5-33 рубля за доллар. Экономика продолжит рост, но темпы этого роста снизятся. При этом правительству удастся исполнить бюджет, но только номинально: показатели будут достигнуты за счет роста инфляционных доходов.

Евгений Ясин, научный руководитель ГУ "Высшая школа экономики"

Мало что предпринято для обеспечения существенного развития банковской системы. Главная проблема, с которой мы сталкиваемся, - это трансформация сбережений в инвестиции. Единственное, что было сделано для банковской сферы, - снижен налог на прибыль. Более того, Центральный Банк построил стратегию развития банковского сектора таким образом, чтобы вообще ничего не делать.

@@@
К елке - с отчетом!
Казахстан диктует условия транзита
Казахстан знает, куда идет
Как делили долги
Какой Чуб не мечтает стать Чубайсом?
Киев шантажирует Москву
Конъюнктура не для нас

Леонид Ивашов: "Ликвидация баз за рубежом - стратегическая ошибка"

@@

У России нет четкой геополитической доктрины

2001-12-18 / Владимир Георгиев Начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов еще несколько месяцев назад был одним из самых влиятельных людей в военном ведомстве России. Однако после смены там руководства он был отстранен от должности и сейчас увольняется с военной службы. В новом качестве Ивашов намерен посвятить себя военно-научной деятельности. Сейчас он является вице- президентом Академии геополитических проблем. О некоторых итогах военной реформы и военной политики и геополитики наш разговор с ним.



-Леонид Григорьевич, на протяжении долгого времени вы были одним из главных свидетелей и участников строительства новой армии в России, вырабатывали, формировали и реализовывали основные направления ее военной политики, военно-дипломатической деятельности. Назовите пожалуйста основные итоги этой работы?

- Если говорить об итогах военной реформы, то, по-моему, они во-многом печальные. Одной из главных целей военного строительства является повышение эффективности ВС, приведение в соответствие их структуры, боевого состава и технической оснащенности характеру и масштабам военных угроз. К сожалению, этого сделать не удалось. На протяжении почти 10 лет мы только и говорим о реформировании Вооруженных сил и делаем какие-то непонятные попытки в этом направлении. В 1997 году я был участником всех военных коллегий, обсуждавших основные направления военного строительства в России. Среди прочих решений тогда посчитали целесообразным ликвидировать Главкомат Сухопутных войск (ГК СВ), объединить с РВСН космические силы и противоракетную оборону. Прошло время, и что мы наблюдаем сейчас? Все это воссоздается вновь - сформирован ГК СВ, воссозданы как род войск военно-космические войска и силы ПРО.

Но мы растеряли военные кадры, тысячи офицерских семей оказались, как говорится, за бортом. Только за последние годы из-за непродуманности стратегии военной реформы около 100 тысяч молодых офицеров уволились из армии, не видя четкой и ясной перспективы военной службы.

Считаю, что сделанные стратегические ошибки реформирования армии - результат келейного подхода к решению важнейших проблем военной безопасности России.

- Вы увольняетесь из армии ранее предельно допустимого возраста. Что, не сложились отношения с новым военным руководством страны?

- Я пока еще действующий генерал-полковник. И понимаю, что такое единоначалие в армии. Поэтому не хотел бы кого-либо персонально критиковать. Но считаю, что есть вещи, о которых надо сказать. Последние два года проводилась кампания по вымыванию из Министерства обороны и Вооруженных сил военачальников, имеющих собственный взгляд на проблемы реформирования армии. Этот взгляд был отличен от точки зрения Генерального штаба, но эти люди умели отстаивать свое мнение и не втягивались в различного рода закулисные интриги. Сегодня их позиция подтверждается практикой, но они, как говорится, оказались уже не у дел.

- Неужели действия Генштаба так деструктивны?

- Их можно расценить по-разному. Но главное, по-моему, что Генштаб не был последовательным в выработке и реализации стратегических направлений строительства армии, определении внешнеполитических приоритетов и военного сотрудничества. Скажем, ликвидируется наше военное присутствие на Кубе. Но ведь еще год назад НАШИ объекты там считались приоритетными для нас.

Мы планируем активное присутствие России в Мировом океане, но почему-то военно-морскую базу в Камрани также ликвидируем. До 2004 года мы за ее аренду ничего не платим. Сейчас нам тяжело, но базу можно законсервировать. В принципе - это всего две причальные стенки для кораблей и некоторая инфраструктура порта и аэродрома…

- А как вы оцениваете роль России в урегулировании ситуации в Афганистане? Москва теряет здесь свое влияние?

- К сожалению, в России отсутствует геополитическая доктрина, нет четкой модели ее геополитического поведения. И это делает нашу внешнюю политику непоследовательной, что, хотим мы того или нет, способствует подчинению другой политике - американской, западнической и так далее. Мы как бы следуем в фарватере этой политики. Хотя у России сегодня потенциал просто огромен. И тем более если бы мы вместе действовали с нашей братской Украиной, с другими нашими странами СНГ. Китаем, Ираном, исламским миром. Действовали бы на стратегическом центральноазиатском направлении совместно, мы бы имели совсем другие результаты. Но имеем, что имеем. Вот сегодня наши самолеты идут на Баграм с гуманитарными грузами, но разрешение спрашивают у американцев уже.

- США контролируют почти все военные аэродромы в Афганистане...

- Да, это так. Вы знаете, если бы не было этих трагических событий 11 сентября, все равно американцы нашли бы какой-то повод, чтобы влезть в Афганистан. Американцы умело использовали потенциал, который создали Россия и Иран, для побед в Афганистане. Американцы, выполняя задачи антитеррористической операции, бомбили талибов, по сути дела, ничем не рискуя. В боевых действиях на суше участвовали подразделения Северного альянса и пуштунские племена. А американцы там сообщения пиаровские всякие применяли, что где-то, мол, высадили спецназ. На самом деле в активных боевых действиях непосредственно на земле они почти не принимали участия, они берегут своих солдат. Они будут проводить спецоперации, а дальше уже будут действовать другие рычаги - военно-дипломатические, экономические, через спецслужбы и тому подобное. Для них главное - закрепиться в Афганистане, установить свой контроль над этим ключевым районом Центральной Азии. Это не обязательно будет сделано только военными методами... Это лишь прелюдия к большой схватке по установлению контроля над Центральной Азией.

- Вы считаете, что они надолго там останутся?

- Я думаю, да. Вернемся на несколько лет раньше. В Центральной Азии было создано достаточно скромное миротворческое подразделение - Центральноазиатский батальон. В него вошли некоторые страны СНГ. Проводились учения. И вот этим учениям американцы придавали огромнейшее значение. Финансировали и участвовали в них. В 98-м году, если не ошибаюсь, с территории США американские десантники беспосадочным способом на самолетах с дозаправкой в воздухе пролетали над территорией СНГ и десантировались в Казахстане. Отрабатывалась стратегическая система управления, система управления стратегической авиацией США, и командующий спецвойсками, будущий председатель объединенного комитета начальников штабов генерал Шелтон, вместе со своими десантниками прыгал тогда с парашютом на территорию Казахстана. И каждый год они участвовали таким образом. Не надо забывать, что буквально 2,5 года назад США объявили Центральную Азию, не спрашивая ни у кого, зоной ответственности центрального объединенного командования США. Они к Центральной Азии проявляли давно интерес, и не случайный интерес. Сегодня у них появился повод, они туда вошли. И вошли надолго, если не навсегда.

- Им нужен доступ к богатым ресурсам Центральной Азии?

- Я приведу фразу, которую в 99- м году произнес министр энергетики США Ричардсон: "Направление политики Соединенных Штатов должно совпадать с направлениями нефтяных маршрутов". Комментарии, как говорится, излишни.

США стремятся к наращиванию своего военного и экономического могущества и не стесняются этого. В своей Стратегии национальной безопасности они пишут о том, что "должны быть способны и иметь решимость для оказания влияния на действия других государств в целях обеспечения глобального превосходства".

- Россия сейчас потеряла свое геополитическое влияние в регионе?

@@@
Леонид Ивашов: "Ликвидация баз за рубежом - стратегическая ошибка"
Лучшие лоббисты России - август 2001 года
Миллер утратил чувство газа
Министр иракской оборонки встретится с Лукашенко
Минэнерго недовольно энергетиками
Минэнерго расширяет полномочия
Москва выводит Казахстан на околоземную орбиту

Нефтегазовый треугольник

@@

Правила игры на сырьевом рынке: хрупкий баланс

2001-09-25 / Юрий Георгиевич Александров - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ нефтяная промышленность, взбодренная благоприятной конъюнктурой мирового рынка, продолжает демонстрировать успехи. За январь-август добыча нефти составила 228 млн. тонн, что на 7% больше, чем за то же время в прошлом году, а экспорт по системам "Транснефти" в дальнее зарубежье вырос на 9%, достигнув 97,5 млн. тонн. На фоне такого оживления напряженность в отношениях между нефтяными компаниями и правительственными структурами по поводу налогов, экспортных пошлин, доступа к магистральным трубопроводам и к их строительству создают в российском обществе устойчивый образ обеих сторон как "идейных борцов за нефтяные денежные знаки", каждый из которых тянет одеяло только на себя.

ЧТО ХОРОШО ДЛЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ...

Между тем сейчас, во время подъема деловой активности в стране, за отношением нефтяных компаний к тем или иным конкретным решениям правительства и к другим влиятельным агентам российской экономики все яснее просматриваются проблемы глобального масштаба. Речь идет, во-первых, о том, какое место займет нефтяная отрасль в экономике России и в стратегии ее развития на ближайшие десятилетия. Во-вторых, кто и как будет это определять. В-третьих, где пролегает граница между полным разменом общественных интересов на своекорыстные частные и такими решениями, в результате которых образуется "сухой остаток" общественной пользы.

Еще совсем недавно - во времена "партии власти" под управлением Виктора Черномырдина - нефтяникам вместе с другими сырьевыми отраслями отводилась роль основных "локомотивов роста", призванных последовательно вытянуть за собой все прочие отрасли экономики. Но сначала падение мировых цен на нефть, а затем неожиданный импульс, который после кризиса 1998 г. получила отечественная обрабатывающая промышленность, породили более скептический взгляд на такую возможность. Теперь амбиции крупных нефтяных компаний по поводу своего участия в принятии решений по всем основным вопросам экономической политики и стратегии явно возросли, будучи подкрепляемыми уже не столько их особыми отношениями с властью, сколько существенно увеличившимся вкладом в федеральный бюджет и экономический рост. Сегодня именно нефтяники выше всех поднимают знаменитый лозунг "Что хорошо для... (подставить нужное, в данном случае - "нефтедобывающих компаний"), то хорошо для страны", который за последние десять лет кто только у нас не примерял к себе.

...ТО ХОРОШО ДЛЯ ГОСУДАРСТВА?

Судя по последним заявлениям официальных лиц, правительство намерено сохранять полный контроль над транспортировкой нефти по магистральным трубопроводам госкомпании "Транснефть". Пока нефтяные гиганты проиграли ей (а значит, и государству) все бои местного значения за право иметь свою долю в акционерном капитале тех компаний, которые были созданы для развития трубопроводной сети экспортного назначения. Как, например, в случае с Балтийской трубопроводной системой (БТС), для строительства которой, как и в других случаях, используются средства, получаемые от нефтяных компаний через специально установленный тариф. Это только усиливает стремление нефтяников решить две проблемы: облегчить своим возрастающим экспортным ресурсам доступ к государственной "трубе" или обойти ее стороной, избавляясь тем самым и от государственного квотирования экспорта.

С этой точки зрения помимо уже хорошо известного строительства экспортного нефтяного терминала компанией "ЛУКОЙЛ" заслуживают внимания и другие факты. Они говорят о стремлении крупных нефтяных компаний активнее участвовать в проектах, нацеленных на расширение географии российского нефтяного экспорта. Что, как известно, почти во всех случаях преследует не только экономические, но и геополитические цели. Естественно, это вносит и нечто новое в треугольник отношений: частные нефтедобывающие компании - "Транснефть" как государственная корпорация - государство как субъект внешней политики.

Самый свежий пример такого рода - проект строительства экспортного нефтепровода в Китай, межгосударственное соглашение о разработке технико-экономического обоснования для которого было подписано летом. С российской стороны в этом приняли участие не только представители государства - министр энергетики Игорь Юсуфов и глава "Транснефти" Семен Вайншток, но и председатель правления компании ЮКОС Михаил Ходорковский. Проектом предусматривается ежегодная транспортировка в Китай 20 млн. тонн нефти с 2005 г. и 30 млн. тонн с 2030 г. Однако примечателен он не только своей масштабностью, но и тем, насколько тесно окажутся увязанными между собой в случае его реализации интересы и ответственность всех его участников.

С точки зрения госчиновников, это важный шаг по пути интеграции единого евразийского пространства - экономического и геополитического. Важный настолько, что ради его реализации пришлось по настоянию китайской стороны отказаться от плана прокладки трубопровода через территорию Монголии. Добывающие компании (а это, кроме ЮКОСа, "ЛУКОЙЛ", "Роснефть" и "Сибнефть") не только получают дополнительный экспортный выход, но и вроде бы берут на себя ответственность за обеспечение согласованных объемов поставок. Что устанавливает определенные рамки для их инвестиционной политики. Но лучший ли это маршрут? Не будет ли "восточный" российский нефтяной экспорт полностью зависеть от Китая? Не лучше ли прокладывать трубу к одному из российских дальневосточных портов? Достаточны ли гарантии добывающих компаний по поставкам нефти на экспорт? Гарантирована ли в проекте роль государства в лице "Транснефти"? Только после ответа на все эти вопросы государство должно решать, стоит ли осуществлять строительство этого трубопровода или есть альтернативные, менее проблемные варианты.

Активность, проявляемая российскими нефтяными компаниями в Ираке и Судане, намерение правительства вовлечь Северную Корею в совместные проекты трубопроводов (пока это газ), которые свяжут Россию с Южной Кореей, а через нее с Азиатско-Тихоокеанским регионом, - все это может оказаться позитивным вкладом в приобщение к международному сообществу "государств-изгоев", которые после терактов в США буквально загнаны в угол.

...ДЛЯ "ГАЗПРОМА"?

Разумеется, общие тенденции пробивают себе дорогу через массу конкретных действий. Один из примеров того - нынешние отношения между российскими нефтяными компаниями и "Газпромом". Казалось бы, у нефтяников и газовиков свое поле деятельности, между ними не может быть конкуренции. Наоборот, желая высвободить больше своей продукции для экспорта, "Газпром" не прочь уступить нефтяникам и угольщикам значительную часть своей доли на внутреннем рынке энергоносителей. Внутренняя цена на газ немного выше 10% от экспортной, добыча сократилась в прошлом году на 1,5%, а за восемь месяцев этого - еще более чем на 2%. Однако для нефтедобывающих компаний главное не внутренний рынок, а внешний.

Проигрывая "Транснефти" и стоящему за ней правительству битву за контроль над "трубой" и, значит, над экспортом своей продукции, нефтяные компании пытаются частично отыграться на "Газпроме", потеснив его на внешних рынках своим попутным газом. На фоне 377,5 млрд. куб. м природного газа, добытого за восемь месяцев предприятиями "Газпрома", 21 млрд. куб. м попутного газа нефтяных компаний выглядит вполне весомо, а прорыв на экспортные направления мог бы сильно стимулировать увеличение добычи. Отсюда возникла поддержка нефтяниками идеи превращения "Газпрома" в некое подобие "Транснефти" - компании, которая отвечает только за транспортировку продукции своей отрасли по магистральным трубопроводам, но не за ее добычу или продажу.

Расчеты на успех проекта в отношении "Газпрома", по-видимому, во многом строятся на оценке его нынешнего состояния. Будучи одним из тех "китов", на которых держится относительная стабильность российской экономики и социальной жизни, "Газпром" тем не менее в своем нынешнем состоянии вряд ли может претендовать на титул "локомотива роста". Он слишком скован государственными ограничениями. Акции "Газпрома" считаются чуть ли не наименее привлекательными среди всех компаний нефтегазового комплекса. Тем не менее до сих пор не решен конструктивным образом вопрос о более свободном, чем сейчас, участии иностранных инвесторов в формировании акционерного капитала компании, в частности об увеличении их доли сверх 20%. По словам Сергея Дубинина, рентабельность "Газпрома" в прошлом году не превысила 4,3%, а активы не покрывают привлекаемых капиталов. По прикидкам авторов Энергетической стратегии России до 2020 г., разработанной Министерством энергетики, для обеспечения необходимых инвестиций в развитие отрасли требуется повысить внутренние цены на газ в 2,5 раза к 2003 г. и еще в 1,4 раза к 2005 г. Но этого не позволяют сделать существующие макроэкономические и социальные условия.

А также, можно добавить, политические. Наблюдая за перестановками в руководстве "Газпрома", нетрудно прийти к выводу, что одна из главных преследуемых ими целей - изменение положения компании в системе политической власти. Если прежде, во времена президента Ельцина, отношения "Газпрома" с властью строились на договорных (во многом неформальных) принципах, то теперь налицо стремление превратить "Газпром" в непосредственную опору политического режима.

Сам факт частичной поддержки этой идеи со стороны нефтяных компаний примечателен. Ведь, по сути, это близко к либеральным программам реформирования подконтрольных государству монополий - с полным выделением из них естественных монополий. В данном случае поддержка - хотя и ограниченная - возникла с неожиданной стороны и без чьих-либо специальных просьб, тогда как до сих пор идеи реформирования монополий на основе рыночных принципов исходили только от либеральных экономистов и политиков. В этом, пожалуй, можно усмотреть признак прогресса в формировании в России единого экономического пространства, отвечающего критериям рыночной экономики. Но парадоксальным образом прогресс стал заметным в ходе толкотни сырьевиков вокруг экспортной "трубы".

НЕФТЯНИКИ КАК "ЛОКОМОТИВЫ РОСТА"

Однако серьезные проблемы стоят и перед самими нефтяниками. Особенно заметны они именно на фоне их стремления к наращиванию экспорта своей продукции.

По оценкам авторов Энергетической стратегии России, при ежегодном приросте ВВП России на 5-6% в 2010 г. необходимо будет добыть 335 млн. тонн нефти, в 2020 г. - 360 млн. тонн. В 2000 г., напомним, было 313 млн. тонн, в 2001-м при сохранении набранного темпа может быть 340 млн. тонн. Проблема в том, что уже в течение ряда лет рост добычи нефти опережает прирост разведанных запасов. К тому же нефть новых месторождений Тимано-Печерского региона, Восточной Сибири и Дальнего Востока отличается сравнительно низким качеством, а ресурсный потенциал меньше, чем в старых районах. Их активная разработка требует создания механизма государственного стимулирования инвестиций. Тем не менее с точки зрения Министерства энергетики 80-90% капиталовложений в ТЭК должно быть обеспечено самими производителями.

Перед вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) стоит и серьезная проблема модернизации своих нефтеперерабатывающих структур, поскольку их отличает сравнительно низкий выход "светлых" продуктов при высокой доле мазута. Например, в прошлом году: бензин автомобильный - 27 млн. тонн, дизельное топливо и топочный мазут - по 49 млн. тонн, глубина переработки сырья 70% против почти 90% в США.

Господство в отрасли крупных ВИНК создает немало проблем. С одной стороны, использование ими внутренних трансфертных цен усложняет правительству определение их налогооблагаемой базы. С другой - своим контролем над нефтепереработкой и стремлением монополизировать доступ к экспортной "трубе" они подавляют малые компании, которые в прошлом году дали 30 млн. тонн добычи и 18 млн. тонн экспорта нефти. Между тем последние призваны сыграть важную роль в освоении новых - как правило, сравнительно небольших - месторождений, одновременно активно способствуя технологическому прогрессу в отрасли.

@@@
Нефтегазовый треугольник
Новому генсеку - старые квоты
Новый вариант энергобезопасности
Норвегия последует решению ОПЕК
ОПЕК ответит за нефть по 150 долларов
Политические пляски над креслом генсека
Посотрудничали и хватит

Правительство готово рискнуть

@@

В ожидании решения России цены на нефть выросли

2001-11-23 / Варвара Агламишьян



Стабилизация на мировом рынке нефти оказалась недолгой. Вчера маятник нефтяных котировок снова немного качнулся, но уже в сторону повышения. Правда, и предыдущее снижение после незначительного роста последних дней тоже было небольшим. Томительное ожидание момента, когда решение о снижении добычи нефти основными нефтедобывающими странами будет принято, затянулось. И на фоне ухода Америки на празднование Дня благодарения - торги в США вчера и сегодня не проводились - цены на черное золото были скорректированы в преддверии будущей недели. В ближайший понедельник ситуация на мировых рынках нефти и вопросы взаимодействия в нефтегазовой сфере будут обсуждаться на российско-американской встрече. Для этого в Москву прибудет министр энергетики США Спенсер Абрахам.

Как отмечают эксперты, недавнее понижение котировок произошло вслед за заявлением советника президента РФ Андрея Илларионова, который выразил мнение, что Россия должна оказывать сопротивление давлению Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Вопрос о сокращении поставок должны решать самостоятельно российские нефтяные компании, и вмешательство в этот процесс недопустимо, отметил он.

Вместе с тем вчера президент Венесуэлы Уго Чавес выразил уверенность в том, что государства - члены ОПЕК и страны, не входящие в нефтяной картель, обязательно придут к договоренности о необходимости снижения уровня добычи этого вида сырья. Он убежден, что в конечном итоге "цена на нефть вернется на должный, справедливый уровень". Напомним, что на прошлой неделе страны нефтяного картеля договорились о снижении нефтедобычи на 1,5 млн. баррелей в день, но только в том случае, если независимые производители, в числе которых Россия, Норвегия и Мексика, согласятся внести свой вклад и сократить нефтедобычу на 500 тыс. баррелей в день. Норвегия уже заявила о своем принципиальном согласии осуществить сокращение нефтедобычи, если первой такой шаг сделает Россия.

Какое решение примет в итоге наша страна - большой вопрос. Он может окончательно решиться уже сегодня. По словам президента НК "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова, должна состояться встреча руководителей крупных российских нефтяных компаний с правительством, на которой будет обсуждаться возможность сокращения добычи нефти для поддержания мировых цен на сырье. Нефтяники готовы согласиться с любым решением, которое примет российское правительство. Объем сокращений может составить 100 - 150 тыс. барр. в день. Причем правительство Норвегии уже объявило о сокращении своей добычи именно в этих объемах. Если учесть готовность Мексики тоже присоединиться к этому процессу, то суммарная квота сокращений сможет удовлетворить ОПЕК. Вице-премьер Виктор Христенко заявил, что Россия намерена предпринять дополнительные меры по стабилизации рынка нефти и выходу на стабильный и справедливый уровень цен 20-25 долл. за баррель марки Brent с нового года. Дополнительные меры по стабилизации рынка "могут быть только совместными и ответственными, то есть должны быть исполнены". Принятое Россией решение о сокращении добычи нефти в четвертом квартале - несмотря на то что другие страны-производители таких решений не принимали - будет реализовано. При этом, подчеркнул Христенко, "как бы ни оценивать скромность этой лепты, она будет внесена". Вице-премьер также напомнил, что основная причина возникновения нынешней ситуации на нефтяном рынке связана с резким падением спроса на нефть и снижением темпов роста экономики развитых стран. Виктор Христенко надеется, что причины, которые привели к такой ситуации, будут исчерпаны к концу первого квартала следующего года и к середине года "негативный тренд сменится на позитивный".

@@@
Правительство готово рискнуть
Правительство займется энергетикой
Приговор Юсуфова
Программа поездки президента на Сахалин и в Японию будет напряженной
Произвол по политическим мотивам
Разрозненные усилия или сжатый кулак?
США выдавливают нефть из экспортеров

США ждут «Газпром»

@@

Министр энергетики США считает, что в энергодиалоге наступили непростые времена

2005-05-25 / Игорь Наумов







Москва встретила Самюэля Бодмэна 30-градусной жарой.

Фото Reuters

Экспорт сжиженного природного газа (СПГ) из России в США в будущем может быть увеличен в десятки раз (речь идет о проекте «Газпрома» по разработке Штокмановского месторождения в Баренцевом море). При этом потребление газа в США вырастет примерно на 50% в ближайшие 20 лет. Такой прогноз сделал вчера министр энергетики США Самюэль Бодмэн по окончанию двухдневного визита в Москву. В понедельник он встретился с главой Минпромэнерго РФ Виктором Христенко, а вчера – с премьером Михаилом Фрадковым. Бодмэн отметил, что энергодиалог между двумя странами несколько замедлился в прошлом году. «Наступили непростые времена», – сказал министр на встрече с Фрадковым. Однако в целом все настроены весьма оптимистично.

В частности, стороны попытались конкретизировать торговые и инвестиционные возможности российских и американских компаний в области развития системы трубопроводов и производства СПГ в России, увеличения объемов поставок нефти и газа в США. Срок реализации проектов определен до конца 2008 года.

«Предметом и темой нынешних переговоров стали инфраструктурные проекты по развитию трубопроводного транспорта, и те, что идут в рамках энергетической стратегии РФ, и совместные проекты по Северо-каспийскому нефтепроводу (КТК), вопросы по сотрудничеству в газовой сфере, в первую очередь по сжиженному газу, и проблемы, связанные с изменением российского законодательства по недропользованию», – отметил российский министр.

@@@
США ждут «Газпром»
США обеспокоены энергетикой Европы
Смена жанра
Строительство нефтяного терминала в Мурманске Норвегии не нравится
У "Славнефти" - новый президент
Французская Areva и Росатом поборются за строительство АЭС в Белоруссии
Хороший и плохой лоббизм

Христенко открыл Африку для мирного атома

@@

Москва продолжает тиражировать ядерные программы

2007-01-23 / Сергей Куликов







Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика при помощи России готовится вступить в ядерный клуб.

Фото Reuters

Россия поможет Алжиру разработать собственную ядерную программу. Это предусматривает меморандум, который был подписан в ходе завершившегося вчера визита главы Минпромэнерго Виктора Христенко в эту страну.

«Расширение сотрудничества России и Алжира в газовой, нефтяной отраслях и ядерной энергетике выгодно не только для двух сторон, но и для тех стран, для которых Россия и Алжир являются поставщиками энергоресурсов», – заявил российский министр, подписывая меморандум. Не скрывал своего удовлетворения и его африканский коллега. «Мы очень рады, что в меморандуме есть упоминание о сотрудничестве в ядерной энергетике», – отметил алжирский министр энергетики и шахт Шакиб Хелиль.

Готовность России делиться ядерными технологиями со странами третьего мира, в первую очередь исламскими, вызывает растущие опасения на Западе, который особенно болезненно реагирует на готовность россиян достроить и запустить в этом году Бушерскую АЭС в Иране. Не успокаивает их и тот факт, что, обосновывая каждый такой проект, российские власти, указывают его мирный характер и соответствие международному законодательству. Вот и на этот раз Виктор Христенко подчеркнул, что сотрудничество России и Алжира в области ядерной энергетики будет полностью строиться на условиях международных соглашений, участниками которых являются оба государства.

@@@
Христенко открыл Африку для мирного атома
Цены на нефть растут
Цены на нефть снова растут
Чавес заедет в Москву по пути из Пекина
Экспорт нефти как хобби
Энергетическая недостаточность
Энергосаммит пройдет без Путина

Юсуфов мечтает вернуть Минэнерго былое величие

@@

Резко возросшие поступления нефтедолларов заставили правительство вспомнить об идее Государственной нефтяной компании

2001-08-16 / Ольга Соловьяненко







Любой министр энергетики мечтает объединить государственные нефтяные "капиталы". На снимке: Игорь Юсуфов.

ПОХОРОНЫ Государственной нефтяной компании (ГНК), идея создания которой в течение долгого времени витала в среде российских чиновников, оказались преждевременными. Власти не хватает политического ресурса, чтобы эффективно управлять отраслью через лояльных менеджеров. И, по нашей информации, новому министру энергетики Игорю Юсуфову дана команда реанимировать этот замысел и заняться консолидацией госпакетов акций нефтяных компаний.

Идея создания ГНК родилась в 1999 году, когда правительство впервые поручило министерствам и ведомствам разработать проект создания ГНК, в которую планировалось включить "Роснефть", "Славнефть" и "ОНАКО". Год спустя соответствующие предложения были представлены в правительство. Однако президент сразу не разобрался во всех тонкостях этого проекта. Тогда Путин признался, что его обуревают "смешанные чувства" по поводу этой идеи. "Чувствами" сразу же воспользовались оппоненты - Мингосимущество и нефтяные олигархи. Первые хотели продать государственную собственность, последние собирались ее купить. Частично им это удалось реализовать - осенью прошлого года за 1 миллиард 80 миллионов долларов был продан 85-процентный госпакет акций НК "ОНАКО". Так могли поступить и с оставшимися двумя госкомпаниями, и идея ГНК казалась мифом, несбывшейся мечтой некоторых чиновников.

По словам источника в правительстве, планы создания ГНК не удалось реализовать в прошлом году из-за проблем финансового характера. "Правительству срочно нужны были деньги, к тому же оно видело, как администрация Оренбургской области постепенно выводит активы из "ОНАКО", поэтому было решено продать компанию", - говорит источник. Альтернативой "ОНАКО" тогда был госпакет "Связьинвеста", трогать который не решились. Кроме того, руки нефтяных генералов не были связаны, и они смотрели на госкомпании как на свою будущую собственность. Миноритарные акционеры в лице "ЮКОСа" скупали акции дочерних предприятий "ОНАКО", Тюменская нефтяная компания внедрялась в "дочки" "Славнефти", "Сибнефть" пыталась установить контроль над "Пурнефтегазом" - основным добывающем предприятием "Роснефти". Объединять госкомпании, имеющие такие активы и таких акционеров, - гиблое дело. Хотя сейчас акционеры "Славнефти" остались те же, позиция государства в нефтяной отрасли заметно усилилась. Власть смогла заставить нефтяников играть по своим правилам.

ДЕЖА ВЮ

Главный фактор, изменивший намерение властей, это резко возросшие доходы нефтяников. Благодаря мировой конъюнктуре и кадровым перестановкам в госкомпаниях, они смогли исправить ситуацию, успешно консолидировать госсобственность, а также заняться приобретением новых активов.

К примеру, "Роснефть" смогла установить контроль над советом директоров и сырьевыми потоками добывающего предприятия "Краснодарнефтегаз". ТНК (по крайней мере официально) полностью отказалась от претензий на активы "Славнефти". По словам вице-президента "Славнефти" Андрея Шторха, "всю прибыль мы направляем на приобретение новых активов". А в "Зарубежнефти" с января работает человек из команды Путина, а этим уже все сказано. Источник в президентской администрации заявил, что "работа по созданию Российского нефтегазового альянса ведется по непосредственному распоряжению президента". Примечательно, что, по словам источника, "Славнефть" и "Роснефть" не будут включены в альянс, их управление будет осуществляться автономно. Кандидатами в ГНК являются "Транснефть", "Зарубежнефть", "Сибнефть", а также ряд мелких и средних компаний. Отбор последних сейчас идет через МАП. Что же касается участия в этом процессе нового министра энергетики Игоря Юсуфова, то он, без сомнения, попытается выполнить задание президента и вернуть Министерству энергетики былое величие.

Игорь Юсуфов два с половиной года руководил Российским агентством по государственным резервам. Финансировался этот орган из бюджета, поэтому оценить объем вращающихся в нем средств очень сложно. Сила резерва таится в запасах нефтепродуктов, которые по бартеру поставляются в регионы в рамках различных завозов. Так что со спецификой нефтяного бизнеса он знаком не по учебникам.

Понятно, что создание ГНК будет связано прежде всего с политическими аспектами. Во-первых, такая компания поможет направить финансовые потоки в нужное государству русло. Во-вторых, компания придаст стабильность нефтяному рынку. Руководитель экспертно-консультационного совета Минтопэнерго Эдуард Грушевенко полагает, что ГНК "полезна для обеспечения народного хозяйства топливом с точки зрения ценового регулирования и в плане решения каких-то пожарных вопросов". Например, при осуществлении поставок нефти в Белоруссию по заниженной цене, как это сейчас делает "Славнефть" в рамках межправительственных соглашений. Компания также нужна для представления государства по соглашениям о разделе продукции в нефтяной отрасли.

"ПРОБНЫЙ ШАР"

На днях фактически за ГНК выступил Виктор Христенко, заявив, что "необходимо укрупнение нефтяных компаний, чтобы иметь возможность позиционироваться с крупнейшими мировыми компаниями". Понятно, что укрупнять частные структуры Христенко не в состоянии, так что остается задействовать ресурсы государства. "Объединение государственных нефтяных компаний - это не только способ улучшения государственного управления их ресурсами. Это путь существенного снижения себестоимости, уменьшения бюджетных расходов и увеличения доходов", говорят сторонники "Госнефти". Кроме того, ГНК - сильный конкурент для частных компаний, способный разрушить сложившиеся региональные монополии. Крупная компания должна стать стабилизатором внутренних цен, что также ведет к снижению бюджетных расходов. Это эффективный инструмент проведения государством осмысленной промышленной политики. "Тезис противников ГНК о том, что государство не может достойно управлять своей собственностью, уже опровергнут и "Роснефтью", и "Славнефтью". Поэтому, безусловно, укрупнение государственных нефтяных компаний перспективнее, чем распродажа их по частям для сиюминутного пополнения бюджета", - считает пресс-секретарь "Роснефти" Александр Степаненко.

@@@
Юсуфов мечтает вернуть Минэнерго былое величие
Юсуфов открывает Америку