"Единой России" подбрасывают коричневую альтернативу

@@

У манифеста партии власти появился "двойник", провозглашающий возврат к тоталитаризму

2003-03-26 / Андрей Савицкий







Олег Морозов настаивает, что его вариант партийной программы не имеет альтернативы.

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Вчера Олег Морозов, которого называют главным идеологом "Единой России", должен был рассказать прессе об итогах работы над партийным манифестом. Однако брифинг не состоялся. Люди из окружения Морозова сообщили журналистам, что депутата срочно отозвали в офис партии для некой переработки программных положений, которые будут обсуждаться на субботнем съезде.

Это сообщение подтверждает полученные ранее "НГ" сведения о том, что проект манифеста "Единой России", который подготовила рабочая группа под руководством Морозова, - еще не окончательный и, возможно, не единственный. Во всяком случае, в распоряжении "НГ" оказался еще один вариант манифеста - чрезвычайно скандальный по содержанию и принципиально отличающийся от взвешенной программы Олега Морозова.

В сравнении с залихватским манифестом "времен Беспалова", текст которого "НГ" публиковала несколько месяцев назад (см. статью "Медведи за туризм в Чечне" - "НГ" от 23.12.02.), "морозовский" проект выглядит весьма основательным и истинно центристским. Свою систему ценностей "медведи" определяют в данном документе как "идеологию успеха": у нашей страны есть все необходимые условия для процветания, а "партия власти" знает, как гарантировать этот успех. Текст можно охарактеризовать как "умеренно консервативный": "единороссы" апеллируют к традиционным ценностям и пытаются проложить "срединный путь" между идеалами социального государства и вызовам открытой рыночной экономики. При этом выдвигается некая интеграционная инициатива: партия синтезирует все лучшее, что есть у правых и левых политиков, как бы объединяя их усилия для общего блага России.

Есть в этом документе и довольно спорные места. Скажем, заявление о том, что "уже сегодня мы реально обеспечиваем позитивные перемены, происходящие в обществе". Слух партийных активистов из республик и автономных округов может резануть и чрезмерно частое употребление эпитета "национальный". Впрочем, документ еще будет дискутироваться на съезде, после чего редакционной комиссии поручат сгладить все шероховатости.

Совсем иное дело - второй проект манифеста. В левом верхнем углу этого документа стоит пометка "конфиденциально". Тем не менее он уже получил хождение в столичной политтусовке. На первый взгляд этот текст - сокращенный вариант первого проекта. Многие абзацы и все названия глав сохранены. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что текст оригинала существенно переработан, и новый проект - это фактически "апокриф", принципиально меняющий дух и суть партийной программы.

Альтернативный манифест возвращает нас к эпохе однопартийности, в эру единственной "руководящей и направляющей силы" общества. Вся корректировка оригинала делалась именно в этом "советском" ключе. Авторы проекта провозглашают объединение "всех россиян в единую партию", напрямую связывают ее будущее с будущим России, утверждают, что "Единая Россия" безальтернативна. Бросается в глаза тоталитарная риторика этого документа - призывы "оградить человека от вредных... явлений и мыслей", армейский (а также лагерный) лозунг "не умеешь - научим, не хочешь - заставим". Центристской ориентации нынешнего руководства "Единой России" противопоставлена концепция, которую можно назвать идеологией агрессивного большинства.

Сразу заподозрив провокационный характер второго варианта манифеста, мы переслали этот текст Олегу Морозову и попросили прокомментировать данный вариант "партийной платформы". Ответ идеолога "Единой России" был вполне предсказуем. "Это фальсификация, - заявил корреспонденту "НГ" Олег Морозов. - Я не знаю, откуда взялся этот манифест. А многие фразы в нем - открыто провокационные".

Тем не менее у нас есть основания полагать, что альтернативный текст вполне отвечает запросам некоторой (возможно, незначительной) части партийных активистов - особенно в регионах, где сейчас вовсю обсуждается "морозовская" программа. С мест все больше поступает сообщений о чуть ли не насильственном, под страхом увольнения, "призыве" в партию на многих предприятиях. О ситуации на Тульском оружейном заводе "НГ" уже писала. Но больше всего нас поразил ответ на нашу статью (в "НГ" от 12.03.03) директора этого предприятия - выдержанный в той же самой агрессивной стилистике "Манифеста # 2", которая возвращает к тоталитарным временам. Письмо директора сигнализирует, что альтернативный манифест вполне отражает настроения, существующие в рядах "единороссов", даже если этот документ - тщательно выверенная провокация, а не проект некой второй рабочей группы, действующей автономно от группы Морозова. Пройти мимо таких тенденций "НГ" не может. Мы публикуем самые характерные выдержки из двух манифестов и письмо руководителя оружейного завода - без купюр.

Главному редактору "Независимой газеты" Татьяне Кошкаревой

В "Независимой газете" от 12.03.03 опубликована заметка "Оружейников загоняют в "Единую Россию". Партия власти вербует сторонников на тульских предприятиях". Автор Сергей Мигалин.

Заголовок и тональность заметки являются оскорбительными для работников Тульского оружейного завода, деды и отцы которых в свое время вывозили на тачке троцкистских политических агитаторов, лозунги которых не соответствовали интересам оружейников.

Тем более с учетом сегодняшних политических реалий России, трудно себе представить, что оружейников можно "загнать" в какую-либо политическую организацию.

Вместе с тем для господина Мигалина сообщаем, что на ТОЗе работают сторонники различных партий и общественных объединений, самостоятельная политическая активность которых иногда проявляется на территории завода. Значительная часть оружейников разделяет политическую платформу партии "Единая Россия", и прежде всего как политической силы, поддерживающей Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича.

С избранием Президентом РФ Путина В.В. создаются и реализуются необходимые условия для производственного и социального развития.

Пытаясь политически уколоть Главного федерального инспектора по Тульской области Харитонова С.А., господин Мигалин С. задевает человеческое достоинство работников Тульского оружейного завода, которых, по его мнению, "загоняют" в партию, что не имеет под собой никаких фактических оснований.

Считаем, что за эту бесцеремонность и использование непроверенных политических слухов г. Мигалин С. должен принести официальные извинения.

По поручению дирекции ОАО "ТОЗ"

Генеральный директор

Пушкин Н.М.

Манифест # 1

Мы намерены стать партией национального успеха России. Мы заявляем, что в России есть партия, способная ставить и решать задачи, достойные этой цели. Именно поэтому мы считаем своей исторической миссией ответить на те вызовы, с которыми Россия неизбежно столкнется в наступившем веке. Более того, мы сами бросаем вызов - и недругам нашего Отечества, и тем, кто не верит в его достойное будущее.

Партия национального успеха

...Новый национальный подъем должен произойти и теперь.

Но он не свершится сам собой. Для этого нужна объединенная воля всего российского народа, должно быть предпринято самое мощное в истории страны коллективное усилие. Усилие, опирающееся на коренную, единую Россию, Россию многих народов, Россию одной судьбы. Усилие, достойное побед в двух Отечественных войнах. Сопоставимое с прорывом в космос. Ради такого национального подъема и создана "Единая Россия".

Преодоление идеологических мифов

...Нельзя дальше мириться с ложным, мистифицированным образом России, ставшим в последние годы общим местом, - образом бессильной, нищей, обреченной на историческое небытие страны.

...Россия обрела свое величие в результате упорного труда многих поколений. Этот труд должен быть продолжен нами, живущими сегодня. И лишь когда он принесет ощутимые плоды, возможно, и придет время подведения первых итогов. Пока же - время работать.

Формула национального успеха

Любые политические программы в современной России должны оцениваться по единственному критерию: насколько они способствуют или препятствуют национальному успеху России в XXI веке, ее вхождению в авангард современного мира. Позитивные идеи, проекты, предложения, подходы присутствуют в программах многих партий. Но должна появиться партия, которая увидит свою миссию в том, чтобы органически соединить все лучшее, создав новую идеологию - идеологию гражданской солидарности.

...Такова идеология партии "Единая Россия".

...Национальный успех может быть обеспечен только солидарным усилием большинства граждан России. Это большинство и есть Россия. Это большинство - здравомыслящее, ответственное, трудолюбивое, патриотичное, законопослушное - уже проявило себя, уже вышло на политическую арену, выразив и неоднократно подтвердив доверие политическому курсу Президента Российской Федерации В.В. Путина. Это большинство объединяет людей самых разных социальных групп и профессий, наций и возрастов. Самая активная его часть и сформировала партию "Единая Россия".

Человеческое достоинство

Важнейший ресурс национального успеха России - человек. Люди, из которых слагается Россия, которыми и для которых она жива. Люди, воспринимаемые не как безликий материал, а как свободные мыслящие личности, наделенные неотъемлемым достоинством.

Единство государственной воли

...Укрепление демократического, правового, федеративного, социально ответственного и сильного государства является первоочередной задачей партии.

Для сохранения и укрепления государственного единства необходимо:

хранить основы нашего конституционного строя... Это не означает, что Конституцию вообще нельзя совершенствовать; это означает, что Конституцию следует менять не тогда, когда ее можно изменить, а тогда, когда ее уже нельзя не изменить.

Гражданская солидарность

...Сегодня естественными союзниками являются все силы, готовые действовать во имя российского национального успеха на принципах социального, национального и профессионального партнерства.

..."Коалиция национального успеха" должна решительно выступить против "коалиции национального поражения" - и победить. Создание и сплочение такой коалиции - историческая задача партии "Единая Россия".

Стратегия экономического прорыва

...Необходимо создать основанную на законе систему перераспределения доходов граждан и государства в интересах большинства его населения. ...Это означает, что экономику страны следует развивать на конкурентных началах, а результаты ее развития использовать на началах социальной справедливости.

Манифест # 2

(Не признанный Морозовым)

...Мы считаем своей исторической миссией ответить на те вызовы, с которыми Россия неизбежно столкнется в наступившем веке. Более того, мы сами бросаем вызов - и недругам нашего Отечества, и тем, кто не верит в его достойное будущее и будущее нашей партии (Здесь и далее выделено редакцией - "НГ").

Партия национального успеха

...Сегодня должен произойти новый национальный подъем. Но он не свершится сам собой. Для этого нужна объединенная воля всего российского народа, должно быть предпринято самое мощное в истории страны коллективное усилие. Усилие, опирающееся на коренную, единую Россию, Россию многих народов, Россию одной судьбы. Усилие, достойное побед в двух Отечественных войнах. Сопоставимое с прорывом в космос. Объединение всех россиян в единую партию - "Единую Россию".

Преодоление идеологических мифов

...Россия обрела свое величие в результате упорного труда многих поколений. Этот труд должен быть продолжен нами, живущими сегодня. И лишь когда он принесет ощутимые плоды, возможно, и придет время подведения первых итогов. Пока же - время работать. И если кто-то этого не понимает или не хочет понимать - наша задача объяснить ему его истинное предназначение. Сегодня вновь как никогда актуален лозунг: не умеешь - научим, не хочешь - заставим.

Мы знаем свою страну как никто другой. И поэтому готовы каждый свой поступок сверять с простыми житейскими правилами, которые близки и понятны каждому, с моральными кодексами и заветами, которые оставили нам в наследство наши отцы и деды - крепкие хозяйственники и передовики производства...

Формула национального успеха

...Любые политические программы в современной России должны оцениваться по единственному критерию: насколько они способствуют или препятствуют национальному успеху России, целям и задачам "Единой России". Позитивные идеи, проекты, предложения, подходы присутствуют в программах многих партий. Но уже появилась партия, которая увидит свою миссию в том, чтобы органически соединить все лучшее, создав новую единую идеологию - идеологию гражданской солидарности.

...Только наша партия имеет интеллектуальный, административный, финансовый и моральный потенциал по-настоящему верно оценить те препятствия, которые стоят сегодня на пути России к процветанию.

...Национальный успех может быть обеспечен только солидарным усилием большинства граждан России. Это большинство и есть Россия. Это большинство - здравомыслящее, ответственное, трудолюбивое, патриотичное, законопослушное - уже проявило себя, сформировав партию "Единая Россия".

Человеческое достоинство

Важнейший ресурс национального успеха России - политически активный гражданин. Люди, воспринимаемые не как безликий материал, а как свободные мыслящие личности, являющиеся составной частью мощной системы. И потому центральная, стратегическая задача партии - утверждение достоинства каждого человека и в первую очередь члена партии.

...И самая главная - нравственная безопасность, поскольку оградить человека от вредных общественных и социальных явлений и мыслей так же важно, как и обеспечить физическую защиту.

Единство государственной воли

... Укрепление сильного государства является первоочередной задачей партии.

Для сохранения и укрепления государственного единства необходимо хранить основы нашего конституционного строя. Это не означает, что Конституцию вообще нельзя совершенствовать; это означает, что Конституцию следует менять, но только к лучшему. И мы намерены заняться этим в обозримом будущем и уже разработали основные идеологические аспекты новой Конституции новой России - Единой России.

@@@
"Единой России" подбрасывают коричневую альтернативу
«Слухи о завышенности процентных ставок сильно преувеличены»
Без новых стен на Старом континенте
В Чечне настал переломный момент
Василий Стародубцев потеснил тульских коммунистов
Второй президент России
Гражданское общество - влиятельная сила

ЕС снова недоволен ситуацией в России

@@

На саммите в Москве решались не только экономические проблемы

2001-05-18 / Елена Шестернина







ОЧЕРЕДНОЙ, уже седьмой по счету, саммит Россия-ЕС завершился вчера в Москве подписанием итогового коммюнике. С европейской стороны в нем приняли участие премьер-министр Швеции, председательствующей в ЕС в этом полугодии, Йоран Перссон, председатель Европейской комиссии Романо Проди и верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Никаких сюрпризов от саммита не ждали. Для сторон московская встреча - прекрасная возможность еще раз обсудить важнейшие проблемы двустороннего обмена, при этом обозначив наиболее острые и наболевшие. С одной стороны, это права человека в России, Чечня и свобода слова, в обсуждении которых была заинтересована европейская сторона. С другой - энергетический диалог, судьба Калининграда после расширения ЕС, соглашение по ядерно-экологической программе (МНЕПР), энергетический диалог, подтверждение ЕС ее позиции по поддержке вступления России в ВТО, урегулирование текущих торговых споров (по стали, алкогольной продукции), вопрос о высоких тарифах за пролет российских самолетов над Сибирью. Что касается свободы слова и Чечни, то Кремль явно не собирался акцентировать на этом внимание, намереваясь обсуждать в основном конкретные экономические вопросы. В то же время председатель Европейской комиссии Романо Проди на встрече с российскими журналистами накануне переговоров с Владимиром Путиным начал перечисление вопросов, которые он был намерен обсудить в Москве, именно со свободы слова и прав человека. В итоговом коммюнике говорится, что "свобода печати и плюрализм в СМИ являются важнейшими демократическими принципами и базовыми ценностями для подлинного партнерства Россия-ЕС". На саммите европейская делегация выразила "обеспокоенность по поводу последних событий в российских средствах массовой информации и ситуации в Чечне", вновь призвала к политическому урегулированию на Северном Кавказе, к решению вопроса о поставке гуманитарной помощи перемещенным лицам и заявила о необходимости скорейшего возвращения в Чечню Группы содействия ОБСЕ. Очевидно, на европейских чиновников повлиял доклад, сделанный по итогам поездки в Чечню делегацией ЕС, в которой ситуация в этом российском регионе обозначена как "крайне серьезная".

Главный спорный вопрос, который обсуждался в Москве, - подписание соглашения по МНЕПР, которое пока задерживается. Во время председательства Швеции экологическая проблема и прежде всего проблема уничтожения ядерных отходов на территории России приобрела наибольшую актуальность именно в связи с близостью этого государства к российским экологически загрязненным регионам. Россия приостановила уничтожение 40 тысяч тонн химических веществ из-за определенных финансовых трудностей. Речь идет прежде всего о ядерных отходах на Северо-Западе России, в районе Кольского полуострова. Проблему в принципе можно решить, тем более что Европейский инвестиционный банк уже проинформировал российскую сторону о готовности начать финансирование природоохранных объектов в России. Однако, пока соглашения нет, осуществление совместных проектов в области ядерной безопасности откладывается.

Конкретные соглашения по энергодиалогу ко вчерашнему саммиту так и не удалось подготовить. Как заявляют обе стороны, ЕС просто не успел за столь короткое время (обсуждение вопросов о возможности увеличения энергетических поставок из России в Европу началось только в Париже в октябре 2000 года) согласовать это соглашение со всеми странами-членами. 16% от общего объема поставляемой в ЕС нефти и 20% природного газа - из России. Европа крайне заинтересована в скорейшем увеличении объемов поставок, готова инвестировать и поставлять необходимые технологии в энергетический сектор России. Суммы инвестиций, о которых идет речь, - 460-600 миллиардов евро, предполагается направить в основном на обновление производственных мощностей. Однако для того чтобы инвестирование началось, необходимо создать необходимые условия: обеспечить предсказуемость российской экономики. Как считает Проди, государственные власти должны продемонстрировать большую стабильность в социально-экономической и политической сфере, в том числе в области правовой и административной реформы.

Вчера Москва и Брюссель сделали очередной шаг на пути расширения экономического сотрудничества - было принято решение создать комиссию "высокого уровня для выработки предложений по созданию единого экономического пространства". Возможность создания единого экономического пространства обозначена еще в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1997 года. Интеграция России в общеевропейское экономическое пространство должна происходить через постепенное сближение законодательств и устранение барьеров на пути торговли и инвестирования, что в конечном счете должно привести к созданию зоны свободной торговли. ЕС в совместном заявлении подтвердил свою поддержку вступлению России во Всемирную торговую организацию и заявил о готовности продолжать содействовать России в ее работе по адаптации к требованиям ВТО. Стороны также договорились изучить вопрос использования евро в своих торгово-экономических отношениях.

В заявлении отмечается, что ЕС берет на себя "обязательства способствовать развитию Калининградской области". Это прежде всего достижение принципиальных договоренностей по вопросам перемещения людей и товаров, энергетики, рыболовства.

@@@
ЕС снова недоволен ситуацией в России
Ереван опровергает
Законы биологии и межзвездные полеты
Защитники и враги Чечни
Игра стоит денег
Канада - Россия: новый виток сотрудничества
Кишинев хочет бакинской нефти

Коммюнике совещания "Группы восьми" на Окинаве 2000 года

@@

Документ

2000-07-26 Главным документом завершившегося на Окинаве в воскресенье совещания "Группы восьми" на высшем уровне стало финальное коммюнике, посвященное предлагаемым решениям глобальных проблем главами государств и правительств ведущих индустриально развитых стран мира - Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции, Японии, а также ЕС. Учитывая принципиальную важность этого документа для дальнейшего глобального развития, "Независимая газета", как и в предыдущие годы, предлагает вниманию читателей полный текст коммюнике. В связи с большим объемом документа "НГ" будет печатать его последовательно по частям в нескольких номерах.







Лидеры

ПРЕАМБУЛА

МЫ, РУКОВОДИТЕЛИ восьми крупнейших промышленно развитых государств и Председатель Европейской комиссии, собрались здесь, на Окинаве, на 26-ю встречу на высшем уровне в год, который знаменует собой начало нового тысячелетия. Мы проанализировали проблемы, с которыми столкнулись, и успехи, которых достигли после первой встречи на высшем уровне в Рамбуйе в работе по обеспечению мира и процветания во всем мире, и обсудили ту роль, которую "Группа восьми" должна играть по мере своего развития в XXI веке.

За последнюю четверть XX века мировая экономика достигла небывалого уровня процветания, закончилась "холодная война", а глобализация привела к зарождению единого чувства общности. Фактором, лежащим в основе этого, было распространение во всем мире основных принципов и ценностей, которые последовательно отстаивают участники встреч на высшем уровне: демократии, рыночной экономики, социального прогресса, устойчивого развития и соблюдения прав человека. Вместе с тем мы отчетливо осознаем, что даже сейчас во многих районах мира нищета и несправедливость подрывают человеческое достоинство, а конфликты приводят к человеческим страданиям.

Вступая в новое столетие, мы намерены оставаться лидерами в решении этих застарелых проблем и нести ответственность за это, принимать решительные меры в ответ на возникающие новые вызовы. Мы должны взяться за устранение первопричин конфликтов и бедности. Мы должны смело пользоваться новыми возможностями, которые открывают перед нами новые информационные технологии и науки о жизни. Мы должны признать существование опасений, связываемых с глобализацией, и в то же время подходить к обеспечению максимальных благ для всех. Во всех своих начинаниях мы всегда должны опираться на фундаментальные принципы и ценности как основы более благополучного мира в XXI веке.

В мире, где происходит все более интенсивная глобализация, в условиях растущей сложности связанных с нею вызовов "Группа восьми" должна работать вместе с остальным миром. Мы должны установить новые партнерские отношения со странами, не входящими в "Группу восьми", в частности, с развивающимися странами, международными организациями и гражданским обществом, включая частный сектор и неправительственные организации (НПО). Это партнерство сделает возможности, открываемые XXI веком, доступными для всех.

Мы надеемся, что наши дискуссии на Окинаве внесут позитивный вклад в Саммит тысячелетия ООН, который, как мы ожидаем, сформулирует в духе доклада Генерального секретаря "Мы, народы" то видение, которым будет руководствоваться Организация Объединенных Наций в решении проблем нового века. С этой целью мы продолжим работу по укреплению, повышению действенности и эффективности Организации Объединенных Наций; мы по-прежнему убеждены в необходимости реформ в Организации Объединенных Наций, включая Совет Безопасности.

Занимается заря новой эры. Давайте же вместе пойдем вперед в XXI век с надеждой на то, что он станет веком большего благополучия, большего спокойствия духа и большей стабильности.

НАВСТРЕЧУ XXI ВЕКУ, ВЕКУ БОЛЬШЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Мировая экономика

В XX веке был достигнут беспрецедентный экономический прогресс. Вместе с тем финансовый и экономический кризис последних нескольких лет явился серьезным вызовом для мировой экономики. Совместно со многими нашими партнерами во всем мире мы стремимся к ослаблению неблагоприятных последствий этого кризиса, стимулируя подъем экономики и определяя пути содействия предотвращению будущих потрясений, включая меры по укреплению международной финансовой архитектуры. Рост мировой экономики в этом году будет мощным, и нас особенно воодушевляют темпы возрождения экономики в странах, в наибольшей степени пострадавших от кризиса.

Хотя темпы экономического возрождения в Азии неодинаковы, торговля здесь расширяется, и в некоторых странах действительно достигнуты высокие темпы роста. Усилия по реформированию сейчас должны быть в основном направлены на поддержание того импульса, который материализовался в результате реформ в финансовом и корпоративном секторах, на совершенствование управления и повышение транспарентности в государственном и частном секторах, а также на укрепление систем социального страхования в целях обеспечения активного и устойчивого роста и недопущения нестабильности в будущем.

Несмотря на наблюдаемое в последнее время позитивное развитие в мировой экономике, мы признаем, что это не повод для самоуспокоенности, поскольку процесс глобализации ускоряется, а быстрое распространение информационно-коммуникационной технологии ведет к фундаментальным изменениям в экономике. Есть обнадеживающие признаки новых реалий в области повышения производительности труда в Соединенных Штатах Америки и в меньшей степени в других странах "Группы восьми". Для того чтобы извлечь пользу из имеющихся у нас возможностей, необходимо подтвердить наше неуклонное стремление к структурным преобразованиям экономики наших стран, включая развитие конкуренции и повышение гибкости рынков труда, в основу которых должна быть заложена соответствующая макроэкономическая политика.

Информационно-коммуникационная технология (ИТ)

ИТ расширяет возможности, несет блага всем людям мира и объединяет их, дает возможность самовыражения, узнавать и должным образом уважать друг друга. Она несет в себе огромные возможности для дальнейшего роста экономики, укрепления системы социального обеспечения стран и сплочения общества и тем самым для процветания демократии. Поэтому доступ к возможностям цифровых технологий должен быть открыт для всех.

Мы ясно осознаем, что процесс глобализации и быстрые темпы развития информационной технологии порождают различные опасения. Нам необходимо принять соответствующие меры с тем, чтобы внести успокоение в умы людей. Действуя согласованно, мы сможем максимально увеличить выгоды от информационной технологии и обеспечить, чтобы они стали доступны для тех, возможности которых в этом плане пока ограничены. В этой связи мы приветствуем вклад частного сектора, такой, как Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва Всемирного экономического форума и Глобальный бизнес-диалог по вопросам электронной торговли (ГБДэт).

В поддержку этих целей мы обязуемся добиваться реализации ориентиров и намерений, изложенных в Окинавской Хартии глобального информационного сообщества. Мы учредим Группу по возможностям цифровых технологий, которой будет поручено представить к нашей следующей встрече доклад о своих выводах и рекомендациях относительно глобальных мер, направленных на преодоление существующего на международном уровне разрыва в области информации и знаний.

Развитие

XXI век должен стать веком процветания для всех, и мы выражаем приверженность согласованным целям в области международного развития, включая общую задачу по сокращению к 2015 году доли населения мира, проживающего в крайней нищете, до половины уровня 1990 года.

Мы приветствуем доклад по вопросу о сокращении нищеты, представленный Многосторонними банками развития (МБР) и Международным валютным фондом (МВФ), в соответствии с нашей просьбой, выраженной в Кельне, и будем ожидать получения ежегодных докладов при рассмотрении нами вопроса о дальнейшем продвижении в деле сокращения нищеты во всем мире. Этот доклад свидетельствует о том, что прогресс возможен в тех случаях, когда созданы надлежащие условия для экономического роста и социального развития. Вместе с тем доклад вновь напоминает нам о еще огромных нерешенных проблемах. В мире доля населения, живущего в бедности, сократилась с 29% в 1990 году до 24% в 1998 году, однако 1,2 миллиарда человек по-прежнему живет меньше чем на один доллар в день, причем в рамках отдельных регионов и между ними существуют значительные различия. В частности, во многих развивающихся странах, особенно в Африке, темпы роста остаются слишком низкими. Пандемия ВИЧ/СПИД еще более ухудшает ситуацию.

Как указывается в этом докладе, за последнюю четверть столетия многие государства достигли существенных результатов в борьбе с нищетой, и их пример является источником надежды для других стран. Достигнутые ими успехи показали нам, что с нищетой лучше всего бороться в условиях жизнеспособного, мирного и демократического общества, обеспечивающего свободу и возможности для всех, с находящейся на подъеме открытой экономикой и динамичным частным сектором, и сильным и подотчетным обществу руководством и государственными учреждениями.

Для борьбы с нищетой необходим имеющий прочную и широкую основу равномерный экономический рост, основанный на развитии способностей людей и свободе выбора. В сотрудничестве с частным сектором и набирающим силу гражданским обществом правительства должны создавать экономические и социальные основы для роста широкого частного сектора. Малые и средние предприятия, используя возможности информационных технологий, могут стать мощными инструментами развития. Мы будем работать с развивающимися странами в целях внедрения политики, программ и структур, которые дают людям реальную возможность улучшить свою жизнь. Поэтому мы приветствуем конструктивные дискуссии на 10-й сессии ЮНКТАД в Бангкоке и будем работать в Организации Объединенных Наций и на других форумах в целях дальнейшего сокращения нищеты, особенно в наименее развитых странах.

Мы также приветствуем расширение сотрудничества между МОТ и МФИ по осуществлению надлежащей социальной защиты и основных норм труда. Мы настоятельно призываем МФИ включать вопросы, касающиеся этих норм, в ведущийся ими политический диалог со странами-членами. Кроме того, мы подчеркиваем важность эффективного сотрудничества между ВТО и МОТ в том, что касается социальных аспектов глобализации и либерализации торговли.

Торговля и инвестиции имеют важнейшее значение для обеспечения устойчивого экономического роста и сокращения нищеты. Мы обязуемся уделять больше внимания мерам по укреплению потенциала, связанного с торговлей. У нас вызывает озабоченность тот факт, что некоторые регионы по-прежнему остаются на обочине общего потока прямых иностранных инвестиций и что 48 наименее развитых стран привлекают менее 1% общего объема прямых иностранных инвестиций, направляемых в развивающиеся страны. Мы настоятельно призываем многосторонние организации в области развития и финансовые институты поддержать усилия развивающихся стран, направленные на создание благоприятного торгового и инвестиционного климата, в том числе при помощи Стратегии Всемирного банка по сокращению бедности (ССБ) и Интегрированной программы помощи в сфере торговли ВТО.

Мы особо обеспокоены трудными проблемами, с которыми сталкиваются наименее развитые страны, особенно в Африке, которые не имеют доступа к позитивным результатам глобализации из-за комбинации таких факторов, как конфликты, бедность и слабое управление, ведущих к упадку и усугубляющих друг друга.

Мы привержены мобилизации средств и ресурсов международного сообщества в поддержке и наращивании усилий этих стран в их борьбе и преодолении этих проблем с особым упором на поддержку справедливого распределения преимуществ роста путем осуществления разумной социальной политики, в том числе в области здравоохранения и образования. С этой целью мы предметно договорились о нижеследующем:

- продвигать вперед инициативу по задолженности беднейших стран с большой задолженностью (БСБЗ);

- значительно улучшить доступ на наши рынки;

- укреплять эффективность нашей официальной помощи развитию (ОПР);

- осуществлять широкомасштабный план по борьбе с инфекционными заболеваниями, особенно ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом;

- решительно следовать недавно принятым Дакарским "Рамкам мировых действий в области просвещения" путем выделения дополнительных ресурсов на цели базисного образования;

- обращаться к проблеме расширяющегося цифрового разрыва;

- осуществлять меры по предотвращению конфликтов, включая обращение к проблеме незаконной торговли алмазами. Большое значение в борьбе с нищетой имеет ОПР. Мы также обязуемся повысить действенность нашей ОПР в поддержку усилий, прилагаемых самими странами в борьбе с нищетой, в том числе путем осуществления национальных стратегий в области сокращения нищеты. Мы будем использовать перспективный подход, уделяя больше внимания тем странам, правительства которых продемонстрировали приверженность делу повышения благосостояния своего населения путем подотчетного и транспарентного управления ресурсами, предназначенными для целей развития. С целью повышения эффективности ОПР мы решили не связывать нашу помощь на основе достигнутого на сегодняшний день в ОЭСР прогресса и механизма сбалансированного распределения усилий, о котором мы договоримся с нашими партнерами по ОЭСР. Мы рассчитываем, что это соглашение вступит в силу с 1 января 2002 года. Тем временем мы призываем страны, по-прежнему оказывающие несвязанную ОПР в малых объемах, улучшить эти показатели. Мы будем также стремиться продемонстрировать общественности, что ОПР, имеющая адресную направленность, дает результаты, и на этой основе будем уделять повышенное внимание этому виду помощи. Хорошо скоординированная помощь приносит пользу развивающимся странам, и мы рассмотрим наиболее эффективные методы улучшения такой координации.

Мы также договорились уделять особое внимание трем темам - задолженности, здравоохранению и образованию - как стимулам роста.

@@@
Коммюнике совещания "Группы восьми" на Окинаве 2000 года
Коротко
Кудрин предупреждает
Масхадов угрожает партизанской войной
На пути к Олимпиадам
Небесный олень и нефритовый дракон
Незаметная революция во всемирном масштабе

ОВ замедленного действия

@@

Не исключена разгерметизация затопленного германского химического оружия

2008-03-11 / Михаил Подвигин



Гитлер так и не решился применить во Второй мировой войне химическое оружие. Сыграло свою роль доведенное до его сведения предупреждение союзников, пригрозивших нанести ответный химический удар по Германии и ее сателлитам. Однако химические арсеналы фашистская Германия накапливала. В конце войны в руки союзников попали 302 875 тонн химических боеприпасов, содержащих свыше 66 000 тонн чистых отравляющих веществ.

Эти трофеи представляли собой серьезную угрозу, поскольку условия, необходимые для их безопасного хранения, отсутствовали. Уже в 1945 году Советский Союз, США и Великобритания договорились уничтожить германское химическое оружие путем затопления в океане на глубинах свыше 1000 м. Был выбран, казалось бы, наиболее безопасный и дешевый способ, предусматривавший транспортировку опасного груза на отслуживших свой век судах и их затопление в выбранных для этого районах.

@@@
ОВ замедленного действия
Они обратили Русь
Отбеливание произойдет осенью
Панихида по русскому капитализму
Парламент готовится к выборам
Преемник президента
Реалистичный, бездефицитный и сбалансированный?

Россия все "отмывается"

@@

Финансовая разведка отправила в FATF план действий по борьбе с грязными деньгами

2002-09-03 / Сергей Фролов



Россия пытается избавиться от имиджа "прачечной", принимая все новые шаги для выхода из "черного списка" стран, не борющихся с отмыванием грязных денег. Как заявил вчера первый замминистра финансов, председатель Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктор Зубков, его ведомство уже направило рабочей группе по финансовым операциям (FATF - Financial Action Task Force) новые документы, необходимые для исключения страны из "черного списка".

Россию включили в перечень FATF в июне 2000 г. В нашей стране тогда отсутствовали законодательные акты о противодействии отмыванию грязных денег. За это время правовой вакуум был заполнен, и с февраля этого года вступил в силу закон о борьбе с легализацией преступных доходов. Одновременно был создан уполномоченный орган - Комитет по финансовому мониторингу, который вошел в сообщество международных финансовых разведок - группу "Эгмонт". Кроме того, КФМ в сотрудничестве с Центробанком выстроил систему работы по борьбе с отмыванием грязных денег. Фактически все необходимые условия для исключения России из перечня "прачечных" были выполнены, но чиновники из FATF посчитали, что такое решение было бы преждевременным. Рассмотрение вопроса было перенесено на февраль следующего года. Однако уже в прошлом месяце было получено письмо президента FATF Йохена Санио, в котором он, оценивая достигнутый в России прогресс, просил предоставить план организационных мероприятий для вывода нашей страны из "черного списка".

Российская финансовая разведка сделала все необходимое, чтобы удовлетворить пожелания FATF, и предоставила президенту, а также европейскому комитету этой организации и ведущим странам мира информацию о том, что "сделано, делается и будет делаться в ближайшей перспективе" в России по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. "Это очень подробный план с приложениями, графиками, аналитикой, статистикой", - сказал Виктор Зубков.

В КФМ уверены, что Россия к настоящему времени готова к выходу из "черного списка". "После принятия в августе прошлого года закона о противодействии легализации преступных доходов государственные институты России обеспечили решение проблем, которые инкриминировались, когда нас включали в "черный список", - сказал руководитель финансовой разведки. - Учитывая, что мы действительно выполнили все требования FATF, мы бы хотели, чтобы исключение из него произошло в текущем году".

@@@
Россия все "отмывается"
Россия: последний прыжок в будущее
СНГ: НЕГА сообщает
Село требует господдержки
Смена элит
Список для избранных
Три рецепта от Дворковича

Умирить, а не усмирить

@@

Отечественная политика срочно нуждается в идеологическом оснащении

1999-09-22 / Сергей Казеннов,Владимир Кумачев Сергей Казеннов - заведующий сектором геостратегических проблем ИМЭМО РАН. Владимир Кумачев - вице-президент Института национальной безопасности и стратегических исследований.



ЕЩЕ СОВСЕМ недавно одной из главных задач российских реформ была "деидеологизация". Считалось, что пустоту, образовавшуюся в сознании людей, заполнит - и прочно сцементирует их менталитет - пребывавший до этого в загоне "рынок" с соответствующими ему либеральными ценностями. Однако, во-первых, этого не получилось или получилось в извращенном, чисто "расейском" виде. Либеральные же ценности в нынешнюю эпоху "великого перелома" у нас явно не востребованы. И сегодня вместо идеологии "развитого социализма" в умах и душах граждан России существует конгломерат идей и идеек, подчас весьма одиозных, идеологическая каша. А во-вторых, оказалось, что одного "рынка", без соответствующих ограничителей, противовесов и сдержек, недостаточно. А ничего другого нам за прошедшее десятилетие так и не было предложено ни политиками, ни обслуживавшими их политологами.

Мы потеряли, разрушили одну государственную идеологию и не обрели другой. А в отсутствие общенациональной идеологии возникают самые серьезные проблемы не только и не столько с победой на предстоящих выборах (дальше которых многие из политиков, к сожалению, предпочитают не заглядывать), но и с обеспечением безопасности и целостности страны, продвижением и отстаиванием ее интересов на международной арене и т.д. И это чувствует на себе каждый россиянин, потому что в существовании и элементарном выживании нации и индивидуума категория "страна-государство" именно в России играет особую роль.

Без "правильной" идеологии, совместимой с психологией, историческим опытом, глубинными чаяниями и устремлениями людей, у нас не может быть налажена и крепкая экономика, основанная на тесном взаимодействии в обществе. В России всегда "сначала было слово", а "дело без веры - мертво". В ином случае не может быть полностью востребован и использован тот огромный человеческий потенциал, без вовлечения которого в общественную жизнь наша страна не имеет перспектив в будущем.

Считалось, что идеология, не сводимая к экономическим приемам, будет вырабатываться в ходе самих реформ. Однако этого не произошло, а время, отведенное России на создание "работающей" объединительной идеологии, в том числе в ее прикладном значении, стремительно уходит. Да и кто, собственно, этим серьезно занимался "наверху"? Многим и вовне, и внутри России, в том числе в элитах, состояние "деидеологизированности" представлялось весьма привлекательным для реализации их интересов и поддержания необходимой управляемости общества на определенном этапе.

Сегодня и Запад, и Восток, и мировой Юг обладают идеологическими построениями, обеспечивающими их развитие, самоидентификацию, даже само выживание. При этом, заметим, во всей идеологической конструкции экономическая составляющая в силу тех или иных причин отнюдь не занимает господствующего положения, хотя и является ее важнейшим элементом. Собственно, Россия сейчас - единственное идеологическое "белое пятно" на карте мира. Поэтому она представляет собой объект все более жесткой экспансии извне (отнюдь не только в сфере идеологии), и по той же причине она столь подвержена саморазложению и распаду, в том числе как геополитическая целостность. То, что сегодня к России пристают все мыслимые и немыслимые "болячки", - верный признак потери ею и ее гражданами национально-государственного и социального иммунитета. Всего-то и осталось - способность к многодневным "всенародным гуляниям", повальное воровство (для каждого на своем уровне), цинизм, озлобленность и апатия, "антисистемное" поведение.

Из подобной ситуации каждый пытается выбраться в силу своих собственных способностей, возможностей и "понятий" (вот бы тут и вспомнить Бердяева: в России не может быть индивидуального спасения, спасемся мы только все вместе). На "групповом" уровне это проявляется в региональном, национальном, клановом сепаратизме, корпоративном эгоизме. В подобном "разобранном" состоянии система будет работать лишь до определенного момента, а потом в одночасье рухнет.

Главное, нет веры в ответственность, порядочность, осмысленность поведения властей и элит, как в Центре, так и на местах. То, что единственным критерием оценки, вообще единственным условием, дающим чему-либо право на существование, является экономический успех, причем не важно, какими средствами достигнутый, деморализует людей, толкает их на неразумные, противоправные действия. Вы любой ценой - и мы любой ценой. В этом отношении Северный Кавказ - лишь крайнее, "брутальное" проявление данной проблемы, помноженной на региональные особенности и на внешнюю "подпитку", а потому принимающей особо уродливые, ожесточенные формы. А в силу неприемлемости нынешних псевдорыночных реформ для значительной части граждан России, неспособных по большому счету к ним адаптироваться ни в краткосрочном, ни в долговременном плане (исключение составляют жители некоторых относительно благополучных пока столичных центров), - это общенациональная проблема. Рост влияния "военизированного", политизированного ислама и тех сил, которые им прикрываются и за ним стоят, рост регионального и национального сепаратизма - это во многом попытка найти свою нишу, не только экономическую, но и идеологическую, своего рода "состояние покоя" в море российской нестабильности. С идеологией тесно связан и вопрос о национально-государственных интересах России. Если сегодня их определяет не "социалистический интернационализм", то что? И за каких и чьих "бога, царя и отечество" сегодня бьются и гибнут российские ребята в горячих точках?

Разумеется, дело не только в идеологии. Не кормите нас идеологией, дайте нам технологию, говаривал, помнится, один из арабских "друзей СССР". Но в нынешней ситуации, когда с технологией, экономикой, военной сферой, правовым сознанием в России, увы, серьезнейшие трудности, именно на идеологию ложится особая нагрузка, особая ответственность за выживание государства, нации, индивидуума. Без идеологии, точнее, без идеологического вектора, целеполагания (а это сегодня, к сожалению, проблема многих, даже ведущих, партий, блоков и движений, идущих на выборы) еще можно попытаться выиграть очередные выборы (и в Думу, и даже президентские), если рационально использовать соответствующие организационные структуры, избирательные и пропагандистские технологии. Но вот идти дальше, преодолевать различные проявления системного кризиса, тем более переходить к стабильному развитию страны, восстанавливать ее духовный, социально-политический, экономический иммунитет, ее роль на международной арене - невозможно.

И не следует утешать себя и других тем, что в России сегодня в условиях демократического развития имеет место конкуренция идеологий, в результате которой и выявится идеология-победитель. На первый взгляд, действительно, "пусть расцветают сто цветов". Однако, во-первых, эта стадия недопустимо затянулась, а во-вторых, Россию и россиян пока заставляют выбирать из идеологических крайностей. Сегодня у нас конкуренция идеологий - это как раз конкуренция в первую очередь достаточно оформленных, по-своему цельных и оттого привлекательных идеологических крайностей, левых и правых. Причем ни те, ни другие в нынешних российских реалиях не работают, точнее, не работают на созидание (на разрушение - сколько угодно). Хотя, подчеркнем, в определенных обстоятельствах, в том числе политически экстремальных, эти крайности даже могут оказаться победителями, пусть и ненадолго.

В центре же российского политического и идеологического спектра пока наблюдается провал, зияющая дыра. Между тем общенациональная идеология в России, если последняя претендует на "светлое будущее", может быть только идеологией "из центра". Это вовсе не значит, что ее носителем окажется только одна конкретная партия, движение, блок. Идеологический центризм способен иметь свои оттенки, "уклоны", вбирать в себя позитив слева и справа. Но это должен быть именно центризм как идеология (а не равноудаленность от крайностей и тем более не флюгерность), способная получить критическую массу поддержки избирателей в различных общественных слоях, в разных регионах, в центре и на окраинах. Российский центризм должен учитывать как "общие места" мирового опыта, так и особенности нашего развития, менталитета, предыдущего хода истории. Прежде всего он должен иметь социальную, "государственническую" составляющую. Закон и порядок - необходимые условия эффективных реформ, и альтернатива здесь - анархия или тоталитарная власть под любым флагом. При этом подчеркнем, что расплодившиеся сверх всякой меры и жирующие чиновники - враги не только общества, экономики, но и враги эффективной государственной власти. Важная составляющая центризма - опора на мораль и нравственность, на "консервативные" ценности. Без морали, без "бога и парткома" Россия неизбежно пойдет вразнос. При этом необходим синтез индивидуальных и коллективных интересов. Центризм - это отнюдь не подавление, а поощрение инициативы и предприимчивости, выработка рационального экономического поведения с соответствующими экономическими стимулами и проведением соответствующей хозяйственной политики, обеспечением оптимального функционирования рыночного механизма.

@@@
Умирить, а не усмирить
Хосни Мубарак: "Мир на Ближнем Востоке должен стать стратегическим выбором для всех"
Шинный бум идет из Сибири
Экономика: коротко