"Колумбия" отрезала Россию от космоса

@@

Если американцы заморозят космические инвестиции, то без работы останется и отечественная космонавтика

2003-02-03 / Сергей Сокут, Андрей Ваганов







Старт следующего челнока отложен на неопределенно долгий срок, за который МКС успеет превратиться в летающий памятник пилотируемой космонавтике.

Фото Reuters

Трагедия космического челнока "Колумбия" ставит под угрозу существование Международной космической станции. А вместе с нею - и российскую космическую программу, ориентированную в первую очередь на обслуживание МКС.

Гибель семи астронавтов и самой "Колумбии", заходившей на посадку на высоте около 62 км над Техасом, стала настоящей катастрофой для американской космической политики. Но не только для нее. "Международная космическая станция без "Шаттлов" нормально существовать не может, - заявил корреспонденту "НГ" специалист Государственного космического центра имени М.В. Хруничева, ведущего предприятия ракетно-космической отрасли, попросивший не называть его имени. - Да, трижды в год к МКС летают российские "Прогрессы" - но они доставляют преимущественно топливо, а основные грузы идут "наверх" на "Шаттлах". Да, раз в полгода на станции меняются пристыкованные к модулю "Звезда" "Союзы" - но они служат только "спасательными шлюпками" на случай экстренного покидания станции экипажем, а экспедиции меняют теми же "Шаттлами". Другими словами, если оставшиеся в распоряжении США челноки "Индевор", "Дискавери" и "Атлантис" встанут на прикол на время расследования катастрофы с "Колумбией" (а так скорее всего и случится), а потом их будут дооборудовать по выводам аварийной комиссии, международные партнеры должны принимать по поводу станции какое-то решение".

Генерал армии, бывший глава Гостехкомиссии при президенте РФ Юрий Яшин также выразил сомнение в том, что корабли "Союз" и "Прогресс" могут взять на себя существенную часть нагрузки. "Это требует сложных договоренностей, - заявил он в интервью корреспонденту "НГ". - Использование "Союзов" и "Прогрессов" - возможный вариант, но он не решит всех проблем обслуживания МКС, заложенных совместной программой. Американцы, по моему представлению, бросят все силы и средства на выявление причин. Это может занять несколько лет, и затем будут приняты решения о создании новых систем или продлении ресурса существующих аппаратов".

Вчера к МКС должен был отправиться очередной "Прогресс"; он доставит топливо и запасы, которые позволят нынешнему экипажу продержаться до конца июня. Однако в марте "Шаттл" должен был экипаж сменить. Космонавты, вероятно, вернутся на Землю на борту "Союза-спасателя" (собственно, для того он на станции и нужен). Но что будет с МКС дальше - пока не понятно.

Впрочем, генерал Юрий Яшин не считает, что катастрофа поставит крест на пилотируемой космонавтике. "Первая причина этого - политическая, - подчеркнул он корреспонденту "НГ". - Мы и американцы нанесем себе политический ущерб, прекратив пилотируемые полеты. Вторая причина состоит в том, что прекращение освоения космоса нанесет большой ущерб развитию не только ракетно-космической отрасли, но и всей промышленности. Наконец, такое решение остановит развитие военного дела".

В этом вопросе солидарен с ним и другой российский эксперт - заместитель гендиректора НИИ космического приборостроения, бывший начальник ракетно-космического вооружения РВСН, генерал-лейтенант Валерий Субботин. "Автомат никогда не заменит человека, - уверен он. - Развитие пилотируемой космонавтики должно идти несмотря ни на что. Хотя какая-то корректировка программы МКС потребуется. Отмечу, что в рамках бюджета нашей космонавтики - 8-10 миллиардов рублей в год против 14 с лишним миллиардов долларов у НАСА - мы не сможем самостоятельно развивать свою пилотируемую программу".

В декабре прошлого года на встрече глав космических агентств в Токио глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев предложил расширить участие России в проекте - дескать, мы готовы делать больше "Союзов" и "Прогрессов", только нужно, чтобы за это кто-нибудь заплатил. Однако в любом случае производственный цикл изготовления этих аппаратов - около двух лет, и даже если спешно изыскать деньги на временную замену "Шаттлов" нашими кораблями - раньше 2005-го ничего построить не удастся. Так что МКС, вероятно, какое-то время проведет в беспилотном режиме - вряд ли НАСА пойдет на продолжение эксплуатации "Шаттлов" до выяснения и устранения причин катастрофы.

Однако генерал Валерий Субботин уверен, что "Союзы" и "Прогрессы" могут взять на себя часть нагрузки по обеспечению полета МКС: "У нас потенциал огромный, наш завод в Самаре сохранен и готов решать эту задачу. Проблема только финансовая: плати деньги и получай космические аппараты. Однако американцы должны внести в это свой вклад, поскольку в рамках утвержденного госзаказа назначение каждого рубля уже утверждено".

Заместитель генерального директора российского ЦНИИ машиностроения Николай Паничкин буквально за несколько дней до катастрофы с "Колумбией" рассказал о сенсационном предложении "Росавиакосмоса": построить совместно с европейцами (читай - за европейские деньги) принципиально новый многоразовый транспортный корабль для МКС, не использующий даже задела по "Бурану". "Хотя что именно предлагается Европейскому космическому агентству, до сих пор не понятно, после трагедии 1 февраля предложение России может оказаться кстати. Но только, конечно, на стратегическую перспективу: если выяснится, что "Шаттлы" отлучены от космоса всерьез и надолго, если не навсегда", - подчеркнул источник "НГ" в "Росавиакосмосе", комментируя данное заявление.

@@@
"Колумбия" отрезала Россию от космоса
Австрия против Клинтона и НАТО
Европа и США: космический мезальянс
Жизнь после "Мира"
Зачем России "орионский" корабль
Космическая ось российско-американских отношений
Космический "поцелуй" с богом любви

Космический пиар партии власти

@@

"Медведя" выведут на орбиту за счет ЕР

2007-10-05 / Роман Смирнов

Все Межпланетные новости





Торжества, посвященные 50-летию начала космической эры, позволили ведущим российским политикам всласть поговорить на тему освоения космоса, дать массу обещаний и, в который уже раз, заявить, что космос это – «наше все».

Партия власти в преддверии выборов, наращивая темпы своей пиар-компании, не упустила шанса сказать несколько веских слов по поводу российского космоса. Послушать наших ораторов, - можно так далеко улететь, что с Земли видно уже не будет. РБК со ссылкой на «Известия» приводит слова г-на Грызлова о необходимости полетов на Луну, Марс, Венеру и к другим планетам, сказанные в НПО им. С.А. Лавочкина на торжествах по случаю запуска первого спутника. Не совсем ясно, о каких полетах идет речь. Хочется верить, что на Венеру мы спускаться пока не будем. Так же лидер ЕР перечислил области, где необходимы космические исследования. Но почти никакой конкретики, кроме планов и обещаний. Единственное, пожалуй, более-менее реальное дело, о котором упомянул Грызлов – система ГЛОНАСС. А в остальном - «нам необходимо..., мы выйдем на новый уровень..., развитие должно опираться..., развитие даст серьезный импульс...» и так далее. То, что все это действительно надо, всем хорошо и так известно. Главное, мне кажется, чтобы патриотическо-космический запал не потух сразу после выборов.

@@@
Космический пиар партии власти
Космос без оружия
Лететь к Марсу или топтаться у Земли
Лунный папа
Межпланетные корабли или колбаса?
Мифологемы шестидесятничества
Партнеры далекие, но интересные

Полвека, изменившие мир

@@

50 лет назад на орбиту Земли выведен первый искусственный спутник

2007-10-04 / Андрей Ваганов

Все Межпланетные новости









50-летие освоения космоса

(Увеличить)

Сразу после завершения первого витка Первого искусственного спутника Земли прозвучало сообщение информационного агентства: «...4 октября 1957 года в СССР произведен успешный запуск первого спутника. По предварительным данным ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость 8000 м/с. В настоящее время спутник описывает эллиптические траектории вокруг Земли...». Шар диаметром 58 см и весом 83,6 кг совершил 1400 оборотов вокруг Земли и пробыл на орбите 92 дня, посылая радиосигналы – знаменитые теперь «бип-бип». С этого момента началась космическая эра в истории человеческой цивилизации.

Именно на эти дни приходится апофеоз научных, мемориальных и просто торжественных мероприятий в России, посвященных запуску первого Спутника. В Москве проходит форум «Космос: наука и проблемы XXI века». В Институте космических исследований РАН открылась уникальная выставка «Космическая наука – взгляд в прошлое, взгляд в будущее». Что же изменилось в научном мировоззрении после запуска первого Спутника? Мы попросили поделиться своими соображениями на эту тему члена-корреспондента РАН, директора Института космических исследований РАН Льва Зеленого.

@@@
Полвека, изменившие мир
Пора подумать об интеллекте
Программа поездки президента на Сахалин и в Японию будет напряженной
Психология человека в космосе
Россия и Казахстан договорились
Россия и Китай готовы противостоять американской экспансии
Хроническая «клиперомания»

Шаттл «Атлантис» оставили на Земле

@@

Запуск космического челнока отложен по техническим причинам

2007-12-07 / Роман Смирнов

Все Межпланетные новости









Члены экипажа шаттла "Атлантис" (фото NASA)

6 декабря на вечерней пресс-конференции менеджер 122-й миссии по программе «Спейс шаттл» (Space shuttle) Лерой Кейн (LeRoy Cain) сообщил о задержке вылета корабля «Атлантис». Старт отложен, по крайней мере, до вечера субботы (20:43 GMT). «Мы сделаем все, что можем, чтобы старт в субботу состоялся», - сказал Кейн журналистам.

Причина задержки корабля на стартовом столе – неисправность топливных датчиков. После загрузки баков горючим два прибора из четырех показали отсутствие топлива в баках «Атлантиса» в то время, как оно там было. Правила НАСА (NASA) допускают неисправность одного датчика. Последний раз инженеры столкнулись с похожей проблемой в 2006 году. Лерой Кейн предположил, что дело может быть не в самих датчиках, а в связующих линиях между баками носителя и контролирующей электроникой корабля. «Неполадки несколько отличаются от тех, с которыми мы сталкивались ранее. На сегодня аналитическая группа просто исчерпала время».

Инженерам придется постараться либо устранить неисправность, либо доказать, что корабль можно безопасно отправить на орбиту при существующей неисправности. Стартовое «Окно» для «Атлантиса» открыто до 13 декабря. Если решение о запуске так и не будет принято, полет придется отложить до нового года – до 2 января. Кейн по этому поводу сказал, что если запуск в субботу не состоится, то следующая попытка будет предпринята в воскресенье.

Миссия 122. Экипаж.

Стив Фрик (Steve Frick) – командир шаттла «Атлантис» (НАСА, США), Алан Поиндекстер (Alan Poindexter) – пилот шаттла (НАСА, США). Специалисты НАСА: Леланд Мевлин (Leland Melvin), Рекс Уолхайм (Rex Walheim), Стэнли Лав (Stanley Love), Дэниэл Тони (Daniel Tani) – второй инженер МКС, возвращающийся на «Атлантисе» на Землю. Специалисты Европейского космического агенства (ЕКА): Ганс Шлегул, Германия (Hans Schlegel), Леопольд Артс, Франция (Lйopold Eyharts) – второй инженер МКС сменит Дэна Тони на орбитальном посту. Кстати, мсье Артс – один из ветеранов освоения космоса. Ему 50 лет и он летал на российскую станцию «МИР».

Миссия 122. План работ.

@@@
Шаттл «Атлантис» оставили на Земле