"Независимой газете" – 18 лет

@@ 2008-12-15 / Марк Захаров - народный артист СССР, художественный руководитель театра "Ленком"







@@@
"Независимой газете" – 18 лет
"Песняры" дежурят в реанимации
1 080 000 000 рублей – чтобы стало действительно хорошо
18-20 марта
28 марта
«Сила спецслужб в контакте с массами»
Академический обмен

Актер императорской сцены, народный артист СССР

@@

В Санкт-Петербурге на 76-м году жизни умер Игорь Горбачев

2003-02-20 / Григорий Заславский



После продолжительной болезни в Санкт-Петербурге скончался народный артист СССР, актер и режиссер Академического театра имени А.С. Пушкина Игорь Горбачев.

В минувшем году в Александринском театре, который до сих пор официально именуется Академическим театром имени Пушкина, праздновали 75-летие актера, все его поздравляли и, казалось, совершенно стерлось из памяти, как еще недавно ругали Горбачева за верность умирающим традициям, за косность и бог весть что. Традициям Игорь Горбачев был действительно верен, никогда не скрывал своих левых (в нынешней политической палитре) взглядов. Больше десяти лет назад он оставил пост руководителя Академического театра драмы имени Пушкина, незадолго до смерти сказал в одном из интервью: "Мне приятно сознавать, что в здании Александринского театра есть маленький кирпичик по имени Горбачев. Этот театр был щедр ко мне, и я отдал ему всю свою жизнь, служил ему, как мог".

Его взлет был по-настоящему головокружительным. На сцену Горбачев вышел в 44-м, он занял первое место на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности за роль Хлестакова, сыгранную в драматической студии Ленинградского университета. Был приглашен на ту же роль в кино, после чего уже безо всяких преувеличений слава актера приобрела всесоюзный характер. Театральный институт он закончил лишь в 1959 году, а уже с 54-го года начал играть в Академическом театре драмы имени Пушкина.

С 1969 по 1992 год Игорь Горбачев был художественным руководителем этого старейшего профессионального театра России. А десять лет назад создал театральный институт "Школа русской драмы", считая, что ныне традиции русского национального театра находятся в загоне и позабыты. Говорил о "русской линии" в искусстве, отчего патриоты всех оттенков в последние десятилетия всенепременно призывали его под свои знамена. Прежде он преподавал в ЛГИТМиКе, причем среди многих знаменитых его учеников - Николай Фоменко.

@@@
Актер императорской сцены, народный артист СССР
Безотказники
Большой бас из Большого
Борис Акимов возглавил балет в Большом
Брат президента займется агитацией
Бродячая собака
В Киеве курсанты разобрали всех звезд

В Кремле открыли общепит

@@ 2001-06-06 / Владимир Тихомиров



НА ПРОШЛОЙ неделе в Кремле было отрыто питейное заведение для простых смертных - кафе-бар "Кремлевский". Как сообщили мировые информагентства, новое предприятие было открыто по инициативе управляющего делами президента РФ Владимира Кожина.

- Мы считаем, что это не просто кафе, каких в Москве открываются десятки. Таких за всю историю Московского Кремля на его территории не было. Это первый шаг на пути реализации концепции открытости Кремля, - заявил Владимир Кожин на церемонии открытия.

Однако на фуршет по случаю открытия бара "У Путина", как метко окрестили его в народе, допускались только специально приглашенные журналисты из так называемого кремлевского пула. И, кроме того, в четверг Кремль для посещения и экскурсий закрыт. А сразу же после торжественного открытия "для прессы" бар снова закрыли.

Корреспонденты "НГ" пришли в Кремль на следующий день. Найти "Кремлевский" оказалось делом непростым. Ни вывески, ни щитов с рекламой… На расположение оазиса общепита в так называемом дипломатическом фойе Государственного Кремлевского дворца указывала скромная табличка с лаконичной надписью "Бар".

Но бар был закрыт. Хмурый дедуля-охранник объяснил, что никакого такого кафе для всяких проходимцев тут не открывалось, а есть столовая, в которой кормят иностранцев. Тут как раз к дверям подошла бойкая компания каких-то бюргеров, и охранник с несвойственной для его пенсионного возраста прытью оттер нас в сторону. Женщина-экскурсовод пересчитала по головам своих подопечных и подала команду строиться на обед. А мы отправились в кабинет Евгения Кузьмичева, заместителя директора комбината питания Московского Кремля.

- Действительно, мы несколько поторопились с открытием кафе, - объяснил нам Евгений Николаевич. - Но у управделами очень плотный рабочий график, и этот день был наиболее удобным… До следующей недели мы все подготовим и начнем работать по-настоящему. А что касается иностранцев, то мы экскурсионные группы кормим в Кремле с апреля. У туристов такой плотный график экскурсий, что в Кремль они приезжают голодными. И мы подумали: а почему бы им в центре России вместе с духовной пищей не давать и пищу для желудка - нашу, исконно русскую пищу? А теперь вот решили кормить и всех желающих. Так что, ребята, приходите в понедельник.

В понедельник мы снова были у ворот Кремля. Милиционеры, дежурившие у турникета, кивали нам, как старым знакомым, и желали приятного аппетита.

Интерьер нового кафе сильно отдает незатейливым советским дизайном - будто сидишь в столовке ведомственного санатория в Сочи. Просторный зал, отделанный деревянными панелями, столики на 6 человек, офисные стулья и тут же - белые крахмальные скатерти и свернутые в цилиндры полотенца на тарелках. В углу - раздаточная стойка, словно взятая напрокат из студенческой пельменной. Правда, с подносами там стоят не посетители, а официанты.

- Понимаете, кухня у нас находится на 6-м этаже, - говорит официант Женя. - Вот мы и оборудовали такую стойку для доработки поступающих блюд…

Посетителей в зале было немного - народ в основном заходил полюбопытствовать, чем в Кремле кормят. Для нового проекта кремлевского управделами Владимира Кожина в штат комбината питания набрали 3 поваров и 10 официантов. В планах - расширение сети общепита и создание своего "фаст-фуда" с открытыми столиками. О политике "открытости" в Кремле нам постоянно напоминал и подошедший метрдотель Александр Кривошеенко.

- Метрдотель, а тем более кремлевский метрдотель, должен поддержать разговор на любую тему, - делится секретами мастерства Александр Иванович, который уже четвертый десяток кормит кремлевских обитателей. - Сегодня у вас ужинает физик-конструктор, а завтра - народный артист. И с каждым нужно поговорить. Ведь ресторан - это не только место, где можно поесть, это клуб общения, исповедальня…

@@@
В Кремле открыли общепит
В России даже зайцы лазают по деревьям
В Самаре любят Солнечного клоуна
Воин на поле любви
Все, что хорошо для России, хорошо для Розенбаума
Год без Собчака
Григорович возвращается в Большой

Двойник уехал в Петербург

@@

Валерий Фокин закрыл свой спектакль об Антонене Арто

2006-06-23 / Сергей Архипов



Одним из последних событий завершающегося театрального сезона стал последний показ спектакля Валерия Фокина «Арто и его двойник» в Центре имени Мейерхольда.

Арто все это время играл Виктор Гвоздицкий, в роли его двойника на последнем спектакле был нынешний ректор Щукинского училища, народный артист России Евгений Князев. На премьере в паре с Гвоздицким играл Игорь Костолевский.

Спектакль имел успех, а Гвоздицкий, ныне почти не играющий в Москве, после спектакля сказал даже, что у каждого актера в жизни вообще не так уж много ролей, про которые он может сказать, что это – его любимые роли, роли, которые остаются с ним, проходят через всю жизнь.

@@@
Двойник уехал в Петербург
Десять лет взаимопонимания
Дочь эмигранта
Иголка принцессы Дианы
Кенгуру уже приехали
Киновылазка
Колобок, я тебя съем!

Композитора сменит скрипач

@@

Знаменитый музыкант назначен и.о. ректора Санкт-Петербургской консерватории

2008-06-25 / Марина Гайкович



Сегодня коллективу Санкт-Петербургской консерватории представят исполняющего обязанности ректора. На эту должность министр культуры Александр Авдеев назначил скрипача Сергея Стадлера.

Напомним, что после затяжного конфликта с административным и преподавательским составом консерватории и выявленных в ходе финансовой проверки нарушений с прежним руководителем учебного заведения композитором Александром Чайковским был расторгнут контракт («НГ» уделяла внимание этой теме).

Знаменитый скрипач, народный артист России Сергей Стадлер учился и даже некоторое время преподавал в Ленинградской консерватории, так что ему неприятие коллектива по географическому принципу не грозит (напомним, что для утверждения Чайковского на должности ректора был изменен устав вуза, согласно которому эту позицию в консерватории может занимать только ее выпускник). У скрипача уже есть опыт руководителя, но пока только художественного: он был главным дирижером Екатеринбургского театра оперы и балета, а также оперного театра Санкт-Петербургской консерватории.

@@@
Композитора сменит скрипач
Конструктивный подход
Культура: коротко
Лавровский возвращается
Лауреаты Антибукера названы
Манеж, где возможно все
Михаил Козаков может стать главным режиссером

Михаил Швыдкой снова вовлечен в кадровую политику Большого театра

@@ 2000-10-10 / Михаил Маус



ВЧЕРА вечером в зале коллегии Министерства культуры Михаил Швыдкой объяснял журналистам свою позицию по поводу последних кадровых перестановок в Большом театре. Любопытно, что это уже второй случай, когда Михаил Швыдкой заявляет свою принципиальную позицию по Большому театру именно в понедельник, когда в Большом - выходной. В понедельник, 28 августа, были обнародованы знаменитые президентские указы о переменах в руководстве театра.

Напомним, что на прошлой неделе конфликт тогдашнего художественного руководителя балета Алексея Фадеечева с дирекцией театра перешел в "завершающую стадию". После пресс-конференции и серии публичных заявлений новый директор театра Анатолий Иксанов предложил Фадеечеву написать заявление по собственному желанию, когда же тот отказался, Иксанов попросту уволил Фадеечева. Это случилось в четверг, в пятницу стало известно имя нового худрука. Им стал, как мы уже успели написать в субботнем номере, Борис Акимов, народный артист СССР, в прошлом - танцовщик, а в последние 12 лет - педагог-репетитор Большого театра.

Назначение Акимова внутри Большого театра многие расценивают как знак грядущего возвращения Григоровича. Во всяком случае, готовясь к возобновлению "Лебединого озера", солисты балета уже раскупили видеокассеты с записью балета в хореографии Юрия Николаевича. Правда, по нашей информации, Григорович намеревается внести большие новшества и, в частности, разделить партии Одетты и Одиллии между двумя солистками. Репетиции начнутся в декабре. После пятилетнего перерыва Григорович переступил порог театра, когда ему надо было посмотреть декорации Вирсаладзе. В театре приход Григоровича, конечно, наделал шума.

В четверг же, по нашей информации, назначение Акимова и грядущее назначение Михаила Лавровского на второй по значимости пост в балетной труппе уже отпраздновали. По сему поводу купили чуть ли не ящик шампанского и в узком кругу кадровые перемены были отмечены.

@@@
Михаил Швыдкой снова вовлечен в кадровую политику Большого театра
Москва Гловацкого
Музыка гражданской войны
Музыкальная брюква
На медные деньги
На форум "Солидарности" приедут сочинцы
Наследник

Не для чеса

@@

Продюсер Эльшан Мамедов рассказывает о финансовой стороне театрального процесса

2002-10-29 / Григорий Заславский Антреприза - место, куда артисты идут, чтобы заработать. Поэтому билеты на антрепризные спектакли стоят дороже, чем в обычный театр. На антрепризные спектакли идут, поскольку их зазывные афиши обещают всех звезд сразу. Таковы стереотипы. Несколько лет назад на вопрос, зачем он пошел играть в плохом "Гамлете" антрепризного театра, известный актер, народный артист СССР простодушно ответил: "Семьсот рублей за репетицию, полторы тысячи - за спектакль". Тогда это были деньги. Сейчас за выступление в концерте драматический артист может получить и триста, и полторы тысячи долларов. За спектакль - от пятидесяти до тысячи долларов. Антрепренер Эльшан Мамедов в беседе с "НГ" раскрыл некоторые секреты профессии.

Из досье "НГ" Эльшан Мамедов окончил театроведческий факультет ГИТИСа в 1989 г. Кандидат искусствоведения. В 1993 г. основал продюсерскую компанию "Независимый театральный проект". Продюсерские работы в театре: "Игра в жмурики" М.Волохова, "Ханна" П.-У.Энквиста, "Мастер-класс" Т.МакНелли, "Миллионерша" Б.Шоу, "Трактирщица" К.Гольдони, "Ladies" Night". Среди других работ - киноверсия спектакля Светланы Враговой "Катерина Ивановна", авторский сериал Геннадия Хазанова "Чужие юбилеи".



-Эльшан, понимаю, что абсолютной искренности ждать не приходится, все-таки задаю вопросы, касающиеся финансовой стороны театрального бизнеса. Мы почти каждый раз узнаем, сколько миллионов долларов потрачено продюсерами на очередной громкий мюзикл - на "Чикаго", на "Сорок вторую улицу"… О драматических спектаклях продюсеры предпочитают не распространяться. Почему?

- Нет проблем. Можно сказать, какой бюджет спектакля. Никто не скажет про гонорары. Не потому, что я не хочу говорить. Просто есть контракты, которые нас связывают с актерами. Там есть пункт о коммерческой тайне. Конечно, в драматическом театре нет таких цифр - четыре с половиной миллиона долларов или пять. Это понятно: насколько я знаю, только права на "Чикаго" стоят миллион. У нас речь идет о других цифрах, хотя и они - внушительные для драматического театра. Зависят расходы, конечно, от пьесы, от кастинга, от режиссера - от команды, которую ты собираешь. Спектакль может стоить и десять тысяч, и сто.

- Например, последний твой спектакль, "Ladies" Night"?

- Вместе с рекламной кампанией около 80 тысяч. Это не дешевый, хотя и не самый дорогой проект. По затратам - средний.

- А самый дорогой?

- Из моих этот - самый дорогой. О других могу только догадываться. Но я думаю, что проекты Международной конфедерации театральных союзов были дороже. "Гамлет" Петера Штайна, "Борис Годунов" Деклана Доннеллана. И Штайн, и Доннеллан - конечно, это должно быть дороже.

- Спектакли обходились дороже прежде, когда вышел один из первых антрепризных проектов "М. Баттерфляй" Виктюка, или сегодня?

- Сегодня. Цены все выше и выше.

- Ты исходишь из художественной или финансовой состоятельности проекта?

- У нас за десять лет люди своими собственными руками низвели понятие антрепризы до уровня старого филармонического чеса. Я, к счастью, к этому отношения не имел. Когда коллеги жалуются, что их не любят, я думаю: правильно делают, что не любят. Сделали своими собственными руками! Я же хожу, смотрю, что ставится. В большинстве - это спектакли, которые смотришь с закрытыми глазами. И это называется антрепризой. В глубинке понятие "московский спектакль" стало ругательным: "Опять москвичи приехали!" У меня репертуар - необычный для антрепризы. Хотя говорить про материально-телесный низ можно языком Рабле, можно - языком "Ladies" Night", а можно - языком бульварной итальянской пьесы.

- Когда спектакль выезжает на гастроли, вы рассчитываете на сборы или на местного спонсора, который оплатит все расходы?

- Поскольку мы не имеем возможности приехать заранее и продавать билеты, то мы заключаем контракт с местным прокатчиком, в нем оговаривается сумма гонорара. А все остальное - уже его проблемы, как уж он окупит зал.

- Спектакль может приносить прибыль? И сколько должно пройти времени до того момента, как окупятся все расходы?

- "Мастер-класс" уже приносит прибыль. С "Трактирщицей" иная история. Это инвестиционный проект, там компания вкладывала деньги, и сейчас она получает дивиденды, но я думаю, что месяца через три-четыре мы выйдем на ноль, и спектакль начнет приносить прибыль. Так что получается примерно год.

- От запуска?

- Нет, с момента премьеры. А так - примерно полтора года. По сравнению с нефтяным бизнесом это, конечно, не прибыль. Театральный бизнес - специфический. Им должны заниматься ненормальные люди. "Фантой", конечно, торговать легче. В театральном бизнесе деньги очень тяжелые. Надо продать зал, это постоянные нервы. У меня спектакль, и я не знаю, что будет в зале в связи с событиями на "Норд-Осте"… А дотаций мы не получаем от государства. И мы должны заплатить артистам зарплату, оплатить аренду. Надо очень любить театр, чтобы этим заниматься. И тем не менее я думаю, что еще через полтора-два года театральный бизнес превратится во вполне нормальный, вполне обычный бизнес.

- Сколько стоит приглашенная звезда?

- Это очень тяжелый вопрос. Нанятый актер?

- Да.

- Как договоришься. Даже в ситуации независимого театра, если артисту интересно участвовать, с ним можно договариваться об очень низких гонорарах. Если это делается, грубо говоря, для чеса, разговор складывается жестче. Чем крупнее проект, тем артисты более расположены к переговорам.

- Где ты берешь деньги? Их приходится искать, или, наоборот, проблема в том, чтобы выбрать, чье предложение выгоднее?

- Я их ищу. И каждый раз приходится искать. Я никогда не делаю заказные проекты. Ко мне приходят, случается, люди и говорят, что у них - жена или дочка, нужно, чтобы она была на сцене. Я советую другие места или просто отказываюсь. Мы сами придумываем проекты и потом уже находим деньги. Или это спонсорский проект, или инвестиционный. В "Ladies" Night", мне кажется, мы уже доказали, что театральное пространство может быть нормальным рекламным пространством, его надо только использовать грамотно. Это поле надо развивать. Спонсорство на уровне логотипа на афише смешно. Просто выброшенные деньги. А если придумывать что-то вокруг спектакля, тогда спонсорство становится осмысленным, интересным.

- Часто у нас стремятся засекретить зарплату сотрудников, чтобы сосед не знал, сколько получает коллега. В итоге все знают и все недовольны. В антрепризе бывают скандалы из-за того, что кто-то рядом получает на сто долларов больше?

- Никаких скандалов. Люди понимают, что благодаря человеку, который получает больше, и у них есть заработок. Я где-то недавно прочитал, что на антрепризу покупают билеты, потому что там - известные артисты. А в обычных театрах разве не так? Все равно ходят на известные фамилии. Актер, работающий рядом, понимает, что к чему. Что на Татьяну Васильеву - ходят.

- Если нельзя назвать максимальный гонорар, может быть, назовешь минимальный, который получают актеры в твоих спектаклях?

@@@
Не для чеса
Невзирая на чины и звания
Неузнаваемые герои совремнных пьес
Новости
Новым директором Центрального дома актера станет народный артист СССР Владимир Этуш
Олег Янковский вернулся
Он творил мир

Отцовский нож и адреса из интернета

@@

Подсудимый, напавший на прихожан московской синагоги, виновным себя не признал

2006-03-01 / Роман Уколов







Подсудимый Копцев не обращал на потерпевших никакого внимания.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Александр Копцев, обвиняемый в нападении на прихожан в Московской синагоге на Большой Бронной, не признал свою вину. Об этом подсудимый заявил вчера сразу после того, как гособвинитель, прокурор Кира Гудим зачитала обвинительное заключение. В ходе вчерашнего заседания также выяснилось, что система безопасности синагоги имела ряд недостатков, что и позволило Копцеву совершить нападение.

Вплоть до начала заседания подсудимый сидел, демонстративно повернувшись к залу спиной. Он никак не отреагировал на появление потерпевших и не обращал на них никакого внимания в ходе заседания. Потерпевшие, напротив, внимательно разглядывали Копцева, а один из них даже фотографировал подсудимого «мыльницей». На заседание явились четверо из девяти потерпевших.

Перед началом процесса суд принял решение не допускать на заседания тележурналистов. Гособвинитель и защита подсудимого посчитали, что телекамеры будут мешать ходу процесса. Кроме того, по мнению адвоката Нелли Архиповой, «подсудимый – молодой, еще не сформировавшийся человек, а даже народный артист не выдержит такого количества объективов и камер». Сам подсудимый также категорически возражал, чтобы процесс освещался на телевидении. В результате судья Дмитрий Фомин удалил из зала всех тележурналистов.

@@@
Отцовский нож и адреса из интернета
Памяти Олега Ефремова
Пелевин выходит на театральные подмостки
Победа и участие
Погиб Анатолий Ромашин
Покушение на Чубайса: факт или событие?
Пот и красота

Праздничная женщина

@@

Восемьдесят лет жизни, пятьдесят лет работы в Театре сатиры

2001-04-29 / Вера Максимова



CВОЙ двойной юбилей Нина Архипова будет отмечать на большой сцене Театра сатиры. Вахтанговка по школе, она окончила Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина в 1945 году. Не оттуда ли, не из страшной дали лет, душевный свет и жизнерадостность, жизнестойкость актрисы?

На удивление гармонической представляется жизнь Архиповой. Всегда (или почти всегда) много интересной работы: в театре, в кино, на телевидении. Большая, счастливая, любящая семья. Обожаемый муж - друг и партнер, знаменитый московский красавец, народный артист СССР Георгий Павлович Менглет.

Между тем жизнь молодой Архиповой вовсе не была ни безоблачной, ни счастливой. Рано осталась сиротой (и оттого всегда мечтала о большой семье, о детях). От первого - неудачного - брака родилась дочка Наташа. Архипова вышла замуж за писателя Бориса Горбатова. Появились мальчик и девочка-двойняшки, но через год уже тяжко болевший Горбатов умер. С тремя малыми детьми на руках, со свекровью, которую почитала за мать, актриса Архипова работала бесконечно, неустанно. И это удивительно - не старела, невероятно долго оставалась юной женщиной, набирала силу и блеск актерского мастерства.

"Гениальный ухажер", "неотразимый шармер" - очарователь Георгий Менглет, у которого была семья, достойная жена и дочь (ныне известная актриса - Майя Менглет), который славился в Москве бесконечными романами, "взял", как говорилось встарь, Архипову-вдову с тремя детьми. И - остановился, "запнулся" на ней. Кончились "лирические отвлеченья". По общему признанию, Нина Архипова принадлежала к числу прославленных вахтанговских красавиц. Ведь вахтанговское направление - это еще и обязательная "мета" красоты.

Ее, ученицу легендарной вахтанговской Турандот - Цецилии Мансуровой, заметил и отметил Рубен Симонов. После Галины Пашковой, после Людмилы Целиковской он дал Архиповой, еще студентке, роль Денизы - Мадемуазель Нитуш. Принятая в вахтанговскую труппу, в спектакле "Великий государь" она строго и умно сыграла жену Ивана Грозного - царицу Марию Нагую.

Женственная и нежная, не общественница и не оратор, начисто лишенная агрессивности, она и сама была умна. Недаром, поступая во все театральные училища разом: и в ГИТИС, и в Шепкинское, и в Щукинское, всюду принятая, она еще и умудрилась выдержать огромный конкурс на юридический факультет МГУ. Хрупкая, она обладала и обладает сильным характером. С ней любили беседовать умные мужчины.

Настоящая, главная, большая актерская жизнь Архиповой состоялась в Театре сатиры. Ей посчастливилось прийти сюда в годы режиссерского расцвета Валентина Плучека. Среди звезд и "первостепенных актерских величин" он помог ей найти собственное место, "свою нишу". Пожалуй, она и отличалась от талантливых женщин плучековской труппы. Они были интенсивны, ярки, порой - чрезмерны. Почти у каждой имелась собственная "маска". Даром Архиповой была "акварель", прозрачность и свечение акварели.

Вполне земная, на сцену специфического-комедийно-сатирического и трагифарсового в те годы Театра сатиры Архипова несла свою женственность и нежность, свою (обманчивую) слабость. Она стала участницей знаменитых "Клопа" и "Бани", которыми Плучек возвращал на советскую сцену полуизгнанного Маяковского. Париж, куда в 1964 году ездил на гастроли Театр сатиры и где феерический успех пережил великий, скромный и несчастливый Владимир Лепко - Пьер Присыпкин, видел ее: фосфорическую женщину ("Баня") и работницу Зою Березкину ("Клоп"). В "Посланнице из будущего" Нина Архипова не играла ничего потустороннего, запредельного. Просто выходила на сцену милая женщина в строгом элегантном костюме и слушала людей, желая вникнуть, помочь, ободрить, понять. А в молоденькой Зое жила и мучила вечная женская драма обманутости, униженности, а потом - преодоленье боли, радость возвращения в жизнь.

Легкая, изящная комедийность Архиповой дополняла и оттеняла комедийность мощную, гротескную, которую утверждал ее Театр сатиры. Так было, например, в архиповской Кате-фее ("Поцелуй феи"), реальной милой девушке и - светлой мечте. В роли леди Хизионы ("Дом, где разбиваются сердца" Бернарда Шоу), принятой от первой исполнительницы - Лидии Сухаревской, был виден изящный и тонкий ум Архиповой, проступала подлинная "порода". Никого не повторяя, она по-своему сыграла проститутку Иветту в "Мамаше кураж" - бесстыдную и расчетливую, сердечную - в общем, несчастную и сложную, как в старой Европе и в наше время сложна жизнь женщины. В "Гнезде глухаря" вместе с Анатолием Папановым она проникновенно и точно сыграла маленькую "будничную женщину". В роли Валентины Дмитриевны она сыграла драму матери и драму жены.

Выдающиеся мастера сатиры - Лепко, Папанов, Пельтцер, Миронов и другие - с удовольствием работали с Архиповой. Ее - воспитанную, доброжелательную, веселую - с готовностью занимали в своих спектаклях Плучек, Марк Захаров, Александр Ширвиндт.

@@@
Праздничная женщина
Праздничная увертюра для Геннадия Рождественского
Президентская цифра
Премьеры в октябре
Разночинцы у руля
Рамзан Кадыров засветился в международном эфире
С небес на землю

Садись, ставлю тебе 100!

@@

Скоро школьников будут оценивать по многобалльной системе

2002-11-29 / Алла Благовещенская



На днях министр образования Владимир Филиппов сообщил, что примерно в 2004 году в России введут новую систему школьных оценок.

Заявление Владимира Филиппова не прозвучало, как гром среди ясного неба, потому что всего этого следовало ожидать, уже исходя из логики стремительно развивающихся событий. Судите сами. Совсем скоро мы перейдем на "единый" экзамен. В сертификате будут указаны баллы (по 100-бальной шкале), а не оценки. Россия в своих реформах ориентируется на Запад, а там приняты совершенно иные системы оценивания. Ясно, что с оценкой что-то произойдет... Какой именно будет новая система оценивания, пока неизвестно. Это может быть 10-20-балльная система, 50- или даже 100-балльная шкала. Министр образования Владимир Филиппов обосновал новую идею тем, что при существующей системе оценивания "мы выкручиваем у учителей руки, заставляя ставить тройку там, где должна быть двойка… И абсолютное большинство учителей просит дать им право ставить незнающим ученикам "2". По мнению Филиппова, "вместо законной пятибалльной системы реально работает 3-балльная система оценок (3,4,5)..."

А что думают по этому поводу российские граждане и гости нашей страны?

Михаил Козаков, народный артист России, режиссер: "Я - и дед, и отец, и поэтому то, что происходит с нашим образованием, - мне совсем не безразлично. Разумеется, современные интернет-дети умеют быстро перестраиваться, и привыкнуть к новой, многобалльной системе оценивания им, вероятно, будет несложно. Сложно будет мне следить за их успехами? Боюсь, я буду путаться… да и все - тоже…"

Николай Петров, народный артист СССР, пианист, лауреат Государственной премии: "Когда я впервые об этом услышал, я прямо заикнулся! Похоже, Министерству образования сейчас больше нечем заняться? И именно сейчас необходимо менять систему оценок? Похоже, что в Министерстве образования сидят одни "полесовы"! Это, знаете, персонажи из Ильфа и Петрова - бездельники… Двойка - это абсолютно ясная и замечательная оценка. И когда мне ставили "2", то я этого заслуживал… В связи с этим я предлагаю Минобразования сократиться ровно в два раза. А еще лучше - самоустраниться! И высвободившиеся деньги лучше отдать школьным педагогам. Вся сегодняшняя ситуация напоминает мне то время, когда чиновники хотели навязать нам реформу орфографии и предлагали писать "заец", вместо "заяц". Если сейчас в Министерстве образования больше нечем заниматься, значит, чиновники уже почувствовали, что они больше не нужны. Похоже на то, что они просто создают видимость деятельности и своей полезности…"

Андрей Эшпай, народный артист СССР, композитор, пианист: "Ситуация со сменой системы оценок мне непонятна. Но я считаю, что "отлично", "хорошо" и т.д. - вполне нормальные оценки… Я думаю, что это - очередная игра в нашем перевернутом мире… Интересно, а кто дал право на очередную реформу? Кто инициатор?!"

Виктор Шаталов, народный учитель СССР (Украина): "На Украине 12-балльная система существует уже несколько лет. Для того чтобы вы представили, что это такое, я предлагаю заняться элементарным подсчетом. У нас есть замечательная брошюра (в помощь учителю), где объясняется, по каким параметрам нужно оценивать ученика. Там прописано 15 пунктов по каждому предмету. Эти 15 пунктов на каждый вид работы, а видов соответственно тоже несколько: диктант, контрольная, самостоятельная и так далее - итого: 10 видов работы. Учитель должен держать в голове 150 пунктов, оценивая ученика. В среднем 10 учебных предметов изучается в школе. Итого - 1500 положений, который должен знать каждый завуч школы, проверяющий педагогическую деятельность всех своих учителей. Выучить, их, естественно, можно. Но ведь ученик тоже должен знать эти 1500 позиций по всем предметам, чтобы знать, правильно ему выставлена оценка или нет. Получается, определить точную оценку - по силам только счетно-вычислительной машине. Родители тоже должны знать, за что их ребенок получил именно эту оценку. В общем, на практике все делается, естественно, "на глаз", "приблизительно". И все это может спровоцировать такие взрывные отношения в школе, которые ни с чем невозможно сравнить. В Африке существует 100-балльная система оценивания учащихся, но что-то большого всплеска научных открытий мы там не видим. Возможно, и 5-балльная система тоже не вы ход, но многобалльная система чревата большими опасностями. Есть, например, опасения, что многобалльную неразбериху могут использовать недобросовестные учителя в личных интересах. По 5-балльной системе еще есть возможность какого-то общественного контроля в классе (со стороны учеников), а когда больше 10 баллов, никто не уследит…"

Тадеуш Славецки, замминистра образования Польши: "Могу только поделиться опытом... Внешняя оценка в Польше "6" баллов, раньше было "5". Но вместе с этим существует еще "внутренняя" оценка, которая действует в данной конкретной школе. И какая она - это уже прерогатива школы. Учебные заведения у нас получили сейчас определенную долю самостоятельности в организации учебного процесса. И только в документе, который выходит из стен школы и который ученик должен предъявить в другие учебные заведения, оценка должна быть в рамках общепринятой внешней системы оценок..."

=== ТАБЛИЦА ===

Какие оценки получают в других странах?

Германия 5 баллов

Англия 6 баллов

Польша 6 баллов

Белоруссия 10 баллов

Молдова 10 баллов

Латвия 10 баллов

Украина 12 баллов

Франция 20 баллов

Италия 30 баллов

@@@
Садись, ставлю тебе 100!
Семье Юрия Никулина вручили орден
Снова "Золотая маска"
Счастливчик Дибров
Сюжет из газеты
Театр кукол?
Театр, выставленный на продажу

Тум-балалайка

@@

Федерация еврейских общин России обещает заниматься национальной культурой не только в дни празднования Пурима

2000-03-18 / Илья Архипов Созданная некоторое время назад (официально - в ноябре прошлого года) Федерация еврейских общин России довольно много внимания уделяет возрождению еврейских традиций и не в последнюю очередь поддержке еврейской культуры "везде в России, где живет хотя бы один еврей". Накануне важных праздников - Пурима и Пейсаха - о культурных проектах ФЕОР рассказывают Ионя Яковлевич Горин, исполнительный директор Федерации еврейских общин России, и президент ФЕОР, народный артист России Михаил Семенович Глуз.



- НЕ ТАК давно я узнал о том, что ваша федерация на ближайшие праздники организует выступление российских артистов в Линкольн-центре в Нью-Йорке. Что для вас значит этот амбициозный проект?

М.Г. На самом деле мы собираемся отпраздновать Пурим в нью-йоркском Линкольн-центре и во Дворце наций в Иерусалиме. Это небывалый случай, и можно сказать, что это двойной подарок: артистам из России, которые будут выступать в самых престижных залах мира, и тем зрителям, которые придут на концерты. Артисты - это Ансамбль Игоря Моисеева, клезмерский ансамбль "Симха" из Казани...

- Простите мою неграмотность - что значит клезмерский?

М.Г. То есть еврейские народные музыканты, которые традиционно играли на бармицвах, днях рождения, свадьбах, иначе говоря - еврейские менестрели... Еще будут выступать "Тум-балалайка", Ренат Ибрагимов...

- В названии вашей федерации нет слова "культура", а по вашим словам выходит, что вы занимаетесь одними культурными проектами...

И.Г. Политические цели нас не интересуют. Мы занимаемся изучением языка, вопросами воспитания детей, молодежи, еврейских традиций, жизнью еврейских общин, проводим семинары "Еврейская семья", "Еврейская молодежь", на которые съезжаются со всей России, организуем библиотеки.

М.Г. Мы делаем все для того, чтобы политика не вмешивалась в нашу работу. Пока получается. Может быть, как раз потому, что мы держимся вне политики и не хотим быть противовесом никому. Хотя мы не отказываемся от чьей-либо помощи, если нам ее предложат. В канун еврейского Нового года мы собираемся открыть общинный центр в Марьиной Роще, может быть, самый большой в Европе. А в сентябре откроется Третий фестиваль имени Михоэлса. В рамках фестиваля пройдет второй конкурс клезмерских коллективов, в котором выступят и лауреаты прошлого года - ансамбли из Тулы, Петербурга, Самары...

И.Г. Евреи в Кинешме, Кленцах, Касимове должны чувствовать такое же внимание к себе, как и евреи в Москве. Мы хотим, чтобы люди узнали свои традиции, а не только могли сесть, поднять рюмки и сказать: "Лехайм!" Сейчас, например, больше семидесяти посланников Любавического Ребе бесплатно отправятся в разные города, чтобы провести там два праздничных седера по всем правилам. Для евреев, которые живут в маленьких городах, это небывалое событие.

М.Г. Из громких событий, в организации которых мы принимали участие, могу назвать недавний концерт Йозефа Маловани, знаменитого кантора из Нью-Йорка. На днях в Чебоксарах мы провели большой концерт, зрители плакали, благодарили нас, говорили, что ничего подобного в их городе не было. Такая же акция была в подмосковной Дубне. Сейчас, перед Пуримом и Пейсахом, нам предстоят два активных месяца. С 19 марта начнется большой праздничный фестиваль в Сибири и на Дальнем Востоке, в котором примут участие шоу-театр "Тум-балалайка", хасидская капелла. Сделаем все, на что хватит сил.

И.Г. Если мы проводим концерт в каком-то городе, то для нас важно, чтобы на автобусах, на поездах смогли приехать евреи (но, конечно, мы рады всем, кто захочет посетить наши концерты или спектакли) из ближних городов. Сейчас мы готовим большой фестиваль еврейской молодежи, который пройдет по всей России.

- Я все же хотел бы понять: ваша федерация - это светское или религиозное объединение?

М.Г. Я думаю, знаково то, что президентом ФЕОР стал народный артист России, а не раввин. Тем самым подчеркивается, что это не только религиозное объединение. Хотя я, например, уже 23 года живу, если можно так сказать, внутри еврейских традиций - с тех пор как был создан Камерный еврейский музыкальный театр. Процесс национального возрождения, конечно, начинается с культурных традиций.

И.Г. С Михаилом Семеновичем мы уже четыре года вместе. А повод был печальный - трагедия в Марьиной Роще. Можно было просто собрать деньги на восстановление синагоги, но нужен был еще и концерт, чтобы собрать людей вместе. Тогда откликнулись многие - Башмет со своим оркестром, Элина Быстрицкая, Владимир Андреев. Откликнулись многие русские - потому что концерт проходил под девизом "Нет вандализму!".

@@@
Тум-балалайка
Умер Всеволод Ларионов
Умер народный артист России Андрей Толубеев
Унылый триллер
Ушел идеальный русский герой
Фонтаны и облака из картона
Французы в России, поляки в Сибири

Чтобы помнили

@@

Зачем Владимир Меньшов так отважно наскандалил

2007-04-23 / Екатерина Юрьевна Барабаш - заведующая отделом культуры "НГ".



Актер и режиссер, оскароносец Владимир Меньшов поставил и разыграл на вручении наград MTV занятную сцену – отчехвостил фильм «Сволочи», выкинул конверт с названием фильма-победителя и удалился со сцены, перепоручив вручать главный приз «Сволочам» Памеле Андерсен.

Похоже, разучился Меньшов комедии ставить. Вкуса уж точно не хватило. И с драматургией явный напряг. Арифметика ведь проще некуда: знал, кто в номинантах числится, ну так не ходи на тусовку, понимаешь ведь, что шанс увидеть во вскрытом конверте ненавистное название – один к пяти. Коль скоро пришел – будь любезен, веди себя прилично и в рамках заданного жанра. Не нравится победивший фильм? Не беда – вручи конверт и можешь потом в кулуарах журналистам сколько угодно жаловаться, что этот фильм страну позорит. Хотя, к слову, несоблюдение исторической достоверности вовсе не означает низкой художественной ценности фильма. Но дело даже не в этом, а в том, что все хорошо вовремя и к месту. Лет восемь назад Софи Марсо была ведущей церемонии закрытия Каннского фестиваля. Огромный зал, смокинги, вечерние платься, цвет мирового кинематографа. А Марсо – веселенькая и пьяненькая. Она хотела народ повеселить, но ошиблась дверью, не к тому народу попала. Попади она, скажем, на MTV – может, и сошло бы. А тут освистали так, что она на несколько лет дорогу на Ривьеру забыла.

@@@
Чтобы помнили
Школьники, новояз и депутаты
Экспансия Рудинштейна