"Здесь иные обстоятельства и другие возможности..."

@@

Руководитель миссии ОБСЕ в Молдавии объявляет начало новой миротворческой операции в Приднестровье

2003-05-12 / Наталья Приходко На днях исполнилось десять лет с начала деятельности в Молдавии миссии ОБСЕ. Об итогах работы и планах на будущее "НГ" рассказал глава миссии Уильям Хилл, недавно назначенный на этот пост повторно.



- Господин Хилл, разделяете ли вы мнение некоторых наблюдателей о том, что после приостановки летом 1992 года вооруженного конфликта на Днестре российскими военными существенных подвижек в миротворческом процессе не наблюдается?

- Конечно, не разделяю. И после прекращения боевых действий обстановка в регионе довольно долго оставалась достаточно напряженной. Но за прошедшее десятилетие постепенно были значительно сокращены воинские контингенты конфликтующих сторон в зоне безопасности и уменьшена численность российских миротворцев. В соответствии с решением Стамбульского саммита ОБСЕ были начаты процессы вывоза военного имущества и вывода подразделений Оперативной группы российских войск из региона...

Хотя нельзя сказать, что сегодня приднестровский конфликт уже полностью урегулирован, тем не менее очевидно, что с момента прекращения боевых действий деятельность миссии ОБСЕ позволила нормализовать ситуацию. Вскоре после празднования нашего юбилея появится возможность отметить достижение итоговых соглашений по приднестровскому урегулированию и проведению новой миротворческой операции, а также осуществление полного вывода из Молдавии иностранных войск. Таким образом, два главных пункта мандата миссии будут выполнены. Это неплохой результат, которого мы достигли в сотрудничестве с россиянами и украинцами. Без их помощи (в частности, без взаимодействия с руководством российского МИДа и ОГРВ) мы вряд ли сумели бы добиться ощутимых сдвигов.

- Представители ОБСЕ в целом позитивно отреагировали на принятое с подачи молдавского МИДа решение стран Евросоюза и США о запрете въезда на их территорию руководителей Приднестровья. Но аналогичное запрещение Тирасполем въезда на приднестровскую территорию молдавских руководителей было воспринято негативно. Чем объяснить подобное различие подходов?

- Это все-таки разные вопросы. В первом случае речь шла о поездках в другие государства, а во втором - о посещении части территории одной страны. Решение Евросоюза и США не было неожиданным. Их давно беспокоило отсутствие прогресса в переговорах по Приднестровью, в чем (справедливо или нет - другой вопрос) они обвиняли Тирасполь. Жаль, что после долгого обсуждения этой проблемы практические шаги были предприняты как раз тогда, когда в переговорном процессе наметились подвижки. Примечательно, впрочем, что российский МИД, сочтя принятые меры нецелесообразными применительно к процессу урегулирования, подчеркнул, что они оправданны в контексте выполнения Стамбульских договоренностей. После чего приднестровский Верховный совет немедленно снял ограничения на вывоз российского военного имущества и боеприпасов.

Думаю, в результате конструктивной работы сторон в рамках созданной совместной конституционной комиссии к концу этого года можно ожидать достижения итоговых соглашений по урегулированию. И тогда для государств ЕС и Соединенных Штатов также было бы логично отменить свои санкции.

- Считаете ли вы оправданным создание в нынешних условиях равносубъектной молдавско-приднестровской федерации?

- Сегодня Кишинев и Тирасполь занимают разные позиции по вопросу о разграничении полномочий между различными субъектами федерации и центральной властью. Но я не считаю эти разногласия непреодолимыми. При наличии политической воли, которую стороны сейчас демонстрируют, и при содействии международных наблюдателей, думаю, конституционная комиссия сумеет выработать взаимоприемлемое компромиссное решение и по данной проблеме. Разумеется, для этого понадобится время. Полагаю, предложенный президентом Молдавии Владимиром Ворониным шестимесячный срок работы комиссии вполне реалистичен.

- В будущем итоговом соглашении планируется закрепить право Приднестровья на самоопределение в случае изменения статуса молдавского государства. Можно ли быть уверенным в том, что это право будет соблюдено, если провозглашенную - в условиях распада СССР и изменения статуса бывшей МССР - Приднестровскую молдавскую республику международное сообщество не признало?

- Думаю, до "потрясения основ" в молдавском государстве дело никогда не дойдет. Но чтобы это положение было выполнено, предполагается разработать механизм международных гарантий. Аналогичный пункт, к слову, имеется и в законе об особом правовом статусе Гагаузии. Я надеюсь, до этого дело не дойдет.

- Кстати, о гарантиях. Руководство ОБСЕ сегодня высказывается за осуществление новой многонациональной миротворческой операции - взамен нынешнего, успешно работающего механизма обеспечения безопасности. Как полагают наблюдатели, делается это для того, чтобы окончательно вытеснить из региона Россию. А как вы это объясните?

- Апробированная здесь миротворческая операция оказалась достаточно эффективной - по крайней мере за более чем десять лет не было допущено возобновления боевых действий. Но это не значит, что миротворческий механизм идеален и его не нужно улучшить. Скажем, нежелательно, чтобы в миротворчестве и далее были задействованы конфликтующие стороны. Это противоречит необходимости разоружения воинских формирований на обоих берегах Днестра. Возвратив большую часть военнослужащих к гражданской жизни, в перспективе по мере укрепления взаимопонимания стороны могли бы приступить к формированию общего оборонного пространства. Такова стратегическая цель.

В будущей операции, если она пройдет под эгидой ОБСЕ, в принципе смогут принять участие все страны - члены данной организации. В том числе и Россия. Насколько я знаю, за это выступают приднестровцы, Кишинев также не против. Уже высказаны предложения о подключении к здешнему механизму безопасности представителей различных государств, в частности совместного польско-украинского миротворческого батальона, успешно действующего более семи лет. Что же до Соединенных Штатов, то они пока не выразили намерения прислать сюда своих миротворцев. Но, конечно, все страны - члены ОБСЕ также смогут поучаствовать в операции в качестве международных наблюдателей. Определить форму участия различных сторон еще предстоит в ходе переговоров. Их резонно было бы завершить к моменту окончания работы конституционной комиссии над итоговым проектом. То есть - к концу этого года.

- В предыдущий период вашего руководства миссией вы выступили против попыток сокращения радио- и телевещания на русском языке. Сегодня поле использования русского языка по-прежнему сужается, на решение об углубленном его изучении наложен мораторий ПАСЕ, сохраняется практика формирования мононациональных органов госуправления. Почему миссия ОБСЕ не выступает против этого, хотя ее мандатом предусмотрена защита прав нетитульного населения?

- Мне не известны пока конкретные факты, требующие вмешательства миссии. Поддерживая приоритетность государственного языка, мы одновременно призываем к соблюдению прав широко распространенных здесь языков нацменьшинств. Конечно, разумное разрешение языковых проблем способствовало бы национальному примирению и облегчило бы процесс урегулирования.

- Господин Хилл, последний и крайне сложный вопрос: после того как Вашингтон, проигнорировав позицию ООН, предпочел военные, а не политические методы решения "иракской проблемы", как вы считаете, вправе ли представители США возглавлять миротворческую миссию другой международной организации, например, представительство ОБСЕ в той же Молдавии?

@@@
"Здесь иные обстоятельства и другие возможности..."
"При утверждении УПК проблемы будут с Советом Федерации"
"Страна понятного завтра"
Айварс Лембергс: Надо вместе решить накопившиеся проблемы
Анатолий Григорьев: "Всегда и везде надо уважать права малых народов"
Без новых стен на Старом континенте
Березовский обещал вернуться в Россию

Будущее России

@@

Олигархия или демократия?

2000-12-15 / Борис Немцов 17 марта 1998 года

17.03.98 исполнился ровно год со дня назначения Бориса Немцова первым заместителем председателя правительства РФ. В ознаменование этой годовщины Борис Немцов написал специально для "НГ" статью. Стоит добавить, что, передавая ее в редакцию, Борис Ефимович подчеркнул, что она написана не первым вице-премьером правительства, а гражданином Немцовым.



На пороге XXI века Россия вновь оказалась перед выбором. Сейчас решается, при какой социально-экономической системе будут жить граждане России ближайшие десятилетия. То, что возврата к социализму нет, понимают даже самые рьяные сторонники социалистической идеи. Итак, мы идем к рынку. Но к какому? В Швеции и в США, в Пакистане или Индонезии господствуют рыночные отношения, тем не менее социально-экономическое устройство этих стран принципиально различно. По какому пути пойдет Россия? Демократического (народного) рыночного хозяйства или олигархического капитализма?

И за тем, и за другим выбором стоят могущественные политические силы, противоречия между которыми в последнее время обостряются и переходят в открытое противостояние.

Почему и как в России начал формироваться олигархический капитализм? Никто не ставил перед собой задачу строить именно олигархический капитализм. Движение России в этом направлении было предопределено тем, что из всех разновидностей капитализма олигархический наиболее близок к социализму "по-советски". Их роднят монополизм, централизация экономики, контроль бюрократии над народным хозяйством, незначительная роль или отсутствие малого и среднего бизнеса и частной инициативы.

Кроме того, сыграла роль специфика российской экономики, базирующейся на топливно-энергетическом комплексе, который немыслим без крупных корпораций. Необходимое условие для появления олигархии, как известно, - концентрация в их руках политической власти.

Тем не менее был и другой, демократический путь развития. Для этого государству надо было активнее вмешиваться в экономическую жизнь. Вмешиваться не так примитивно, как это понимают коммунисты, - не пытаясь руководить хозяйственной деятельностью предприятия. Государство должно было создать условия для возникновения конкурентной среды. Антитрестовское законодательство, открытое и на конкурсной основе распределение государственных заказов, защита прав собственников, ограничение вмешательства бюрократии в бизнес, защита интересов вкладчиков - вот далеко не полный список того, что не было сделано.

Вместо этого государство позволило, вернее, даже способствовало концентрации собственности и власти в руках узкой группы предпринимателей, связанных с бюрократией.

Олигархия в центре и на местах

Первоначальное накопление олигархического капитала шло по нескольким направлениям. Ограбление граждан (Русский дом "Селенга", МММ и другие финансовые пирамиды), ограбление государства - таможенные и налоговые льготы "своим" предпринимателям (Национальный ф онд спорта, псевдоафганцы и т.д.), прокручивание (расхищение) бюджетных средств через систему уполномоченных банков, бесконтрольный вывоз сырья, ограбление крупных предприятий. Около каждого промышленного гиганта создавались фирмы, фирмочки и банки-паразиты, высасывающие из него все соки. Часть накопленных в результате этих манипуляций средств вкладывалась в приватизацию. Небольшая часть, так как приватизация долгое время проводилась кулуарно, по символическим ценам и часто для "своих".

Ситуация в регионах зеркально, но в меньшем масштабе, повторила развитие событий на федеральном уровне. Быстро уловив настроения Центра, местные чиновники начали создавать или патронировать "карманные" банки, компании, занятые выполнением общественных работ, строительством (особенно дорожным), действующие в сфере наружной рекламы, связи. В общем, там, где коммерческий успех предприятий зависит от принимаемых этими чиновниками решений.

Главный источник наживы для финансово-бюрократической олигархии на местах - бюджет, собственность и земля, формально находящиеся в региональном и муниципальном ведении, а фактически - в бесконтрольном распоряжении управляющих ими компаний. Я разговаривал недавно с хозяином одного из кафе на Арбате. Оказывается, очень многие площади на Арбате (в которых размещаются рестораны, кафе и т.д.) формально принадлежат мэрии, но распоряжается ими узкая группа бизнесменов, которые сдают эти площади за бешеные деньги, выплачивая мэрии лишь незначительную часть полученного от арендатора. Причем масштабы теневого оборота настолько велики, что любая попытка изменить ситуацию для тех, кто ее предпримет, по мнению моего собеседника, окончится трагически. Подобная ситуация типична не только для Москвы, но и для многих других регионов.

Тем не менее олигархия на федеральном уровне все же отличается от региональной. В регионах в тандеме "чиновники и бизнесмены" доминируют, как правило, чиновники. Так, например, обстоит дело в Москве. Систему власти, сложившуюся в этом городе, характеризуют тотальный контроль бюрократии над собственностью, монополизация строительного комплекса и системы жилищно-коммунального хозяйства, сложная процедура получения лицензий и разрешений, затрагивающая практически все сферы бизнеса.

На федеральном уровне первенство в финансово-бюрократической связке явно принадлежит финансовым и сырьевым магнатам.

Обратная тяга

Главное, чем отличается олигархический капитализм от демократического, утвердившегося в США после нового курса Рузвельта, в Западной Европе в послевоенные годы - государственная политика перераспределения доходов. На Западе через систему прогрессивных налогов, налогов на собственность и социальных пособий малоимущим государство перераспределяет доходы от богатых к бедным. У нас же все наоборот. Государство - насос, перекачивающий деньги от бедных к богатым. Богатые не только не платят в полном объеме налоги (для этого существуют сотни лазеек). Уже собранные налоги через прокрутку в уполномоченных банках, "дутые" подряды, фиктивные государственные кредиты возвращаются к олигархии. В результате в бюджете нет средств на зарплату учителям, врачам, детские пособия, помощь беженцам и т.д. Сохраняется пропасть между богатством меньшинства и нищетой большинства граждан России. Отсюда - поляризация, а с ней и социальная напряженность в обществе.

Насос, перекачивающий деньги от богатых к бедным, существует не только в социальном, но и в региональном плане. Значительная, непропорционально большая часть налогов, собранных в регионах, оказывается в Москве. Если при социализме в Москве концентрировались товары со всей страны, то теперь нечто похожее происходит с деньгами. Ведь экономика продолжает быть чрезмерно централизованной. Деньги распределяются в Москве, там в значительной степени и остаются. В этом одна из причин их хронического дефицита в большинстве других регионов.

Самое мерзкое

Самое мерзкое в олигархическом капитализме - "приватизация власти". Мне известно множество примеров, когда по мановению руки какого-нибудь магната армия милиционеров, налоговых полицейских, прокуроров начинает лихорадочно трудиться, чтобы найти компромат на его конкурента или политического противника. Наши правоохранительные органы настолько слабы и бедны, что находятся фактически в распоряжении не органов власти, а экономических и информационных "королей". Расследование крупнейших заказных убийств проходит вяло и медленно. Если же речь идет о конкурентной борьбе в бизнесе, работают десятки следователей, которые переворачивают все вверх дном, чтобы удовлетворить любопытство какого-нибудь магната.

Что удалось сделать

С весны прошлого года на федеральном уровне предпринят ряд действий, направленных на то, чтобы изменить сложившееся положение дел:

- была сделана попытка защитить федеральный бюджет от предпринимателей-"паразитов". Для этого проведено в жизнь решение об отказе от услуг уполномоченных банков, которые обслуживали таможню, Министерство обороны и т.д. Принято решение о конкурсном распределении бюджетных средств, в результате которого проведено пять с половиной тысяч конкурсов на закупку продукции на 19 трлн. руб. Ликвидирован институт спецэкспортеров нефти, т.е. частных компаний, которые, якобы выполняя госзаказ, на льготных условиях экспортировали нефть. Это решение только за 4 месяца после его принятия принесло бюджету 8 трлн. руб.;

- чиновники стали заполнять декларации о доходах. Данная мера не принесла пока видимых результатов, но бюрократы напряглись не зря. Это первый шаг. За ним должно последовать введение суровой ответственности за ложь в декларациях и т.д. Проект закона о декларации расходов прошел Госдуму и сейчас застрял в согласительной комиссии. Надежда, что он будет принят, остается;

- приняты меры по защите экономики от чрезмерного аппетита естественных монополий. Снижены тарифы на их услуги, в первую очередь для промышленности (по предприятиям РАО "ЕЭС России" - примерно на 8%, по грузовым железнодорожным перевозкам - на 10%, цены на природный газ - до 40%). Это крайне важно не только для оздоровления экономики. Эти компании впервые поставлены в условия, исключающие возможность получать прибыль, бесконтрольно повышая монопольные цены. Поэтому им приходится более эффективно работать, лучше организовывать производственный процесс. Удалось сохранить государственный контроль над естественными монополиями, прежде всего над "Газпромом", с которым заключен новый трастовый договор. Как известно, по старому договору государство фактически теряло контроль над этим гигантом. Впервые за многие годы проведен аудит предприятий-монополистов.

То, что удалось весной-летом прошлого года, было сделано исключительно благодаря политической воле президента и дееспособного правительства. Но воли, решимости нескольких, пусть даже самых высокопоставленных людей для проведения реформ недостаточно. Первые же действия в этом направлении ударили по интересам множества финансово-бюрократических группировок. Они через своих людей во власти, в СМИ организовали саботаж очевидных преобразований, противодействие тем, кто пытался их провести. В конце концов полная надежд весна 1997 г. перешла в печальную дождливую осень.

Почему я оптимист

Я верю в здравый смысл. Люди, стоящие сейчас у руля экономики, должны понимать, что они "калифы на час". Их положение крайне неустойчиво. В любой момент конкуренты во власти или в бизнесе могут их уничтожить. Причем если при нормальной конкуренции уничтожить конкурента - значит разорить его, оставив шанс подняться заново, то при "диком" капитализме проигравшего может ждать тюрьма, изгнание, пуля киллера. Поэтому олигархи так пристально всматриваются в 2000 год. Для многих из них возможная смена власти - вопрос жизни и смерти в буквальном смысле этого слова. Наиболее разумные из них понимают: крайне неустойчивое общество, которое они создали, может больно ударить по ним самим. Все очевидней выбор: либо бандитские сверхприбыли с угрозой потерять все, в том числе и жизнь, либо защита сильного государства и гарантия легального бизнеса по общим для всех правилам. Что победит - разум или сиюминутные корыстные интересы, - покажет будущее.

Правительство в целом осознает, насколько неэффективна существующая система. То, что начавшееся весной 1997 г. движение вперед остановилось, уже привело к серьезному финансовому кризису. Нашим оппонентам должно быть ясно: без продолжения политики эффективных преобразований страну ждет не экономический подъем, а полный финансовый крах.

И самое главное. Большинство людей не хочет жить при олигархическом режиме.

Что делать

В области антимонопольной политики. Общественный контроль над монополиями, развитие конкурентной среды во всех сферах деятельности монополий, где это возможно. К примеру, в энергетических системах генерирующие компании должны конкурировать друг с другом, а монополии достаточно оставить передающие сети, то же - в газовой промышленности.

Открытая, понятная и предсказуемая государственная тарифная политика. Участие потребителей услуг монополистов в контроле за их деятельностью.

Антимонопольный контроль над электронными СМИ. Там, где контрольный пакет принадлежит государству, позиция государства должна быть четко обозначена.

В области нормализации государственных финансов. Банкротство предприятий, не способных платить налоги или зарплату. При этом на месте убыточного предприятия должны создаваться дееспособные мобильные структуры. К управлению должны приходить ответственные, профессионально подготовленные управленцы-руководители. Отказ от уполномоченных банков не только на федеральном, но и на всех других уровнях. Конкурсное гласное распределение бюджетных средств, средств внебюджетных фондов. Зачисление налогов, уплачиваемых всероссийскими компаниями и корпорациями, по преимуществу не туда, где зарегистрированы головные офисы этих компаний, а туда, где осуществляется основная производственная деятельность.

Реформа налогового законодательства. Цель - превратить налоги в инструмент реального перераспределения доходов от богатых к бедным. Введение прогрессивных налогов на собственность, предметы роскоши, лицензионных сборов. Легализация ранее полученных доходов с одновременным ужесточением санкций за их последующее сокрытие.

Развитие малого и среднего предпринимательства. Ограничение числа чиновников и бюрократических структур, надзирающих за малым и средним бизнесом. Продажа в собственность арендованного имущества. Законодательное обеспечение гарантий сохранности собственности. Вложение государственных средств в развитие инфраструктуры бизнеса.

Здоровый протекционизм. Наведение порядка на таможне, закрытие "дыр", через которые проходит "черный" и "серый" экспорт-импорт. Овладение механизмом антидемпинговых процедур и их последовательное применение в отношении недобросовестного импорта.

Принимая меры по наведению порядка в деятельности естественных монополий на внутреннем рынке, государство должно оказывать всяческую помощь нашим крупнейшим производственным структурам (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ГК "Транснефть", МПС) в их деятельности за пределами России. Они - визитная карточка страны, наша гордость - участвуют в жесткой конкурентной борьбе на мировых рынках и потому нуждаются во всемерной поддержке.

Помощь отечественным производителям качественных товаров в их продвижении, в том числе поддержка рекламной деятельности. Подготовка квалифицированных управленческих кадров новой формации для отечественного народного хозяйства.

Протекционизм - не только поддержка отечественных производителей, но и необходимое условие для привлечения зарубежных инвестиций. Государственная поддержка проектов, в том числе с иностранным участием, предусматривающих ежегодный рост доли российского участия в производстве конечной продукции.

Протекционизм ни в коем случае не должен ущемлять потребителя. Единственное исключение - чиновники. Расходуя государственные средства, они должны помнить, что, покупая российское, они поддерживают отечественное производство.

Приватизация только через честные открытые аукционы

Административная реформа, реформа правоохранительных органов, судебная реформа. Сокращение государственного аппарата, за счет этого повышение зарплат и поощрение чиновников с безукоризненной репутацией (предоставление квартир после 10 лет безупречной службы и т.д.). Ужесточение ответственности, в том числе и уголовной, за коррупцию. Амнистия добровольно оставившим свои должности до определенного срока. Призыв на освободившиеся места новых людей из других сфер деятельности после переподготовки (учителей, военных, ИТР и т.д. и молодежи).

Ужесточение ответственности руководителей правоохранительных органов за провалы в работе. Отставка ответственных за то, что не раскрыты шумные заказные убийства. Лишать должности судей, решения которых систематически отменяются в вышестоящих инстанциях.

Обеспечение жильем. Возрождение системы жилищных ссуд и ипотечных кредитов. Реализация государственной программы обеспечения жильем бесквартирных офицеров.

Главные задачи - создание общества без кричащего богатства и нищеты, предоставляющего всем гражданам равные возможности достичь социального успеха; общества с солидным средним классом, развитым малым и средним бизнесом.

Урок азиатских тигров

Для власти должен быть поучительным урок стран, которые принято называть азиатскими тиграми (Корея, Индонезия, Малайзия и т.д.). В этих странах существует очень близкая к российской система так называемого приятельского капитализма (crony capitalism). Они концентрировали ресурсы и, казалось, динамично развивались, но в конце концов все же пришли к экономическому и финансовому краху. Олигархическая система по определению неустойчива. "Тигры" показали: коррумпированная закрытая система, при которой предприниматели зависят от благосклонности бюрократов, не может быть длительное время эффективной.

Здесь возникает вполне определенный вопрос о соотношении крупного бизнеса с малым и средним. В нынешних условиях, когда на предприятиях с численностью занятых более 500 человек трудится свыше 80% трудоспособного населения, ждать стабильности и существенного роста не приходится. В сложившихся демократиях (Европа, Северная Америка) ситуация зеркально противоположна: 70-80% занятых работают в малых и средних компаниях. В странах с развитой рыночной системой малые предприятия создают от 50 до 75% ВВП, в России - порядка 10-12%.

Достаточно последовательной может стать позиция, при которой, с одной стороны, действуют крупные корпорации (их ни в коем случае нельзя бездумно разрушать), а с другой - реально, не на словах оказывается содействие новой для России экономике - малому и среднему предпринимательству. При таком подходе постепенно, шаг за шагом доля крупных корпораций в производстве ВВП будет сокращаться, а конкурентного сектора - расти.

Структурные сдвиги в этом направлении - гарантия укрепления среднего класса и демократического развития страны.

Средний класс

Опорой устойчивого развития демократического государства является средний класс. Любопытно, что, если следовать самооценкам людей, которые они дают при ответах на вопросы социологов, почти половину населения страны можно отнести к "среднему" классу (48,2% россиян оценивают материальное положение своей семьи как среднее, хорошее и очень хорошее). На самом деле, конечно же, это не так. Пока средний класс у нас формируется за счет достаточно узкой прослойки работников банковской и кредитно-финансовой сферы, работников совместных и коммерческих предприятий, квалифицированных менеджеров, частнопрактикующих врачей и юристов, работников налоговых органов, охранных организаций, высшего офицерского состава армии, милиции, службы безопасности, высокопоставленных чиновников.

Основной резерв для становления среднего класса - квалифицированные рабочие, научные и инженерно-технические работники, интеллигенция, административно-управленческий персонал, мелкие и средние городские и сельские собственники. Основным показателем принадлежности к среднему классу является уровень дохода, который позволяет иметь приличное, полностью обустроенное жилье и собственный автомобиль. Для формирования среднего класса мало дать возможность как можно большему числу людей просто заработать деньги, власть должна особое внимание обратить на возможность удовлетворения их главных потребностей.

Для стимулирования жилищного строительства жизненно необходима низкая инфляция, так как только в этом случае становится возможным долгосрочное кредитование, предоставление жилищных ссуд, ипотечных кредитов. Первый шаг сделан - начинаем выдачу жилищных субсидий для военных. Далее должно последовать распространение опыта на все слои общества.

Нужно насытить рынок недорогими, но качественными отечественными автомобилями. Стремительный рост в автомобильном секторе обнадеживает, но мы намного отстаем технологически в отечественном автомобилестроении. Необходима модернизация старых заводов и создание новых. Велосипед при этом изобретать не надо, нужно всемерно привлекать инвестиции в автомобильную отрасль. Что и начали делать.

Олигархия или демократия

Без мощной общественной поддержки любые антиолигархические реформы обречены на провал. Только широкое массовое общественное движение, опирающееся на средний класс, может повлиять на выбор пути, по которому пойдет страна в XXI веке, в пользу демократии. Это движение может поддержать подавляющее большинство деловых людей, в том числе и принадлежащих к олигархии (не все, конечно, а те, кто обладает определенной дальновидностью); демократические ("Яблоко", "Выбор России", республиканцы и т.д.) и социал-демократические организации, официальные и неофициальные профсоюзы, экономические объединения типа "Сделано в России".

Массовая база этого движения - те, кто напрямую страдает от олигархической системы перераспределения доходов от бедных к богатым, а это - большинство населения страны. Сейчас значительная часть этих людей поддерживает КПРФ. Рано или поздно они должны понять: не на словах, а на деле верхушка КПРФ - яростная защитница существующего строя. Причем это политика именно не рядовых коммунистов, а верхушки партии, которая связала себя с теми, кого она называет "национально-ориентированным капиталом", а по сути - с известными монополистическими структурами.

@@@
Будущее России
Владимир Торлопов: "Мы несем ответственность перед грядущими поколениями"
Владимир Устинов: "Дальше отступать некуда"
Выход из тупика есть
Главный на фондовом рынке - инвестор
Еще одна встреча с инвесторами
Железный занавес еще не поднят

Информационное поле уральского масштаба

@@

Обеспокоенность федеральной власти центробежными тенденциями вылилась в создание системы федеральных округов

2000-10-10 / Артем Скляров



ПОЛИТИКА Бориса Ельцина на президентском посту привела к разобщенности различных территорий. В силу политических причин такие субъекты Федерации, как Татария или Башкирия, получили суверенитета слишком много. Дело дошло до установления между регионами границ, далеких по своим функциям от чисто административных. Появились запреты на ввоз или вывоз тех или иных товаров и продуктов. Междоусобица разрасталась. "Удельные княжества" все больше брали на себя функций, присущих федеральной власти.

В области информации эта тенденция особенно ярко проявлялась в ходе губернаторских выборов. Подконтрольные губернаторам печатные и электронные СМИ использовались явно и грубо в их интересах и во многих случаях - против федеральной власти, поскольку высокий уровень суверенитета требовал постоянной защиты от посягательств со стороны Центра.

Ситуация, в которой по Конституции равные субъекты Федерации имеют разные полномочия, требовала разрешения. Вертикаль власти, уравнивающая все субъекты, в итоге должна привести к установлению равных прав и возможностей для всех граждан России вне зависимости от места жительства. В полной мере это относится и к праву на получение информации. А без разрушения информационных границ, совпадающих с административными, достичь эффекта невозможно.

Поделив Россию на семь округов, Владимир Путин перенес решение проблемы восстановления объединенной России на своих полномочных представителей, от успешной работы которых теперь зависит сохранение единого пространства, в том числе информационного. Передача таких масштабных функций в руки силовиков в наших условиях выглядит вполне логично и обоснованно, поскольку без конфликтов местные власти, успевшие почувствовать вкус независимости и бесконтрольности, в прежнее русло централизованного подчинения вряд ли вернутся.

Полномочные представители оказались в весьма сложном положении, когда необходимость наведения порядка в стране приходится сочетать с демократическими методами работы при нередком сопротивлении со стороны теряющих полномочия губернаторов.

С их стремлением выставить новых представителей центральной власти в невыгодном свете первым столкнулся представитель президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев, когда ему подсунули Центр творчества молодежи для размещения представительства. Конфликт, в котором Латышев не собирался участвовать, раздувался искусственно. И, надо отдать должное представителю президента, он смог из него выйти достойно. "Полномочный представитель президента поедет в свою резиденцию только тогда, когда не будет никаких конфликтов. Полпред никогда не поедет в отведенное ему здание, если при этом чьи-то права будут ущемлены", - подчеркнул тогда П.Латышев.

Но конфликты, объективно созревшие в прежние годы и требующие разрешения новыми представителями власти, продолжались. Достаточно вспомнить ситуацию, сложившуюся в Екатеринбурге на "Уралхиммаше", где противостояние двух группировок дошло чуть ли не до вооруженного столкновения. Тогда Латышев выступил с идеей создания централизованного механизма разрешения подобных конфликтов. В интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС он сказал: "Мы должны досконально разобраться в причинах этого инцидента и на государственном уровне принять жесткие меры, исключающие любые попытки силового разрешения проблем собственности". Действительно, характер подобных конфликтов приблизительно одинаков вне зависимости от географии, и пора бы уже выработать какие-то общие принципы их урегулирования. А исключить попытки силового разрешения конфликтов можно только жесткими мерами.

Сейчас Петр Латышев высказал идею формирования единого информационного пространства на территории округа. Она прозвучала на совещании в Тюмени. Не думаю, что идея вызвала восторг у региональных руководителей. Возможность управлять региональными СМИ во многом определяла их политические возможности, особенно во время выборов. Существенный удар по информационному суверенитету уже нанес Владимир Путин, передав права на назначение руководителей компаний, входящих в ВГТРК, от губернаторов представителям президента, поскольку реальное государственное телевидение, безусловно, должно отличаться от областного не только широтой вещания, но и принципами управления.

Идея единого информационного пространства не требует дополнительных расходов, поскольку не предполагает создания новых структур. Возможно, в конечном итоге на территории округа появится общая для входящих в него регионов газета или журнал, что можно сделать и на базе уже существующих изданий. Речь идет именно о формировании единого пространства: экономического, правового, информационного, что следует понимать как единую политику.

Проблемы, которые обозначил на совещании в Тюмени Петр Латышев, касаются всех входящих в округ административных образований. Необходимость подъема производства, борьбы с наркоманией относится не только к Свердловской или Курганской областям, но и ко всем сибирякам и уральцам. Именно о необходимости возрождения понятия "сибиряк" и "уралец" говорил Латышев, расшифровывая идею единого информационного пространства.

Петр Латышев прекрасно понимает, что в установлении вертикали власти ему, как и другим представителям президента в федеральных округах, необходима поддержка со стороны общества, формируемая через СМИ, в защиту которых от давления местных властей Латышев выступил с полной определенностью. И надо сказать, что желание опереться в своих начинаниях по объединению разрозненных областей в первую очередь не на административные рычаги, а на создание общественного мнения, достойно уважения.

Бывший сотрудник МВД также понимает, что одними силовыми методами проблему, например, наркомании решить невозможно. Для этого требуется реальная поддержка правоохранительных органов со стороны общественности. Но и ответственности со средств массовой информации за достоверность Латышев также не снимает, против чего не возражают и сами журналисты.

"Сильное государство невозможно без свободы слова и свободы информации. В мои задачи входят и защита прав граждан на получение информации, и защита прав прессы, прав журналистов свободно излагать свое мнение", - сказал Латышев на совещании в Тюмени. Добавим, что единое информационное пространство предполагает, что эти права в равной степени должны соблюдаться во всех входящих в округ субъектах Федерации, а в конечном итоге - и на территории всей страны.

@@@
Информационное поле уральского масштаба
Колумбию возродят по плану
Концепция внешней политики Российской Федерации
Кремлевское спокойствие победителя
Манифест российского либерализма
Матрица демократии
Много проблем помимо Кавказа

Москва и Бухарест скоро подпишут базовый договор

@@

Для премьер-министра Адриана Нэстасе восстановление экономического сотрудничества с Россией - среди главных приоритетов

2002-02-21 Сегодня премьер-министр Румынии Адриан Нэстасе, которого сопровождают в поездке более ста бизнесменов, проведет в Москве встречи с представителями Госдумы и российских деловых кругов, а затем переговоры со своим коллегой Михаилом Касьяновым. Вечером состоится подписание межправительственного соглашения об оперативном оповещении о ядерной аварии и об обмене информацией о ядерных установках. В интервью "НГ" Нэстасе рассказал о главных областях сотрудничества, о некоторых спорных вопросах наших отношений, о переговорах с Евросоюзом, а также своем видении новой роли НАТО.



- В Москву нечасто приезжают высокие гости из Румынии. Господин Нэстасе, расскажите, пожалуйста, об основных целях вашего визита? Как вы оцениваете состояние и перспективы наших отношений, прежде всего в экономической сфере?

- Действительно, в последние годы диалог между Румынией и Россией не отражал реальные возможности нашего сотрудничества. Но я оптимист. Мы сможем вернуть неиспользованные шансы. Я хотел бы подчеркнуть, что восстановление отношений с Россией предусмотрено нашей внешнеполитической программой. С Михаилом Касьяновым мы будем обсуждать возможности серьезного подъема наших экономических связей. Этот визит станет переломным моментом в наших отношениях.

- Каков сейчас уровень интереса российских бизнесменов к вашей стране и румынских - к нашей?

- В 1998 году "ЛУКОЙЛ" купил акции предприятия "ПЕТРОТЕЛ", а затем "Русский алюминий" и "ОМЗ" купили акции Глиноземного предприятия в Орадя и "УПЕТ" в Тырговиште. К январю 2002 года в нашем Министерстве приватизации было зарегистрировано 16 заявок от российских инвесторов. Судя по этим заявкам, среди областей, представляющих интерес для России, - металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперабатывающая промышленность.

Что касается румынских деловых кругов, то самым четким подтверждением их интереса к России является численность делегации, приехавшей в Москву, - более 100 бизнесменов. Мы заинтересованы в возобновлении румынских поставок на ваш рынок, в сотрудничестве в нефтегазовой сфере и других областях.

- Как вы оцениваете работу над базовым политическим договором между нашими странами? Как быть с противоречиями по поводу пункта, касающегося Пакта Молотова-Риббентропа?

- Текст договора практически готов. Что касается пакта Молотова-Риббентропа, то хочу уточнить, что у нас нет разногласий в вопросе его принципиального осуждения. Продолжаются переговоры о том, как следует отразить в двустороннем документе эту проблематику. Вторая мировая война вызывает печальные воспоминания у всех ее участников, и мы считаем необходимым отразить справедливым образом этот факт. Надеюсь, что подписание договора состоится во время визита в Москву президента Иона Илиеску.

- Бухарест имеет претензии к Москве в том, что касается возвращения золотого запаса, который был передан Румынией на хранение России в 1916-1917 годах. Как сейчас обстоят дела в этом вопросе?

- Известно, что во время Первой мировой войны в Россию были перевезены самые большие ценности государства и частных лиц. Они имеют исключительное значение, как материальное, так и духовное. Часть ценностей была возвращена в 1935 и 1956 годах. Специалистам необходимо провести серьезную экспертизу этой проблемы, и мы надеемся выявить способ ее решения.

- Румынию называют среди первоочередных кандидатов в НАТО. Какими вам видятся задачи этой структуры в результате изменившейся международной обстановки после 11 сентября?

- Успехи, достигнутые за последний год в плане внутренней подготовки и в выполнении внешних обязательств, дают нам право считать, что на ноябрьском саммите в Праге Румыния предстанет в качестве надежного кандидата. Как общее положение в мире, так и концепции, существовавшие до 11 сентября, изменились, и это, несомненно, повлияет на будущее НАТО. Как показало развитие событий, новые угрозы приводят к появлению новых союзников или союзов, в основе которых лежат общие интересы. Для Румынии важно, чтобы вне зависимости от будущей роли НАТО эта организация сохранила свою силу, надежность и способность выстоять перед рисками. Мы надеемся также, что НАТО будет расширять отношения с Россией.

- Расскажите, пожалуйста, как сейчас развивается ваш диалог с Евросоюзом? Когда может состояться вступление Румынии в ЕС?

- После того как Еврокомиссия приняла в декабре 1999 года решение о начале переговоров с Румынией и еще пятью странами о присоединении к ЕС, наш диалог вступил в новую фазу. К настоящему моменту Румыния открыла 17 основных глав для переговоров и временно приостановила 9 из них (права коммерческих обществ, рыболовство, статистика, малые и средние предприятия, наука и исследования, образование, защита прав потребителя, внешние отношения, внешняя политика и политика безопасности).

Мы планируем завершить переговоры по всем основным вопросам в 2004 году, а затем последует подписание и ратификация Договора о вступлении. Мы надеемся присоединиться к ЕС 1 января 2007 г., но не исключено, что это произойдет и раньше.

- Как сейчас обстоят дела с венгерским меньшинством, являющимся наиболее значимым в Румынии?

- Отмечу, что румынское законодательство постоянно улучшается. Согласно закону об образовании, представители нацменьшинств имеют право обучаться на всех уровнях. Действует частный университет, в котором можно обучаться на венгерском языке. В парламент поступили все необходимые документы для ратификации Европейской хартии языков меньшинств и регионов. Считаем также, что закон о местной администрации, принятый 23 мая 2001 года, соответствует ожиданиям румынских венгров. Еще одним важным шагом стало подписание 22 декабря 2001 года меморандума, предусматривающего, что все граждане Румынии при трудоустройстве на территории Венгрии будут пользоваться теми же правами, что и румынские венгры.

- В Румынии проживает небольшая русская община. Прослеживаются ли какие-то связи между ней и Россией?

@@@
Москва и Бухарест скоро подпишут базовый договор
НТВ хочет увеличить свой уставной капитал
Налоговиков - в Генпрокуратуру
Национальные интересы надо не только защищать, но и разъяснять
Неясность "национального" интереса
О либералах - подлинных и мнимых
Омбудсмену в России работы хватает

Отток капитала не прекращается

@@

Только структурные реформы, защита прав собственности и "нормальная судебная система" остановят бегство инвесторов

2003-11-24 / Анна Скорнякова



Эксперты более пессимистично, чем Центробанк, смотрят на перспективы оттока капитала из страны в 2003 году. Как рассказала в конце минувшей недели аналитик Экономической экспертной группы Оксана Дынникова, чистый отток капитала из России в нынешнем году увеличится по сравнению с прошлым годом на 5,4 млрд. долл. и составит 14,6 млрд. долл. Напомним, что за несколько дней до этого первый заместитель председателя Центробанка России Олег Вьюгин прогнозировал, что отток капитала из частного сектора составит всего 7,1 млрд. долл.

@@@
Отток капитала не прекращается
ПОЧТА
Перед выбором
Последняя песня югославян
Правительству представят компромиссный проект
Правозащитная зубатовщина
Просвещение и защита прав

Рогозин посягнул на «Родину»

@@ 2006-11-30 / Александра Самарина, Михаил Мошкин



На следующей неделе в Москве будет реанимирован Конгресс русских общин: после затянувшегося анабиоза эта полузабытая организация 9 декабря соберется на свой первый после 2003 года съезд. Активизация КРО проходит под эгидой депутата Дмитрия Рогозина, бывшего лидера партии «Родина» – своеобразным эмбрионом последней и стал в свое время конгресс. Правда, во главе КРО тогда стоял и Сергей Глазьев. На съезде «общинников» переименуют, в составе нового названия будет еще и слово «Родина».

В столичной гостинице «Измайлово» соберется около тысячи человек – как сказали «НГ» в штабе по подготовке мероприятия, делегатов пришлют больше 80 отделений, и список этот быстро пополняется. Устроители съезда подтвердили «НГ», что приглашены лидер движения «За достойную жизнь» Сергей Глазьев и думская фракция «Родины» в полном составе. Кроме того, в прошлый понедельник на заседании организованного Рогозиным круглого стола «Гражданское общество и защита прав русского народа» официальные приглашения получили члены «Другой России» Михаил Делягин и Георгий Сатаров, а также лидер ДПНИ Александр Белов.

@@@
Рогозин посягнул на «Родину»
Россия и Китай критикуют гуманитарное вмешательство
Саммит за кордоном
Солдатских матерей призвали в политику
Союзный Совмин без Бородина,
Строев повел себя по-губернаторски
Умеренный сепаратизм - тоже сепаратизм

Упрощение политического поля

@@

Чайка пообещал стране позаботиться о возвращении на родину олигархов

2006-06-28 / Александр Андрущенко, Виталий Лёзов, Дмитрий Симакин, Иван Родин



Вчера спикер СФ Сергей Миронов представил аппарату Генпрокуратуры нового руководителя Юрия Чайку, приоритетной функцией которого, по словам Миронова, должна стать правозащитная: «В первую очередь – защита прав и свобод граждан, защита их конституционных прав». Первой инициативой Чайки стало решение направить в Великобританию делегацию, состоящую из работников Генпрокуратуры, Минюста и МИД РФ, – с целью проанализировать уголовные дела, по которым Россия получила отказы в экстрадиции обвиняемых, вместе с английскими коллегами. Напомним: недавно с похожим заявлением выступили 13 губернаторов, потребовавших усилить борьбу с экстремистами и их покровителями. К первой категории отнесены были Рогозин и Лимонов, ко второй – Березовский, Гусинский и Невзлин.

@@@
Упрощение политического поля
Условия выживания и предпосылки развития российской экономики
Усталость от свободы?
Фемида стала как-то человечнее
Хельсинки: 30 лет спустя
Чужие среди своих