"Беломор" берет реванш

@@

Новая система акцизов ориентирует производителей на дешевые папиросы

2003-02-05 / Алексей Ефимов



Введение с января 2003 года новой системы взимания акцизов на табачную продукцию может отразиться на наполняемости российского бюджета и заставить табачные компании выпускать больше дешевых сигарет. Таков итог конкуренции между российскими табачными фабриками и крупными иностранными инвесторами.

Раньше акциз с табачной продукции взимался в рублях за 1000 штук, а теперь на "комбинированной" основе - в рублях за 1000 штук плюс 5% от цены реализации производителем. Ясно, что при такой схеме чем дороже сигареты, тем больше денег производитель должен платить в бюджет. И в конечном итоге в выигрыше остается тот, кто выпускает более дешевую табачную продукцию.

В результате нововведения резко увеличится доля акциза в отпускной цене табачных изделий. Если раньше он составлял 3-9%, то теперь - 9-21%. И соответственно производители дорогих сигарет, вероятно, увеличат производство более дешевых марок (а значит, снизятся объемы соответствующих акцизных платежей). Во-вторых, они будут активно стремиться к снижению (на бумаге) выручки. То есть уменьшатся не только процентные акцизные, но и общие налоговые платежи в бюджет. И наконец, высвободившуюся нишу дорогих сигарет могут начать заполнять подделки и контрабанда.

Впрочем, в ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" не склонны драматизировать ситуацию. Как сообщила корреспонденту "НГ" заместитель генерального директора Галина Айсина, в "Табакпроме" рассчитывают, что российский бюджет только выиграет от нововведения. В то же время она призналась, что новая система взимания акцизов выполняет не только фискальную функцию, но и важную социальную роль, поддерживая производителей сравнительно дешевых сигарет и папирос. Иными словами, небольших региональных производителей.

Судя по всему, введение новой системы взимания акцизов стало отражением очередного витка жесткой конкуренции в табачной промышленности России. Теперь со щитом те, кто выпускает дешевые сигареты и папиросы, а на щите - производители сигарет класса "люкс". То есть иностранные инвесторы во главе с Japan Tobacco International, Philip Morris, Gallaher...

@@@
"Беломор" берет реванш
"Данон" испугался силовиков
"Дело ЮКОСа" - попытка передела собственности
"Каждый стремится найти свою выгоду"
"Росгосстрах" будет продан по частям
"Сегодня чувствуется центр власти"
"У нас есть шанс победить"

"Энергия" распродается иностранцам

@@

В подмосковном городе Королев, по сути, осуществляется американский план акционирования ракетно-космической корпорации

2003-03-26 / Наталия Лескова "Акции головного космического предприятия страны РКК "Энергия" раскупают подставные фирмы, за которыми скрываются иностранные инвесторы", - уверен доктор технических наук, профессор МАИ, действительный член Академии инженерных наук РФ Валерий Бурдаков. Он проработал на РКК "Энергия" 32 года, пройдя путь от простого инженера до руководителя отдела, занимавшегося разработкой советского многоразового космического комплекса "Буран".



- Валерий Павлович, не могли бы вы пояснить более подробно, в чем суть происходящего?

- Приблизительно в 1991 году началось акционирование "Энергии". Руководство предприятия решило не отставать от жизни и поправить таким образом свои финансовые дела. "Стоимость" РКК с учетом изделий и оборудования предприятия-колосса была оценена госкомиссией примерно в 40 миллионов долларов. Для предприятия такого уровня - сумма смешная. Было выпущено более миллиона акций. Их владельцами стали 18 тысяч человек, в руках которых сейчас - не менее 10% от общего количества акций. Жители нашего города каждый день видят на заборах, рекламных щитах объявления о покупке акций корпорации. Названия фирм ни о чем не говорят: ЗАО "Арткоминвест", ОАО "АСПЕКТ", фирма ценных бумаг "Лерман"… Сейчас счет этим странным "лавочкам" идет на десятки.

- Я пыталась обзвонить эти фирмы, якобы желая продать свои акции. Мне называли цены от 50 до 300 долларов за штуку. Но ни один из собеседников не пожелал объяснить, что за люди покупают мой товар, чьи интересы за всем этим стоят. Да и гарантии выплаты денег были, честно говоря, не слишком убедительными.

- Действительно, зачастую обещанных денег держатели акций не видят. Договор строится по принципу "вируса": мол, вы мне помогаете получить пакет акций, я внедряюсь в правление РКК, а потом плачу вам деньги. Люди часто попадаются на эту удочку. И остаются ни с чем. Или получают суммы в несколько раз меньше обещанных.

- Так что же за люди стоят за этими таинственными вывесками?

- В основном, по моим данным, это американские инвесторы. Например, так называемый инвестиционный фонд Оппенгеймера. Очень интересуется акциями авиакомпания "Боинг". Есть и менее крупные инвесторы, которые не прочь откусить от российского космического "пирога". По сути, осуществляется американский план "прикарманивания" российских космических программ. Еще два года назад Госдума России поручала двум комитетам - по промышленности и по безопасности - изучить вопрос о "потере контроля над важнейшими предприятиями оборонного комплекса". Инициатор поручения Александр Венгеровский заявил, что, например, завод "Сокол" в Нижнем Новгороде практически полностью оказался под контролем фонда Оппенгеймера. Та же ситуация с московским вертолетным заводом Миля. А теперь похожая участь ожидает РКК "Энергия" и другие крупные оборонные предприятия страны. Недавно акционировалось и КБ "Энергомаш", поставляющее двигатели для всех наших ракет…

- Ходят слухи, что в этом процессе принимают участие не только американцы, но и Китай, и Австралия?

- Безусловно. Но Австралия и Китай предпочитают развиваться другим путем, не внедряясь в правление космических предприятий. Если не пытаться остановить процесс распродажи и раздачи собственности, главное космическое предприятие страны окажется в чужих руках.

- В разговоре со мной генеральный директор предприятия Юрий Семенов рекомендовал всем держателям акций продавать их, если возникнет такое желание, самому РКК. Сумма, правда, на сегодня невысока - 1200 рублей. Но есть упорные слухи, что те акции, которые РКК покупает у своих акционеров, тоже потихоньку уплывают "на сторону". Мне называли сумму, за которую такая акция перепродается новому хозяину: порядка 150 долларов за штуку.

- На РКК "Энергия" работают умные, грамотно мыслящие люди. Но Королева им, безусловно, не хватает. Они стараются прекратить процесс "перехвата" акций и оставить за Россией роль ведущей космической державы. И, безусловно, есть люди, которым это не нравится. Давняя "космическая гонка" России и США за лидерство в этой отрасли продолжается. Потопление станции "Мир" - пример того же ряда. Ведь станцию уничтожали спешно, стараясь непременно успеть до Дня космонавтики, - таково было условие американской стороны. На аргументы Юрия Семенова о том, что станция может служить еще как минимум три года, а находящееся на ее борту оборудование уникально, не среагировали. 12 апреля в гостинице "Космос" проходила грандиозная международная конференция, посвященная 40-летию полета Юрия Гагарина. США в конференции не участвовали. И знаете почему? Потому что в американских учебниках написано, что первым человеком, полетевшим в космос, был Нейл Армстронг. Никакого Гагарина многие из них просто не знают.

- Здесь тоже много вопросов. Об истории с "Миром" авторитетные издания писали, что самым рьяным сторонником ее затопления был не кто иной, как генеральный директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев, а руководители основных космических фирм, по сути, его поддерживали.

- Я могу говорить только о тех фактах, которыми располагаю. США заинтересованы в "потоплении" российской космонавтики в силу конкретных экономических причин. Речь идет не о зависти, а о выгоде, которую получает страна от развития отрасли. Молодым инженером я работал под непосредственным руководством Сергея Павловича Королева и хорошо помню его рассказы о том, как долго пришлось доказывать Хрущеву необходимость запуска первого искусственного спутника. Единственный аргумент, который убедил Никиту Сергеевича, - то, что этот опыт пригодится при запуске военных ракет. Спутник резко повысил авторитет СССР на мировой арене, с нами было заключено множество экономических договоров. Хрущев был в восторге и звонил Королеву: мол, запусти еще одну такую же штуковину! Так полетела в космос Лайка, так началась отечественная космонавтика… Но нашим конкурентам - и не только американцам - никогда это не нравилось. Ведь отрасль до самых недавних пор, до момента затопления "Мира", давала стране огромный доход: каждый рубль приносил десять! Не за счет космоса, а за счет авторитета нашей науки и техники.

@@@
"Энергия" распродается иностранцам
АРКО ищет деньги
Андрей Денисов: "Из частных интересов складывается общенациональный"
Атака миноритариев
Ашхабад распродает собственность
Баварец в России
Взгляд на бизнес в закрытом режиме

Вьюгин начал тяготиться своей службой

@@

Создание Федеральной службы по финансовым рынкам ее глава предложил считать ошибкой

2006-02-17 / Игорь Наумов







У Олега Вьюгина все ходы записаны.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Вчера в кабинете министров дискутировался вопрос о будущем российского финансового рынка. Оно, считает руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин, обещает быть не таким светлым, как того хотелось бы. С одной стороны, в результате реализации положений стратегии, подготовленной ФСФР, доля привлечения капитала на внутреннем финансовом рынке в течение трех лет может достичь 70% (сейчас этот показатель составляет 50%), общая сумма инвестиций в основной капитал с 12% поднимется до 20%.

Однако главу ФСФР тревожит слишком быстрый рост капитализации российских компаний. По итогам 2005 года капитализация рынка выросла почти на 90%. Особенно активно прирастала капитализация госкомпаний, таких, например, как Сбербанк и РАО «ЕЭС». В результате миллиардеры за год практически удвоили свои состояния. «Такой быстрый рост капитализации не просто экономически не обоснован, но может быть опасен», – предупреждает Олег Вьюгин. Поэтому, по его оценке, капитализацию российских компаний в течение ближайших трех лет желательно стабилизировать на уровне 60%.

В стране много денег, но они не отмобилизованы, особенно те, что у граждан. Положение неустойчивое еще и потому, что инфраструктура внутреннего рынка (биржи, депозитарии) выстроена для проведения краткосрочных спекулятивных операций. Медвежью услугу оказывают иностранные инвесторы – главным образом пенсионные фонды, активно размещающие деньги в ценные бумаги российских компаний. Их доля, по оценке Олега Вьюгина, достигает 70%. «Мы пока здесь музыку не заказываем и, соответственно, не танцуем», – с горечью констатировал он.

@@@
Вьюгин начал тяготиться своей службой
Гейдар Алиев: "Между Москвой и Баку по вопросу о Чечне проблем пока нет"
Долгожданные 700
Дубайский капкан для инвесторов
Задачи для Касьянова
Иностранные акционеры хотят ослабить власть Чубайса
Иностранные сказки русского леса

Интересы государства и "Газпрома" не совпадают?

@@

Думские слушания

Стоимость проекта "Голубой поток" все растет,и для достижения рентабельности требуются налоговые и таможенные льготы

1999-09-24 / Владимир Санько



ОТСТАВАНИЕ от графика строительства газопровода в Турцию принимает угрожающий для геополитических позиций России характер. Это положение было основным тезисом на слушаниях в Государственной Думе на прошлой неделе.

Тональность выступлениям задал председатель правления "Газпрома" Рем Вяхирев. В соответствии с проектом "Голубой поток" российский газ по трубопроводу, проложенному по дну Черного моря, должен был поступить в Турцию в 2000 г. Между тем уже 1999 г. катится к концу, а еще не решены вопросы отвода земель под трассу газопровода в отдельных районах Краснодарского края, не говоря уже о начале строительства морского участка.

Не останавливаясь на причинах затягивания сроков строительства, Рем Вяхирев предпочел особо подчеркнуть значимость государственных интересов в проекте и полное отсутствие коммерческой выгоды для возглавляемой им компании.

Россия заинтересована в увеличении экспорта газа, так как это приносит в казну дополнительные "живые" деньги, в то время как на внутреннем рынке царствуют неплатежи. Валютные поступления являются единственным финансовым источником поддержания отрасли в жизнеспособном состоянии.

России в последние годы удалось укрепить позиции на европейском газовом рынке. Подписанные контракты обеспечивают четвертую часть его потребности. Законтрактованные объемы российского газа в три раза превышают соответствующие норвежские объемы. Превосходит "Газпром" норвежцев и по темпам прироста контрактных объемов.

Согласно проекту "Голубой поток", за 25 лет в Турцию будет поставлено 365 млрд. кубометров газа, что составляет 15% общего объема экспорта из России. Выручка оценивается в размере 25 млрд. долл. Значительная часть газопровода - 392 километра - проходит по дну Черного моря на глубинах до 2150 метров.

Известно, что США активно наращивают свое присутствие в богатом углеводородным сырьем Прикаспийском регионе. Они уже объявили его зоной американских стратегических интересов. Используя свое политическое и финансовое могущество, США успешно лоббируют строительство Транскаспийского трубопровода (ТКТ) по маршруту Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция. Помимо Туркмении газ в трубопровод будет закачивать и Азербайджан. Естественно, что с вводом ТКТ у "Газпрома" появится очень сильный конкурент не только на газовом рынке Передней Азии, но и на Балканах, и в Центральной Европе.

И сейчас "Газпром" поставляет газ в Турцию через Болгарию. "Голубой поток" позволит увеличить объем поставок вдвое. В принципе, учитывая емкость газового рынка Турции, два газопровода не нужны. Поэтому в России вызывает тревогу активность США: очевидное затягивание сроков строительства "Голубого потока" может вытеснить нас из Турции.

В целом от слушаний в Госдуме осталось впечатление, что это было шоу по обоснованию необходимости предоставления налоговых и таможенных льгот по данному проекту. О нерентабельности проекта заговорили почему-то через год после подписания соответствующего соглашения. Почти год идет подготовка законопроектов, гарантирующих льготный налоговый и таможенный режимы на длительный срок, желательно на лет пятнадцать. Скорее всего, "Газпром" на примере проектов СРП убедился, что у наших временных правительств легко добиться райских фискальных условий. Лишняя прибыль компании, видимо, превыше стратегических интересов страны.

Рем Вяхирев предупреждает, что "выиграет тот, кто стартует первым". Впрочем, можно с уверенностью сказать, что это утверждение справедливо только для "Газпрома", но и то наполовину. Дело в том, что КТК будет построен в любом случае. Если "Голубой поток" стартует первым, то "Газпром" сохранит значительную часть турецкого рынка за собой на длительный срок.

Как бы то ни было, но усиленный поиск Туркменией и другими среднеазиатскими государствами путей транспортировки углеводородного сырья в обход России спровоцирован самим "Газпромом": всем памятны трудные переговоры о поставках туркменского газа на Украину по трубам "Газпрома". Газовый монополист был предельно жесток. Возможность поставок из Туркмении в Европу вообще не обсуждалась. Если в последние годы советской власти Туркмения добывала ежегодно более 80 млрд. куб. м газа, то сейчас - менее 20 млрд., причем на внутреннее потребление - не больше половины объема добычи. Основная проблема Туркмении - отсутствие выхода на рынки сбыта.

Как правильно заметил заместитель министра топлива и энергетики Геннадий Устюжанинов, строительство "Голубого потока" не решает проблемы сотрудничества с Туркменией и Турцией. Можно добавить - с Узбекистаном, Казахстаном и Азербайджаном тоже. Весьма кстати он напомнил о необходимости проведения гибкой тарифной политики в отношении транзита энергетического сырья ближайших соседей, о возможности получать газ в оплату за транспортировку, что позволит отложить на время разработку своих месторождений.

В свете этого прочные позиции американских нефтегазовых компаний в среднеазиатских странах не могут вызвать удивления. Руководству "Газпрома" стоило бы задуматься, почему американцы стали там столь желанными. Несомненно, что это результат нашего подхода к отношениям с прикаспийскими странами - еще недавно можно было услышать "куда они денутся". Как видим, нашли куда.

Заокеанские нефтегазовые компании благотворительностью тоже не занимаются, однако договорились с туркменами об условиях транзита, чего не смогли сделать мы. То, что в конце концов среднеазиатские государства решат проблему альтернативных путей поставок своего углеводородного сырья на мировой рынок, было очевидно. Поэтому глухая оборона "Газпрома" в переговорах с Туркменией лишала его какого-либо влияния в этом регионе. Американцы же не упустили "подаренного" шанса.

Весьма старательно лоббируют интересы американских компаний высшие правительственные чиновники. Показательно, что большую часть льгот, которых добивается "Газпром", давно уже имеют в России иностранные инвесторы, особенно участники проектов по разработке месторождений на условиях СРП. Причем выбиванием льгот от российского правительства не гнушались заниматься и Клинтон с Гором.

К чудесным превращениям показателей экономической эффективности проекта на разных стадиях его реализации теперь все привыкли. Хорошо известно, что в технико-экономическом обосновании чаще всего эффективность потрясающая. Обычно этот документ является, по существу, рекламным проспектом и служит для проведения соответствующего решения через Госдуму или правительство. Но когда начинают формулироваться обязательства перед государством, вдруг оказывается, что все наоборот - без льгот работать невозможно. И вместо рентабельного проекта властям предъявляют требования о разнообразных льготах, в том числе для западных инвесторов.

Такая трансформация экономических показателей проекта произошла и в случае с "Голубым потоком". Еще в начале года заместитель председателя правления "Газпрома" Сергей Дубинин оценивал стоимость проекта в 2 млрд. долл. и говорил о необходимости привлечения 1-1,2 млрд. долл. В августе он говорил уже о 2,5 млрд. долл. привлекаемых средств, не считая собственных вложений в проект "Газпрома", и при этом оказалось, что для достижения рентабельности проекта требуются налоговые и таможенные льготы.

Если верить утверждению Рема Вяхирева, что проект "Голубой поток" "Газпрому" невыгоден, то он, безусловно, невыгоден и стране. Прежде всего следует заметить, что 2,4 млрд. долл. внешних заимствований, необходимых для завершения строительства газопровода, являются связанными кредитами, то есть большая часть этих денег останется в странах заимствования. Мало того, что страховые проценты по кредитам не меньше 6% (в Германии все 18%), но это еще помимо обычных банковских ставок. И, наконец, кредит в таких случаях обычно "пробивает" производитель оборудования, то есть ни о каком конкурсе на поставку речи идти не может. Таким образом, связанные кредиты весьма дорогие, ими оплачивается работа зарубежных производителей по далеко неконкурентной цене. Если проект нерентабельный, то зачем нам нашим газом финансировать зарубежные экономики? Налоговые льготы только увеличивают доходы зарубежного инвестора, но не государства.

Финансирование работающих сырьевых отраслей за счет связанных кредитов приводит к тому, что реальный сектор остается без заказов. В результате предприятия без денег, казна без налогов, а бюджетные учреждения без финансирования. Кстати, на слушаниях Рем Вяхирев сетовал на неплатежеспособность внутреннего рынка. Но если заказы на подрядные работы будут уходить за рубеж, то положение с платежами не улучшится.

Очевидно, что проблема неплатежеспособности внутреннего рынка не будет решена при инвестиционной политике экспорториентированных отраслей, в том числе и "Газпрома", базирующейся на зарубежных кредитах. Жесткое фискальное бремя на эти отрасли - прямой результат такой политики. Неудивительно, что возможности самого "Газпрома" по капиталовложениям за 1997-1999 гг. с 5,5 млрд. долл. снизились до 3,5 млрд. долл.

@@@
Интересы государства и "Газпрома" не совпадают?
Использование отечественных подрядчиков исключено заранее
Как вы к нам, так и мы к вам
Киев отказал российским нефтяникам
Конец мифа о российском образовании
Любой российский олигарх лучше покупателя из Поднебесной
Михаила Касьянова поддержало подавляющее большинство Госдумы

Насмешка над законом

@@

Сага Ходорковского поколебала веру иностранных инвесторов

2005-05-26 / Опрос подготовил Андрей Терехов За затянувшимся оглашением приговора Михаилу Ходорковскому в Мещанском суде продолжает внимательно следить весь мир. Особый интерес к нему проявляют иностранные инвесторы – как европейцы, так и американцы. О том, какие выводы из происходящего делают сейчас аналитики и деловые круги в ведущих западных столицах, рассказывают эксперты «НГ».



Эндрю Качинс, директор Московского центра Карнеги, Вашингтон–Москва

 

Ходорковского и Лебедева могут приговорить по меньшей мере к 5 годам тюрьмы. Это определенно станет очередным негативным штрихом к имиджу России. Российская судебная система не привлекала к себе большого международного внимания со времен так называемых показательных судов 1930-х. К сожалению, порядок проведения нынешнего суда и его итоги слишком похожи на те, что были 70 лет назад. Судебное разбирательство, изобиловавшее различного рода процедурными нарушениями законодательства, за все это время так четко и не установило вину подсудимых. С самого начала и до конца процесс является насмешкой над верховенством закона. Не следует также забывать, что даже после оглашения приговора дело ЮКОСа будет еще далеко от завершения. Ведь подсудимые подадут апелляции в высшие судебные инстанции, Ходорковскому, кроме того, могут быть предъявлены новые обвинения. Экономические и политические последствия заточения Ходорковского и разрушения ЮКОСа для России очевидно отрицательны. Дело ЮКОСа способствовало снижению объема внутренних и иностранных инвестиций, увеличению оттока капитала из страны, замедлению экономического роста и усилению неопределенности в деловом климате в России. Я не ожидаю каких-либо дополнительных последствий от окончательного решения суда. Ущерб уже нанесен.

@@@
Насмешка над законом
Нефтяная удавка вряд ли ослабнет
Определенность - проблема номер один
Перспективы сахалинских проектов
Петр Латышев: наша цель - единое пространство
Правительство напомнило об успехах экономики
Россия - на пороге девальвации рубля

Серж де Пален: "Мы верим в будущее вашей экономики"

@@

Вице-президент по международному развитию концерна "Фиат" полагает, что успех совместных проектов подтолкнет российских автостроителей к освоению новейших технологий

2000-06-09 / Владислав Кузьмичев



Серж де Пален.

Фото Петра Кассина (НГ-фото)

- НЕ ТАК ДАВНО между концернами "Фиат" и "Дженерал Моторс" была достигнута договоренность об обмене акциями, что дало повод многим экспертам говорить о начале формирования нового объединения на автомобильном рынке. Была ли параллельно с обменом акций достигнута договоренность о разделе сфер влияния, в том числе и в отношении России?

- Этот договор основан на обоюдном интересе. Oн является продолжением политики глобализации фирмы "Фиат". Мы получаем 5% акций GM, а они, в свою очередь, 20% акций "Фиат-Ауто" - подразделения нашего концерна, занимающегося производством и продажей легковых автомобилей. Это первая часть нашего договора.

Вторая часть договора с GM - это совместные действия на европейском и южно-американском рынках в области покупки материалов и производства двигателей и коробок передач. Это позволит обеим компаниям сократить расходы на достаточно внушительные суммы и повысить конкурентоспособность нашей продукции.

Что же касается самой продажи автомобилей, то две фирмы здесь будут работать в конкурентной среде и не будут зависеть друг от друга.

- Было ли принято решение о разделении влияния в России?

- Здесь наши пути пока не пересекаются. Мы имеем проект в Нижнем Новгороде с "ГАЗом" и ЕБРР. И проект этот в последнее время только интенсифицируется, в том числе и благодаря новому российскому правительству. Два месяца назад мы сумели подписать инвестиционное соглашение и сейчас уточняем возможные сроки инвестиций и начала производства.

На сегодняшний день ситуация на российском рынке не позволяет начать производство легковых автомобилей в больших объемах. Но если рыночная ситуация улучшится, мы сможем начать инвестиции, а в 2002 году - полномасштабное производство.

- В последнее время немало потенциальных инвесторов посещают Россию и пытаются оценить, насколько изменился инвестиционный климат в нашей стране. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?

- Я считаю, что президент Путин и новое правительство решительно идут по пути улучшения инвестиционного климата. Конечно, сейчас невозможно предвидеть, что может случиться через два - три года. Но "Фиат" выбрал Россию как стратегическую страну, ибо доверяет экономической политике, проводимой президентом Путиным.

- И очевидно, что с одной проблемой вы столкнулись совсем недавно. Я имею в виду акцию под названием "Такой "Фиат" нам не нужен", где ваша компания обвинялась в том, что поставляет на наш рынок некачественную продукцию.

- У нас очень много довольных покупателей. Все импортеры нашей продукции проверены "Фиатом", пакеты услуг согласованы с "Фиат-Ауто" уже в Италии. Я бы сказал, что наши импортеры отвечают международным стандартам организации и обслуживания, применяемым компанией "Фиат-Ауто" во всем мире.

Есть гарантии, которые "Фиат" реализует через своих импортеров, и каждая гарантия соблюдается. Что касается качества наших автомобилей, речь может идти о мировом фиатовском стандарте, который поставляется во все страны мира, включая Италию, Европу, Америку, Россию и другие страны.

- Вернемся к проекту "Нижегород Моторс". Сколько человек предполагается задействовать в этом проекте и когда проект начнет себя окупать?

- Я думаю, что, когда проект выйдет на полную мощность, будет задействовано около 20 тысяч рабочих, включая смежников. Что касается окупаемости проекта, то на это уйдет не один год.

- Чьи материалы вы будете использовать при изготовлении автомобилей?

- Согласно постановлению правительства, в первый год до 10% материалов будут поставляться российскими компаниями. Речь прежде всего идет о простых комплектующих. После этого мы позовем наших поставщиков в Россию, чтобы начать на месте производство комплектующих с тем, чтобы в течение 5 лет довести показатель поставок компонентов для сборки как минимум до 50%.

Но, так же как и в других государствах, в конечном итоге мы хотели бы довести этот показатель до 70%, включая, конечно, высокотехнологичные компоненты при условии их должного качества и конкурентоспособной цены.

- Может быть, это оговорка, но вы сказали, что собираетесь позвать в Россию своих поставщиков. Означает ли это, что вы зовете иностранные компании скупать производство здесь?

- Это значит, что мы хотим заключить договоры с местными производителями компонентов, которые смогут перенять высокие технологии и производить материалы. Я думаю, что это будут, скорее, совместные предприятия между сегодняшними нашими поставщиками и российскими фирмами. При этом мы не исключаем, что некоторые российские фирмы смогут производить нужную нам продукцию и без помощи иностранного капитала.

- Насколько сильной, по вашему мнению, может быть конкуренция со стороны российских автомобильных компаний?

- Существующая сейчас российская автомобильная промышленность, я думаю, будет испытывать очень сильное давление со стороны рынка. И ей придется довольно быстро усвоить новую технологию самого высокой сложности. Причем сделать это будет необходимо в течение ближайших 4-5 лет.

- Какие еще проекты в России сейчас намерен осуществить "Фиат"?

- Они в основном связаны с Нижегородским проектом. Вокруг него мы хотим выстроить хорошую систему продажи и сервиса. Хотим открыть кредитную фирму, лизинговую компанию и организацию, которая займется страхованием.

У нас есть интерес еще к одной области - производству сельскохозяйственной техники. В составе концерна "Фиат" существует компания Case New Holland, которая производит тракторы, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику.

Реализация этого проекта упирается в то cложное состояние, в котором находится ваш аграрный сектор. Пока сельскохозяйственный мир России нам не совсем еще понятен. Непонятно, кто может быть нашим покупателем. Сейчас мы проводим исследование этого сектора экономики.

Еще одно направление деятельности - грузовой транспорт. Компания "ИВЕКО", входящая в концерн "Фиат", является крупным производителем грузовиков всех возможных классов. Она уже имеет совместные предприятия с "УралАЗом" и "Газпромом". Там ведется производство тяжелых грузовиков.

Мы верим в будущее вашей экономики, надеемся, что условия для инвесторов будут постепенно улучшаться. И "Фиат" готовится к полномасштабному выходу на российский рынок, как когда-то мы вышли на рынки Бразилии, Турции, Польши и других стран.

- На какие средства вы предполагаете финансировать проект в Нижнем Новгороде?

- Помимо собственных средств и поддержки ЕБРР кредиты будет выдавать и специально созданный консорциум коммерческих банков.

- Во сколько оценивается предполагаемый объем инвестиций?

- Проект будет реализован в несколько этапов в соответствии с развитием рынка и экономической целесообразностью. На первом этапе, подписав инвестиционное соглашение, мы взяли на себя обязательство вложить 365 миллионов долларов США. Одновременно нашим поставщикам придется инвестировать в России 86 миллионов долларов.

На следующих этапах, если будет принято решение об увеличении местной составляющей за счет производства двигателей и трансмиссий, общий объем инвестиций возрастет до 850 миллионов долларов.

- Если исключить влияние авторитета самого "Фиата", насколько скептически иностранные банкиры отнеслись к проекту капиталовложений в Россию?

- ЕБРР согласился с нами в выборе российского партнера для реализации этого проекта. Я говорю о концерне "ГАЗ", который и для нас, и для ЕБРР является самым надежным партнером в России. Банк с большим вниманием проанализировал бизнес-план и дал по нему положительное заключение.

- Однако некоторые иностранные инвесторы, например, "БиПи - Амоко", уже успели обжечься на российском рынке. Вы как-то застраховались от возможных проблем?

- Мы не ожидаем особых проблем и рассчитываем на становление нормальных экономических отношений и законодательной базы России.

- Насколько, по вашему мнению, велика вероятность того, что иностранные производители в конце концов просто скупят наши автомобильные предприятия?

- Думаю, что не очень велика. Сейчас речь идет просто о сотрудничестве и создании новых производств, а вовсе не о покупке "ГАЗа" или "ВАЗа". Сами фирмы сейчас не заинтересованы в этом.

Иностранные производители автомобилей предпочитают по-другому подходить к завоеванию российского рынка.

Кстати, в беседах с российскими коллегами я как-то не увидел желания продать свой бизнес. Они, напротив, хотят укрепить его, найти надежных партнеров.

- Вопрос не как к представителю "Фиата", а, скорее, как к иностранному инвестору. Какие шаги в первую очередь необходимо предпринять российскому правительству для того, чтобы существенно улучшить инвестиционный климат?

- Во-первых, необходимо продолжить ту работу, которая сейчас ведется по Налоговому кодексу. Это очень поможет существенно улучшить инвестиционный климат.

Во-вторых, очень важно ввести в российскую практику международные стандарты бухгалтерского учета.

В-третьих, желательно улучшить условия существования малого и среднего бизнеса. Само возникновение значительного числа небольших предприятий сможет существенно улучшить экономическую жизнь в России.

- Как вы, иностранный инвестор, расцениваете шаги нового президента по изменению вертикали власти? Многие эксперты считают, что это вносит определенный элемент хаоса в деятельность правительства по улучшению инвестиционного климата.

@@@
Серж де Пален: "Мы верим в будущее вашей экономики"
Словацкая оппозиция на коне
Советско-чиновничьи рецидивы в условиях рынка
Соединенные Штаты Центральной Азии
Спекулянты испугались решения ОПЕК
Суд отклонил иск прокуратуры
Счетная палата против

Тарифы "Иркутскэнерго" чрезмерно завышены

@@

Решения государственных представителей в акционерном обществе отличаются непоследовательностью

2001-04-18 / Сергей Свешников



ПОСЛЕДНИЕ события вокруг ОАО "Иркутскэнерго" наглядно показали, как на деле, а не во время докладов в Кремле, руководители государственных структур выполняют указания президента о работе по повышению эффективности и доходности российских предприятий, и в особенности тех, в которых государство присутствует в качестве владельца пакетов акций. Речь в данном случае идет о качестве отбора представителей государства в АО, тех самых представителей, которые по идее и призваны воплощать эти установки в жизнь.

Известно, что Министерство имущественных отношений в преддверии внеочередного собрания акционеров ОАО "Иркутскэнерго" (40% акций принадлежит государству) выдвинуло на должность генерального директора кандидатуру нынешнего и.о. главы энергокомпании Сергея Куимова. Последний в регионе скорее известен как публичный деятель. Многим знакомы его яркие нападки на иркутского губернатора, энергичные выступления в прессе в защиту миноритарных акционеров, его пресс-конференции, письма президенту и в правительство и т.д. Энергичность и настойчивость нынешнего главного менеджера "Иркутскэнерго" скорее всего и привлекли к себе внимание чиновников минимущества. Теперь же, благодаря завершению серии судебных процессов, стала известна хозяйственная сторона деятельности Сергея Куимова, что, видимо, должно разочаровать руководителей сделавшего на него ставку министерства - ведь именно этому ведомству президент как раз и поручил добиваться эффективности в работе предприятий.

Буквально неделю назад по всем СМИ прошла информация о том, что Иркутский арбитражный суд отменил прежнее тарифное соглашение между "Иркутскэнерго" и Иркутским алюминиевым заводом. За сухими строчками определения суда о ничтожности данного договора стоит как минимум 60 млн. долл. (а в перспективе еще 200 млн. долл., если к делу присоединится БрАЗ), которые энергокомпания должна вернуть алюминщикам. Дело в том, что в 1998 г. руководство "Иркутскэнерго" фактически вынудило руководителей алюминиевых заводов (ИркАЗ и БрАЗ) заключить договор по энерготарифу, привязав действующие расценки к доллару. Кстати, этот документ не был зарегистрирован в РЭКе, хотя менеджеры "Иркутскэнерго" и обязаны были это сделать.

Подобные действия руководства иркутской энергокомпании незаконны, что и подтвердил в своем решении суд. В результате алюминщики платили за поставляемую им электроэнергию значительно больше, чем другие предприятия региона. Хорошо от этого было руководителям "Иркутскэнерго". Плохо же - алюминиевым заводам и местному и федеральному бюджетам, которые недополучили значительные суммы в виде налогов от ИркАЗа и БрАЗа. Ведь любому ясно, что высокие энерготарифы означают высокую себестоимость продукции и соответственно снижение прибыли от ее реализации и отчислений в бюджеты в виде налогов с прибыли. Так что в данной ситуации о государственном подходе менеджеров "Иркутскэнерго", претендующих теперь на роль представителей государства в этой энергокомпании, говорить не приходится.

Более того, подобный поступок сибирских энергетиков повлек за собой и другие негативные для деятельности "Иркутскэнерго" последствия, которые, как ни странно, могут отрицательно отозваться на всей российской экономике в целом.

Известно, что руководители "Иркутскэнерго" привлекали иностранных инвесторов, вложивших свои капиталы в развитие энергокомпании именно под упомянутый договор с алюминщиками. Причем аргументы менеджеров энергокомпании казались на тот момент довольно убедительными. Дескать, у нас есть долгосрочные договоры с ИркАЗом и БрАЗом на поставку электроэнергии по высоким тарифам, что означает стабильный приток высокой прибыли и, соответственно, высокую доходность по акциям "Иркутскэнерго". Иностранцы, естественно, согласились. В результате на американском фондовом рынке было размещено 4,5% акций "Иркутскэнерго" в виде АДР. Теперь получается, что иностранные инвесторы фактически были введены в заблуждение. Договоры с алюминщиками, под которые их привлекли вложить деньги в российский рынок, оказались ничтожными, и энерготарифы опущены до уровня остальных российских предприятий. Понятно, что в ближайшее время следует ожидать очередной всплеск негативных эмоций на Западе по поводу того, что в России не созданы условия для иностранных инвестиций, что в России обманывают частных инвесторов и т.д. и т.п.

@@@
Тарифы "Иркутскэнерго" чрезмерно завышены
ФКЦБ разработала кодекс корпоративного управления
Чубайс смотрит на Запад