"Вязальная машина" и ее оператор

@@

К победе Владимира Торлопова на тихих выборах главы Республики Коми, кажется, не был готов никто - ни столичные журналисты и политологи, ни сыктывкарский "Желтый дом"

2001-12-27 / Павел Веселов



Главным - и самым ошибочным - аргументом оппонентов было отсутствие у Торлопова административного ресурса. Утверждалось, что спикер не может рассчитывать на поддержку даже среди депутатов, якобы безраздельно преданных застарелому хозяину республики Юрию Спиридонову. Учитывая, что главы местного самоуправления в удельном княжестве, которым стала за 12 лет владычества Спиридонова Республика Коми, им же и назначаются, этот аргумент мог показаться веским. Протестный электорат, уставший от самодурства и пустых обещаний "Бати", не брался во внимание вовсе или заведомо отдавался другим кандидатам. Судьба выборов представлялась предрешенной тем паче, что Спиридонов продавил через действительно лояльный ему парламент однотуровые выборы на пост главы республики.

Осторожность предвыборной тактики председателя Госсовета Торлопова, выверенность каждого шага его команды многим представлялись нерешительностью и неготовностью вступить в открытый бой с подмявшим под себя госаппарат и почти все СМИ Спиридоновым. Однако еще минувшим летом Торлопов в интервью центральной прессе прямо утверждал, что власть в республике надо менять непременно, что "старый управленческий багаж" не имеет будущего. После сенсации 16 декабря очевидно, что именно Коми, никогда не отличавшаяся электоральной бойкостью, положила начало совершенно новой политической ситуации в России, а победа Владимира Торлопова, возможно, отворила двери новым властным элитам. Скорее всего мы являемся свидетелями глубокого кризиса именно всесилия административного ресурса. Десять процентов жителей Коми, которые проголосовали "против всех", голосовали не против Торлопова, а против Спиридонова. Не отдав предпочтения ни одному из кандидатов, "антивсехный" электорат явно выразил свое недоверие авторитарно-бюрократической системе, сложившейся в 90-е годы, ярчайшим представителем которой и был Юрий Спиридонов.

Им была создана насквозь коррумпированная и полностью подконтрольная главе своеобразная "вязальная машина". Вязала она не гладью и не крестиком, а круговой порукой и личной безответственностью. О бесчисленных финансовых аферах, сомнительных контрактах, обогащавших верхушку и грабящих бюджет Коми, о прямом участии во всех этих мошенничествах лично Спиридонова центральные СМИ писали неоднократно. Обращалась к этой теме и "НГ" (см., к примеру, мой текст под заголовком "Немая сцена с "бунтарем" в # 198 от 23 октября с.г.). Объем властных полномочий особо доверенных "Бате" лиц был настолько нереален, что справиться с ним оказался бы не в состоянии и Гай Юлий Цезарь. Поскольку ротации кадров такой принцип правления не предусматривают, при Спиридонове постепенно образовалась группа сообщников, которую на старом политическом языке уместно было бы назвать кликой.

Взять хотя бы первого зама главы республики Анатолия Каракчиева. Каракчиев занимает этот пост с 1994 года - именно тогда Спиридонов "всерьез и надолго" обосновался в кресле руководителя республики. Круг предписанных первому заместителю обязанностей заполняет две страницы убористого текста официальной справки. Он курирует и то и это в диапазоне от "территориальных структур федеральных органов исполнительной власти" до почты и телеграфа. Как говорил один старик: "И "Беломор" курировали, и "Приму" курировали… Чего мы только не курировали!"

Доктор экономических наук Каракчиев с некоторых пор отправлял еще и внештатную должность личного доктора, врача-реаниматора при слабеющем от постоянных возлияний Спиридонове, заменяя то правую руку, то левую ногу главы. Свести необъятные полномочия Анатолия Алексеевича можно к главному направлению, обозначенному в формуляре как "организация выработки стратегии экономических реформ". Не будем вдаваться в чиновничий синтаксис. Суть не в нем. Важно разобраться в том, какая хитроумная "стратегия" привела республику за двенадцать лет на край социальной, экономической, экологической и демографической трагедий. А, судя опять же по многочисленным публикациям в московских и региональных изданиях, эта "теория катастроф" все годы была тесно увязана с околокриминальной практикой окружения Спиридонова. Каракчиев, по общей оценке, служил при Спиридонове оператором той самой номенклатурно-бюрократической "вязальной машины". Это необходимо иметь в виду еще и потому, что со страниц некогда популярного интернет-издания вылетела первая после победы Торлопова и пока осторожная "утка". Якобы Каракчиев готовится занять в новом правительстве место председателя.

Подается эта сомнительная новость, подчеркнем, с величайшей осторожностью, не впрямую, а как слух, пронесшийся по зданию сыктывкарского "Желтого дома". Вероятно, "утконосы" сами далеко не уверены и в достоверности слуха, и в том, что на него не последует отповедь. Столь осторожный и хорошо считающий политик, каким выглядел Владимир Торлопов в период предвыборной кампании, вряд ли пойдет на прямую компрометацию самого себя путем резкого сближения с правой рукой и толчковой ногой Юрия Спиридонова. Не подлежит сомнению, что Торлопов внимательнейшим образом отслеживал все громкие аферы, за которыми прямо или косвенно маячила тень Каракчиева. И если как председатель Госсовета победитель нынешних выборов часто не мог позволить себе прямых выпадов в адрес главы и его клики, то это отнюдь не означает, что Торлопов не понимал или недооценивал переплетенности нитей "вязальной машины". Дрожащая рука Спиридонова нужна была Каракчиеву только для того, чтобы ею ставить подписи на документах, тем самым выводя себя из-под всех ударов. Действовала простая схема, которая нагляднее всего расшифровывается поговоркой об английской орфографии: написано "Манчестер" - читай "Ливерпуль". То есть подпись Спиридонова камуфлировала "эффект присутствия" в той или иной ситуации Каракчиева.

Спиридонов пришел к власти в 1994 году, когда на псевдоальтернативной основе был избран первым в истории Коми главой республики. А в 1997 году, когда выборы надо было проводить хотя бы с минимальным правдоподобием, понадобились деньги. И в феврале вышли печально знаменитые специальные распоряжения главы Коми - # 126-р и # 156-р. Согласно этим распоряжениям, республиканское Министерство государственного имущества и приватизации передавало в уставной капитал ОАО "Фонд реализации программы развития экономики Республики Коми" без малого двести тысяч акций ОАО "Сыктывкарский ЛПК". Напомним, что за "выработку стратегии экономических реформ" отвечал Каракчиев. Вряд ли ему в отличие от остального населения было неизвестно о существовании фонда, занимающегося профильной для первого зама деятельностью, тем более что фонд и был учрежден Министерством госимущества. Правда, занималась "реализацией" данная структура всего в одной маленькой комнатенке. Но двум дружным ребятам (столько числилось в штате) для воплощения в жизнь программы, которую, по идее, и вырабатывал Каракчиев, много не надо. Если бы только эта комнатенка не отвечала по договорам, касающимся высокодоходного и перспективного предприятия. Но зато председателем совета директоров в фонде стал сам "Батя" - Юрий Спиридонов.

Сыктывкарский лесопромышленный комбинат (СЛПК), крупнейший в России производитель картона, был далек от умирания. Скорее, наоборот, близок к процветанию. Но в желании повысить эффективность предприятия путем смены владельца нет ничего удивительного. Вопрос в том, как это делалось. Получив пакет акций, находящихся в собственности республики, фонд незамедлительно обменял их на акции "собственного производства". Если вспомнить времена книжного голода, то "равноценность" обмена была примерно такова: вы в трудную минуту отдаете книжному спекулянту, предположим, собрание сочинений Дюма-отца. Он делает вид, что продает книги, но вам возвращает не деньги, а макулатурное издание "Графини де Монсоро". Какая разница - тот же Дюма, тот же отец. Затем 24 тома раритетного издания, то бишь пакет акций СЛПК, скидывается австрийской фирме "Франштах АГ" за десять миллионов долларов. Но на этом "сделка века" не заканчивается.

По всей видимости, на трезвую голову комнатенка, где воплощали экономические теории сотрудники фонда, не показалась его гендиректору Юрию Гурову такой уж интересной. Счет фонда был арестован. Тогда по-быстрому соорудили договор займа с компанией "Корпорация ИФК". Половину от суммы сделки - более пяти миллионов долларов - изумленные удалью россиян австрийцы отправили на расчетный счет неведомой корпорации. Но неведомой только австрийской фирме. Тот самый фонд "имени Дюма-отца" являлся совладельцем ЗАО "Депозитарий ИФК", который рассчитался с фондом своими акциями и векселями. Имея весьма небесспорную ценность, эти бумаги были приравнены к весьма солидному количеству натуральных денег.

Сделку с акциями СЛПК суд признал ничтожной в апреле 2001 года. Были выявлены противоречия целому списку законов Российской Федерации. Лично Спиридонов подписал не только все распоряжения, касающиеся этой махинации, но даже протокол совещания с представителями "Франштах АГ". Однако цену его подписи - да еще накануне выборов - мы уже обсудили.

@@@
"Вязальная машина" и ее оператор
"Курск" ждет гильотина
Акционеры ДТВ дивидендов не ждут
Антигерой нашего времени
Антигриппозное меню
В Грозном говорят не совсем то, что в Страсбурге
Владимир Путин: позитивные тенденции есть, но пока это только тенденции

Даже птичьими мозгами можно думать

@@

Похоже, пернатые пытаются объяснить нам, что они - тоже сапиенсы

2003-01-22 / Наталия Лескова Согласно древней легенде, боги, прогневавшись на людей, лишили их возможности понимать язык зверей и птиц. Зато меньшие братья, по утверждениям зоопсихологов, понимают каждое человеческое слово. Ведь их-то боги не наказывали! А для того чтобы быть понятыми, они даже готовы… заговорить по-человечески. Звучит неправдоподобно. Но именно на этом настаивает доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН, зоопсихолог и биоакустик Ольга Силаева.



-Ольга Леонидовна, неужели действительно, например, птицы настолько талантливы, что могут освоить человеческую речь?

- Не у всех пернатых одинаковые "лингвистические" возможности, но практически каждая молодая птица может усвоить свое имя и еще несколько слов. Наиболее способные особи запоминают и воспроизводят до 600 слов, произносят целые предложении, а также имитируют звуки человеческого смеха, плача, кашля, свиста, поцелуев и чиханья...

С этим связано множество курьезов. Волнистый попугайчик Кирюша при виде одного из членов семьи, который с ним не слишком обходительно обращался, угрожающим скрипучим голосом произносил: "Я тебя побью!" Никто его этому, конечно, не учил: скорее всего, по мнению хозяйки Кирюши Клавдии Ивановны, он услышал фразу по телевизору или радио. Каким образом птица усвоила смысл фразы и начала применять ее строго по отношению к этому члену семейства, - загадка.

- Но это противоречит всем научным "хрестоматиям". "Птичьи мозги" не могут думать!

- Это не так. Еще Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" писал, что, когда попугай повторяет за моряками ругательства, "он прекрасно понимает, что эта брань означает".

Так вот, оказывается, такое возможно. Выражения "заладил как попугай" или "мозги как у курицы" в корне неверны: птицы не твердят механически заученные слова, а зачастую действительно соображают, что говорят.

Конечно, мозг птицы устроен не так, как наш. Но это не значит, что они "тупее" нас. Птичий мозг очень совершенен: в нем нет ничего лишнего. Компактный, изящный механизм, полный загадок… Не будем вдаваться в биологические дебри, скажем лишь, что четвероногим - например собакам, кошкам - намного труднее преодолевать барьер словесного общения, чем пернатым: их восприятие мира основано на обонянии. Примеры говорящих четвероногих уникумов тоже есть, но их крайне мало. А у птиц главным "инструментом" коммуникации в природе является именно звук. Установлено, что, если птицу лишить звукового общения, она просто умрет.

В результате многолетних наблюдений за птицами, общаясь с ними, записывая их речь, подвергая собранный материал тщательному анализу, мы берем на себя смелость утверждать: птицы, особенно такие высокоорганизованные, как попугаи и вороны, обладают способностью к абстрагированию и конкретизации. Далеко не все, конечно. Но ведь и не все люди отличаются высоким интеллектом…

- Верится с трудом. Наверное, для получения таких поразительных результатов с птицами надо много заниматься?

- Не всегда. Хотя, например, знаменитый на весь мир попугай Алекс из США стал "эпицентром" работы целой орнитологической лаборатории, его хозяйка Ирен Питерборг защитила "на нем" докторскую диссертацию. Алекса уже не первый год обучают по очень сложной системе социального моделирования. Он умеет считать, называет цвета, отгадывает загадки.

Но вот волнистый попугайчик Франтик, купленный на Птичьем рынке, опроверг необходимость в такой системе. Его хозяйка Анна Васильевна Трубачева вообще не занималась с птицей, но постоянно с ним "общалась", как некоторые домохозяйки любят разговаривать с кошками и собаками. И очень скоро, уже через несколько месяцев, Франтик усвоил до 300 слов, а к двум годам свободно болтал, постоянно пополняя лексику все новыми словами и выражениями. Например, Франтик очень любил, когда ему рассказывают сказки. "Хочу сказку", - то и дело заявлял он Анне Васильевне. "Какую?" - "Курочку Рябушку", - отвечал попугайчик. Выбор менялся. Иногда он предпочитал "Муху-Цокотуху" или какую-либо другую из известных ему сказок. Время от времени он начинал "читать сказку" хором с хозяйкой, вставляя в затянувшихся паузах вопросы: "А что же дальше?"

Когда Франтик хотел есть, он громко звал Анну Васильевну: "Бабушка! Мамочка! Я кушать хочу! Поджарь мне картошечку". "Некогда", - иногда отвечала хозяйка. "Я хочу картошечку". "Да что тебе далась эта картошечка?!" - не выдержала как-то раз женщина. Франтик на миг умолк, как бы выдерживая "театральную" паузу, после чего выдал потрясенной женщине: "Я тебя люблю, а ты кричишь..." Откуда у маленькой птички появилась такая глубина мыслей и чувств, порой недоступная даже людям? Конечно, отдельные слова можно выучить и даже воспроизвести, но вот самостоятельно осмыслить и сформулировать, - такое, согласитесь, трудно не только птице.

- Получается, что птицы нежнее, "человечнее" людей?

- Конечно, в птичьем мире хватает своих сложностей. Однако с годами начинаешь относиться к пернатым лучше, чем ко многим двуногим. Они умнее, чем мы привыкли о них думать. Даже "куриные мозги" работают совсем неплохо. Они способны на проявление чувств - преданности, заботы, сочувствия, ревности, обиды.

Например, волнистый попугайчик Кеша из московской семьи Стопаней мечтал о подружке, то и дело напевал услышанные по радио любовные романсы. Принесли ему самочку Лолиту. Поначалу он обрадованно порхал по клетке, но потом, после первого знакомства, сник. "Дамочка" начала третировать Кешу, загнала его в угол собственного жилища, принялась громко, недобро свистеть и клевать бедолагу. Обычно разговорчивый Кеша перестал здороваться с хозяевами, петь. Лишь один раз он "сквозь зубы" сказал: "Когда заберут эту заразу?" Подчеркиваем: это не заученная фраза. Где-то подслушанные отдельные слова он самостоятельно сложил в фигуру речи. Вскоре Лолиту унесли. "Ну, теперь хорошо", - подытожил Кеша.

- В вашем удивительном рассказе фигурируют сплошь попугаи…

- Неординарные речевые способности демонстрируют не только они. Очень много талантливых имитаторов человеческой речи среди синиц, ворон, воробьев, сорок, галок, канареек, мухоловок, скворцов… Правда, в силу их менее тесного контакта с человеком и, вероятно, не столь развитого "интеллекта" речь выглядит беднее и односложней.

"Брать интервью" у пернатого крайне сложно. Птицы своенравны, капризны, необыкновенно чувствительны и ранимы. У нас был такой случай: тщетно просидев рядом с московским попугаем Гришей и ничего путного не услышав, мы уже собрались уходить. Гришина хозяйка принялась его ругать: "Как тебе не стыдно, люди к тебе приехали, а ты с ними даже не поговорил!" И тут Гриша громко и четко изрек: "А я просто не хотел!"

- И все же зачем они пытаются разговаривать с нами?

- Пернатые не совсем наши родственники: они являются боковой ветвью эволюции позвоночных. Их предками были другие, чем у нас, группы рептилий. Выдающийся биолог и эволюционист XIX века Томас Гексли очень метко и образно окрестил птиц "рептилиями, вознесшимися на небо". Иначе говоря, пернатым "болтать" вообще-то не свойственно. Зачем же тогда им эта "головная боль"?

@@@
Даже птичьими мозгами можно думать
Диалог президента с совестью
За колючей проволокой и минными полями
Космос пока остается предчувствием
Кремль и войска извлекают уроки
Милицию разделят по новому принципу
ОРТ собирается судиться с Центризбиркомом

Обязательные результаты

@@

Минималистский подход к образовательным стандартам - это угроза обществу и государству

2002-08-28 / Игорь Федорович Шарыгин - член исполкома Международной комиссии по математическому образованию (EC ICMI), заведующий лабораторией "Геометрия" Московского центра непрерывного математического образования.



Представьте, что вы приходите в магазин и видите непонятный продукт. Какие-то странные серовато-черные комочки размером чуть больше крупной фасоли с неприятным запахом. Абсолютно по виду и запаху несъедобные. Цена, правда, почти символическая. Вы присматриваетесь к ценнику и с удивлением узнаете, что это картофель. "А-а-а, понятно, это не стандарт", - догадываетесь вы. Но продавец разъясняет, что это как раз именно стандарт. Но это такой, минимальный стандарт. "Позвольте, позвольте, - соображаете вы, - ведь стандарт - это норма, образец". И опять продавец, терпеливо и ласково улыбаясь, объясняет, что это неправильное понимание, на самом деле стандарт - это как раз минимально допустимый уровень, ниже которого уже ни-ни. "Ну, ладно, - сдаетесь вы, не желая вступать в лингвистическую дискуссию, - а другой, скажем, съедобный картофель у вас имеется?" Продавец указывает на соседний отдел. Там продается другой, не то чтобы высококачественный, но вполне на вид съедобный картофель. Но цена повергает вас в состояние шока. Этот картофель явно штучного производства. Вы в панике выскакиваете на улицу и вечером долго не можете заснуть, размышляя о стандартах... И, наконец, осознаете, что, по всей видимости, ваш уровень жизни вполне соответствует действующему стандарту.

Представили?

А теперь представьте себе еще раз, что в военкомат приходит призывник. По всем параметрам этот призывник соответствует минимально допустимым нормам. По зрению, по слуху, по росту, по весу, по умственному развитию и по всему прочему. Это же инвалид! Но, к счастью, найти такого субъекта невозможно. Не думаю, чтобы военкоматам приходилось встречаться с призывниками, находящимися на минимальном уровне по всем показателям. И, кроме того, наши военные никогда не объявляли свои минимальные требования стандартом.

А вот деятели нашего образования объявляют, что образовательный стандарт - это минимальный уровень, на котором ведется обучение в школе. По окончании каждого класса ученик должен соответствовать соответствующему (извините!) стандарту по каждому предмету. И так вплоть до окончания школы. Здесь эталоном должен быть итоговый стандарт.

Существуют и теоретики, обосновывающие этот минималистский подход к образовательным стандартам. Как, например, было раньше, говорят они. Мы имели представление о высшем бале, "пятерке", и, исходя из нее, посредством вычитания получали "четверку" и далее "тройку". Теперь же мы разрабатываем минимальный уровень, он же стандарт, - "тройку", и, отталкиваясь от него, с помощью операции сложения, получаем "четверку" и затем "пятерку". Правда, как показывает опыт последних лет, никак от этой самой "тройки" мы не можем оттолкнуться и начинаем расщеплять ее на собственно "тройку", "четверку" и "пятерку" по совсем уж неуловимым признакам.

В качестве теоретического обоснования выдвигается также забота о нравственном здоровье троечника. Оказывается, раньше мы ставили ему незаслуженную "тройку", и он, осознавая это, испытывал адские муки совести. Теперь же на вопрос, что ты знаешь, он может чистосердечно ответить, что ничего не знает, и получить уже заслуженную "тройку".

Удивительное понимание столь странному пониманию (опять извините) понятия "стандарт" находит в среде нашей демократической интеллигенции. Вот уже известный телеведущий, собрав в своей программе небольшую, как теперь принято говорить, тусовку из реформаторов-модернизаторов от образования во главе с министром образования Владимиром Филипповым, согласно кивает головой, дескать, ясно, стандарт - это минимальный уровень.

Кому же выгодно такое "минимальное" понимание образовательных стандартов, внушаемое, вернее, уже внушенное обществу? Да многим.

Во-первых, это очень удобно и выгодно многочисленным специалистам, этот самый стандарт разрабатывающим. Возьмем, например, школьную математику. Более 15 лет тому назад в системе РАО (Российская академия образования), называвшейся тогда АПН (Академия педагогических наук, еще Союзная), были разработаны Обязательные результаты обучения - все тот же минимальный уровень требований по математике. Эти Обязательные результаты под разными соусами предлагались (продавались!) государству. Нынче они уже претендуют на роль образовательных стандартов. Но самое смешное здесь то, что одни и те же стандарты предлагаются уже различными коллективами. Разрабатываются региональные стандарты: московские, свиногорские и прочие. Все объявляют себя авторами идеологии, разработчиками этих стандартов, вызывая праведный гнев специалистов из РАО. Многие пытаются продать свою дурно пахнущую продукцию, поскольку государство неплохо платит и постоянно забывает, что однажды уже купило этот продукт. Но это понятно, ведь от имени государства в качестве покупателей и продавцов выступают одни и те же люди.

Кроме того, по моему мнению, специалисты, разрабатывающие минимальный стандарт по своему профессиональному уровню, именно этому минимальному стандарту соответствуют. Но не более. Так что они внедряют в школу как раз то, что сами не без труда освоили, допуская ляпы даже на минимальном уровне. При этом достигается еще один немаловажный эффект. С помощью подобного занижения образовательной планки из системы образования вытесняются подлинные профессионалы, неспособные выдержать подобной конкуренции снизу. Всякая попытка хоть немного приподнять уровень обучения встречает негодующие возгласы типа: "Вы не знаете уровень сегодняшних школьников, сегодняшних учителей".

С одной стороны, это правда, многие учителя не очень хорошо владеют предметом (кстати, именно они и образуют группу поддержки для идеологов минимального уровня), да и ученики с трудом осваивают азбуку изучаемого предмета. Но ведь, чтобы низвести учителей и учеников до нынешнего состояния, немало усилий приложили авторы учебников и ведущие методисты, способные превратить в учебную каторгу самый интересный предмет (например, математику). Да и нищенское существование учительского сословия вовсе не способствует повышению квалификации. А с другой стороны, это вовсе и неправда. Среди учителей немало прекрасных специалистов, разбирающихся в предмете лучше представителей педагогической науки и некоторых авторов учебников. Да и среди учеников еще встречаются талантливые ребята, способные противостоять оглупляющему обучению. Однако вся наша педагогика и методика ориентируются на троечников и даже двоечников.

Кроме того (это во-вторых), понимание образовательных стандартов как минимального уровня образования удобно руководящим работникам системы образования и чиновникам, выступающим от имени государства. Они заявляют, что государство берет на себя обязанность гарантировать каждому ученику бесплатное обучение на уровне стандарта. За более высокий уровень придется платить. И это понятно, на то он рынок и есть. Рынок образовательных услуг вместо системы образования. Но… тут возникает странность.

На разработку образовательных стандартов тратятся огромные деньги. Говорят (вынужден пользоваться слухами ввиду недоступности для меня официальной информации), что создан специальный ВНИК по разработке образовательных стандартов.

Напомню, ВНИК (Временный научно-исследовательский коллектив) - изобретение времен позднего СССР. Создается этот самый коллектив якобы для решения некоей проблемы. Поначалу все эти ВНИКи были достаточно безобидны. Просто небольшой приработок для не очень богатых ученых. До предела идея ВНИКа было доведена в системе образования.

В самом начале новейшей русской истории (в районе 1990 года) был создан ВНИК под руководством Эдуарда Днепрова. Сейчас никто уже и не упомнит толком, для решения каких таких важный проблем этот коллектив собрался. Важны результаты. Израсходованы огромные средства. К власти в образовании (и в стране), в Минобразования и в РАО пришла новая команда из бывших "завлабов" и научных сотрудников, старших и младших. Сам Днепров стал и министром и академиком.

И вот, по прошествии немногим более 10 лет, мы наблюдаем новое пришествие ВНИКа во главе с Днепровым. Правда, на сей раз он делит бремя руководства с В.Д. Шадриковым. Для разработки новых стандартов ВНИК Днепрова-Шадрикова (или Шадрикова-Днепрова) должен получить не то 1,5 млн., не то 2 млн. долл. Безусловно, деньги будут получены, ведь это не бедствующие учителя, и употреблены. Будет и добавка. Это очевидно. Очевидно также (для меня), что стандарты не будут созданы по трем достаточным причинам.

Во-первых, не позволят первопроходцы из системы РАО, отодвинутые от разработки стандартов, а заодно и от финансового потока. Во-вторых, в этом не заинтересованы сами разработчики. Здесь важен процесс, с окончанием которого заканчивается и финансирование. И, наконец, в-третьих, образовательные стандарты, основанные на идее минимальности, невозможны в принципе. Я, правда, не знаю, возможны ли в принципе образовательные стандарты вообще, но некоторые разумные подходы все же можно предложить. И главная и очевидная идея - надо разрабатывать именно образовательную норму (условно "четверку"). А минимальный уровень должен быть не сам по себе, а состоять из деталей, из которых можно собрать более сложные механизмы на более высоких уровнях. Школа, выпускающая исключительно троечников, представляет огромную общественную опасность.

Еще не разработанные, но уже внедряемые в школу образовательные стандарты обойдутся налогоплательщику в копеечку. Мы получаем самый настоящий "золотой стандарт".

В общем, с образованием на уровне образовательных стандартов все ясно. Ну, а что там с элитарным или просто хорошим образованием? Можно ли в сегодняшней России получить хорошее образование за хорошие деньги? Убежден, что нельзя. В тех школах, где официально, полуофициально или же совсем неофициально надо много платить за образование, хорошее образование получить нельзя. Это бутафория, а не образование. Платить приходится в лучшем случае за условия обучения, помещения, питание, оборудование и прочее, а в худшем - за свидетельство об образовании, за товарный знак. Но не за само образование. И работают там не лучшие учителя. Учительство и холуйство - две вещи несовместные.

Получается, что образовательный стандарт, навязываемый школе, - это тяжелая гиря на ее шею, с которой уже невозможно будет выплыть. Сам термин "образовательный стандарт" - чистой воды лицемерие. Его цель - ввести в заблуждение общество. Слово "стандарт" носит явно положительный оттенок. У мужчин может даже возникнуть ассоциация с таким продуктом, как водка "Русский стандарт". А на самом деле правильной является аналогия с понятием "минимальная зарплата". На минимальную зарплату жить нельзя. Человек, соответствующий образовательному стандарту, необразован.

В начале июня этого года, когда телевидение вело непременные передачи, посвященные выпускникам средней школы, один выпускник откровенно сказал перед телекамерой, что мечтает написать сочинение по "Мертвым душам" Горького. Это не ускользнуло от бдительного ока обозревателя "Новой газеты". А чего, собственно, насмехаться? Все в полном соответствии с образовательным стандартом. Мы приближаемся к вожделенному Уровню Мировых Стандартов, ведь в Америке ни "Мертвых душ", ни Горького в школе и вовсе нет.

Но вот в той же газете в номере от 17 июня можно прочитать следующее: "…никогда еще рейтинг Рахимова в самой республике не был так низок - его фактически не поддерживают до 70% населения (40% русских и 30% татар)". (И татары и проценты впечатляют.)

@@@
Обязательные результаты
Прекрасное дитя, или Сезар без Бельмондо
Ради чего Петр Латышев борется с Эдуардом Росселем?
Разговор с матерью
Раскола западного мира не будет никогда
Репатриация под дулами НАТО
Россия и ее интересы

Секретное выступление Сталина

@@

За 47 дней до войны Главковерх имел доверительную встречу с военной элитой

2003-04-25 / Александр Печенкин







5 мая 1941 года Сталин произнес тост за грядущую войну и победу в ней.

Пятого мая 1941 г. в Кремле был устроен прием для выпускников военных академий, где Иосиф Сталин произнес речь, содержание которой тогда не было обнародовано. Советские газеты дали короткую информацию о прошедшем приеме и о выступлении на нем Сталина. Дипломаты и разведчики многих стран приложили немалые усилия, чтобы узнать, о чем говорил военной элите Советского Союза фактический глава государства. Добытые ими сведения были крайне противоречивы и, как оказалось, не верны. Сейчас есть возможность проанализировать сложную цепь событий, предшествовавших нападению фашистов на нашу Родину.

Новое назначение

В воскресенье, 4 мая, состоялось очередное заседание Политбюро ЦК ВКП(б), на котором в числе других было принято важное кадровое решение: Сталин, много лет возглавлявший партию, но не занимавший до этого государственных должностей, был назначен главой правительства. В постановлении высшего органа правящей партии этот шаг объяснялся следующим образом:

"В целях полной координации работы советских и партийных организаций и безусловного обеспечения единства в их руководящей работе, а также для того, чтобы еще больше поднять авторитет советских органов в современной напряженной международной обстановке, требующей всемерного усиления работы советских органов в деле обороны страны, ПБ ЦК ВКП(б) единогласно постановляет:

Назначить тов. Сталина И.В. Председателем Совета Народных Комиссаров СССР.

Тов. Молотова В.М. назначить заместителем Председателя СНК СССР и руководителем внешней политики СССР с оставлением его на посту Народного Комиссара по иностранным делам.

Ввиду того, что тов. Сталин, оставаясь по настоянию ПБ ЦК первым секретарем ЦК ВКП(б), не сможет уделять достаточного времени работе по Секретариату ЦК, назначить тов. Жданова А.А. заместителем тов. Сталина по Секретариату ЦК, с освобождением его от обязанности наблюдения за управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)…"

Текст данного постановления был разослан всем членам ЦК для голосования. Разумеется, все 70 человек высказались "за". Указ о новом назначении был обнародован 6 мая, а вечером 5 мая состоялся прием в Кремле в честь выпускников военных академий - "академиков", как их тогда называли. За несколько часов до приема Сталин прочел донесение начальника внешней разведки НКГБ СССР о секретном выступлении Гитлера перед немецкими офицерами:

"Источник, работающий в штабе германской авиации, сообщает: 29 апреля Гитлер в речи, произнесенной в "Спортпаласе" перед молодыми офицерами-выпускниками, содержание которой в прессе опубликовано не было, заявил: "В ближайшее время произойдут события, которые многим покажутся непонятными. Однако мероприятия, которые мы намечаем, являются государственной необходимостью, так как красная чернь поднимает голову над Европой". Эти сведения получены источником от нескольких офицеров, но подлежат дополнительной проверке". Безусловно, эта информация не могла оставить Сталина равнодушным и повлияла на его поведение. Было ясно, кого Гитлер называл красной чернью.

В этот вечер многие "академики", впервые попав в Кремль, с интересом осматривали дворцы и соборы, Царь-пушку и другие достопримечательности. Прием проходил в обстановке строгой секретности. Пришедшие дважды прошли тщательную проверку: у кремлевских ворот и при входе в здание дворца. Им категорически запретили что-либо записывать и даже отобрали бумагу и карандаши.

Между тем обстановка на западных границах СССР в мае 1941 г. была неспокойной. Происходила опасная концентрация немецких войск. Это не могло не волновать военных, многие из которых не верили в долговечность советско-германского Пакта о ненападении и потому жаждали получить информацию из первых рук.

Выступление вождя

Заседание открылось в Большом Кремлевском дворце в 18 часов. В зале присутствовали выпускники 16 военных академий и 9 военных факультетов гражданских вузов, профессорско-преподавательский состав и представители высшего военного командования. В президиуме заседания появились руководители наркомата обороны и члены Политбюро ЦК партии. Сталин занял место рядом с наркомом обороны Семеном Тимошенко и начальником Генерального штаба Георгием Жуковым. Поначалу не было известно, будет ли он выступать или все ограничится традиционным поздравлением "всесоюзного старосты" Михаила Калинина.

После доклада начальника управления военно-учебных заведений Смирнова и краткого приветствия Калинина председательствующий маршал Тимошенко предоставил слово Сталину. Зал взорвался аплодисментами.

Речь Сталина длилась около 40 минут. Говорил он медленно, в характерной для него манере ставил перед слушателями вопросы и сам же на них отвечал. "Товарищи, вы покинули армию 3-4 года тому назад, теперь вернетесь в ее ряды и не узнаете армии. Красная Армия уже не та, что была несколько лет тому назад". Действительно, РККА пережила за эти годы глубокие потрясения, структурную перестройку и значительные кадровые изменения. Четырежды менялись начальники Генштаба, командующие Военно-воздушными силами и Военно-морским флотом. Лишились своих постов, а затем погибли 9 заместителей наркома обороны, почти все командующие войсками военных округов и многие командиры корпусов и дивизий. Кроме того, из армии были уволены свыше 40 тыс. офицеров, из которых только 12 тыс. (т.е. одна четверть) были затем реабилитированы и возвращены в строй. Сменились многие преподаватели и начальники военно-учебных заведений. Все это не могло не отразиться на подготовке военных кадров и на уровне образования офицерского корпуса. Из 579 тыс. советских офицеров лишь 7,1% имели высшее образование, 55,9% - среднее, 24,6% окончили различные ускоренные курсы, а 12,4% вообще не имели военного образования. Отличительными чертами командиров РККА были патриотизм, относительная молодость, отсутствие боевого опыта и небольшой командный стаж. Большинство командиров частей и соединений прослужили в занимаемых должностях менее одного года.

Что было и что есть

"Академикам" особенно понравилось, что глава страны хорошо знает проблемы армии, разбирается в вопросах военной техники, не заглядывая в бумажку, свободно оперирует цифрами и фактами, называет калибры пушек, начальную скорость артиллерийского снаряда, толщину брони танков, скорости полета истребителей и бомбардировщиков. Сталин в своих выступлениях и статьях часто использовал сравнения ("что у нас было раньше и что есть теперь"). Этот же прием он применил и в данном случае.

"Что представляла из себя Красная Армия 3-4 года тому назад? Основным родом войск была пехота. Она была вооружена винтовкой, которая после каждого выстрела перезаряжалась, ручными и станковыми пулеметами, гаубицей и пушкой, имевшей начальную скорость до 900 метров в секунду. Самолеты имели скорость 400-450 километров в час. Танки имели тонкую броню, противостоящую пушке 37 мм. Наша дивизия насчитывала бойцов до 18 тысяч человек, но это не было еще показателем ее силы… Раньше существовало 120 дивизий в Красной Армии. Теперь у нас в составе армии 300 дивизий. Сами дивизии стали несколько меньше, более подвижные… Теперь стало 15 тысяч человек. Из общего числа дивизий - 1/3 часть механизированные дивизии. Об этом не говорят, но это вы должны знать. Из 100 дивизий - 2/3 танковые, а 1/3 моторизованные. Армия в текущем году будет иметь 500 000 тракторов, грузовиков.

Наши танки изменили свой облик. Раньше все были тонкостенные. Теперь этого недостаточно. Теперь требуется броня в 3-4 раза толще. Есть у нас танки первой линии, которые будут рвать фронт. Есть танки 2-3 линии - танки сопровождения пехоты. Увеличилась огневая мощь танков.

Об артиллерии. Раньше было большое увлечение гаубицами. Современная война внесла поправку и подняла роль пушек. Борьба с укреплениями и танками противника требует стрельбы прямой наводкой и большой начальной скорости полета снаряда до 1000 и свыше метров в секунду. Большая роль отводится в нашей армии пушечной артиллерии.

Авиация. Раньше скорость авиации считалась идеальной 400-450 километров в час. Теперь это уже отстало. Мы имеем в достаточном количестве и выпускаем в массовом количестве самолеты, дающие скорость 600-650 км/ч. Это самолеты первой линии. В случае войны эти самолеты будут использованы в первую очередь. Они расчистят дорогу и для наших относительно устаревших самолетов И-15, И-16, И-153 (Чайка) и СБ. Если бы мы пустили в первую очередь эти машины, их бы били".

В этом фрагменте своего выступления Сталин соединил правдивую информацию с ложной. Действительно, в Красной Армии в 1941 г. было 303 дивизии. Назвав эту секретную цифру, вождь продемонстрировал академикам свое особое доверие. 92 дивизии (а не 100) были танковыми и механизированными. Желая подчеркнуть грандиозность перемен, происшедших в армии за последние годы, Сталин несколько приукрасил положение дел. Вождь стремился убедить аудиторию в несокрушимой мощи Красной Армии, заявляя, что современной техники у нас достаточно.

О военном образовании

Коснувшись вопросов военного образования, докладчик признал, что учебные заведения отстают от армии по уровню оснащения современной техникой. Однако он уклонился от анализа причин, приведших к отставанию, сведя все к консерватизму преподавателей, не желающих работать по-новому, и нерасторопности неких снабжающих органов, не дающих новейшую технику в вузы. К этим выводам Сталин пришел, ознакомившись с конспектами своего старшего сына Якова Джугашвили - выпускника Артакадемии. "Здесь выступал докладчик т. Смирнов и говорил о выпускниках, об обучении их на новом военном опыте. Я с ним не согласен. Наши школы еще отстают от армии. Обучаются они еще на старой технике. Вот мне говорили, что в Артиллерийской академии обучают на трехдюймовой пушке. Так, товарищи артиллеристы? - спросил вождь и неожиданно услышал из первого ряда возражение начальника Артакадемии Сивкова: "Нет, товарищ Сталин, мы изучаем новейшие пушки". Подобная дерзость вызвала у него раздражение: "Прошу меня не перебивать. Я знаю, что говорю. Я сам читал конспекты слушателя вашей академии".

"Обучать на старой технике нельзя, - продолжил Сталин, - обучать на старой технике - это значит выпускать отстающих людей. Этому отставанию способствуют также программы. Ведь чтобы обучать новому и по-новому, надо изменить программу, но для этого надо много работать. Куда легче учить по старым программам, меньше забот и хлопот. Наша школа должна и может перестроить свое обучение командных кадров на новой технике и использовать опыт современной войны. Наши школы отстают, это отставание закономерное. Его нужно ликвидировать".

Об армиях

Значительную часть своего выступления Сталин посвятил разъяснению ситуации в Европе после начала Второй мировой войны и рекомендовал "академикам" донести эту информацию до своих подчиненных. Причины военных успехов Германии он видел в том, что немцы сделали правильные выводы из поражения в Первой мировой войне, успешно развивали военную науку, перевооружили армию. Овладели новыми приемами ведения войны. А французы и англичане, напротив, после победы в 1918 г. почивали на лаврах, армия у них не пользовалась поддержкой государства и народа, что и привело, по его мнению, к военной катастрофе в 1940 г. Большое оживление в зале вызвали слова Сталина о пренебрежительном отношении французов к своей армии, о непрестижности военной службы. "Об армии не было заботы, и ей не было моральной поддержки. Появилась новая мораль, разлагающая армию. К военным относились пренебрежительно. На командиров стали смотреть как на неудачников, на последних людей, которые, не имея фабрик, заводов, банков, магазинов, вынуждены были идти в армию. За военных даже девушки замуж не выходили". Последние слова Сталина были встречены дружным смехом красных командиров, пользовавшихся большим уважением в народе и считавшихся лучшими женихами. "Армия должна пользоваться исключительной заботой и любовью народа и правительства - в этом величайшая моральная сила армии. Армию нужно лелеять". Эти слова произнес тот, кто обезглавил собственную армию, уничтожив цвет ее командных кадров.

Одной из важнейших причин побед Гитлера Сталин считал отсутствие второго фронта. Так как к 1941 г. Гитлер легко разбил всех своих противников, многие политики и журналисты разных стран заговорили о непобедимости немецкой армии. "Действительно ли германская армия непобедима? - ставил вопрос Сталин и сам же на него и отвечал. - Нет. В мире нет и не было непобедимых армий. Есть армии лучшие, хорошие и слабые… С точки зрения военной в германской армии ничего особенного нет и в танках, и в артиллерии, и в авиации. Значительная часть германской армии теряет свой пыл, имевшийся в начале войны. Кроме того, в германской армии появилось хвастовство, самодовольство, зазнайство. Военная мысль не идет вперед, военная техника отстает не только от нашей, но Германию в отношении авиации начинает обгонять Америка… Немцы считают, что их армия - самая идеальная, самая хорошая, самая непобедимая. Это неверно. Армию необходимо изо дня в день совершенствовать. Любой политик, любой деятель, допускающий чувство самодовольства, может оказаться перед неожиданностью, как оказалась Франция перед катастрофой". Последние слова об опасности самодовольства следовало бы в первую очередь отнести к самому Сталину, поставившему свою страну перед катастрофой.

По свидетельству Героя Советского Союза генерала армии Лященко, Сталин объявил "академикам", что СССР осуждает агрессивные действия Германии и прекратил ей поставки стратегического сырья и хлеба, что не соответствовало действительности. Затем Сталин сказал, что война с Гитлером неизбежна и если Молотов и его аппарат наркомата иностранных дел сумеют оттянуть начало войны на два-три месяца - это наше счастье.

Тост за войну

После завершения официальной части всех участников приема пригласили на банкет. В Грановитой палате, в Георгиевском и других залах Большого Кремлевского дворца были накрыты столы на 20 человек каждый. Помимо "академиков" за каждым столом сидел офицер НКВД, который ничего не пил, но все внимательно слушал. Столы были уставлены красной и черной икрой, семгой, различными мясными деликатесами и салатами.

Тосты следовали один за другим. Сталин поздравил выпускников академий с окончанием учебы, произнес несколько тостов за здоровье конников, авиаторов, танкистов, пехотинцев и связистов. Для каждого рода войск у него нашлись теплые слова. "Артиллерия - самый важный род войск. Артиллерия - бог современной войны". После этих слов генералы-артиллеристы с бокалами в руках направились к правительственному столу, чтобы чокнуться со Сталиным. Но генерал-лейтенанту артиллерии Сивкову охрана не позволила приблизиться к вождю, его уже взяли на заметку. Через несколько дней начальник военной контрразведки представил в Политбюро справку о дерзком начальнике академии. 14 мая Политбюро рассмотрело вопрос о Сивкове, решив снять его с должности и зачислить в распоряжение наркома обороны. Только начавшаяся война спасла его от более серьезных неприятностей.

Около полуночи, когда все уже находились в приподнятом настроении, один из генералов предложил тост за мирную политику и за творца этой политики - Сталина. Неожиданно для всех вождь протестующе замахал руками. Все растерялись. Как вспоминал через полвека участник приема Энвер Муратов, Сталин был очень разгневан, немножко заикался и в его речи появился сильный грузинский акцент: "Этот генерал ничего не понял. Он ничего не понял. Мы, коммунисты, - не пацифисты, мы всегда были против несправедливых войн, империалистических войн за передел мира, за порабощение и эксплуатацию трудящихся. Мы всегда были за справедливые войны, за свободу и независимость народов, за революционные войны за освобождение народов от колониального ига, за освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, за самую справедливую войну в защиту социалистического отечества. Германия хочет уничтожить наше социалистическое государство… истребить миллионы советских людей, а оставшихся в живых превратить в рабов. Спасти нашу Родину может только война с фашистской Германией и победа в этой войне. Я предлагаю выпить за войну, за наступление в войне, за нашу победу в этой войне".

В фонде Сталина в бывшем партархиве сохранилась краткая запись его выступления на приеме 5 мая. Текст тоста о мирной политике отличается от приведенного выше. "Мирная политика обеспечивала мир нашей стране. Мирная политика - дело хорошее. Мы до поры до времени проводили линию на оборону - до тех пор, пока не перевооружили нашу армию, не снабдили армию современными средствами борьбы. А теперь, когда мы нашу армию реконструировали, насытили техникой для современного боя, когда мы стали сильны - теперь надо перейти от обороны к наступлению. Проводя оборону нашей страны, мы обязаны действовать наступательным образом. От обороны перейти к политике наступательных действий. Нам необходимо перестроить наше воспитание, нашу пропаганду, агитацию, нашу печать в наступательном духе. Красная Армия есть современная армия, а современная армия - армия наступательная".

@@@
Секретное выступление Сталина
Сенатор Торшин будет искать террористов за свои деньги
Старинная одежда на московском рынке
Философия зрения профессора Тахчиди
Что такое - волки...
Чтобы не было мучительно больно
Ядерное оружие пока не отжило свой век