"Адмирал Кузнецов" потерял матроса

@@

Двухчасовой пожар не помешал авианосцу провести учения

2009-01-12 / Виктор Мясников



6 января штатная пожарная команда тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» в течение двух часов тушила пожар в машинном отделении корабля. От отравления угарным газом погиб матрос срочной службы. Однако корабль продолжает выполнять задачи в Средиземном море.

Пожар в носовом машинном отделении случился в 20 часов по московскому времени во время отработки полетов палубной авиации на рейде военно-морской базы Акзас-Карагач (Турция). Причиной первоначально назвали короткое замыкание электропроводки. Потом появилась версия о воспламенении топливопровода. Это объясняет, почему с огнем пришлось бороться два часа – вытекающий мазут в отсеках тушить сложновато. Из-за этого случилось и большое задымление внутренних помещений. С другой стороны, локальное горение не нанесло существенного ущерба кораблю и главной энергетической установке. Как заявил начальник службы информации и общественных связей Северного флота капитан первого ранга Игорь Бабенко, «первичные недостатки, возникшие в результате возгорания в носовом машинном отделении авианосца, устранены. Техническое состояние корабля позволяет выполнение задачи длительного плавания». К такому выводу пришла комиссия походного штаба, созданная сразу после пожара.

После подавления пожара обнаружилось, что матрос срочной службы Денис Сычев, призванный в мае 2008 года Мариинским райвоенкоматом Кемеровской области, задохнулся дымом. По факту гибели матроса возбуждено уголовное дело и начаты следственные действия.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» находился в Турции с неофициальным визитом. С 9 января начались совместные российско-турецкие военно-морские учения «ТурРаш-2009». Затем авианосец должен проследовать к берегам Греции, чтобы и там провести совместные учения. Вместе с «Адмиралом Кузнецовым» в состав отряда российских кораблей входят большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Левченко», спасательный буксир «Николай Чикер» и судно обеспечения «Сергей Орлов».

Очень сложно уберечь от ЧП «плавающий аэродром», целый город с «населением» более трех тысяч человек. Пожарная служба корабля обязана прибыть к месту возгорания независимо от места возникновения в течение одной минуты. Это не просто, учитывая, что длина всех коридоров корабля в сумме составляет 16 километров и он имеет семь палуб по высоте. Однако, как показали события, в сложных условиях плотного задымления и тесноты носовых отсеков корабельные огнеборцы справились с горящим топливом и не допустили причинения авианосцу большого ущерба. А вот к качеству корабельного оборудования претензии есть.

@@@
"Адмирал Кузнецов" потерял матроса
"Тигры" вышли на политическую арену
"Черноморский флот готов выполнить любую задачу"
"Я родился при царе и девять лет жизни прожил в нормальных условиях"
«Катрин» – злейший враг авиалиний
«Хвост, чешуя» и две свечи
Акватория беспредела

Александр Никитин оправдан

@@

В Петербурге завершился самый скандальный процесс последних трех лет

1999-12-30 / Святослав Тимченко



ГОРОДСКОЙ суд Санкт-Петербурга в канун Нового года поставил точку в деле Александра Никитина, самом скандальном деле в России за последние три года. Судья Сергей Голец на 37-й, последней, страничке приговора произнес долгожданное: оправдать за отсутствием состава преступления.

Как известно, Никитину, капитану первого ранга в отставке, было предъявлено обвинение сразу по трем статьям УК РФ: государственная измена, разглашение государственной тайны и подделка документов. Около года бывший военно-морской офицер провел в следственном изоляторе, после чего был освобожден под подписку о невыезде.

Удачливый в прошлом офицер, зять командующего (теперь уже бывшего) Северным флотом контр-адмирала Чернова, Никитин, сделав военную карьеру, вышел в отставку и на свою беду стал сотрудничать с норвежской экологической организацией "Беллуна". Он, в частности, принял участие в написании доклада "Северный флот - потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона". Это и стало основанием для его ареста и обвинения в измене Родине.

Хронология сегодняшнего судебного заседания такова. Государственный обвинитель настаивает на 12 годах лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и с конфискацией имущества. Защита твердо стоит на своем: не виновен, поскольку все опубликованные Никитиным данные взяты из открытых источников и не являются государственной тайной.

На заседании, кстати сказать, присутствует бывший командующий Северным флотом контр-адмирал Чернов. Его оценка процесса: "Бред маниакально настроенных шпиономанов".

Сам Никитин в своем последнем слове продолжает с достоинством защищаться: "Следствие так и не разобралось, виновен я или нет", - говорит он. Никитин настаивает, что публикация им данных об авариях на подводных лодках 30-летней давности - это сведения, давно обнародованные в западной печати. Другое дело, что его публикация сорвала продажу устаревших ядерных субмарин, заявлявшихся как экологически чистые…

@@@
Александр Никитин оправдан
Артиллерийская распродажа
Афишная тумба
Балуевский инспектирует "Трайденты"
Безопасность и мир в Средиземноморье
Большая военно-морская передислокация
В Йемене готовится "большой процесс"

Вероятнее всего, "Курск" протаранила иностранная субмарина

@@

Причины предыдущих катастроф советских подводных лодок никогда до конца не устранялись

2000-09-13 / Валерий Иванович Алексин - контр-адмирал запаса, бывший главный штурман ВМФ СССР и РФ, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук.



Схема предполагаемого столкновения атомного подводного крейсера

(Окончание. Начало в "НГ", 12.09.2000)

ТАКТИЧЕСКОЕ двустороннее учение Северного флота, в ходе которого погиб "Курск", завершало плановую подготовку сил авианосной многоцелевой группы (АМГ) во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" к их осеннему походу в Средиземное море совместно с кораблями Балтийского и Черноморского флотов. Поход планировался в соответствии с указом президента Путина от 4 апреля сего года, объявляющего "Основы морской политики РФ на период до 2010 года", и должен был положить начало возвращению России после десятилетнего перерыва в этот ключевой регион Мирового океана. Естественно, он вызвал повышенное внимание руководства НАТО и морских ведомств США, Великобритании и Норвегии, которые направили в район учений, объявленный установленным в международной практике образом, дополнительные силы разведки.

В их число входили АПЛ "Мемфис" и "Толедо" ВМС США, а также АПЛ "Сплендид" ВМС Великобритании, для которых Баренцево море давно стало основным районом деятельности. За надводными силами СФ, участвующими в учении, следили надводные разведывательные корабли США и Норвегии, а за нашими подводными лодками следили названные три АПЛ как самые эффективные из всех противолодочных сил и средств.

Схема зон безопасности и доверия на Атлантическом и Тихом океанах, прилагаемая к Соглашению между правительствами Россиии США о предотвращении инцидентов подводных лодок в подводном положении.

Инфографика "НГ"

Все запланированные на учении стрельбы зенитными и противокорабельными ракетами по соответствующим мишеням были выполнены 10 и 11 августа. Ракетную стрельбу практической ракетой "Гранит" по морской цели успешно выполнил и "Курск". На 12 августа было запланировано проведение торпедных атак подводных лодок по отряду боевых кораблей (ОБК) "противника", обозначаемых тяжелым атомным ракетным крейсером (ТАРКР) "Петр Великий" (главная цель) с кораблями охранения. Генеральный курс ОБК проходил на юго-восток, вдоль него и были расположены учебные районы боевых действий атакующих подводных лодок, в одном из которых, размером 15 на 20 миль, находился и "Курск".

Что произошло с "Курском"?

Дальнейшие события описываются исходя из выработанного десятилетиями стереотипа выполнения подобных боевых упражнений и тактики действий многоцелевых подводных лодок. Заняв назначенный ему район и произведя донесение об этом и о готовности к выполнению торпедных стрельб, командир произвел доразведку района, дойдя до его южной кромки. Затем лодка развернулась на обратный курс в направлении на северо-запад и всплыла на перископную глубину 19 метров для ведения радио- и радиотехнической разведки надводных сил "противника". При этом кроме перископа у нее были подняты выдвижные устройства для ведения такой разведки, антенны связи, радиолокационная станция для обеспечения безопасности плавания в скрытных режимах работы и, возможно, шахта ПВП (пополнения воздуха высокого давления под водой), так как лодка третьи сутки находилась в море и совершила к этому времени множество всплытий и погружений. Для улучшения управляемости на перископной глубине при волнении моря 3 балла, в уравнительную цистерну был принят дополнительный балласт и назначена скорость около 8 узлов. В полдень 12 августа ОБК "противника" маневрировал примерно в 30 милях (55 км) к северо-западу от района, где находился "Курск".

С этого же направления к нашей лодке стремилась встречным курсом следившая за ней двое суток иностранная АПЛ (ИАПЛ), потерявшая из-за указанных маневров гидроакустический контакт с ней и торопившаяся восстановить его. Прошло десять, двадцать минут, а "Курск" все не обнаруживался. И тогда командир ИАПЛ решил всплыть для уяснения обстановки на перископную глубину (ведь "Курск", по его предположениям, мог находиться и в надводном положении). Глубину, опасную от таранного удара (от 50 м до перископной), подводники всего мира проходят быстро, на скорости около 12 узлов. На подходе к перископной глубине (для них - 14-15 метров) ИАПЛ неожиданно для себя ударила нижним подзором носовой части с острого курсового угла в верхнюю область правого борта носовой части "Курска", где находился торпедный аппарат (ТА), заряженный боевой торпедой УСЭТ-80. Из шести ТА нашей лодки только в двух находились практические торпеды, остальные четыре аппарата были снаряжены боевыми торпедами: две УСЭТ-80 и две 65-76, ведь "Курск" - это корабль постоянной боевой готовности. Кроме того, еще 18 боевых торпед штатного боекомплекта находились на стеллажах первого отсека.

Столкновение подводных лодок - это не столкновение двух автомобилей, остающихся в изуродованном виде на месте. Оба подводных объекта, один - массой почти 24 тысячи тонн - "Курск", другой - 6900 тонн (АПЛ типа "Лос-Анджелес") или 4500 тонн - "Сплендид", продолжают двигаться с прежней скоростью (в данном случае относительная скорость встречного движения 5,5 м/сек), разрушая и разрывая все на своем пути, в том числе и свои корпуса. И поскольку АПЛ ВМС США и Великобритании по технологической традиции строятся однокорпусными с толщиной корпуса 35-45 мм, а наши - двухкорпусными, где толщина наружного легкого корпуса всего 5 мм, то при прочих равных условиях большие повреждения получают именно наши лодки. Уже через секунду после первого соприкосновения ТА правого борта с боевой УСЭТ-80 был смят на половину своей длины. Это вызвало детонацию и взрыв боеголовки торпеды, где основная энергия пошла по пути наименьшего сопротивления - в сторону задней крышки ТА, которая взрывом была вырвана, и через дыру более полуметра в диаметре в отсек хлынул поток воды, заполняя его и вызвав короткие замыкания электрических сетей. Стал быстро нарастать дифферент на нос. Возможно, командир "Курска" для его отвода успел дать команду увеличить ход и переложить носовые рули на всплытие. Но исполнить все это времени уже не было. От коротких замыканий электросетей сработала аварийная защита обоих реакторов, лодка лишилась хода, управления и с нарастающим дифферентом все быстрее погружалась, пока примерно через минуту не ударилась носовой частью о дно моря.

Далее, мгновенно пройдя полутораметровый слой ила, огромная АПЛ по инерции бороздила носовой частью скальную основу дна Баренцева моря, пока не смяла передние крышки других торпедных аппаратов, где находились боевые торпеды с тротиловым эквивалентом их боеголовок около двух тонн, которые и взорвались, приведя к катастрофе корабля. Возможно, при этом сдетонировали и стеллажные торпеды, на что указывает огромная пробоина в прочном корпусе "Курска" (рассчитанном на давление 60 атмосфер) площадью 6 квадратных метров над первым отсеком. По записям сейсмических станций, это произошло через две с половиной минуты после первого взрыва. Одновременно были проломлены межотсечные переборки во второй, третий и четвертый, а возможно, и пятый отсеки, так как они рассчитаны на давление всего 10 атмосфер. В эти две с половиной минуты погибли до 78-90 членов экипажа.

От сильнейшего удара о грунт при дифференте около 30 градусов в кормовых отсеках сорвало с фундаментов основные механизмы главной энергетической установки "Курска": турбины, турбогенераторы, обратимые преобразователи и т.п., а с ними и гребные валы, которые разгерметизировали дейдвудные сальники и межотсечные подшипники и уплотнения. Через эти неплотности на глубине 108 метров хлынула вода, которая вызвала короткие замыкания и возгорания в кормовых отсеках, что подтвердили норвежские водолазы, заглянув в девятый отсек. Таким образом, в течение короткого времени погиб и личный состав кормовых отсеков.

Где убийца "Курска"?

Куда же делась обидчица "Курска"? К моменту катастрофического взрыва в первом отсеке нашей лодки, то есть через две с половиной минуты после первого соприкосновения, она, распоров правый борт "Курска", также лежала на грунте примерно в 700 метрах по корме от нашей субмарины. Повреждения, которые она получила, определялись первым взрывом УСЭТ-80 и механическими повреждениями ее корпуса и забортной арматуры, полученными при контактном движении обеих лодок относительно друг друга в первые 15-20 сек.

Видимо, она получила пробоину в обтекателе гидроакустического комплекса (ГАК), повреждения носовых антенн ГАК (режимов шумопеленгования и измерения дистанции), пробоины внутренних носовых цистерн главного балласта, носовых (рубочных, если АПЛ ВМС США) и правого кормового горизонтальных рулей и стабилизаторов. Возможно даже, что был затоплен ее первый отсек и в нем погибли люди. Но основные жизненно важные механизмы ее остались исправными или получили незначительные повреждения. Создав противодавление в первом отсеке около 11 атмосфер, починив за сутки механизмы, необходимые для обеспечения движения и управления подводной лодкой на глубине, аварийно запустив ядерный реактор от аккумуляторной батареи (она для этого и стоит на АПЛ), иностранная подлодка смогла подвсплыть до глубины 40-50 метров, дать малый ход и так, ковыляя, унести ноги с места происшествия.

В это время, 13 августа, вне расписания и прилетали в район аварии два противолодочных самолета "Орион" берегового базирования. Видимо, они обеспечивали прикрытие начала движения лодки в ближайшую ВМБ НАТО. Или, если бы она не смогла двигаться, немедленно донесли бы об этом своему командованию.

РеакциЯ политиков

Настало время вспомнить о телефонном звонке Рональда Рейгана Михаилу Горбачеву 3 октября 1986 года. Точно так же теперь звонил Владимиру Путину Билл Клинтон 13 августа 2000 года. Содержание их разговора неизвестно, но через два дня Москву посетил инкогнито директор ЦРУ. За то, что об этом стало известно общественности, как писала одна популярная газета, своей должностью поплатился один из высоких чинов СВР. Почти сразу после этого разговора и визита Билл Клинтон заявил об отказе подписывать закон о начале развертывания национальной ПРО США, против чего так активно выступала в этом году Россия. Не странно ли это? Для подтверждения алиби ВМС США в катастрофе "Курска" на весь мир показали зашедшую в одну из ВМБ НАТО в Норвегии целую и невредимую американскую АПЛ "Мемфис". И за месяц ни слова о том, где и в каком состоянии находятся новейшая американская АПЛ "Толедо" (как и "Курск", принятая в состав флота только в 1995г.) и английская "Сплендид", также следившие за нашими подлодками на учениях СФ.

Во время работы юбилейной Генеральной Ассамблеи ООН советник президента США по вопросам национальной безопасности Самюэль Бергер вручил своему российскому коллеге Сергею Иванову письмо нового начальника штаба ВМС США адмирала Вернона Кларка, адресованное главкому ВМФ России Владимиру Куроедову, и еще одно послание министра обороны США Уильяма Коэна для министра обороны России Игоря Сергеева, в которых "выражается мнение, что на борту (нашей. - В.А.) подлодки имели место взрывы", и подчеркивается непричастность американских подводных лодок или надводных судов к этой аварии. Послания хорошие. Но значительно полезнее для дела было бы передать нашей стороне магнитные пленки с записью этих взрывов, чтобы специалисты в области спектрального анализа расшифровали природу каждого из них. Особенно первого, так как эти сейсмические колебания могли быть вызваны столкновением огромных подводных масс АПЛ.

Хотя кроме обычной военной хитрости (введение противника в заблуждение) здесь, возможно, есть и указатель верного направления. Давно замечено, что каждый корабль, как и человек, имеет свою судьбу. Один прослужит всю жизнь в составе флота без крупной аварии или поломки, а другого эти происшествия буквально преследуют, случаясь иногда по несколько раз в году. Так АПЛ "Скорпион" ВМС США до своей гибели в мае 1968 года в том же году имела два других аварийных происшествия. Нашей К-131 тоже не везло. В 1968 году она столкнулась с американской АПЛ. А в 1984 году на лодке произошел большой пожар, погибли 13 человек. Нельзя назвать счастливой и АПЛ "Сплендид" ВМС Великобритании: в Баренцевом море ее постоянно преследуют аварии.

Было бы очень хорошо, если бы Владимир Путин, руководство Федерального собрания РФ, председатель правительственной комиссии по расследованию этой катастрофы Илья Клебанов, министр обороны РФ Игорь Сергеев и главком ВМФ Владимир Куроедов обратились к своим коллегам в Соединенных Штатах и Великобритании с просьбой показать в ближайшую неделю нашим специалистам две АПЛ: "Толедо" и "Сплендид". Полученные ими повреждения быстро устранить нельзя. А если они исправны и невредимы, то дружба и доверие между нашими странами еще более укрепятся.

О проблеме аварийности на морЯх

Говоря о сути проблемы аварийности, необходимо отметить, что море было и остается грозной стихией, сферой деятельности, где человек испытывает повышенный риск, опасное противодействие среды. Аварийность кораблей всегда была большой заботой командования ВМФ РФ, руководства Минморфлота и других морских федеральных ведомств России, руководителей ВМС США и других стран НАТО.

Но во второй половине ХХ века острота этой проблемы неизмеримо увеличилась, а ее масштабы стали гло бальными. При этом проблема аварийности трансформировалась главным образом в проблему обеспечения безопасности большого количества людей на морях (а не только моряков, как это было ранее) и в проблему обеспечения безопасности человечества от угроз, исходящих от моря в результате неупорядоченной деятельности самих людей на морях.

Прежде всего это определяется стремительно возрастающими масштабами экономической деятельности на морях, что имеет устойчивую тенденцию на длительную перспективу (несколько веков, а может быть, и все будущее человечества).

Во-вторых, активной военно-морской деятельностью передовых стран мира, которая не снижается с окончанием холодной войны и наличием в составе их ВМС кораблей с ядерными энергетическими установками и ядерным оружием на борту.

Внимание всех заинтересованных сторон обоснованно фокусируется на трех основных моментах: глубокое и объективное расследование причин аварии, информирование общественности и специалистов, принятие мер по недопущению подобных аварий.

Внимание к этой исключительно сложной проблеме обострилось после затопления в 1986 году в Северной Атлантике подводной лодки К-219. По требованию нового главнокомандующего ВМФ тогда были коренным образом пересмотрены организация и методы работы по предупреждению аварийности кораблей. В результате была создана новая комплексная система предупреждения аварийности кораблей ВМФ, главная цель которой - объективное и полное определение и ликвидация причин аварийности как накопившихся и своевременно не разрешенных противоречий и проблем ВМФ.

Мы установили, что любое аварийное происшествие с кораблем является строго детерминированным событием, подчиненным жестким причинно-следственным связям, хотя сами происшествия имеют случайный характер распространения во времени и пространстве. Причем есть периоды времени и районы моря, где вероятность аварий возрастает (проливы, подходы к портам, районы интенсивного судоходства и т.п.), включая солнечную активность (11-летние циклы ( 1 2 2 года) по Леониду Чижевскому). 1985-1986 и 1996-1997 гг. как раз были периодами минимальной солнечной активности и соответственно годами максимальной аварийности. Это же относится и к годам максимальной активности Солнца (1967-1969, 1978-1979, 1989-1990, 2000-2001 гг.).

В ходе исследования мы установили также, что любое из проанализированных нами почти 1000 происшествий всегда являлось следствием интегрального воздействия нескольких объективных, устойчиво повторяющихся причин, имеющих долгопериодный характер.

Уже за первые два года внедрения новой системы предупреждения в жизнь (1987-1988 гг.) по сравнению с предыдущим аналогичным периодом нам удалось снизить аварийность в ВМФ в три раза. Однако в апреле 1989 года в результате пожара в Норвежском море погибла уникальная АПЛ "Комсомолец" и 42 члена ее экипажа. Основными причинами гибели корабля, установленными комиссией после года работы с проведением следственных научно-технических экспериментов, являются:

- недостаточно высокое качество проектирования и строительства корабля;

- недостаточная унификация и надежность вооружения и техники, устанавливаемых на кораблях;

- недостатки в подготовке личного состава по борьбе за живучесть и использовании средств спасения;

- недостатки организации поисково-спасательной службы страны, средств защиты и спасения подводников.

Однако поразивший нашу страну в последние 10-15 лет системный кризис не дал возможности внедрить в жизнь меры по ликвидации причин аварийности, установленных этой комиссией, проведшей самое объективное и эффективное расследование катастрофы корабля за всю 300-летнюю историю российского флота.

Сравнительный анализ военно-морской аварийности по данным нейтральной международной организации "Гринпис" достаточно убедительно показывает, что проблема аварийности, в том числе надежности эксплуатации атомных подводных лодок, - проблема общая, она в равной степени касается флотов всех стран, имеющих в своем составе подобные корабли.

Так, по данным "Гринпис", за послевоенное время в мире погибло более 30 подводных лодок (ПЛ), в том числе 11 советских (из них 4 атомных, вместе с "Курском"), 4 американских (2 атомных), 3 английских и 4 французских. Только за один 1968 год погибло четыре ПЛ: в январе в Средиземном море французская "Минерва" с 52 членами экипажа и израильская "Дакар" с таким же экипажем; в марте в Тихом океане - советская К-129 с 98 членами экипажа; в мае в Атлантике - американская АПЛ "Скорпион" и 99 членов ее экипажа.

Аварийность в ВМС НАТО

За 5 лет (1983-1987 г.) на подводных лодках ВМС США произошло 56 столкновений, 113 пожаров, 12 посадок на мель, 85 взрывов и 48 затоплений внутренних помещений и отсеков. Только в 1989 году в ВМС США произошло 71 аварийное происшествие с кораблями; в том числе 34 - с атомными подводными лодками, из них 8 - с ПЛАРБ и 26 - с торпедными ПЛА: среди них 12 пожаров, 2 аварии ГЭУ, 3 посадки на мель и 9 столкновений. У нас такого за один год никогда не бывало.

В 1995 году в ВМС Великобритании зафиксировано: 97 пожаров и возгораний; 17 случаев затоплений корабельных помещений. Около 50% аварий произошло в период пребывания кораблей и судов в море. 75 случаев возгораний произошло на надводных кораблях, 10 - на подводных лодках и 12 - на судах вспомогательного флота. Это только отдельные примеры.

В целом за последние 5-10 лет аварийность на ПЛ ВМС США и ряда других стран НАТО, по оценке их руководителей, продолжает оставаться значительной. Этот вывод подтверждается достаточным количеством фактов. По оценке американских специалистов, несмотря на принимаемые различного рода организационные, научно-технические, практические меры и создание дополнительных специальных органов, предназначенных главным образом для решения задачи предупреждения и снижения аварийности, она в ВМС США и ряде других стран НАТО пока заметно не снижается.

Военное противостоЯние на морЯх продолжаетсЯ

Анализ состояния и перспектив развития на ближайшие 25-30 лет ВМС стран НАТО показывает, что все они продолжают укреплять и совершенствовать свои ВМС. Продолжающееся по принятым ранее программам строительство современных кораблей, в том числе подводных лодок, среди них - в США, Франции, Великобритании и Китае - ударных атомных, а также вооруженных баллистическими ракетами с дальностью стрельбы до 8500-11000 км, а в США и во Франции еще и атомных авианосцев, значительно усилит к началу ХХI века боевой потенциал ВМС этих стран, а также Германии, Швеции, Турции, Италии и Японии.

Особую опасность в этом направлении представляют столкновения подводных лодок различных стран в подводном положении, убедительные примеры которых приведены в начале статьи.

Для боевых кораблей, торговых и рыболовных судов всех стран мира существует система правил, устанавливающих порядок действий судоводителей по предотвращению столкновений судов в различных условиях мирного надводного плавания. Они изложены в "Международных правилах предупреждения столкновений судов в море, 1972 г." (МППСС-72), принятых Межправительственной морской консультативной организацией в рамках ООН.

С выходом боевых кораблей советского ВМФ в середине 1960-х гг. в Средиземное море, где господствовал 6-й оперативный флот ВМС США, участились случаи опасного маневрирования, грозящие столкновениями, серьезными авариями кораблей и гибелью моряков с обеих сторон. В результате активного переговорного процесса 25 мая 1972 года было подписано Соглашение между правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. За правительство СССР это соглашение подписал первый заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал флота Владимир Касатонов, отец нынешнего адмирала Игоря Касатонова. За прошедшие 28 лет это соглашение показало свою высокую эффективность в обеспечении безопасности плавания, маневрирования и применения практического оружия кораблей нашей страны и США. Поэтому после 1986 года аналогичные двусторонние соглашения с правительствами СССР и России подписали еще 12 стран: Великобритания, Германия, Франция, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Италия, Греция, Япония, Республика Корея и Португалия. Однако эти соглашения не затрагивают проблемы безопасности подводного плавания.

Как предотвратить инциденты под водой

Отыскание эффективного решения проблемы, по мнению автора, лежит в области придания новых импульсов и достижения динамики в переговорном и договорном процессе об ограничении и сокращении военно-морских сил и вооружений на основе взаимного баланса сил и интересов России и ее соседей на морских и океанских театрах, в том числе США и других стран НАТО.

Россия (СССР) начиная с 1984 года внесла ряд предложений, направленных на снижение противостояния на морях и обеспечение безопасности. Однако ни одно из них странами НАТО до сих пор принято не было.

Риторика или бессмысленная пропаганда никому не нужны. Чтобы снизить напряжение противостояния на морях (которое, к сожалению, осталось по отношению к России неизменным, хотя она-то коренным образом изменилась в последние годы), каждой стороне необходимо понять позицию другой по вопросам, представляющим взаимный интерес и вызывающим взаимную озабоченность.

Учитывая отсутствие международно-правовых норм для предупреждения столкновения подводных лодок разных стран в подводном положении за пределами территориальных вод, одним из важнейших направлений указанных переговоров могли бы быть подготовка и подписание двусторонних Соглашений о предотвращении инцидентов с подводными лодками в подводном положении между правительствами стран, имеющих в составе своих ВМС атомные подводные лодки.

Основой могло бы служить Соглашение между СССР и США об ограничении военной деятельности от 1989 года (см. схему районов), с учетом которого целесообразно на двусторонней основе назначить "зоны безопасности и доверия". Ими могут быть конкретно указанные районы каждой из сторон за пределами ее территориальных вод, включая районы полигонов боевой подготовки, где осуществляется уведомляемая деятельность подводных лодок другой стороны. В частности, применительно к России и США, имеет смысл установить на принципе равенства площадей по две таких зоны для каждого государства: по одной на Атлантике (для России - в морях, прилегающих к базам Северного флота; для США - в акватории океана, прилегающей к военно-морским базам Чарльстон и Кингс-Бей) и еще по одной на Тихом океане: для России - в акватории, прилегающей к базам ВМФ у Владивостока и на Камчатке; для США - у военно-морской базы Бангор.

Еще в 1992 году после столкновения АПЛ К-276 и "Батон Руж" нами был подготовлен проект "Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов с подводными лодками в подводном положении за пределами территориальных вод". Оно включает в себя организационные, технические, навигационные и международно-правовые мероприятия. С осени 1992 года велись переговоры между штабами ВМФ РФ и ВМС США, которыми некоторое время руководил автор. Затем уровень переговоров поднимался все выше. По свидетельству очевидцев, в 1995 году в Вашингтоне министру обороны РФ Павлу Грачеву и первому заместителю главкома ВМФ адмиралу Игорю Касатонову сказали: "Пусть это останется между нами. Подписывать никаких соглашений мы не будем. У вас больше никогда не будет вопросов к нам по этой проблеме".

Однако вскоре после этого тогдашний начальник штаба ВМС США адмирал Бурда застрелился, а АПЛ НАТО продолжают ходить в Баренцево море, как в свой огород, подвергая опасности подводные лодки ВМФ России, жизнь их экипажей и угрожая экологическими катастрофами всей Северной Европе.

Полагаю, что Верховный главнокомандующий - президент России Владимир Путин теперь, после гибели "Курска" и 118 человек его экипажа обратится сам к президенту США и премьер-министру Великобритании, даст указания главам МИДа, Минобороны РФ, главкому ВМФ, а также порекомендует главам обеих палат Федерального собрания РФ обратиться к их коллегам в Соединенных Штатах и Великобритании с предложением готовить и подписать двусторонние соглашения с Российской Федерацией о предотвращении инцидентов с подводным лодками в подводном положении. Необходимые тексты соглашения имеются в Генеральном штабе ВС РФ, в МИД РФ в Главном штабе ВМФ, есть он и в редакции "Независимой газеты". В ином случае работа комиссии Ильи Клебанова в разделе "Предложения по предупреждению подобных происшествий" закончится пустыми разговорами и новыми катастрофами.

@@@
Вероятнее всего, "Курск" протаранила иностранная субмарина
Владимир Егоров: 'Калининград был, есть и будет российским'
Встреча будущих кандидатов в президенты
Глава Минатома Евгений Адамов утверждает, что уровень безопасности наших АЭС соответствует международным требованиям
Десант по опережающему графику
Звездные негодяи
Иванов на лодочке катался

Иванов не держится за Севастополь

@@

Высказывание бывшего министра обороны идет вразрез со словами нынешнего главы оборонного ведомства РФ

2008-10-20 / Виктор Мясников







Севастополь – удобный порт с развитой инфраструктурой.

Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Сергей Иванов фактически дезавуировал все жесткие заявления по Севастополю и Крыму, которые озвучивали российские политики в последние месяцы. Через британскую телерадиокорпорацию Би-би-си Западу и Украине послан сигнал о новых подходах Кремля к проблеме базирования Черноморского флота. Заодно Россия пытается поправить свой международный имидж, подпорченный войной на Кавказе.

Вице-премьер РФ Сергей Иванов, курирующий оборонно-промышленный комплекс, заявил, что может легко представить себе российский Черноморский флот базирующимся за пределами Севастополя. «Почему нет, если правительство, которое к тому времени будет у власти в Украине, не продлит аренду».

Одновременно Иванов подчеркнул, что Россия, со своей стороны, будет стремиться к продлению соответствующего соглашения. Сергей Иванов сделал вид, что не уловил подвоха интервьюера, который припомнил ему фразу, произнесенную на праздновании 225-летия Севастополя: «Сам флот трудно себе представить без его главной военно-морской базы».

Высказывание бывшего министра обороны идет вразрез со словами нынешнего главы оборонного ведомства РФ Анатолия Сердюкова, прозвучавшими 23 сентября: «Мы хотели бы, чтобы Черноморский флот остался в Севастополе и по завершении в 2017 году срока действия соответствующего договора с Украиной». В связи с этим, по словам Сердюкова, Россия «может представить комплекс предложений, которые были бы выгодны обеим странам и касались как арендной платы за базу в Севастополе, так и развития социальной инфраструктуры, сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса, судостроения и других отраслях».

@@@
Иванов не держится за Севастополь
Из гранатомета по Белоярской станции
Казахстан формирует военно-морские силы
Капелла - синоним храма
Китайский флот устремился в Мировой океан
Кладбище замерзших кораблей
Конгресс США грозит России санкциями

Контрразведчики ищут диверсантов

@@

В Калининградской области едва не сгорел боевой корабль Балтийского флота

2007-02-08 / Александр Рябушев



Вчера ночью на главной военно-морской базе Балтийска произошел пожар на малом противолодочном корабле (МПК) «Башкортостан». Как сообщил «НГ» сотрудник единой дежурной диспетчерской службы Главного управления ГО и ЧС по Калининградской области Дмитрий Поляков, причиной пожара стал взрыв баллонов сжатого воздуха в одном из носовых отсеков корабля. По его словам, военные моряки не сразу сообщили пожарным ГО и ЧС о чрезвычайном происшествии, пытаясь самостоятельно погасить пламя. О ЧП на стоящем у причала № 21 корабле пожарным лишь в 5.15 сообщил дежурный со станции Балтийск Калининградской железной дороги (причал находится вблизи вокзала).

@@@
Контрразведчики ищут диверсантов
Министр обороны верит в НЛО? (или НПлавающийО)?
Морские сражения откладываются
Моряки отразили атаку
Моряков попросили прочь
Наследники Императорского флота
Новости

Отношения Москвы и Киева требуют пересмотра

@@

Большой договор между Россией и Украиной может быть не продлен

2008-04-14 / Лидия Серафимовна Косикова - кандидат экономически наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.







Газовый вентиль до сих пор остается главным аргументом в спорах двух стран.

Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Двусторонние отношения России с Украиной переживают переломный момент. Формальный повод для такой оценки – истечение срока действия важнейших договоренностей. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Москвой и Киевом, подписанный в мае 1997 года и ратифицированный 1 апреля 1999-го, нужно пролонгировать не позднее, чем в октябре нынешнего года. В пакет с Большим договором входят соглашения о разделе Черноморского флота, а также об условиях российской аренды военно-морской базы в Севастополе на период до 2017 года. Решительный отход Украины от нейтрального статуса и желание скорее начать реализацию Плана действий по подготовке к членству в НАТО делает вопрос о пролонгации договора и соглашений по ЧФ открытым. В экономической сфере летом прошлого года был подписан трехлетний план сотрудничества на 2008–2010 годы, сменивший прежнюю, так и не реализованную за 10 лет двустороннюю программу. Действия сторон в рамках трехлетнего плана уточнять уже новым главам правительств двух стран.

Европейский выбор

Необходимость пересмотра условий взаимных связей в не меньшей степени обусловлена изменившимися условиями развития на всем постсоветском пространстве – превращением его из ближнего зарубежья в арену геополитической и геоэкономической конкуренции, а также принципиальным несовпадением внешнеполитических стратегий России и Украины. Современная Украина сделала свой «европейский выбор» – курс на сближение с ЕС и НАТО, что соответствует самоидентификации украинской руководящей элиты. Отсюда вытекает категорическое неприятие Киевом любых проектов евразийской интеграции, но в особенности перспектив вступления в региональные союзы с российским участием. Это воспринимается как потенциальная угроза самому существованию Украины в качестве самостоятельного государства с европейскими устремлениями.

@@@
Отношения Москвы и Киева требуют пересмотра
Переговоры в Токио
Передислокация Черноморского флота обойдется в миллиарды долларов
Последний акт трагедии
Последний поход "Дружного"
Почему аборигены съели Кука
Привидения шведских шхер

Пролог Второй мировой войны

@@

Полемика с Олегом Ржешевским ("НГ", 20.08.99)

1999-09-03 / Лев Гинцберг Лев Гинцберг - доктор исторических наук.



23.08.39, Москва. Подписание советско-германского пакта о ненападении. Договор был подписан министрами иностранных дел Риббентропом (крайний слева)и Молотовым (крайний справа). Сталин подчеркнул своим присутствием значимость события.
ПОБЕДОЙ советской дипломатии назвал Олег Ржешевский подписание пакта о ненападении между СССР и Германией (см. интервью "НГ" "Национальный позор или победа советской дипломатии?"). Так ли это? Убежден, что нет.

23 августа исполнилось 60 лет со дня подписания сговора между СССР и Германией о ненападении, а 1 сентября - 60 лет со дня начала Второй мировой войны. Эти события неразрывно связаны. Если бы Гитлеру не удалось заключить договор с СССР, он вряд ли напал бы на Польшу, развязывая тем самым мировую войну. Позиция СССР была ключевой. Не обеспечив своего тыла, фюрер едва ли решился бы бросить вызов Англии (предоставившей Польше гарантии, то есть обязавшейся помочь ей в случае германской агрессии). Можно было рассчитывать, что к Англии присоединится и Франция. Отсюда - острая заинтересованность Гитлера в урегулировании отношений с СССР, которые с 30 января 1933 г. - прихода нацистов к власти - находились на точке замерзания.

В 30-е годы СССР был активным поборником создания системы коллективной безопасности против фашистской агрессии, имел договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Внутри страны велась энергичная кампания против расистской идеологии фашизма, за освобождение узников гитлеровских концлагерей и т.д.

Но в конце 30-х гг. система коллективной безопасности переживала упадок. Правящие круги Англии (а за ними и Франции) пришли к выводу, что захватнические аппетиты Германии удобнее всего удовлетворить, направив их против СССР. Отсюда англо-германское морское соглашение, узаконившее военно-морской флот Германии, полная пассивность западных держав по отношению к агрессивным акциям последней - введению войск в Рейнскую область, захвату Австрии и т.п. Апофеозом "политики умиротворения" явился мюнхенский сговор Англии и Франции с гитлеровской Германией и фашистской Италией в сентябре 1938 г., санкционировавший отторжение от Чехословакии Судетской области. Вскоре Гитлер оккупировал Чехословакию полностью.

24.08.39, Берлин. Гитлер и Риббентроп (напротив фюрера), вернувшийся после подписания пакта.

Фотографии из книги "Война Германии против Советского Союза 1941-1945"
Подобная позиция Англии и Франции не могла не повлиять на внешнеполитический курс Москвы. В начале мая 1939 г. Сталин снял Литвинова - убежденного сторонника коллективного отпора агрессии - с поста наркома иностранных дел, заменив его главой Совнаркома СССР Молотовым. Это был недвусмысленный жест, который правильно восприняли в Берлине.

К этому времени между Германией и СССР уже происходил обоюдный зондаж, однако он был вялым и касался лишь экономических вопросов (в этом была особенно заинтересована Германия, нуждавшаяся в стратегическом сырье и продовольствии). Переговоры велись второстепенными чиновниками. А 20 мая 1939 г. к переговорам подключился Молотов, принявший германского посла фон Шуленбурга. В ходе беседы нарком иностранных дел СССР впервые поставил вопрос о том, что экономическое соглашение необходимо предварить политическим. Германская сторона согласилась с этим. В течение некоторого времени шли поиски формы будущего соглашения. Таким образом, инициатива политического сговора двух стран принадлежала Москве. Дальнейшие переговоры затянулись, что было связано с усилиями Берлина добиться согласия Японии на заключение с Германией союза против Англии, усилиями, закончившимися неудачей. Переговоры с СССР приобрели подлинную интенсивность с середины июля 1939 г., когда было решено заключить договор о ненападении, дополнив его секретным протоколом. И в данном вопросе инициатором выступил Советский Союз.

Секретный протокол (его существование советская дипломатия категорически отрицала вплоть до 1989 г.) был необходим СССР, чтобы зафиксировать итоги торга с нацистской Германией о цене, которую та должна была заплатить за отказ от противодействия германской агрессии в отношении Польши. Цена была немалая: поделив со Сталиным Польшу, Гитлер "уступал" ему также Прибалтику и Финляндию. Секретным протоколом были предрешены раздел Польши и ликвидация ее как независимого государства.

Переговоры с Германией проходили в Москве под покровом глубокой тайны (впрочем, сотрудник германского посольства Герварт регулярно информировал своего американского коллегу об их ходе, а из Вашингтона эти сведения передавались в Лондон и Париж). Параллельно в Москве шли консультации (а затем и военные переговоры) с Англией и Францией, имевшие целью достичь соглашения о совместном отражении германской агрессии. Что касается СССР, то поворот в его внешнеполитическом курсе делал подобное соглашение излишним, но переговоры с западными державами все же сохраняли для Москвы определенный смысл - и для введения общественности в заблуждение, и как запасной вариант на случай неудачи во флирте с Германией. Однако позицию Англии и Франции нельзя назвать соответствующей моменту. Их делегации возглавлялись лицами, не имевшими министерского ранга, они были склонны к затягиванию переговоров.

Существенным препятствием для достижения соглашения был отказ Польши пропустить советские войска через свою территорию, а это было бы необходимо в случае начала войны; данное препятствие было преодолено лишь на исходе военных переговоров, но к тому времени СССР уже достиг договоренности с Германией по поводу секретных статей пакта о ненападении и нужда в каких-либо переговорах с Англией и Францией отпала. На последнем заседании военных делегаций Ворошилов (возглавлявший делегацию СССР) получил, по некоторым сведениям, записку от Сталина: "Клим, пора кончать", - что и было сделано.

Для Германии, в первой половине августа закончившей подготовку к нападению на Польшу, счет пошел на дни, советские же лидеры не спешили. И Гитлер резко усилил нажим. После этого встречи Молотова с Шуленбургом происходили практически ежедневно. Как-то нарком буквально сразу же после возвращения посла из Кремля вновь вызвал того к себе. Нарком вручил Шуленбургу советский проект пакта со следующим примечанием к нему: "Настоящий пакт действителен лишь при одновременном подписании особого протокола по пунктам заинтересованности Договаривающихся сторон в области внешней политики. Протокол составляет органическую часть пакта". Гитлер согласился, но чтобы максимально сократить процедуру, предложил направить в Москву министра иностранных дел Риббентропа. Это предложение шокировало Сталина и его коллег (хотя Шуленбург и сообщал в Берлин, будто Молотов был им польщен): подобный, совершенно неожиданный визит (информации о ведущихся за кулисами переговорах практически не было) трудно объяснить населению. Для этого необходимо было время, хоть какой-нибудь "люфт". Но Гитлер не хотел (и не мог) ждать.

20 августа он направил Сталину личное послание с настоятельной просьбой принять Риббентропа не позднее 23 августа. Не удовлетворить эту просьбу Сталин уже не мог. Ответ был дан через 2 часа. Давнюю привычку делать политику только за кулисами пришлось на сей раз хотя и отчасти, но все же отбросить.

Ввиду того, что все главное уже было фактически подготовлено, переговоры в Москве не были длительными, и поздним вечером 23 августа пакт о ненападении был подписан. Процедуру обставили с подобающей подобному событию торжественностью.

Германская делегация держала постоянную телефонную связь с фюрером, у которого Риббентроп испрашивал согласия на те или иные новые притязания советской стороны. После подписания документа Гитлер был немедленно информирован об этом. О его реакции известно от тогдашнего военного атташе Германии в СССР Кестринга. Фюрер от радости бил кулаками по стене и вопил: "Теперь весь мир в моем кармане! Теперь Европа принадлежит мне!" По свидетельству Хрущева, Сталин тоже был очень доволен; он полагал, что перехитрил Гитлера.

Конечно, в выигрыше были оба. Однако Сталин, подчинив себе Прибалтику, не смог сделать того же с Финляндией. Захватнические же планы Гитлера после 23 августа реализовывались бесперебойно. Он обеспечил себе благожелательный нейтралитет СССР не только в войне против Польши, но и в дальнейших актах агрессии в Европе.

1 сентября 1939 г. немецко-фашистские полчища вторглись в Польшу, уничтожая все на своем пути. Уже 3 сентября Англия и Франция объявили Германии войну. Она стала мировой.

В кампании против Польши Советский Союз оказал Германии разнообразную помощь. Так, радиостанция Минска помогала наводить немецкую авиацию на цели. Но это было лишь началом. 17 сентября Красная армия, реализуя достигнутую ранее договоренность, вступила на территорию Польши и оккупировала Западную Украину и Западную Белоруссию. Проводились совместные действия, имевшие целью помешать польским войскам перейти румынскую границу. Вероятно, Сталин имел все это в виду, когда в поздравительной телеграмме Гитлеру по случаю дня рождения (апрель 1940 г.) писал о "совместно пролитой крови".

В последующие месяцы германские военные корабли использовали в морской войне советские военные базы в северных широтах. Серьезное значение имели для Германии советские поставки стратегического сырья и продовольствия. Все это ставит под вопрос нейтралитет СССР в начавшейся войне.

От сговора с фашистской Германией СССР понес в глазах мирового общественного мнения огромный моральный ущерб. В зарубежных странах обратили внимание, в частности, на отсутствие в советско-германском договоре статьи, предусматривающей прекращение его действия в случае нападения одной из договаривающихся сторон на третью страну. Крайне неуклюжи были возражения Молотова в его докладе Верховному Совету СССР 31 августа 1939 г. "кое-кому, кто может вознамериться квалифицировать ее (Германию.- Л.Г.) нападающей стороной". В угоду Германии в пакт не была также включена обычная в подобных случаях статья о вступлении договора в силу лишь после ратификации его парламентами обеих стран. Гитлер не мог ждать и нескольких дней. (Кстати, обе исключенные статьи были предложены советской стороной.)

Что же касается миролюбия Германии, то этот лживый тезис стал лейтмотивом выступлений официальных лиц, прессы и радио.

После победы над Польшей планы Гитлера были целиком сосредоточены на подготовке военных операций на Западе. Их реализация началась ранней весной 1940 г. со стран Северной Европы и завершилась разгромом Франции в мае-июне того же года. Но Гитлер никогда не упускал из виду намерения напасть на Советский Союз. Только отгремели бои во Франции, а фюрер уже переключился на СССР и, упоенный достигнутой победой на Западе, не сомневался, что поход на Восток будет еще более успешным. Находясь летом 1940 г. в Париже, он сказал своему главному подручному в военных делах: "Поверьте, Кейтель, Советы мы сокрушим еще быстрее". И, будучи абсолютно уверенным в этом, в июле того же года отдал распоряжение о разработке плана военной операции против СССР - "план Барбаросса". Развернулась интенсивная подготовка к операции.

Нападение на СССР означало решающее расширение масштабов Второй мировой войны. А в конце 1941 г. в нее вступили Япония и США, и война уже на деле охватила весь мир.

Таковы были ближние и дальние последствия советско-германского договора от 23 августа 1939 г. Возникает вопрос: было ли оправдано его заключение? Имел ли основания Молотов называть договор (на сессии Верховного Совета) "поворотным пунктом в истории Европы, да и не только Европы"? Ответ зависит прежде всего от того, угрожала ли СССР в 1939 г. война с Германией. Если война действительно угрожала, как в течение десятилетий твердили защитники сговора с гитлеровской Германией, то заключение договора о ненападении (за которым в конце сентября последовал договор о дружбе и границе) было неизбежно. Однако такой угрозы тогда на деле не существовало. До сих пор не найдены оперативные планы, относящиеся к 1939 г. (разработка подобных планов - дело длительное, "план Барбаросса" разрабатывался с июля по декабрь). Главное же в том, что Германия в 1939 г. была к такой войне не готова. Нет нужды доказывать, что СССР - не Польша (хотя Гитлер знал, что Красная Армия очень ослаблена сталинскими "чистками"). По свидетельству заместителя начальника оперативного управления верховного командования вермахта Варлимонта, германская армия никогда не была так плохо подготовлена к (большой) войне, как в 1939 г. Не хватало тяжелых танков, автомашин, боеприпасов, средств связи, не было необходимого числа подготовленных резервов, особенно офицерских. Отсюда и признание Гитлера на совещании с генералами 22 августа 1939 г., т.е. перед нападением на Польшу: "Никакой длительной войны мы вести не можем".

В 1940-1941 гг. Гитлер, как известно, решил, что он уже в состоянии провести против СССР блицкриг. Но тогда ситуация была существенно иной. Германия располагала значительными и разнообразными ресурсами оккупированных стран, их промышленным потенциалом, в том числе в военной области. Еще более важно, что вермахт, в 1939 г. еще практически не имевший серьезного боевого опыта, в кампаниях 1940-1941 гг. приобрел его. Одержанные победы круто подняли боевой дух вермахта, вселили в него такую уверенность в своих силах, которой не было и не могло быть в 1939 г.

Что касается СССР, то можно с уверенностью полагать: в 1939 г. он был в военно-стратегическом отношении подготовлен лучше, чем в 1941 г. Правда, присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии отодвинуло западную границу на несколько сот километров, но никакой пользы это не принесло: на прежней система укреплений была ликвидирована, а на новой ее создание было еще далеко до окончания. Крайне непродуманным оказалось в 1941 г. размещение войск в районе границы. В итоге враг практически беспрепятственно пересек новую границу и за несколько дней оказался в Минске, окружив несколько армий и взяв в плен сотни тысяч наших солдат и командиров. Серьезные упущения в производстве вооружения, особенно его новых видов, не были за время с 1939 по 1941 г. решительно устранены. Ничего не было сделано для эвакуации промышленности на восток, она производилась уже в спешке и под бомбежками. В 1939 г. мощь германской авиации была гораздо меньшей, чем в 1941 г.

Война 1939-1945 гг. была самой кровопролитной в истории человечества. В нее оказалось втянутым его большинство. В мае 1945 г. военные действия против Германии закончились, но война еще продолжалась на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Вторая мировая война продолжалась 6 лет. Конечно, в прошлом были и более продолжительные войны (Тридцатилетняя, Северная и др.), но по числу жертв и по опустошительности она не имеет себе равных. Она не была военным столкновением двух идеологий, чего желал Гитлер; против фашистской чумы поднялись и капиталистические страны, и СССР с его противоположным общественным строем. Но война привела к значительному обострению противоречий между двумя системами, усилению борьбы между ними - холодной войне. В ходе ее мир не раз был на грани невиданной катастрофы. Но и правящие круги западных держав, с одной стороны, и лидеры СССР - с другой, не могли не учитывать как последствий Второй мировой войны, так и страшных возможностей оружия массового уничтожения и стремились не допустить нового мирового конфликта. Более полувека удается избежать мирового пожара; ликвидация коммунистического режима в СССР и в странах Восточной Европы способствовала этому. Косовский конфликт показал, однако, что при определенных условиях противоречия между государствами могут привести и к вооруженному столкновению между ними. Горячие головы были всегда, они имеются и в наше время, и обуздать их - задача первостепенного значения.

Вернемся к позиции Олега Ржешевского. Искажая смысл событий шестидесятилетней давности, он более чем категоричен в несогласии с мнением историков, придерживающихся иной точки зрения (см., например, статью М. Семиряги в "Независимом военном обозрении", 1999, N 32). Последние-де забывают об интересах страны... А как же быть с исторической правдой?

@@@
Пролог Второй мировой войны
Профессионалы находят общий язык
Прощай, Камрань!
Российский десант в Малайзии
Россия возрождает статус великой морской державы
Россия на Балканах: за и против
Россия не приемлет силового диктата США

Сергей Багапш суверенитетом не торгует

@@

"Даже если вдруг нам будет предложено место в ООН, мы на вхождение в состав Грузии не согласимся"

2009-03-06 / Полностью интервью с президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем будет опубликовано в одном из ближайших номеров "НГ".

Все материалы по теме "Война в Южной Осетии"









Для Сергея Багапша в Москве открыты все двери.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

В Москве с краткосрочным визитом побывал президент Республики Абхазия Сергей Багапш. Встречи абхазского лидера с представителями российского политического истеблишмента должны были дать ответы на вопросы, заботящие Сухум, главный из которых: не отразится ли мировой финансовый кризис на масштабных планах, которые подразумевает российско-абхазское сотрудничество? Президент Абхазии сообщил «НГ», что поводов для беспокойства нет.

Сергей Багапш заявил «НГ», что все запланированные российско-абхазские проекты остаются в силе. Так, в Абхазии, как и объявлялось ранее, будет одна военная база в Гудауте с серьезным авиационным компонентом. Особых затрат не предвидится, поскольку с советских времен существует необходимая инфраструктура, и ее лишь требуется подремонтировать.

То же касается военно-морской базы в Очамчире. Она функционировала в советские времена, и все необходимые помещения, в том числе жилье для служащих, нуждается в не очень затратном ремонте. «И надо все-таки учесть, что на этой базе не планируется дислокация полусотни кораблей. Речь идет о нескольких боевых единицах, которые будут нести службу в акватории Абхазии на границе с Грузией», – заявил «НГ» Сергей Багапш. По его словам, с Москвой подписано соглашение о том, что российские базы будут находиться в Абхазии 49 лет, общее число военнослужащих – 3800.

@@@
Сергей Багапш суверенитетом не торгует
Сергей Иванов дебютировал в НАТО
Скандал в адмиральском семействе
Стратегическая авиация обосновывается на Карибах
Строить авианосцы в России негде
ТРИ МИРОВЫХ РЕКОРДА В ОДНОЙ КРУГОСВЕТКЕ
Татария как "локомотив российского федерализма"

Террористы посчитались с американским эсминцем

@@

И взорвали британское посольство

2000-10-14 / Валерий Алексин, Алексей Песков, Елена Шестернина



В ЧЕТВЕРГ, 12 октября, в 12.15 по местному времени на стоящем у причала порта Аден (Йемен) эсминце "Коул" ВМС США произошел сильнейший взрыв, в результате которого в борту эсминца образовалась пробоина размером 12 х 6 метров.

Большинство наблюдателей приходят к выводу, что взрыв произошел в результате террористической акции двух арабов-камикадзе, которые на моторной надувной лодке, по одним данным, оказывали помощь эсминцу в швартовке к причалу, по другим - намеренно пошли на таран американского корабля. На борту лодки могло быть до 300 кг взрывчатки. В результате взрыва через огромную пробоину затоплено одно из машинных отделений корабля, но эсминец остался на плаву. Вчера ответственность за теракт взяла на себя радикальная исламская группировка "Армия Махоны".

Эсминец "Коул" типа "Орли Берк" (в составе ВМС США их до 40 единиц) имеет водоизмещение 8422 т, длину 153,8 м, ширину 20,4 м, осадку 9,9 м, максимальную скорость до 32 узлов (около 60 км/час), экипаж 303 человека. Вооружен крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) "Томахок" для поражения наземных целей противника на дистанции до 1300 км, зенитными ракетами "Стандарт" и противолодочными "Асрок" (в универсальные вертикальные пусковые установки в ударном варианте может загрузить до 60 КРМБ "Томахок"). Кроме того, на вооружении имеет две счетверенные установки противокорабельных ракет "Гарпун", однобашенную артиллерийскую установку калибра 127 мм, две зенитно-ракетные установки "Вулкан-Фаланкс" калибра 20 мм, шесть торпедных аппаратов для стрельбы универсальными торпедами МК-46, вертолет "Лэмпс". Эсминец "Коул" в 1999 году участвовал в обстреле КРМБ "Томахок" объектов на территории Югославии.

Эсминец "Коул" вышел 8 августа из Норфолка (на Восточном побережье США). Он входил в состав боевого охранения ударного авианосца "Джордж Вашингтон". В порту Аден "Коул" должен был дозаправиться и далее следовать в Персидский залив для участия в операции многонациональных сил (НАТО) по контролю за соблюдением режима морской блокады Ирака. Миссия "Коула" должна была продлиться на Ближнем Востоке до 21 декабря.

На брифинге, проведенном по этому случаю утром 12 октября в Вашингтоне, министр обороны США Уильям Коэн заявил, что если взрыв на эсминце "Коул" дело рук террористов, то они неизбежно будут найдены и жестоко наказаны. В качестве мер предосторожности министр обороны США приказал повысить боевую готовность на всех кораблях и частях ВМС США, находящихся в передовых операционных зонах Атлантического и Тихого океанов.

Этот случай внезапного нападения на американский военный корабль в районе Ближнего Востока не единственный. 17 мая 1987 года американский фрегат "Старк" типа "Оливер Перри" в южной части Персидского залива в 21.10 с дистанции около 10-12 миль (18-21 км) был атакован иракским истребителем-бомбардировщиком "Мираж", двумя противокорабельными ракетами "Экзосет" (французского же производства).

И хотя с другого фрегата "Кунц" командир "Старка" был оповещен о приближающемся к нему неизвестном самолете, а затем на дистанции 27 миль обнаружил воздушную цель своими средствами наблюдения, он позволил атаковать себя с предельно малой дистанции, а попытки применить все возможные средства помех и зенитно-ракетный огонь ПВО по летящим крылатым ракетам его не защитили. Обе ракеты "Экзосет" попали в район главного командного пункта фрегата.

И хотя первая из них взорвалась, вторая вызвала сильнейший пожар, при котором погибли 28 членов экипажа "Старка", а сам корабль едва не затонул, но он был спасен подошедшими другими кораблями ВМС США, находящимися в этом районе.

В связи с резким обострением обстановки на Ближнем Востоке и фактическим началом войны те, кто ранее были обижены чрезмерным и не всегда разумным применением американской военно-морской мощи в этом регионе, могут поддаться соблазну наказать своих обидчиков. Так, теперь в составе ВМС Ирана имеются три современные дизель-электрические подводные лодки класса "Кило" российского производства с 54 торпедами на них. Они могут перекрыть вход и выход из Персидского залива кому угодно и "случайно" атаковать любой корабль вплоть до авианосца.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

Корреспондент "НГ" связался с бортом эсминца "Коул" в Адене. Приняв наши соболезнования, офицер корабля отказался от комментариев, переадресовав нас в Информационный центр ВМС США в Вашингтоне. В телефонном разговоре с его представителем были получены следующие ответы.

- В российских СМИ прошли сообщения о гибели 5 моряков, 36 раненых и 12 пропавших без вести. Верны ли эти сведения?

- По нашей оценке, 7 человек погибли, 29 ранены и 12 пропали без вести.

- Какие помещения затоплены водой?

- Точно еще неясно, но, очевидно, это помещения, расположенные на уровне ватерлинии по левому борту.

- Способен ли корабль выполнять далее свою боевую задачу?

- Пока это еще неизвестно.

- Может ли эсминец самостоятельно дойти до ремонтной базы в Неаполе или до своего порта приписки Норфолка (штат Вирджиния, США)?

- Ситуация пока неясна, в данный момент специалисты ВМС ее оценивают, и делать какие-либо прогнозы еще рано.

- По вашей оценке, сколько времени займет ремонт полученных повреждений?

- У меня нет какой-либо информации по этому вопросу. Работа специалистов еще не закончена, и у нас нет деталей для подобного анализа. Первоочередной задачей являются интенсивные поиски пропавших людей.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

ВЗРЫВ американского эсминца в Йемене, ответственность за который взяла на себя радикальная исламская группировка "Армия Махоны", судя по всему, не был случайностью: основания для таких предположений еще более укрепились после вчерашнего инцидента в британском посольстве в йеменской столице. Вчера утром во внутреннем дворе здания диппредставительства Великобритании в Сане прогремел взрыв, организованный этойже группировкой Зданию нанесен значительный ущерб, полностью разрушено помещение трансформаторной станции, выбиты стекла в здании торговой миссии и резиденции посла, пострадало также здание расположенной рядом с посольством школы.

Никто из сотрудников посольства не пострадал, поскольку в момент взрыва в непосредственной близости находились только несколько человек охраны. В связи с прогремевшим вчера взрывом в целом ряде арабских стран взяты под усиленную охрану посольства США и других государств Запада.

Министр иностранных дел Великобритании Робин Кук, находящийся в поездке по Ближнему Востоку заявил, что причиной произошедшего взрыва стала бомба, переброшенная через забор.

Вчера в США в знак траура по 17 морякам, погибшим в результате взрыва эсминца "Коул" в четверг в йеменском порту Аден, были приспущены государственные флаги. Министр обороны Уильям Коэн отметил, что, если будет установлено, что на корабль ВМС США было совершено нападение террористов, "мы не успокоимся, пока не отыщем тех, кто за это ответственен"

Все корабли США, находящиеся в регионе, были приведены в повышенную боевую готовность и выведены из портов в море. Вчера в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке и взрывом на эсминце министр ВМС США Ричард Дэндзиг прервал визит в Китай и в срочном порядке вернулся в Вашингтон. В связи с резким обострением обстановки на Ближнем Востоке Билл Клинтон провел телефонные переговоры с Ясиром Арафатом и Эхудом Бараком, президентом Египта Хосни Мубараком, королем Иордании Абдаллой II, премьером Великобритании Тони Блэром и генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном.

@@@
Террористы посчитались с американским эсминцем
Фото недели: самый дорогой военно-морской флаг
Черноморский флот к бегству готов
Черному морю - доверие и безопасность
Энергофлотобезопасность