"Все профессора экономики будут против вас..."

@@

Почти официальное заявление команды Гайдара...

2000-10-13 / Сергей Пархоменко От 27 февраля 1992 года

Заручиться согласием Петра Авена, ныне министра внешнеэкономических связей РФ, рассказать "НГ" о проблемах возглавляемого им ведомства удалось еще во время визита делегации России в Париж. Однако к концу почти двухчасового разговора стало ясно, что интервью отклонилось от заранее намеченной темы очень далеко. И на вопрос, можно ли считать сказанное чем-то вроде заявления российского правительства, можно ли расценить слова одного из министров как точку зрения команды Гайдара в целом, Авен ответил утвердительно.



-"Все профессора экономики будут против вас" - это была первая фраза, которую сказал, как только нас назначили, Марек Домбровский: он был госсекретарем в Министерстве финансов Бальцеровича и являлся его левой и правой рукой одновременно. Это наш очень старый товарищ. Так же как и Бальцерович, впрочем. Мы все знакомы много лет - с тех пор, когда никто из нас ни в каком правительстве еще не был и даже не думал, что когда-нибудь туда попадет.

И действительно, мы вскоре достаточно неожиданно для себя определили, что начинается критика со стороны людей, которые не удосуживаются ни прочитать наши документы, ни разобраться в программе. Мне очень хотелось бы прежде всего сказать об абсолютно несправедливых обвинениях, предъявляемых нам людьми, которые считают себя экономистами. Или даже таковыми в ряде случаев являются.

Только давайте по порядку.

Мы с самого начала взяли линию - меньше болтать. Потому что в последние годы все правительства что-то обещали: через месяц, через год, через полтора - счастье, рай. Это богатая коммунистическая традиция. Так вот, сразу было решено: не лезть. Не соваться на экран и так далее.

В этом обнаружились и плюсы, и минусы. Минусом оказалось, что наша избалованная вниманием к себе пресса очень обиделась: так как - не объясняют ничего... Второй минус, на мой взгляд, тот, что действительно с населением не работали: людям не объясняли ни как себя вести, ни что значит это повышение цен, ни почему вводится такой налог, например. Это действительно плохо. И этот недостаток мы теперь прекрасно понимаем. Но я просто должен заметить, что мы работаем по 20 часов в сутки. И чтобы идти на телевидение объяснять - особенно просто объяснять, что самое тяжелое, - время найти было трудно. В конце концов мы бросили это на одного Гайдара. Он очень хорошо выступает, особенно блестяще читает лекции. Хотя, как выясняется, для населения он говорит подчас слишком умно.

Да и вообще насчет того, как телевидение влияет на популярность, - это тоже большой вопрос. У нас выступал Абалкин постоянно или Николай Иванович Рыжков. У нас пример Раисы Максимовны Горбачевой: народ ее не любил, а никому не известные жены пользовались почему-то уважением и даже любовью населения...

Тем более что у нас опыта такого не было, никто из нас никогда политической деятельностью не занимался. Я, например, первое в жизни телевизионное интервью дал Би-би-си, на английском языке - вот неделю назад.

Но мы опять-таки о другом хотели говорить на самом деле. Экономика - это наука. Это серьезное дело, в котором много не просто слов, а много математики. Когда вы читаете книжку серьезную про экономику - надо думать: это не роман. Уравнения пишешь. Часами. Чтобы понять, что на самом деле может произойти. Кривые разные рисуются. Статистика собирается. Огромный опыт. И я хорошо понимаю футбольных тренеров, которые всегда напускаются на дилетантов.

Вот, например, недавно была ситуация: нас уговаривал "АвтоВАЗ" установить специальный валютный курс для исчисления цен на комплектующие изделия, которые они покупают за границей. И я просидел несколько часов: сначала сам, потом с Сергеем Глазьевым, моим первым заместителем; потом пришел Гайдар - мы его подключили; потом Джеффри Сакс появился - взяли и Сакса. Мы писали уравнения, для того чтобы понять - в каких случаях искусственный курс, вообще говоря, экономически оптимален. Отдельная проблема - когда при искусственном курсе бюджет выигрывает, а когда проигрывает...

Это многофакторная задача, которую трудно обсуждать с дилетантами. Но когда дилетанты в ответ начинают на вас гавкать - это неприятно. Если эти дилетанты - просто журналисты, скажем, вот тот же Миша Леонтьев, - обидно, конечно, но ладно. Но когда это дилетанты, которые считают себя экономистами, - вот это нас уже в некотором смысле достало.

Я хочу для начала сказать, что в этой команде, которая пришла с Гайдаром, все - лучшие, любимые ученики каких-то академиков. Лучшие! И любимые! Все - получали повышенные именные стипендии в университете. Гайдар - Ленинскую получал. У всех красные дипломы и так далее. Если интересно, я могу пофамильно назвать, кто чей любимый ученик.

- Давайте.

- Нечаев - любимый ученик Юрия Васильевича Еременко.

Машиц - любимый ученик Ясина.

Вавилов - любимый ученик Волконского и Петракова.

Шохин и Гайдар - Шаталина.

- Ясно. Кстати, маленькое отступление. Скажите, вы действительно министр на общественных началах?

- То есть?

- Вы продолжаете числиться как на основной работе в венском Международном институте прикладного системного анализа, откуда пришли в этот министерский кабинет?

- Ничего подобного. Я прервал контракт с институтом, но мое место за мной сохранено. То есть я не получаю ни зарплаты, ни прочего. Я могу вернуться, если меня, например, выгонят из правительства. И это совершенно нормальная форма: она принята во всем мире. Впрочем, в обозримой перспективе уходить я не собираюсь, как и мои друзья.

Так вот, я бы очень хотел обратить внимание на то, что, пока мы еще были учениками, к нам относились со значительно большим уважением, нежели когда мы вошли в правительство. Во всяком случае нас никто в идиотизме не подозревал. Нас отправляли на стажировки, нас оставляли в аспирантурах - вот именно тех, кто сейчас в этом правительстве, не кого-то другого. Поэтому рассчитывать, что есть где-то другие, которые лучше, - можно, но сложно.

Кроме всего прочего, я уж не буду говорить, что со всеми нашими учителями мы очень много писали вместе: не только статьи, а и книжки. И все это они воспринимали как классную, профессиональную работу... А сейчас получается, что мы такие - вроде придурков, которые занимаются какой-то полной ерундой и почему-то никого не слушают. Мол, вот теперь пришло новое правительство, а их не позвали. С ними не советуются. Все понятно: невостребованность некоторая привела к тому, что у некоторых из них проявилась естественная человеческая обида...

Это не относится к Шаталину, который действительно нас поддерживает, и мы ему очень благодарны. К Аганоегяну - тоже.

- Но зато это относится к Петракову.

- Да, в полной мере.

Николай Яковлевич - один из любимых наших учителей. Безусловно, он относится к наиболее сильным экономистам в стране. Но, бесконечно его уважая, мы с тем большим удивлением читаем некоторые его статьи, многое кажется нам в них тем более странным...

Так вот, давайте теперь по пунктам. Что говорит Николай Яковлевич Петраков?

Первое. Он говорит: правительство не взяло под контроль рубль, потому что оно не контролирует республики - и республики эмитируют.

Наивно предполагать, что такая простая мысль не приходит в голову членам правительства. Поэтому первое, что сделало правительство, - взяло бюджет, как вы знаете, под контроль. Сегодня бюджетом управляет только Россия.

То же самое - в отношении кредитной эмиссии. Все банки переведены на корреспондентские отношения с Центральным банком России.

- Это решено законодательно, но реально не исполняется. Физически этого не существует.

- Существует: на днях мы уже получили первое сальдо по корреспондентским счетам отдельных республик. Можно сказать, что это плохо организовано. Можно сказать, что это неточно реализовано. Можно сказать - посмотрим, как это на самом деле сработает. Но то, что этим кто-то не занимается вовсе, не озабочен этим, - таких обвинений уже не следовало бы выдвигать. Это настолько просто - ну что тут обсуждать?..

Кроме того, так как республики своих денег не имеют, у них деньги пустые. Они готовы платить большую цену за то, что мы сами у себя не покупаем. Ну скажем, автомобили. Или самолеты - они готовы платить за них в четыре раза больше. Нашего бюджета не хватает, а они сначала заплатят вчетверо, а потом скажут нам: будьте любезны, возместите.

Именно потому, что мы это прекрасно понимаем, мы ввели ограничения на торговлю с республиками. И лицензируем продажу им большого списка товаров. Именно поэтому: чтобы не дать пустым деньгам выйти на российский рынок. Это сделано. С самого начала. Если это кому-то неизвестно, можно прийти и спросить.

- Хорошо. Вот вы получите сальдо. И какие у вас есть "инструменты принуждения" неплательщиков и банкротов? Вот выяснится, что баланс торговых отношений с какой-то республикой совершенно катастрофический. Грубо говоря, она разорилась. И что?

- Ничего. Просто эта республика больше ничего не будет получать от нас.

Все. Точка. Никаких товаров. Ноль. Либо - давайте, в явном виде нам что-то отдавайте за бесплатно, покрывайте сальдо, либо - вы от нас ничего больше не получите. У вас нет рублей. Рублей у вас - больше нет! Валюта у вас - кончилась. У вас было - вы все выбрали.

Хотя это, конечно, крайняя мера. А в принципе тут возможны и более мягкие санкции: можно потребовать сократить бюджетный дефицит, размещая государственные облигации; можно предложить повысить учетную ставку процента до уровня не меньшего, чем применяется Центральным банком России; можно поставить условие отмены ограничений на вывоз каких-либо товаров в Россию. Разные варианты существуют.

Это случится со дня на день. Я не исключаю, что на политическом уровне... Будут уступки...

- Ну тут просто убийство начнется...

- Будут уступки, будут переговоры - возможно. Но нельзя говорить, что мы этой проблемы как таковой не понимаем.

- Допустим, вы все правильно понимаете. И решения принимаете правильные. А потом Борис Николаевич Ельцин собирается с коллегами-президентами в городе Минске - и полюбовно договаривается с ними обо всем. Являясь политиком. Заглядывая в будущее. Помня об армейских проблемах, которые на нем висят. Помня о среднеазиатских государствах, руководители которых все время напоминают, как много у них русских живет, и все время интересуются: "А зачем вам столько беженцев?" - а беженцы, мол, будут обязательно.

- Это реальные проблемы - то, о чем вы говорите. Но они относятся уже не к экономике, а к чистой политике.

- И чего стоят все ваши уравнения, если они не учитывают главную переменную - политическую ситуацию? Не учитывают этакого слона, постоянно присутствующего в посудной лавке?

- Отчасти вы правы, но, увы, многое в политической ситуации нам неподконтрольно все равно. Вот как погода портится. Или солнце - всходит и заходит... И ничего с этим не поделаешь.

- Почему же? По части солнца давно изобретена такая мера, как введение декретного времени. Или переход с летнего времени на зимнее. Передвигаешь стрелки на час - и получаешь (либо не получаешь) от этого экономическую выгоду...

- Я пока не вижу серьезных уступок со стороны президента, которые бы реально поломали что-то в нашей программе. Вот не вижу - ни одной.

- Мне все-таки кажется, например, очень серьезным то, что он снова ввел в обиход понятие "уровень рентабельности": "совместное постановление Президиума ВС и правительства" на эту тему появилось уже после его выступления.

- Уровень рентабельности действительно, может быть, не лучшее решение. Это мера, возможно, неэффективная. Но и безвредная.

- А ведь совсем необязательно делать где-то одно огромное демонстративное отступление. Достаточно сделать много маленьких. Вот сейчас, снизив НДС для некоторых отраслей хозяйства, президент проколол тоненькой иголочкой маленькую дырочку. Но вода - либо воздух, я не знаю, что у вас там внутри, - начнет ее неудержимо расширять. И однажды вообще все порвется.

- Политический взгляд всегда шире экономического, я должен вам сказать прямо. И в ряде случаев, я думаю, политические компромиссы, вообще говоря, оправданны, как и принесение в жертву некоторых экономических интересов. Вот американцы, вы знаете, списывают долги некоторым. Сейчас, после кризиса в Персидском заливе, Египту списали около 4 миллиардов. И можно, следуя вашей позиции, сказать: пожалуйста, президент Буш уступил - теперь все будут просить. Разве это логика?

- Логика. Или всем - или никому.

- Вообще говоря, конечно. Как принцип это, наверное, правильно. Но сильная и уверенная в себе власть может позволить себе и уступки. И я еще раз вам повторяю, что такого рода уступки, которые время от времени происходят, - это, я думаю, не проблема президента.

- А чья?

- Если кто-то уступает, то, может быть, скорее само правительство, чем президент.

- Кому уступает?

- В данном случае парламенту, как я предполагаю...

Мы отвлеклись. Вернемся к нашей теме.

Второй, очень популярный тезис Николая Яковлевича Петракова: правительство ведет дело к катастрофе - освободив цены и не демонополизировав торговлю.

Весь мировой опыт показывает, что нельзя демонополизировать и приватизировать в условиях фиксированных цен. У покупателей, у потенциальных приватизаторов полностью отсутствуют ориентиры. Никто не понимает, что происходит сегодня, что будет потом - через месяц, через два, когда цены освободятся.

Существует пример ГДР, где это делалось на основании существовавших цен и издержек. Но когда началась конкуренция с западными товарами, оказалось, что реальная стоимость некоторых заводов - вообще отрицательная. Продукцию этого завода еще никто не покупает, а уже надо его чистить, он воздух засоряет... Поэтому на самом деле все современные экономические теории и советы говорят ровно об обратном: когда наконец сложился нормальный рынок, когда товар получил цену - тогда и объект производства этого товара можно приватизировать. Никак не наоборот. Никак не наоборот! Как бы тяжело это ни было. И потом, приватизация и демонополизация - это совсем не занятие на одну ночь. Нужно по крайней мере несколько месяцев. А их у нас в любом случае не было.

Что-то не совсем хорошо мы здесь сделали - может быть. Но считать, что в правительстве сидят такие дегенераты, которые таких очевидных вещей не понимают, - это по меньшей мере странно. Совсем странно.

Еще один любимый тезис ряда известных экономистов - хотя это уже чисто профессиональная дискуссия - по поводу параллельной валюты. Особенно: доллары пустить в оборот - до сих пор эта мысль популярна.

Значит, так: по нашему глубокому убеждению, идея о параллельной валюте глубоко порочна. Во-первых, любая параллельная валюта - это дополнительный мощный источник инфляции. Государство управляет экономикой, управляя рублем. Как только появляется вторая валюта, которую мы не выпускаем, наша собственная валюта становится дешевле: она не всем нужна. Весь мировой опыт это показывает. Весь. Югославия - как последний пример. Польша до этого - 1800 процентов инфляции в год. Бразилия... Везде, где ходили две валюты, всегда была инфляция. Тут не о чем говорить.

В некоторых условиях - вот, скажем, как это стало в Польше в конце 80-х - вторая валюта (доллар) приобретает смысл: ее оказалось так много, что она уже рынок смогла держать. Государство самоустранилось, и вторая валюта более или менее демпфировала проблемы первой.

Но пропорции соотношений валют у нас и в Польше - совершенно несравнимы. И столько долларов нам еще пять лет к себе накачивать надо было бы, чтобы они какую-то такую роль сыграли.

Николай Яковлевич нас обвиняет в том, что мы мечемся. Сначала, он говорит, они обещали ввести только рубль на территории страны, а потом разрешили торговлю в "Березках" и на рубли, и на валюту. Метания нет. Второе - просто естественный этап на пути к первому. Мы действительно перейдем однажды к жесткому рублевому обороту. Поляки это тоже в конце концов сделали, несмотря на дикое количество долларов, которое у них ходило, и то оставили один только злотый.

Выпускать же свою собственную вторую валюту - это какое-то обожествление денежной единицы. Если государство эмитирует и первая валюта обесценивается - точно так же и вторая будет обесцениваться.

Мы уж читали Юровского не менее внимательно, чем наши оппоненты. Леонид Николаевич Юровский - автор денежной реформы Сокольникова (это когда червонец выпустили). Его "Денежная политика Советской власти" - классика 20-х годов. Очень хорошая книжка. Очень советую прочитать - там все написано: червонец тогда появился и устоял совсем не просто так. А потому, что экономика шла вверх, укреплялась, развивалась. И на росте экономики появилась сильная валюта. Как некоторое дополнительное средство к всеобъемлющей экономической реформе. Больше ничего!

- То есть все эти украинские новации обречены, по вашему мнению?

- Как известно, в последние недели стал падать курс купона к рублю. Если вы не можете вести жесткую кредитную и денежную политику с одной валютой - вторая у вас точно так же лопнет. Почему доллар сильный? Потому что американцы его просто так не печатают. А в условиях мягкого бюджетного ограничения тем, кому вы сегодня даете рубли, когда они приходят и падают в ножки, вы так же точно будете давать вторую валюту. Завтра появятся вторые деньги - "хорошие", на них можно пиво купить иностранное - и вот уже к вам прибегают неизвестно откуда и говорят: ой... рубли не нужны, дайте нам, пожалуйста, вторую валюту. И вы точно так же начнете ее печатать. Завтра же начнете!

У нас все это было. В Госснабе были, кажется... назывались "наряды с красной полосой". Не то чеки. Они давали приоритетные права на получение фондов. И ничего это никогда не работало. В системе бардак - так он бардак с любой валютой, с одной или с другой. Поэтому будет только рубль. И другой валюты в стране не будет. Твердо.

Это - валюта. А теперь - конвертируемость, обвинение по поводу которой для нас совсем уж непонятно.

Прежде всего - у нас пока конвертируемость ограниченная. Реально у нас только резиденты - предприятия и граждане - могут покупать и продавать валюту. В ближайшее время рубль станет конвертируемым по текущим операциям полностью, то есть и нерезиденты получат это право. Это в принципе решено. Тут есть очень сильная боязнь, что у нас "страну скупят", - знаете такие разговоры... Мол, как же так, они вот придут с долларом, купят на него сто рублей, потом купят нашу нефть и ее вывезут...

Это бред: мы же квотируем вывоз. Вот-вот начинаем продавать квоты. Поэтому мы можем с нерезидентов собрать ровно столько валюты, сколько захотим, - чтобы это было выгодно и им, и нам.

Так вот, что говорит Николай Яковлевич? Как же так: вы разрешаете белорусам или украинцам покупать доллары. У них там куча рублей - они прибегают сюда и на них у вас всю валюту скупают...

Лучше бы они на Арбате скупали, что ли? Нет, пусть уж лучше покупают в банках, которые нам налог за это заплатят. Ведь все равно можно в любую минуту прийти на Арбат и...

- ...и купить сто долларов. А дальше? Предпринимателю-то другие суммы нужны.

- По 500 рублей за доллар, Сергей Борисович, - по 500 рублей! - я вам найду два миллиона долларов за четыре часа. Предлагаю поспорить. Только - на всю сумму. Спорим?

- У меня нет таких денег, но мне трудно в это поверить.

- А по тысяче рублей за доллар - я вам вообще любое количество найду. В экономике нет понятия "нету". В экономике есть понятия "дорого" и "дешево". Этот спор уже предлагал Дорнбуш, такой великий экономист. За большую сумму можно купить все что угодно. За деньги вообще в мире все покупается, как правило. Кроме чистой совести членов российского правительства. Вопрос только в цене.

Так вот, пусть этот белорус покупает валюту легально, а не у "жучка" какого-нибудь. И пусть платит налог. Кстати, не могу отказать себе в удовольствии заметить: никто, кроме нас, не верил, что в конце февраля доллар пойдет вниз. Все утверждали, что, наоборот, он взлетит до 500 рублей, до 700... А что вышло?

Теперь. Нам говорили, что будет полная катастрофа с дикой инфляцией в январе месяце. Могу сообщить. Для сведения читателей "Независимой газеты". Эмиссия у нас в январе упала - в первый раз после 1985 года. Она составила 19 миллиардов - против 23 в декабре. Это при том, что были освобождены цены: можно было предположить, что эмиссия в два раза увеличится, а мы напечатали на 4 миллиарда рублей меньше... Вот это вот абсолютно беспрецедентный результат денежной политики. Вот это для любого экономиста действительно информация - сколько пришло денег в систему.

- Вы этого добились довольно дорогой ценой. Половине страны нечем платить зарплату.

- Не так. Не так. Ну, не вполне так.

- Тогда я вам могу сообщить. Для сведения членов правительства. "Независимая газета" существует больше года, и впервые месяц назад у нас начали выплачивать зарплату с опозданием.

- Ну и замечательно. Банки вообще можно время от времени закрывать - это один из советов классической макроэкономической теории. Говорят: закрывайте на два-три дня банки, чтобы сбивать инфляционную волну. Очень помогает. Но это я не вполне серьезно: зарплату, конечно, надо платить.

- А между прочим, какая у нас сейчас инфляция? В день.

- Я не знаю. Очень маленькая. Сейчас цены скорее падают, чем растут, если посмотреть, например, сводки цен на мясо по России. Есть естественное ограничение спроса. Инфляция - феномен денежно-кредитной политики. Нема денег - нет роста цен.

Да, ну и следующее, конечно, - все, что связано с бездефицитным бюджетом... Нам говорят, что вот, мол, инвестиции рушатся. Это и правда большая проблема, особенно когда уже почти все сделано, когда осталось только дверь докрасить - и все заработает.

Говорят, что мы думаем об одних только фискальных ограничениях и на промышленность ложится такое налоговое бремя, что развитие ее нарушается. Должен заметить, что новейшие исследования не показывают ясной зависимости между тяжестью налогового бремени и падением деловой активности. При налоге на прибыль от 30 до 50 процентов статистика не показывает никакой жесткой закономерности. Мы имеем дело просто с традиционными жалобами производителей: что экспортные пошлины слишком велики, что налоги непомерны...

Олег Тимофеевич Богомолов, выступая недавно, укорял нас в том, что мы нажимаем на необходимость свести бюджет без дефицита, вместо того чтобы заботиться о стимулировании развития экономики. К сожалению, это вещи взаимоисключающие: если исходная точка - сначала починить деньги, если мы считаем, что нам сегодня надо остановить инфляцию и навести какие-то ориентиры в экономике, то мы вынуждены поставить перед собой цель бездефицитного бюджета. Нельзя заниматься закаливанием и накачкой мускулов, когда вы при смерти. Врачи советуют бегать трусцой - и они совершенно правы. Но нельзя давать таких советов больному с температурой тридцать девять и пять.

Надо сказать, что у поляков в первые полгода стабилизации бюджет был не просто бездефицитный, а был плюс - 8 процентов он достигал... И 6 месяцев у них не было инвестиций...

- Послушайте, вы что-то очень часто упоминаете поляков...

-Удачный опыт...

- Вы считаете, что у нас похожая ситуация?

- Экономически очень похожая.

- А все эти разговоры: консолидированная нация, католики, маленькие, - а мы большие, у нас расстояния в отличие от них вон какие...

- Значит, "маленькие" и "большие" - это вообще понятия неэкономические. Я что-то не понимаю, в чем разница. Для меня это осталось неясным, сколько я на эту тему ни думал.

- Как в чем разница? В управляемости.

- Я думаю, у поляков бардак был очень похож на наш.

Существует ведь очень глубокая иллюзия, что у нас была централизованно-планируемая экономика. Это только иллюзия, об этом уже очень много писали: мы с Шерониным, потом Найшуль, Симон Кордонский - в вашей же газете...

У нас была "экономика торга", где на самом деле предприятия имели значительно большую реальную власть, чем Госплан. Брежневское время - это апофеоз торга. Апофеоз беспредела "снизу".

Вот у вас - внизу - есть какие-то свои аргументы, а у них - наверху - какие-то свои. Их аргументы - это дать вам ресурсы или нет. Если вы работаете в газете - послать вас за рубеж или не послать. А ваши - работать или не работать. Обещать им, что вы что-то сделаете, чтобы они могли рапортовать своему следующему начальнику, или не обещать. Участвовать в какой-то кампании - или не участвовать. Есть некие правила этой торговли, есть цена этих аргументов...

Этот торг существовал на всех уровнях и был очень похож на рынок. Но рынок, во-первых, без единого эквивалента, без денег, только с бартерными ориентирами. А во-вторых, рынок иерархизированный: торг идет в основном не по горизонтали, а по вертикали. То есть вы торгуетесь не с конкурентом, а с тем, кто находится над вами.

Классическая модель, на Западе давно описанная. И это очень похоже на Польшу - Польшу конца 1989 года. Я бы сказал, что это Польша перед стабилизацией, Польша последнего этапа либерализации, которую начал Раковский и продолжил Бальцерович.

Все это, кстати, имеет отношение к еще одной нашей иллюзии: что Россия - это особая страна. Экономически все страны в равной степени особые. Первое, что говорят вам в Бразилии: у нас особый случай - тут нельзя стабилизировать, тут нельзя приватизировать, потому что вот такое все необыкновенное...

Это неправда. Это - не-правда. Нет особых стран. С точки зрения экономиста - если экономика это наука со своими законами, - все страны в плане стабилизации о-ди-на-ко-вы.

Мы подошли к последнему - и совершенно порочному - традиционному обвинению команды Гайдара: к обвинению в экспериментаторстве. Эксперимент ставит тот, кто не имеет достаточного опыта. Врач отличается от неуча тем, что он знает, как было в других случаях, и дает больному только те советы, которые на ком-то уже опробовались. Поэтому мы в минимальной степени экспериментаторы. Мы пытаемся делать то, что все уже делали.

Мы стабилизируем так, как стабилизировали поляки, как стабилизировали евреи в Израиле - за полгода, в 1985 году, как делалось в Аргентине... Мы пытаемся весь их опыт учитывать. Мы, например, готовы были на некоторые уступки по заработной плате производителям товаров с фиксированными ценами - как и произошло, например, с угольщиками. Потому что это же самое происходило в других странах: у поляков, скажем, на железнодорожном транспорте.

И чтобы закончить с этой темой - что такое команда Гайдара, - я бы хотел сказать только одно. Так получилось, что именно эта команда из первого поколения наших экономистов, которое читает на английском языке. Ну, так получилось. Мало кто читал Фридмана в этой стране. Мало кто читал Окуна. По приватизации - ну хоть кто-нибудь прочел бы Коуза, который получил за это Нобелевскую премию. А Самуэльсона читали на уровне учебника для первого года...

Я уж не говорю о том, что Егор Гайдар чуть ли не единственный в стране, кто хорошо знает опыт стабилизации в Латинской Америке. Гайдар читает на испанском, кроме английского. Андрей Нечаев говорит еще и по-немецки. Сергей Васильев - по-сербски. Ну и так далее.

Поэтому слово "эксперимент" - оно абсолютно не наше.

А обвинение в "академизме" мне вообще не очень понятно. В конце концов в стране 75 лет у власти были практики - и мы видим результат. Бочаров - практик? Или Рыжков - практик, да? Но у нас ведь Косыгин тоже был инженер. И Брежнев был из хозяйственников...

Зато вот Эрхард был академическим экономистом. Давайте посмотрим другие примеры, кто там действительно добивался успеха в экономике...

- Мексика.

- Мексика? Вся команда из Гарварда! Вся команда академических экономистов. Все экономическое чудо - это все ученики Сакса и Дорнбуша! Все как один!

- Испания.

- Одни экономисты-профессионалы: нынешний министр экономики Сольчага - в прошлом преподаватель Массачусетского технологического института, из науки пришел и министр промышленности Арансади. Или вот Чили: вся команда Серхио де ла Куадра - то же самое, академические экономисты. Пожалуйста, Израиль 1985 года - профессор Майкл Бруно...

Пока, я думаю, все успешные экономические реформы делали академические экономисты. Очень легко утверждать: они жизни не знают... Я уж не буду говорить, кто тогда знает.

Какое уж знание жизни у тех, кто нас обвиняет в безнравственности: вот еще и зарплату повысили служащим правительственного аппарата. Нужно совсем не понимать, что происходит, чтобы писать такое сегодня, когда люди из госслужб бегут пачками, десятками сразу. Тут ведь нет теперь ни пайков, ни санаториев - вообще ничего. Сегодня сотрудники моего министерства могут получать и две, и две с половиной тысячи долларов, если перейдут в какую-нибудь компанию, в коммерческие структуры. Мы им платим тысячу рублей, полторы... И вместо социальных гарантий, которые имеет госслужащий на Западе, в качестве компенсации за более низкий заработок, наши работники имеют одни только бесконечные чистки да реорганизации. Поэтому мы должны твердо решиться на то, чтобы платить государственным служащим большие зарплаты - или мы останемся без аппарата вообще.

- И все-таки остается одно обвинение, которое вы не сняли этим разговором, должен вам заметить. Да, вероятно, на Старой площади теперь блестящие профессионалы, но они никак не могут понять, что материалом их блестящего эксперимента являются живые люди в больших количествах. То есть объект политики.

Они не хотят понять, что, пересев из кресел научных сотрудников экономических институтов в эти кресла - министерские, - они на самом деле сменили не место службы, а профессию. Они не хотят учиться ориентироваться и в тех законах, которые описывают процессы, происходящие "в массах". А также и в тех, которые описывают происходящее среди "вождей".

@@@
"Все профессора экономики будут против вас..."
"Уровень украинской политики опустился до неприличия"
26 марта начнется кадровая революция в России
«Кучма, геть-2»
Административная реформа закончится лишь через несколько лет
Александр Вершбоу: Ирак обречен на десаддамизацию
Асламбек Аслаханов: "Если бы я не был оптимистом, я бы озверел"

Афганистан стал опаснее Ирака

@@

Участившиеся вылазки талибов привели к росту потерь в войсках США и НАТО

2008-07-03 / Николай Сурков



Уже второй месяц потери международных сил в Афганистане превышают потери коалиционных войск в Ираке. В июне иностранные военные в Афганистане понесли самые тяжелые потери с момента свержения режима талибов в 2001 году.

По официальным данным, за прошедший месяц в Афганистане было убито 46 иностранных военных, что составляет 40% всех потерь в этой стране за текущий год (122 человека). Наблюдатели отмечают, что второй месяц подряд число жертв в Афганистане выше, чем в Ираке. Согласно данным Би-би-си, в Ираке в июне погиб 31 солдат, хотя численность иностранного контингента в этой стране вдвое больше. Главной причиной гибели иностранного военного персонала в Афганистане в эти месяцы стали фугасы, закладываемые боевиками движения «Талибан» в местах движения армейских автоколонн или патрулей.

Представители сил НАТО объясняют рост потерь в Афганистане увеличением численности международного контингента в этой стране и наращиванием интенсивности боевых действий. В настоящее время в этой стране находятся 38 тыс. солдат НАТО и 25 тыс. военнослужащих США. При этом Пентагон в связи со сложной обстановкой в стране рассматривает возможность увеличения контингента до 30 тыс.

Газета New York Post пишет, что американские военные и в Кабуле, и в Вашингтоне считают численность коалиционных сил в Афганистане слишком низкой.

В последнее время активность боевиков возросла, они стали действовать более дерзко и сумели установить контроль над рядом районов на юге и востоке Афганистана. Например, в июне талибы атаковали тюрьму в Кандагаре и организовали побег около 900 заключенных. Би-би-си приводит слова одного из американских командиров в Афганистане генерал-майора Джеффри Шлоссера, который констатировал, что в июне нападения на международные силы происходили на 40% чаще по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Согласно опубликованному на прошлой неделе докладу Министерства обороны США, в Афганистане сейчас существует два очага сопротивления силам международной коалиции: на юге, в Кандагаре и его окрестностях, и на востоке страны – на границе с Пакистаном.

Отряды талибов в восточных районах Афганистана нередко действуют с территории Пакистана, получают оттуда снабжение, прячутся там от правительственных войск и международных сил. Именно возможность укрыться в зоне племен на западе Пакистана является, по мнению Пентагона, самым существенным фактором, способствующим росту активности афганских мятежников. Другая важная причина увеличения потерь в Афганистане в последние месяцы – наступление теплого времени года. Боевые действия в этой стране носят достаточно ярко выраженный сезонный характер. Зимой, особенно в горах, очень суровые погодные условия, поэтому боевые действия не отличаются высокой интенсивностью, зато ближе к лету боевики заметно активизируются.

Американские военные сейчас исходят из того, что в предыдущие месяцы мятежникам удалось перегруппироваться, восстановить силы, и следует ожидать дальнейшего роста числа нападений на силы международной коалиции и различные объекты.

Заведующий сектором Афганистана Института востоковедения РАН Виктор Коргун рассказал «НГ», что интенсивность боев стала нарастать еще весной и обстановка остается очень напряженной. По его словам, одной из причин такого развития событий является то, что НАТО и президент Афганистана Хамид Карзай, оказавшись в тупиковой ситуации, стали пытаться начать диалог с талибами, которые восприняли это как проявление слабости и усилили нажим. «В то же время новое правительство Пакистана пошло на переговоры с местными талибами и заключило с ними соглашение. Талибы опять же посчитали, что пакистанские власти показывают свою слабость и у них развязаны руки», – пояснил эксперт.

@@@
Афганистан стал опаснее Ирака
Барак принял предложение Шарона
Бархам Салех: "Мы не хотим менять одного диктатора на другого"
Батдыев вынужден поделиться властью
Бельгия обрела правительство
Берлускони держится за власть
Ближний Восток замер до весны

В Абхазии формируют новое правительство

@@ 2005-02-15







Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
@@@
В Абхазии формируют новое правительство
В Зимбабве делят власть
В Ираке все-таки будет правительство
В Кабардино-Балкарии назрела ротация кадров
В Киеве вновь заговорили о досрочных выборах
В мире: коротко
Ваджпайи вернулся в кресло премьера

Вашингтон запутался в оценках войны в Ираке

@@

На берегах Тигра и Евфрата сформировано новое правительство

2005-04-28 / Артур Блинов



«50–60 нападений повстанцев в день» – такова, по словам председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерала Ричарда Майерса, статистика военных действий в Ираке. В ходе брифинга в Пентагоне во вторник генерал дал довольно пессимистичную для Вашингтона оценку сил противника: «Сейчас их возможности примерно на том же уровне, что и год назад».

Высказывания высшего американского генерала противоречат оптимистическим оценкам, с которыми выступил на прошлой неделе в Техасе президент Джордж Буш. В своей речи в одном из крупнейших гарнизонов Форт-Худ Буш говорил об успешном переходе войны в новое качество: иракские войска, ведущие операции против повстанцев, превысили по численности американский контингент. Теперь, по словам президента, воевать в основном будут иракцы.

@@@
Вашингтон запутался в оценках войны в Ираке
Венгрия готова инвестировать в Россию
Ветер дует справа
Виталий Чуркин: "Санкции являются последним аргументом"
Воислав Коштуница: "Независимость Косово абсолютно нереальна"
Война вместо кризиса
Вопрос о вхождении лидера "Яблока" в новое правительство никогда не обсуждался

Воссоединение с Макао

@@

Пекин уверен, что пример бывших колоний поможет решить и проблему Тайваня

1999-12-20 / Александр Здитовецкий



Португальские офицеры покидают теперь уже бывшую колонию Макао.

Фото из журнала "Шпигель"

СПУСТЯ четыре с половиной столетия Макао вновь вернулся в лоно Китая. В полночь с 19 на 20 декабря перед дворцом губернатора этой отныне бывшей португальской "заморской территории" спущены флаги Португалии и местного парламента. Вместо них подняты стяги Китая и Особой административной области Макао (ОАОМ).

А вчера, в понедельник, первое специальное подразделение Народно-освободительной армии Китая вступило на территорию, которая, как отмечается в официальных китайских коммюнике, "воссоединилась наконец со своей естественной родиной".

На официальной церемонии в Макао китайскую делегацию возглавляли председатель КНР Цзян Цзэминь и премьер-министр Чжу Жунцзи. В нее вошли также один вице-премьер, восемь заместителей председателя Всекитайского собрания народных представителей и семь министров. Португалию представляли президент республики Жоржи Сампайю и премьер-министр Антониу Гутерриш.

В то время как китайцы празднуют "великое событие", в Лиссабоне всячески подчеркивают, что речь не идет "о потери национальной территории". Именно таким образом португальское правительство рассматривает возвращение Китаю "автономной области Макао" площадью в 16 квадратных километров и с населением около 450 тысяч человек. Правда, около 100 тысяч из проживающих там китайцев имеют португальские удостоверения личности или паспорта, и теперь им предстоит сделать выбор: принять китайское подданство или же уехать из Макао, ибо Пекин не позволяет иметь двойное гражданство. Даже местный мультимиллионер Эдмунд Хо, возглавивший новое правительство Макао, вынужден был сдать свой португальский паспорт. После воссоединения Макао с Китаем остается в силе требование для всех китайских граждан, посещающих эту новую особую административную область, иметь особое разрешение, которое Министерство безопасности будет выдавать только по предъявлении приглашения от частных лиц, фирм и государственных учреждений в Макао

Под юрисдикцию Пекина перешла "последняя жемчужина" некогда огромной португальской колониальной империи, которая простиралась от Бразилии до острова Тимор, расположенного вблизи Австралии. "От империи остался только язык, на котором говорят в Бразилии, Анголе, Гвинее-Биссау, Кабо-Верде, Макао, Мозамбике, Сан-Томе и Принсипи и Тиморе",- горюет лиссабонская газета "Диариу ди нотисиаш". Кстати, в Макао португальский язык будет использоваться наравне с китайским еще многие десятилетия.

Итак, с понедельника Макао живет по принципу "одна страна, две системы". Пекин предложил эту формулу в начале 80-х годов для мирного воссоединения с Тайванем. Однако впервые она была применена в Гонконге, который перешел под юрисдикцию КНР в июле 1997 года.

@@@
Воссоединение с Макао
Всемирный конгресс в День независимости
Гражданской войны в Ливане не будет
Десять лет - девять кабинетов и один президент
Джи-ай с большой дороги
Дискуссии по обе стороны Атлантики
Ельцинский призыв готовят к демобилизации,

Зачем президенту "нетехнический" кабинет министров?

@@

Владимир Путин не внес ясности в то, каким он хочет видеть новое правительство

2000-04-18 / Марина Волкова



У первого вице-премьера Михаила Касьянова самые предпочтительные шансы возглавить новое правительство.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Негласный клич, брошенный министерствам, поучаствовать в формировании структуры правительства или по крайней мере представить варианты "оптимизации деятельности" того или иного ведомства, привел к тому, что уже накопилось с десяток планов нового кабинета. Та же участь постигла и администрацию президента - каждый считает своим долгом приложить руку к ее реформированию. Не обходится и без курьезов. Институт стратегических разработок, возглавляемый Германом Грефом, предложил свой вариант такой реорганизации, отказав в праве на существование Совету обороны, который и без того некоторое время назад был ликвидирован.

Все же попытки чиновников, даже очень высокопоставленных, внести хоть какую-то ясность в то, что происходит на самом деле вокруг формирования правительства и администрации, либо сводятся к высокой оценке шансов Михаила Касьянова занять премьерское кресло, либо заканчиваются оговоркой: "Все еще может измениться", фактически дезавуирующей все предыдущие заявления о возможности тех или иных кадровых назначений.

Вчера в Лондоне Владимир Путин также говорил о будущем правительстве. Помимо заверений, что он не собирается совмещать посты президента и главы кабинета министров, что вполне естественно, Путин упомянул своего первого заместителя по кабинету министров, сказав, что Касьянов "является одним из кандидатов" на пост премьера.

Но дальнейшие разъяснения Путина о том, что "не будет технического правительства и технического премьера", несколько диссонируют с заявлением, что он намерен быть "ближе к правительству и работать с ним тесно", продолжая еженедельно встречаться с членами кабинета, а также и с названной кандидатурой премьера.

События последних месяцев как раз говорили об обратном - о том, что в Кремле решили сформировать действительно техническое правительство, которое будет заниматься своими непосредственными обязанностями - приводить в порядок экономику. И тот факт, что разработку стратегии развития страны, в том числе экономической, поручили вопреки сложившейся традиции не Министерству экономики, а специально созданному центру, говорило в пользу этого предположения. Касьянов - потенциальный премьер - курирует создание этой программы не единолично, а наряду с представителями администрации президента и некоторых других членов правительства. Возведение в ранг советников главы государства экономиста Андрея Илларионова, который к кабинету министров никакого отношения не имеет, и его причастность к созданию стратегии также говорят в пользу некоторого урезания полномочий правительства в создании стратегии. Программу в большей степени определяет все-таки не правительство, хотя, естественно, оно в этом участвует.

Самого Касьянова к тому же трудно назвать публичным политиком, что является непременным условием "нетехничности" будущего премьера. Он как раз делает все, чтобы политиком его не считали, - говорит исключительно об экономических проблемах. Во многом именно поэтому и пал выбор Путина и его администрации на Михаила Касьянова, у которого не было собственной "политической истории", как у других претендентов.

@@@
Зачем президенту "нетехнический" кабинет министров?
Звездный час премьера-аристократа
Зюганов надкусил "ЯБЛОКО"
Израиль кренится вправо
Израиль между переговорами и выборами
Иракская тема на сессии МВФ стала главной
КПРФ в постельцинскую эпоху

Кабинет Шредера в полосе неудач

@@

Всего через год после победы на выборах в бундестаг правящая коалиция терпит серьезные поражения на региональном уровне

1999-09-09 / Евгений Григорьев



ВО ВТОРНИК в Берлине торжественно отмечали пятидесятилетие первого заседания германского бундестага. Однако у большинства депутатов, составляющих ныне правящую "красно-зеленую" коалицию, настроение было далеко не праздничное. Только что им пришлось испытать, как признал федеральный канцлер и председатель СДПГ Герхард Шредер, горькое разочарование. Дело в том, что в минувшее воскресенье в Германии состоялись выборы в региональные парламенты Саара и Бранденбурга (см. "НГ" N 165 от 07.09.1999). Им придавалось особое значение, поскольку обе федеральные земли считались крепостями социал-демократов. Они обладали там абсолютным большинством в ландтагах и правили единовластно. Причем если в Бранденбурге в последний четырехлетний период, то в маленьком Сааре беспрерывно с 1985 года. И вот теперь эта региональная "гегемония" рухнула. СДПГ проиграла выборы, что называется, по-крупному. А ее "зеленый" партнер тоже опростоволосился. Таков главный итог голосования, прошедшего 5 сентября.

В Сааре социал-демократы вообще оказались отодвинутыми на вторую позицию. Они сохранили за собой 44,4% избирателей, потеряв 5%. А на первое место вышли их соперники - христианские демократы. Им достались 45,5% бюллетеней, т.е. плюс почти 7% по сравнению с предыдущими выборами. Их превосходство над проигравшими минимально, всего 1,1%, но достаточно для победы. Теперь в Сааре будет новое правительство и новый премьер министр - честолюбивый лидер местного ХДС Петер Мюллер, которому всего 43 года. Еще недавно его причисляли к "молодым дикарям", как в ХДС прозвали фрондеров.

В Бранденбурге социал-демократов не выручила даже исключительная популярность премьер-министра Манфреда Штольпе. Их результат- лишь 39,3% голосов, а имели-то более 54%. Ясное дело, что потеря 15% избирателей - болезненный удар. Христианские демократы заметно улучшили свое положение, получив 26,6% голосов против 18,7% четыре года тому назад. Но пока они далеки от достижения своих саарских единомышленников.

Крупный успех может записать на свой счет в Бранденбурге Партия демократического социализма, по-прежнему остающаяся объектом нападок всех других политических сил. Но за ней теперь в этой земле 23,3% избирателей, т.е. на 4,6% лучше предыдущего результата. Это воспринимается как свидетельство консолидации ПДС и ее неплохих перспектив на других ожидаемых выборах.

Неприятной "ложкой дегтя" для всех демократических сил страны является проход в бранденбургский ландтаг с 5,3% праворадикального "Немецкого народного союза". Эта карманная партия мюнхенского миллионера Герхарда Фрея, кстати, друга Жириновского, делает ставку на откровенную националистическую демагогию. После прошлогоднего успеха в Саксонии-Ангальте праворадикалы проникли уже во второй парламент восточногерманских земель.

Ситуация, создавшаяся в Бранденбурге в результате нового распределения мест в ландтаге, вышла сложная. Как сильнейшая партия, СДПГ может по-прежнему претендовать на то, чтобы возглавлять правительство, но нуждается в коалиции. На это готовы как ХДС, так и ПДС. Оба выхода возможны, поскольку в практике немецких земель уже имеются варианты и "красно-черного", и "красно-красного" партнерства.

Пертурбации в Сааре и Бранденбурге не означают катастрофы для правительства канцлера Герхарда Шредера, опирающегося в бундестаге на прочное "красно-зеленое" большинство. Однако они и прямо, и косвенно ухудшают его положение и имидж. С сокращением социал-демократического числа голосов в палате земель - бундесрате - федеральному кабинету станет труднее проводить желаемые законы. Еще существеннее, что выборы показали серьезное недовольство избирателей жестким и социально несбалансированным правительственным "пакетом экономии", невыполненными обещаниями решительной борьбы с безработицей и некоторыми другими аспектами политики "центра". По данным последнего опроса, сегодня, менее чем через год после феноменальной победы СДПГ на выборах в бундестаг, за нее проголосовали бы на федеральном уровне не более 31% избирателей.

Болезненно для правительства еще одно политическое обстоятельство - полный провал Партии "зеленых". В Сааре они лишились представительства в ландтаге, а в Бранденбурге не сумели обрести его, споткнувшись в обоих случаях на пятипроцентном пороге. Похоже, сказывается частичное размывание политического лица Партии "зеленых". Ее этаблированное руководство, с одной стороны, поддержало и агрессию НАТО против Югославии, и "пакет экономии", а с другой - не слишком умело пыталось реализовать свои экологические идеи, отпугивая чрезмерным радикализмом часть общественности.

Несомненно, что в рядах партий, потерпевших горькое поражение, теперь обострятся споры. Они и так приняли в последнее время серьезный размах. Прежде всего они идут в рядах социал-демократии, где есть немало сомневающихся в правильности правительственного курса на экономическом и социальном направлениях. По словам Герхарда Шредера, "программа экономии" не нашла понимания у населения, но он тем не менее не видит ей альтернативы.

@@@
Кабинет Шредера в полосе неудач
Канал не помог рейтингу
Каримов остается
Конфронтация обостряется
Коротко: в мире
Кочарян теряет сторонников
Курманбек Бакиев: «Во всем виновата коррупция»

Лидер ХАМАСа: Мы открыты для диалога со всеми

@@

Халед Машааль считает, что хорошие отношения с Москвой дают шанс Ближнему Востоку

2006-02-13 / Иван Грошков До конца февраля в Москву по приглашению Владимира Путина может прибыть делегация радикального движения ХАМАС. Движение, которое в США, Европе и Израиле считается террористическим, победило на парламентских выборах в Палестинской автономии и теперь формирует новое правительство. Накануне своего визита политический лидер ХАМАСа Халед Машааль дал эксклюзивное интервью «НГ».



– Господин Машааль, что вы ожидаете от поездки в Москву?

– Для нас было большой честью получить приглашение от господина Путина. В ближайшее время мы ответим на это приглашение, и нет поводов для сомнений в том, что ответ ХАМАСа будет положительным. Россия – первая из стран «ближневосточного квартета» (Россия, США, ЕС и ООН. – «НГ»), которая выразила свое уважение сделанному палестинцами выбору и вновь отметила, что не считает ХАМАС экстремистским и террористическим движением. Мы очень ценим такую позицию.

@@@
Лидер ХАМАСа: Мы открыты для диалога со всеми
Мартовские выборы начались осенью
Менялы
Михаила Касьянова поддержало подавляющее большинство Госдумы
Мушарраф может потерять власть
Нетаньяху понадобились новые стулья
Нефтедолларов стало меньше

Новое правительство наконец сформировано

@@

Политический кризис в Молдавии преодолен. На время?

1999-12-23 / Наталья Приходко



С ПОСЛЕДНЕЙ, третьей попытки молдавский парламент все-таки утвердил новое правительство во главе с Думитру Брагишем. Помимо фракции Партии коммунистов Молдовы и группы независимых депутатов за него проголосовали и представители Христианско-демократического народного фронта, переименованного теперь в Христианско-демократическую народную партию. Вероятно, как предположил накануне вице-председатель Партии возрождения и согласия, входящей в менее оппозиционный правоцентристский альянс - АДР, Виктор Шосу, ХДНП сейчас не заинтересована в досрочном роспуске парламента: из-за перемены названия партия должна пройти перерегистрацию в трехмесячный срок и рисковала не успеть принять участие в выборах.

Так или иначе, очевидно, что полученное на момент голосования большинство не будет стабильным, равно как и дальнейшая поддержка парламентом вновь избранного правительства. И это обстоятельство объективно усиливает роль президента Петра Лучинского, фактически отодвинутого в сторону в период пребывания у руля АДР и кабинета Иона Стурзы. Его отставка, разумеется, носила политический характер, хотя не исключено, что она обусловливалась также и подспудным столкновением групповых экономических интересов. О жесткости теневого противостояния свидетельствует и сегодняшний шумный конфликт, вызванный выдачей второй лицензии на мобильную связь: одни утверждают, что она была осуществлена при содействии президентских структур, незаконно, другие же называют неправомерной сохранявшуюся кабинетом Стурзы монополию французской фирмы в данной области.

Погасить страсти по этому и другому спорным моментам предстоит новому правительству. Ему также придется срочно заняться энергетическими проблемами, в том числе переговорами с ОАО "Газпром", пригрозившим полностью перекрыть газ Молдавии из-за хронических неплатежей.

Непросто будет Думитру Брагишу, как предостерег его прежний начальник, экс-вице-премьер Александр Муравски, и восстановить наработанные предшественниками позиции в макроэкономической сфере. Для реанимации отношений с МВФ и ВБ, "заморозившими" свое сотрудничество с РМ после отставки правительства Стурзы, понадобится время. В подобных организациях процесс принятия решений предполагает достаточно длительную бюрократическую процедуру. И уж тем более нелегко будет премьеру выполнить свое обещание - обеспечив макроэкономическую стабильность, добиться прогресса и на микроуровне, в реальном производственном секторе, малом и среднем бизнесе.

Для развития последнего главное даже не то, чтобы ему помогли, важно - не мешать, заметил Александр Копанский, руководитель ряда компаний, занятых в сфере информационных технологий. Для этого достаточно не сотрясать страну новыми катаклизмами и поддерживать эту самую макроэкономическую стабильность. По мнению г-на Копанского, замечательные декларации о реформировании налоговой системы вряд ли реализуемы при сегодняшних финансовых трудностях. Хотя бы потому, что и при резком уменьшении налогового бремени не следует ожидать автоматического адекватного увеличения поступлений от сограждан, отвыкших за прошедшие годы исправно все налоги платить. К более продуктивным Александр Копанский отнес пусть и не революционный, но конкретный практический пункт из Закона "О бюджете на 1999 год", предусматривающий освобождать от налога на прибыль 50% доходов, если они реинвестированы в производство.

Однако, как уточнили в Министерстве промышленности и торговли, и это, и другое правительственное решение - об отмене НДС на ввозимое предприятиями оборудование и запчасти - подолгу не выполнялись из-за отсутствия механизма реализации в первом случае и соответствующего перечня оборудования - во втором. Безуспешно пока многочисленные здешние предприятия легкой промышленности ожидают и отмены или серьезного уменьшения НДС на импортируемое (не только давальческое) сырье. Крупные производства (выполняющие не только экономические, но и социальные функции по сохранению рабочих мест) давно нуждаются в осознанной, целенаправленной и последовательной правительственной политике, которая закладывала бы реальные основы для их выживания. Более осмысленный хозяйственный индивидуальный подход требуется и в деле приватизации предприятий, начиная с оценки ее целесообразности и кончая контролем за выполнением согласованных обязательств. В противном случае получается, как со швейной фабрикой в городе Бельцы - вполне крепко стоявшее на ногах, это предприятие продали за 2 млн. марок "Штальману", и теперь второй год подряд, официально по крайней мере, оно значится в убытке.

Отнюдь не однозначно выглядят приватизационная политика в аграрном секторе и ее успехи в рамках программы "Земля", ориентированной исключительно на частное землевладение. Об этом говорил в парламенте депутат от ПКМ Дмитрий Тудорогло. К слову, действительно, по убеждению многих местных ученых, для виноградарства, например, более приемлемы коллективные формы хозяйствования...

@@@
Новое правительство наконец сформировано
Новые выборы или "внешнее управление"
Новый стиль израильской дипломатии
Обстановку в Чечне можно нормализовать
Олигархи советуют
Палестинцы на грани гражданской войны
Париж оставил Европу без Конституции

Первый тур выиграл Месич

@@

За пост хорватского президента борются бывшие оппозиционеры

2000-01-26 / Александр Куранов



КАК И ОЖИДАЛОСЬ, первый тур президентских выборов в Хорватии 24 января выиграл 65-летний Стипе Месич, представитель меньшей из двух победивших на недавних парламентских выборах коалиций ранее оппозиционных партий. За него проголосовало около 41% из пришедших к урнам двух с половиной миллионов избирателей.

Выдвиженец главной из этих коалиций, составленной из социал-демократической (СДП) и социал-либеральной (СЛП) партий, 51-летний председатель СЛП Дражен Будиша получил 28% голосов. Теперь эти политики скрестят политические шпаги между собой во втором туре, который состоится 7 февраля.

Набрав чуть более 21% голосов избирателей, остался на третьем месте и выбыл из дальнейшей борьбы первоначальный фаворит - 52-летний Мате Гранич, возглавлявший в течение последнего десятилетия дипломатическое ведомство Хорватии. Незадолго до президентских выборов он покинул все руководящие посты в родном Хорватском демократическом содружестве, которое фактически монопольно держало в своих руках власть в республике в течение 90-х годов, но после недавней смерти отца-основателя Франьо Туджмана погрязло во внутрифракционной борьбе и находится на грани распада.

Остальные шесть кандидатов в президенты намного отстали от этих трех политиков.

В конце этой недели должно быть сформировано и начать работу новое правительство Хорватии, возглавляемое лидером социал-демократической партии и последним из руководителей Союза коммунистов Хорватии 55-летним Ивицей Рачаном. В состав кабинета должны войти представители обоих экс-оппозиционных блоков, но в основном - ведущие политики СДП и СЛП. Предварительные, предшествовавшие еще парламентским выборам договоренности предусматривали делегирование единого кандидата от этих сил, Будиши, на президентский пост.

Но неожиданное вмешательство в борьбу Месича спутало все карты и серьезно осложнило практически еще не начавшееся сотрудничество коллег по новой правящей коалиции. Будиша считает себя уязвленным и обманутым и не скрывает обиды на Месича и его партнеров по малой коалиции. Стипе Месич в течение 1990 года исполнял обязанности последнего руководителя президиума федеральной Югославии. После распада СФРЮ Месич стал первым председателем парламента независимой Хорватии, но в 1994 году из-за разногласий с президентом Франьо Туджманом по поводу его политики в Боснии и Герцеговине покинул большую политику.

Стипе Месич построил свою предвыборную кампанию на личном обаянии, склонности к юмору, доступности для каждого избирателя. Он не организовывал митингов, не выступал с долгими речами о своих заслугах и намерениях по телевидению. "Приходите на кофе с президентом!" - таков был девиз Месича. Посещая города и маленькие поселки, он заходил в кафе, подсаживался к посетителям, отвечал на их вопросы и сам интересовался заботами рядовых соотечественников. После виденного лишь на трибунах или по телевидению, в золотом маршальском мундире с несколькими рядами звезд и орденов, словно отрешенного от простой человеческой жизни Франьо Туджмана для большинства хорватов было настоящим потрясением и праздником вдруг лично встретиться за столиком в кафе с потенциальным главой государства и поговорить с ним по душам обо всем наболевшем. Отсюда и исходит феномен лишь в начале января заявившего о своих президентских претензиях, а ныне с блеском выигравшего первый тур выборов Месича.

Если Будиша был осторожен в своих обещаниях, то Месич откровенно заявлял, что, став президентом, он безжалостно расстанется с пуповиной, до сих пор соединяющей Хорватию с хорватской частью Боснии и Герцеговины, мечту о присоединении которой к своей республике лелеял все последнее десятилетие Туджман, бросивший ради этого на жертвенный алтарь огромные средства и жизни тысяч хорватов и мусульман. Кроме того, Стипе Месич намерен сделать все необходимое для возвращения в родные места беженцев-сербов. Он также готов безжалостно выдать обвиненных в военных преступлениях хорватов Международному суду в Гааге и сам выступить в роли свидетеля.

@@@
Первый тур выиграл Месич
Под огнем российских ракет
Президент без команды
Премьер погорел на денежном изобилии
Премьер под двойным огнем
Приказано - начать строить
Принципы формирования кабинета министров делают его недолговечным

Про Кулова забыли

@@

В Киргизии пока не удается утвердить премьера и сформировать новое правительство

2005-08-30 / Виктория Панфилова







Президент Киргизии Курманбек Бакиев (на снимке справа) медлит с утверждением Феликса Кулова на премьерский пост.

Фото Reuters

Президент Киргизии Курманбек Бакиев нарушил свое обещание, данное Феликсу Кулову еще в ходе избирательной кампании по выборам главы республики. Несмотря на то что Феликс Кулов был назначен и.о. премьер-министра на следующий день после инаугурации Бакиева, неожиданно длительной оказалась процедура представления кандидатуры Кулова на должность премьер-министра, хотя сроки подобной процедуры четко прописаны в республиканской Конституции – премьер должен быть утвержден через две недели после инаугурации нового президента. Этот срок истек еще 27 августа.

Вчера депутаты парламентского комитета по соблюдению конституционной законности, госстатуса и прав человека спешно собрались на экстренное заседание в надежде утвердить Кулова в должности премьер-министра. Однако их ждало разочарование – через несколько минут заседание пришлось закрыть. Как сказал председатель комитета Камбаралы Конгантиев, «депутаты ожидали, что хотя бы в понедельник президент представит в парламент кандидатуру Феликса Кулова на должность премьер-министра. Но этого документа нет, следовательно, рассматривать практически нечего». Теперь, сказал Конгантиев, вопрос может быть вынесен на рассмотрение депутатов не ранее 1 сентября, когда откроется очередная сессия парламента.

@@@
Про Кулова забыли
Путин поможет Тимошенко поднять рейтинг
Путину изложили удобную версию
Русские остались за бортом
С президентом все ясно. На очереди - премьер-министр
Серж де Пален: "Мы верим в будущее вашей экономики"
Спецзадание Анатолия Кинаха

Танцев не будет

@@

США не помогут украинской оппозиции взять власть с помощью дефолта

2002-12-10 / Елена Байкова Новое украинское правительство, получив по наследству множество бюджетно-финансовых проблем, вынуждено прикладывать титанические усилия, чтобы уже в начале следующего года страна не была признана банкротом. Такой сценарий, по мнению аналитиков, автоматически реализовал бы все надежды оппозиции на смену власти. О том, какими способами и методами нынешнее руководство Украины сможет удержать ситуацию в своих руках, в интервью "НГ" рассказал доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений Института мировой экономики и международных отношений АН Украины Алексей Плотников.



- Алексей Витальевич, многие аналитики утверждают, что Украина в скором времени может объявить дефолт, поскольку на 2003 год приходится пик выплат по внешнему долгу, а средств для погашения долговых обязательств в стране нет...

- В следующем году Украина должна выплатить 1,6 миллиарда долларов по внешнему долгу. Это действительно крупнейшая сумма выплат за последние годы. Но ситуация не столь угрожающа, как, например, в 1999-2000 годах, когда размер внешнего долга приближался к 60% от ВВП. Как известно, этот уровень является критическим, ибо показатель выше 60% неминуемо приводит страну к банкротству. В этом году внешний долг составляет чуть больше 36% от ВВП. Я думаю, что для его погашения правительству удастся изыскать источники как на внутреннем, так и внешнем рынках. Возможно, средства будут привлечены с помощью еврооблигаций. Несмотря на их низкий рейтинг и неоднозначное отношение к ним, правительство, я надеюсь, сможет разместить еврооблигации хотя бы на половину суммы выплат. Часть выплат можно будет погасить за счет займов на внутреннем рынке. Вопрос в том, под какие проценты и условия будут предоставляться эти займы. Скорее всего это будут какие-то не самые выгодные условия для государства, но все же... Возможно, речь будет идти и о реструктуризации части внешнего долга. В любом случае погасить долговые обязательства в следующем году возможно...

Если все же допустить возможность дефолта (хотя я в это не верю), то что может произойти со страной? Изменится отношение к государству, к национальной валюте, уйдут инвесторы... Украина будет отброшена по экономическому развитию где-то к уровню 1993-1994 годов. Но надеюсь, что до этого дело не дойдет. Мы пережили гораздо более сложные периоды, когда дефолт был реальной угрозой. Сейчас все не так плохо - есть показатели экономического роста.

- Но ситуация с экономикой на Украине далека от идеальной: бюджет на текущий год фактически провален, бюджетные перспективы следующего года неясны. Вы считаете, новое правительство справится со всеми этими проблемами?

- Невыполнение бюджета текущего года связано с традиционными проблемами: в доходную часть были заложены приватизационные поступления, которые в этом году минимальны. Соответственно расходную часть приходится сокращать. Но это случается почти ежегодно.

Бюджет-2003, я думаю, будет принят еще до Нового года. А будет ли он выполнен в следующем году - останется на совести тех, кто разрабатывал проект бюджета.

- То есть на совести бывшего премьер-министра Кинаха. Но отвечать придется правительству Януковича. Как вы считаете, могут ли очередные кадровые перестановки в Кабмине привести к смене власти в стране?

- Думаю, новое правительство справится с ситуацией, проведет необходимые реформы, и вопрос об отставке не возникнет. Но даже если допустить такое развитие событий, то очередное новое правительство в любом случае сформирует не оппозиция. Для этого нет законодательной базы.

- А если украинским оппозиционерам "поможет Запад"?

- У Запада нет возможности давить на правительство Украины. Да и необходимости нет. Нового премьера Януковича на Западе знают мало, но к нему относятся совершенно нейтрально. Экономическая агрессия по отношению к его правительству возможна только в случае, если премьер-министр предпримет некие репрессивные меры против западных инвесторов. Но очевидно, что этого не произойдет. Соответственно не стоит ожидать и резких шагов "с той стороны": Западу нужен на Украине не его ставленник в кресле премьер-министра, а прагматик, с которым можно говорить о сотрудничестве.

@@@
Танцев не будет
Техника слабеет, народ крепчает
Тимошенко готова мириться с Ющенко
Трехсторонние разногласия
Финансовый Хасавюрт
Французская вертикаль
Ципи Ливни спасает свой имидж

Чья позиция сильнее

@@

Противостояние между Верховной Радой и вновь избранным президентом Украины продолжается

1999-11-24 / Татьяна Ивженко



НОВЫЙ конфликт между президентом Украины и Верховной Радой может закончиться как привычным в прошлые пять лет президентства Леонида Кучмы длительным противостоянием сильных лоббистских структур в окружении президента и в парламенте, так и роспуском Верховной Рады.

На сей раз поводом для скандала стал отказ народных депутатов перенести по просьбе Леонида Кучмы место инаугурации президента во дворец "Украина". Парламентарии приняли постановление, которым назначили проведение запланированной на 30 ноября президентской присяги на верность народу в стенах Верховной Рады. По словам же президента, здание парламента мало и неудобно для такого торжества. Больше всего Кучму возмутило нежелание Верховной Рады прислушаться к его просьбе, после того как он пошел навстречу депутатам и перенес инаугурацию на 30 ноября, поскольку "26 ноября, они (депутаты. - "НГ"), как всегда, не работают..." "Я перед парламентом должен принимать присягу? Я ее перед украинским народом должен принимать! - заявил Леонид Кучма журналистам. - Парламент еще раз показал, что не готов к конструктивному сотрудничеству с президентом. Это заставляет меня думать над адекватными мерами. И они будут обязательно".

В последнее время президент довольно часто говорит о недееспособности парламента. По мнению авторитетных политологов, проблема сводится к тому, что ветви власти пытаются потянуть "властное одеяло" каждая на себя. Вокруг президента и вокруг парламента сформировались очень сильные лоббистские бизнес-группы, которые закулисно определяют направления украинской политики и экономического развития, но при этом не заинтересованы в переходе в публичную политику. "Подковерные кланы", считают политологи, способны, как и ранее, спровоцировать длительное противостояние между ветвями власти, но не способны преодолеть кризис в отношениях между ними, ибо заинтересованы в ведении войны "до полного уничтожения конкурентов".

Что касается роспуска парламента, то, согласно Конституции, у президента нет на это полномочий. Однако украинские парламентарии опасаются не танков у стен Верховной Рады, а обещанного президентом всенародного референдума. Чисто теоретически такое возможно, поскольку социологи уверены, что после выборов народ поверит в заявление президента о том, что "все беды - от Верховной Рады", которая мешает президенту провести наконец реформы и изменить жизнь народа к лучшему.

Еще неделю тому назад аналитики сходились во мнении, что данное президентом местным властям обещание о создании сената - не более чем "предвыборные пряники" регионам, поскольку президенту невыгодно усиление региональных властей на общегосударственном уровне. Однако последние заявления Леонида Кучмы можно истолковать как то, что он готов допустить усиление регионализации ради роспуска и ослабления Верховной Рады.

Народные депутаты к идее двухпалатности относятся весьма скептически. Что касается пропорциональной системы выборов, то абсолютное большинство парламентариев уверены в необходимости такой меры для усиления партий в противовес закулисным кланам. К тому же народные избранники не без иронии прогнозируют, что в будущем составе Верховной Рады все лоббистские структуры, сформировавшиеся в окружении президента, смогут работать только через парламентские партии, а это наконец снимет напряжение в отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Так или иначе, но на сегодня формирование парламентского большинства происходит де-факто, но не оформляется де-юре. С одной стороны, левые, от лица которых выступил председатель Верховной Рады Александр Ткаченко, заявили о том, что они готовы сформировать большинство в 210 депутатов. С другой стороны, правоцентристы, так или иначе ориентирующиеся на действующего президента, заявили о намерении создать большинство в 250 депутатов и сместить г-на Ткаченко с занимаемого им поста. Правда, в лагере центристов движение к объединению началось сразу в нескольких центрах и породило центробежные тенденции и постоянные склоки между фракциями и группами. Можно предположить, что до того момента, когда парламент должен был бы начать формировать правительство, депутаты так и не определятся с официально признанным большинством. Тем более что ни одна из представленных в парламенте сильных лоббистских структур не намерена перейти в подчинение другой.

Между тем ситуативное, стихийное большинство в парламенте формируется очень просто, но только в те моменты, когда депутаты консолидируются, чтобы противостоять окружающим президента теневым группам влияния. Вероятно, кланам, а не лично президенту Кучме Верховная Рада пыталась доказать, "кто в доме хозяин", когда почти 300 депутатов проголосовали за инаугурацию президента в стенах парламента. Столь же легко нашлось 300 голосов при утверждении пропорциональной системы выборов, не понравившейся окружению Леонида Кучмы. Еще раз на прошлой неделе парламентское большинство организовалось, когда депутаты преодолели вето президента на принятый еще в прошлом году, но до сих пор не введенный в действие по причине противостояния между президентом и парламентом Закон "О Кабинете министров". Депутаты не приняли предлагаемые Леонидом Кучмой поправки к закону. По сути, новый документ значительно расширяет полномочия парламента (в ущерб президентским полномочиям) в вопросах формирования правительства и контроля за его деятельностью. Если Леонид Кучма под давлением международных финансовых организаций все же подпишет закон, то можно будет говорить о том, что существование парламентского большинства обрело зримые очертания.

Тем временем Леонид Кучма уже заявил о своем намерении предложить парламенту для утверждения на пост премьер-министра кандидатуру Валерия Пустовойтенко. Президента поддерживают в этом вопросе Ассоциация городов Украины и все губернаторы. Правда, по мнению аналитиков, заявленную поддержку можно расценивать не как искреннее стремление мэров и губернаторов в дальнейшем работать с Пустовойтенко, а как вынужденную необходимость легализовать предложение президента, получив взамен обещанные Леонидом Кучмой новые полномочия.

Верховная Рада считает, что Валерий Пустовойтенко вряд ли получит возможность возглавлять новое правительство, хотя пропрезидентские силы в парламенте относятся к этой кандидатуре как к "минимальному злу". Президент может предлагать одну и ту же кандидатуру на пост премьер-министра парламенту для утверждения только один раз. Иными словами, кандидатура главы правительства может быть утверждена только в том случае, если она будет приемлема для парламентского большинства.

@@@
Чья позиция сильнее
Шарон ждет ответа Барака
Юлия Тимошенко получила индульгенцию на год