"В Адыгее национальных проблем пока нет"

@@

Президент Аслан Джаримов под суверенитетом республики подразумевает прежде всего экономическую независимость от Центра

2000-06-20 / Милрад Фатуллаев



Аслан Джаримов.

- АСЛАН АЛИЕВИЧ, в последнее время Адыгея стала объектом внимания центральных СМИ. "НГ" посвятила национальной проблематике в республике несколько материалов. Какой вы видите национальную жизнь в руководимой вами республике?

- Больше всего нас винят в том, что у нас якобы махровая Конституция, что "она, похоже, переписана в свое время с чеченской". (Интервью было подготовлено до опубликования указа президента РФ о несоответствии законов Адыгеи федеральному законодательству. - М.Ф.) Не по душе сам факт образования республики. Народ запугивают мнимыми последствиями введения второго (наряду с русским), адыгейского, государственного языка. И конечно, пресловутое паритетное право. Но паритет - это благо. Его надо приветствовать. Паритет противоречий никому не создает. Основное население республики - адыгейцы и русские - должны на паритетной основе руководить республикой. Для чего? Чтобы не принимать решений, ущемляющих интересы друг друга. Создается определенное равновесие. Адыгейцев на своей исконной территории осталось 22%, и что же - они должны быть представлены в парламенте всего 10 депутатами из 45, как этого хочет Союз славян Адыгеи? Тогда какая же это национальная республика и как народу, ради сохранения которого была образована республика, защищать свои права? Все это мы придумали и претворили в жизнь всем многонациональным народом Адыгеи. Наша Конституция обсуждалась народом в течение четырех месяцев, потом этот срок продлили, организовали "круглый стол" в Москве, пригласили видных специалистов, юристов, депутатов Госдумы. Что касается образования самостоятельной республики как субъекта Российской Федерации, то за это проголосовало более 2/3 населения Адыгеи.

Судите сами. Если бы здесь не было адыгейцев, была бы образована республика? Нет. Были бы или край, или область. Почему в 1922 году нам, как и татарам, башкирам, была предоставлена автономия? Для того чтобы наиболее полно осуществлялись национальные потребности. Это гарантия, предоставленная русским, государствообразующим народом для того, чтобы адыгейцы могли сохраниться как народ. История менялась - была империя, советская власть, теперь демократическая Россия. Но все равно адыгейцы, которых я представляю, надеются на русский народ, который является ядром Российского государства, но который, к сожалению, расщепляется. Я имею в виду тот факт, что и в дальнем зарубежье сегодня проживает более 20 миллионов русских и столько же оказалось вне России после распада СССР.

Адыгейцы пришли не в Рязанское или Московское княжество, а в то самое Российское государство, которое собрал Иван Калита и укрепил Иван Грозный. А сегодня мы можем наблюдать обратную картину: некоторые области пытаются добиться такого же статуса, как и у республик, искусственно подрывая единство России, единство русского народа.

- Республиканский закон о языке, как многим кажется, ущемляет права большинства граждан республики. Ведь на высший пост могут избираться только знающие адыгейский язык. Причем ущемляются в избирательных правах и 40% адыгейцев, которые, согласно статистике, не знают родного языка?

- Зная два государственных языка, они могут избираться. Речь же не идет об избрании обязательно адыгейца, речь идет о знающем русский и адыгейский языки человеке. Армянин он, татарин, адыгеец, русский - не имеет значения. И, кстати сказать, сегодня адыгейский язык адыгейцами изучается меньше, чем представителями других народов. Всего 37 тысяч человек сейчас изучают адыгейский язык, из них только 13 тысяч адыгейцы. Остальные - русские, армяне и т.д. Да и русский-то никто не отменяет. Причем русский - на первом месте. Это и понятно. В статье 68, часть 1, Конституции РФ предусмотрено: в Российской Федерации государственным языком является русский. Но часть 2 той же статьи гласит, что в республиках могут вводиться свои государственные языки, которые употребляют в органах государственной власти, органах местного самоуправления, госучреждениях наряду с русским. И в статье 15 Закона Республики Адыгея о языках говорится, что делопроизводство должно вестись на двух языках, а не на одном (русский язык остается, и никто не может его отменить). Сегодня мы частично ввели адыгейский язык: на нем параллельно с русским печатаются названия документов и выходные данные. В будущем весь текст будет печататься на двух языках - русском и адыгейском. Для ввода закона о языках мы отвели девять лет, и он заработает только в 2003 году.

Конституция Российской Федерации гарантирует сохранение и развитие языков. А для этого надо прежде всего поднять значимость языка, сделать его востребованным. Поэтому президент должен знать два языка. Представьте себе такую картину: приезжает из аула старик, и президент будет говорить с ним не на адыгейском? Язык теряется, больше половины диаспоры не знает родного языка, немало таких и в нашей стране, в том числе и среди моих родственников. Потеряем язык, который мы впитывали с молоком матери, - потеряем и народ. Красноречивый тому пример - северные народы.

- Вы упомянули о "расщеплении" русского народа. Что конкретно вы имеете в виду?

- Территориальное расщепление на субъекты Федерации ядра России. Такой подход я считаю неверным. Поэтому Россия долго будет идти к тому, чтобы стать могучей державой. Губернаторы проводят свою самостоятельную политику, ослабляя страну. Совет Федерации в результате перестал быть представительным органом федеральных образований. Ведь Федерация - это прежде всего союз национальных республик, а не просто субъектов - краев, областей, автономий, уравненных в своих правах. Губернии норовят стать рядом по статусу с национальными республиками. А адыгейцы ведь приходили в единое, сильное Российское государство.

- Кстати, у вас свое мнение относительно Федеративного договора. Адыгея не подписала договор о разграничении предметов ведения с Центром. С чем это связано?

- Федеративный договор первыми подписали Ельцин, Хасбулатов и председатель Конституционного суда Зорькин. Разве они какие-то регионы представляют? Да, подписание этого договора когда-то и сыграло свою роль, но сегодня он ничего не дает. Тем более что Татарстан, Башкирия подписали отдельные договоры. Достаточно, думаю, и того, что есть действующая федеральная Конституция. Но речь мы ведем о договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации. Да, мы не подписали этот договор. Почему? Я не видел в нем большой пользы в тех условиях, когда в год менялось по четыре правительства, каждое из которых все начинало заново и ничего до конца довести не успевало. Сегодня же Путин, судя по всему, серьезно взялся за укрепление вертикали власти. Так что, может быть, к этому договору мы еще вернемся.

- Каким образом это сказывается на национальной проблеме?

- Я давнишний руководитель, самый опытный по стажу работы из руководителей первого звена в России, с января 1989 года сижу в этом кабинете, поэтому знаю об этом не понаслышке. И все это время, кстати, с нами "борется" Коновалова: "защищает" права славян от 22% адыгейцев. Говорят, кадровая политика у нас не та. Вот только последние назначения: министрами госимущества, юстиции, экономики, здравоохранения, промышленности, по межнациональным отношениям в Адыгее являются русские. Здесь не только паритет, а где-то русские и превалируют. А нас представляют как какой-то дремучий лес, где царит диктат адыгейцев, цветет махровый национализм.

Люди не понимают, когда в центральных СМИ, в частности в "Независимой газете", пишут: "О том, как будут развиваться дальше события, читайте в следующих номерах". А как будут развиваться события? Они в том контексте никак не развиваются. О каком противостоянии можно говорить, если у многих здесь интернациональные семьи? У меня самого дядя, племянник, брат женаты на русских. Дочь замуж вышла практически за русского. Сегодня столько кровей везде смешано... Здесь вообще проблем национальных нет.

- В республике принят закон о репатриантах, призванный содействовать возвращению потомков черкесских народов на историческую родину. В какой степени отрегулирована на данный момент эта проблема?

- Вопрос о репатриантах непростой. Предрекали, что их будет очень и очень много. Но этого не случилось. Одна из причин - непривлекательность в экономическом плане нашей страны сегодня. Нет необходимой нормативной базы. Поэтому за 10 лет только до 300 семей вернулось на историческую родину. Повторяю: за 10 лет! Но и тут нас стараются обвинить в том, что к нам стекаются чуть ли не те, кто жаждет принять участие в чеченских событиях. Мы не исключаем, что вместе с репатриантами к нам могут засылаться спецслужбами и так называемые нежелательные элементы. Такая информация у меня имеется. Но это исключения из правила. И по этой линии работают наши компетентные службы.

- В этой связи неоднозначно воспринято открытое в Майкопе отделение Всемирного исламского призыва со штаб-квартирой в ливийском городе Триполи. Каковы ее цель и назначение?

- Все, что мы делаем с Ливией, а делаем мы еще очень мало, - в русле российской внешней политики. Когда Совет Безопасности ООН снял эмбарго с Ливии, страна была открыта для сотрудничества. Эту возможность мы первыми из регионов России использовали в своих экономических интересах, провели международную конференцию с участием руководителей республик Северного Кавказа. На форуме был представлен и исполком Исламского призыва. В ходе визита в Ливию наша делегация, которую возглавлял премьер-министр страны, подписала соглашение о том, что в Майкопе будет открыто отделение Исламского призыва, который, как известно, был создан в период экономической блокады Ливии, с тем чтобы республика могла осуществлять внешнюю деятельность. Хотя это и негосударственная структура. Никакого исламского фундаментализма, опасений, будто устав отдела Исламского призыва в Адыгее предусматривает изменение внутренних законов Адыгеи, просто нет. Это чепуха.

Нас Ливия интересует только как потенциальный инвестор, она намеревается вложить капитал в перерабатывающую промышленность, конкретно - в мукомольную. Огромнейшие элеваторы остались недостроенными, и строительство было заморожено в 1992 году, когда разразилась шоковая терапия. Мельница, крупяной и рисовый заводы построены только на 70%. Необходимых средств нет ни у Центра, ни у республики. Есть, конечно, и другие экономические интересы, связывающие нас с Ливией. Вот собственно и все.

- Вместе с чеченцами и другими народами Северного Кавказа адыгейцы принимали активное участие в грузино-абхазском конфликте. Каково сегодня отношение адыгейцев к событиям в Чеченской Республике?

- С начала конфликта у нас были чеченские эмиссары, и около десятка наших граждан пошли у них на поводу. Но сильно повлиять на умонастроения они не смогли. Мы заняли правильную позицию, сам народ трезво оценил ситуацию. Растет понимание того, что войне нужно положить конец.

- Адыгам небезразлична судьба соседнего абхазского народа, с которым его связывает и общая история, и родственные язык и культура. Каким вам видится будущее этой де-факто независимой республики?

- Думаю, что на каком-то этапе после 1992 года можно было бы найти компромисс, прийти к согласию и жить в рамках единого государства с предоставлением Абхазии особого статуса. Но время упущено. Сегодня уже 2000 год. Восемь лет прошло. Абхазия была независимым государством в начале XIX века и сможет жить с таким статусом и далее. Не следует пытаться всеми способами вернуть ее на прежнее место. Я не исключаю, однако, принятия обеими сторонами взаимоприемлемых решений корпоративного характера, направленных на сохранение единого экономического и культурного пространства, но не ведущих к прежней соподчиненности.

- Аслан Алиевич, понятие "независимость" в последнее время стало наполняться различным содержанием. Говорят о татарском, чеченском, ингушском и других вариантах. Что значит независимость и суверенитет для Адыгеи?

- Не знаю о какой независимости мечтают другие, но я говорю о независимости экономической, финансовой. Нам всем надо не мечтать, а работать больше. Эффективно использовать те возможности, которые нам предоставляет наш край, наша земля. Мы в республике поставили себе задачу в ближайшее время выйти на самофинансирование, быть самодостаточными. В экономическом плане, а не в политическом. А федеральному Центру все субъекты должны предоставить возможность решать более глобальные задачи - проблемы обороны, космоса, фундаментальной науки...

- Республика Адыгея занимает на Северном Кавказе первое место по экономическим показателям. Что именно удалось сделать за последние годы?

- Если говорить конкретно, то в прошлом году мы увеличили доходы почти в два раза. Выполнили все прогнозные показатели. Рост промышленности составил 150% по сравнению с 1998 годом. Это второй результат в России и первый на Северном Кавказе. У нас нет привычных для других регионов задержек выплаты зарплат и пенсий. В прошлом году мы перечислили в федеральный бюджет около 900 миллионов рублей, а получили 780. Однако, надо сказать, что сама расходная часть, которая сегодня составляет 1060 миллионов, нас не удовлетворяет. Необходимо в 1,5-2 раза больше. То есть надо дальше работать, опираться прежде всего на собственные силы. И вскоре мы перестанем быть дотационной республикой.

- Как скоро?

- Это вполне достижимо в ближайшие два-три года. Вот красноречивый тому пример. В сельском хозяйстве надой упал до 1660 килограммов. Это в принципе неплохой показатель для Северного Кавказа, но не для нашей республики. Принятыми мерами удалось поднять надой до 2100, а к концу года планируется довести этот показатель до 2500 килограммов. Тогда мы становимся вровень с Краснодарским краем.

- Административными мерами?

- Я бы назвал это сочетанием государственного регулирования с частной инициативой.

- Нерешенной остается проблема обустройства тысяч жителей, чьи села были затоплены в результате строительства Краснодарского водохранилища…

@@@
"В Адыгее национальных проблем пока нет"
"Покупать газ на скважине - это мечта наших конкурентов"
"Презумпции" Дмитриева
"Сделано в Татарии"
Автотранспортники наехали на правительство
Алгебра и климатические обязательства России
Антидемпинговые процедуры будут упрощены

В культуре: Сплотим ряды!

@@ 2009-02-16 / Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"







Олег Табаков: «Не означает ли это отмену таланта вообще?».

Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Для многих, очень многих людей театра прошлая неделя, со среды до субботы, прошла в трауре. В среду стало известно о смерти директора Центрального дома актера Маргариты Александровны Эскиной, позавчера ее похоронили на Донском кладбище. Панихида – событие в принципе невеселое, но тут было так много настоящего горя, слез, когда известные артисты отказывались выходить к микрофону, понимая неуместность рыданий со сцены... Тот случай, когда личное было выше «призванья».

Дом актера был местом особым. Много уже сказано, но вот еще: на Арбате, 35, и вправду, как заметил в своем ЖЖ Павел Руднев, рождались и становились на ноги все театральные начинания последних лет двадцати. И «Мастерская Фоменко», и «Студия театрального искусства», и Центр драматургии и режиссуры... И любой режиссер или группа актеров могли прийти с улицы и получить угол для репетиций. Бесплатно. Это – частность, но очень важная... Еще Эскина умела сплачивать ряды. Соединять несоединимых, старых и малых. Разных.

А в прошлый вторник, о чем почему-то особо нигде не сообщалось, в Госдуме прошел круглый стол, где разговор шел как раз очень современный. И несовременно выглядели даже те, кто хорошо понимает и законы рынка, и знает европейскую и американскую практику. Деятели культуры встречались с представителями Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Тему определили так: «О проблемах реализации 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в сфере культуры».

По этому 94-ФЗ все, в том числе культурные учреждения, выбор должны делать в пользу дешевого исполнителя, а не того, кто – в культуре – способен создать шедевр, кто, известно, сделает лучше. Ну, ясное дело, в театр идут на актеров, на режиссеров. И молодой сможет поставить и сыграть хорошо, но грамотный менеджер вынужден сочетать имена-бренды с именами начинающих. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: «В рамках кризиса государство отказывается от ответственности в области культуры. Нам нужно больше свободы, как это было во время прошлого кризиса 1998 года. С точки зрения развития культуры 94-ФЗ – вредный, расходный и более взяткоемкий, чем другие законы».

К слову, комитет по культуре Госдумы уже подготовил поправки в 94-ФЗ, в которых литература и искусство как бы выводятся из-под его юрисдикции. То есть там, где речь о закупке канцелярских товаров, – вопросов нет. Но постановка спектаклей, работа художника – конечно, дешевле не лучше, это поймет «не только взрослый, но даже карапуз». И многие поняли и согласились – например, руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский, председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы Евгений Герасимов и другие.

А вот начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев считает по-другому: по его мнению, положительная сторона 94-ФЗ в том, что закон способствует здоровой конкуренции и борьбе с коррупцией. Он объявил, что не поддержит проект изменения 94-ФЗ, внесенный комитетом по культуре ГД, «так как этот закон антикоррупционный и мешает махинациям с тендерами».

Замдиректора Департамента государственного регулирования экономики Минэкономразвития Анна Катамадзе заявила: «Базовый принцип этого закона – не у кого покупать, а что покупать». По ее словам, на федеральном уровне в период действия 94-ФЗ удалось сэкономить 300 млрд. руб. Тут не выдержал Олег Табаков: «Не означает ли это отмену таланта вообще?» – воскликнул он.

@@@
В культуре: Сплотим ряды!
Виталий Артюхов: "История с валом Гамбурцева не окончена"
Владимир Аверченко: тарифный орган не стал ни единым, ни единственным
Владимир Путин: позитивные тенденции есть, но пока это только тенденции
Газ и электричество должны выйти на рынок
Георгий Кутовой организует себе жизненное пространство
Год президентства Путина: с программой или без нее?

Госрегулирования не будет

@@

Металлурги отбились от вмешательства государства в ценообразование на свою продукцию

2004-04-26 По материалам агентства «Интерфакс»



Участники парламентских слушаний на тему «Проблемы законодательного регулирования ценообразования в черной металлургии» выступают против государственного регулирования цен на продукцию металлургии. «Цены на металлургическую продукцию не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон с учетом спроса и предложения», – говорится в рекомендациях, принятых на слушаниях в четверг.

Рост цен черных металлов за период с декабря 2000 года по март 2004 года составил 1,8 раза, что на 20 процентных пунктов выше, чем в целом по промышленности. «Вместе с тем за указанный период цены на потребляемые ресурсы увеличились в большей мере, чем на продукцию черной металлургии. Так, цены на газ выросли в 2,32 раза, тарифы на электроэнергию – в 1,95 раза, тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом – в 2,1 раза, цены на кокс – в 2,1 раза, лом стальной – более чем в 2 раза», – говорится в рекомендациях.

@@@
Госрегулирования не будет
Госсовет начинает с экономики и герба
Граждане не заметили диктатуры закона
Греф воспринял идеи Чубайса
Дефляция - глобальная угроза
Доброе дело легче погубить, чем возродить
Доводы Чубайса не убеждают

Еще один шаг к социализму

@@

Новые законы Чавеса усилят роль государства в экономике и общественной жизни

2008-08-06 / Николай Сурков



Президент Венесуэлы Уго Чавес своим декретом ввел в действие 26 законов, направленных на продолжение социалистических преобразований и усиление государственного регулирования в таких стратегических сферах, как безопасность, банковский сектор и сельское хозяйство. Противники Чавеса утверждают, что он действует незаконно и пытается исподволь изменить Конституцию страны.

Глава Федерации торгово-промышленных палат Венесуэлы Хосе Мануэль Гонсалес отметил, что принятый пакет законов содержит социалистические концепции, которые были отвергнуты населением в ходе прошлогоднего референдума об изменении Конституции Венесуэлы. «Мы уверены, это не что иное, как навязывание проекта реформы, который был отвергнут в декабре», – подчеркнул Гонсалес.

«Правительство полагает, что может двигаться дальше по пути создания централизованной, подконтрольной государству экономики, но это усилит конфликт с деловым сообществом», – констатировал экономист Хорхе Ботти, который руководил командой экспертов, изучавших влияние политики правительства Венесуэлы на частный сектор.

По информации РИА Новости, венесуэльская оппозиция утверждает, что Чавес действует незаконными методами. «Законы не могут приниматься в секрете, без всенародного обсуждения и рассмотрения их в парламенте страны», – указал экс-министр экономического планирования Венесуэлы и редактор оппозиционной газеты Tal Cual Теодоро Петкофф.

В ответ вице-президент Венесуэлы Рамон Каррисалес заявил, что «принятые законы четко вписываются в рамки Конституции страны». Он также добавил, что «многие законы уже давно надо было изменить в связи с проводимой конституционной реформой». Сам Чавес считает, что принятые законы обсуждались населением страны, и предложил тем, кто с этим не согласен, обращаться в суд.

Аssociated Press передает, что согласно одному из новых законов оптовые и розничные торговцы продуктами питания могут быть посажены в тюрьму на срок до шести лет, если не будут придерживаться установленных государством цен или начнут «придерживать» продукты. Президентский декрет также позволяет государству «брать на себя контроль за реализацией продуктов, когда это необходимо».

Кроме того, принятый закон о безопасности и сельскохозяйственной независимости разрешает правительству «экспроприировать или насильственно приобретать» предприятия, занимающиеся производством и сбытом сельхозпродукции с выплатой «справедливой компенсации».

Недовольство вызвала инициатива президента Чавеса о включении в состав Вооруженных сил страны корпуса резервистов-добровольцев – Национальной боливарианской милиции. Предполагается, что ее члены займутся созданием так называемых комитетов обороны при действующих на местах коммунальных советах. Критики высказывают опасения, что комитеты обороны могут стать аналогом существующих на Кубе комитетов защиты революции, которые ведут борьбу с политической оппозицией.

Нововведения коснулись также государственных финансовых и экономических институтов. Теперь, например, государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela (PDVSA) имеет право без согласия Министерства финансов выпускать долговые ценные бумаги. Для этого лишь надо получить разрешение Чавеса.

По мнению ведущего научного сотрудника Института Латинской Америки РАН Эмиля Дабагяна, появление пакета новых законов показывает, что Чавес не отказался от своего курса на создание предпосылок для строительства социализма в Венесуэле, несмотря на постигшую его неудачу на конституционном референдуме в декабре прошлого года. «Пока цены на нефть остаются высокими, у Чавеса есть возможность заниматься строительством социализма в Венесуэле», – отметил эксперт в беседе с корреспондентом «НГ». Он пояснил, что Чавес опирается в основном на жителей маргинальных кварталов, куда он вкладывает огромные средства, его также поддерживает часть армии.

В экономическом плане следует ждать дальнейшего огосударствления отраслей хозяйства, однако в Венесуэле плановая экономика ничего хорошего никому кроме беднейших слоев населения не принесла. «Имеет место дефицит продуктов питания. Бедняки поддерживают Чавеса, но средний класс и предприниматели недовольны происходящим, студенчество очень резко выступает против Чавеса», – подчеркнул Дабагян.

@@@
Еще один шаг к социализму
Иван Стариков: "Закон выведет рынок земли из тени"
Интересы правительства и монополий не совпадают
Интернет и деньги помогли Бушу
Как выходить из кризиса
Как нам не потерять российский Север
Консерваторы и либералы в российской политике

Концепция подъема села будет создана

@@

Если ведомства договорятся о ее содержании

2000-03-01 / Андрей Литвинов



КАЖЕТСЯ, уже никого не удивить появлением очередной программы "спасения" сельского хозяйства России. Приближающиеся выборы дают новый повод для появления подобных документов. 23 февраля прошло заседание Совета по аграрной политике при правительстве России, на котором обсуждалась концепция развития агропромышленного комплекса на период до 2010 г. Любопытно, что срок, на который рассчитана концепция, почти совпадает с наиболее вероятным сроком президентства Путина.

Собственно, концепция и была разработана в соответствии с поручением Владимира Путина, данным им во время посещения Краснодара 11 февраля. Возможно, сжатые сроки отразились на качестве представленного документа. Разрабатывался он в Минсельхозпроде РФ, что также не могло не сказаться на содержании. Стратегические цели государственной аграрной политики провозглашаются здесь весьма благие - "восстановление эффективно и динамично развивающегося АПК, обеспечивающего устойчивое развитие села" и т.д. Каковы же способы их достижения? В проекте концепции упорно проводится идея необходимости усиления государственного регулирования. Предполагается заметное расширение полномочий министерства - повышение его роли в государственном регулировании рынков, укрепление вертикали управления в сельском хозяйстве, введение госзаказа на основные виды техники и минеральные удобрения. Защиту отечественного производителя обеспечит политика "разумного" протекционизма, которая, впрочем, не должна помешать вступлению России во Всемирную торговую организацию.

Интересен раздел концепции, посвященный финансово-кредитной системе АПК. Отмечая, что недоступность кредитов является сегодня одной из причин ухудшения экономического положения сельских товаропроизводителей, авторы концепции предлагают для решения этой проблемы создание целого ряда кредитных организаций, в том числе Россельхозбанка и Аграрного банка реконструкции и развития для долгосрочного кредитования АПК. Относительно Россельхозбанка уже сейчас высказываются опасения, что он может разделить судьбу печально известного СБС-АГРО.

Разработчики концепции явно старались охватить как можно больше проблем - среди долгосрочных задач названо даже приспособление сельского хозяйства к глобальному потеплению климата. Однако многие задачи, сформулированные в концепции, звучат как благие пожелания или просто кажутся невыполнимыми в современных условиях - например: "Остановить бартеризацию экономических отношений", "разработать программу привлечения молодежи в сельское хозяйство" и др.

Ход заседания показал существование разных взглядов на подготовленный проект программы как между различными ведомствами, так и внутри самого Минсельхозпрода. Выступление министра сельского хозяйства Алексея Гордеева не во всем совпадало с положениями концепции, которую на самом заседании представлял заместитель министра Сергей Киселев. Возражения были и у представителей Министерства экономики - они отметили "нерыночный" характер многих содержащихся в концепции предложений. Надо сказать, что Минэкономики практически обошли при подготовке концепции, хотя первоначально участие этого ведомства предполагалось.

Представители частных компаний, работающих в сфере АПК, выразили свое скептическое отношение к идее восстановления госзаказа. Отмечалось, что существование госзаказа в недавнем прошлом не помешало развалу важнейших отраслей комплекса, в частности агрохимической промышленности. В существующих сегодня условиях Минсельхозпрод не сможет обеспечить нормальное функционирование госзаказа, который просто станет основанием для чиновничьего произвола и недобросовестной конкуренции. Наконец, среди серьезных недостатков концепции называлась неясность тех ее пунктов, в которых затрагиваются вопросы частной собственности на землю.

@@@
Концепция подъема села будет создана
Концепция развития энергетики
Матрица демократии
Между общиной и государством
Менеджер и экономика
Минтопэнерго сохранится
Михаил Касьянов: Глава правительства всегда должен быть немного консервативен

НЕГА сообщает

@@ 2001-10-23



Белоруссия

В СООТВЕТСТВИИ с декретом "О повышении роли науки и реформировании Национальной академии наук Белоруссии", который подписал Александр Лукашенко, республиканской наукой теперь будет руководить президент. Согласно этому документу, президент будет назначать не только президента Национальной академии наук, но и состав президиума этого научного органа. Заметим, эти должности всегда были выборными. Академики, к которым журналисты республиканских СМИ обратились за комментариями по этому поводу, хотя и согласны, что Академии наук необходимо реформирование, однако не согласны с решением президента. По их мнению, теперь академическая система уже не будет демократической и самостоятельной. Одновременно Александр Лукашенко назначил президентом Академии наук бывшего главу своей администрации Михаила Мясниковича. По некоторым данным, последний будет более настойчиво добиваться создания в Академии отделения органов государственного управления, чтобы пристроить туда своих друзей: бывших вице-премьера Михаила Демчука и заместителя главы администрации Владимира Заметалина.

***

В Барановичах (Брестская область Белоруссии) на стратегическом объекте Космических войск России проходят испытания радиолокационной станции (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении. Как сообщило Минобороны Белоруссии, испытания продлятся два месяца. На РЛС уже завершена отладка боевых алгоритмов и программ, и сейчас станция работает в штатном режиме по реальному космическому фону: обнаруживает и сопровождает космические объекты, а затем выдает информацию о них на командный пункт. В первой половине 2002 г., когда закончатся все испытания систем, РЛС заступит на боевое дежурство.

Азербайджан

ЗАЯВЛЕНИЕ президента Гейдара Алиева о том, что проводить антитеррористическую операцию на "оккупированных армянами территориях Азербайджана пока нецелесообразно", находится в центре внимания оппозиции. Как заявил азербайджанскому агентству "Билик Дуньясы" зампред Партии национальной независимости Азербайджана Магеррам Зульфугарлы, подобное заявление президента говорит о "неготовности вооруженных сил к подобным действиям или же свидетельствует об отсутствии поддержки со стороны больших держав".

Киргизия

ВЕРХНЯЯ палата киргизского парламента приняла в первом чтении Закон о внесении поправки в Конституцию, согласно которой русский становится официальным языком Киргизии. Как сообщает Радио "Свобода", теперь этот документ должен пройти в палате второе чтение, кроме того, нижняя палата парламента также должна принять закон в двух чтениях. Напомним, что государственным языком Киргизии, согласно принятому в 1989 г. закону, является киргизский, что закреплено в Конституции, принятой 5 мая 1993 г.

Киргизия-Узбекистан

@@@
НЕГА сообщает
На смену лицензированию придет саморегулирование
Не надо ломать Совет Федерации
Николай Аксененко: "Время экспериментов прошло"
Новая "пирамида" для россиян
О концепции регулирования российского алкогольного рынка
Отсутствие закона реформе не помеха

Отщипнуть кусочек бюджета

@@

У государства появились деньги на малый бизнес, однако его реальных потребностей они не покроют

2005-12-14 / Елена Тихомирова



Малый бизнес вчера был огорошен щедростью правительства. Из средств федерального бюджета на его поддержку в 2006 году будет выделено 3 млрд. рублей. Такое обещание сделала вчера начальник отдела департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) Наталья Ларионова. «С учетом средств региональных бюджетов сумма будет в два раза больше», – добавила она.

Государство определило пять направлений, по которым потекут бюджетные средства, ориентированные на развитие малого бизнеса: бизнес-инкубаторы, поддержка экспорта субъектов малого предпринимательства, микрофинансирование, развитие венчурных фондов и компенсации гарантий и поручительств по кредитам. Под бизнес-инкубаторами подразумевается комплекс малых предприятий, которые будут функционировать в помещениях, предоставляемых местными властями по льготным арендным ставкам. «Маленькие» экспортеры, как обещают в Минэкономразвития, смогут благодаря выделенным средствам получать компенсацию затрат на участие в международных выставках и сертификацию. Микрофинансирование должно предусматривать развитие новых финансово-кредитных институтов без банковского статуса – кредитных кооперативов. Власть намеревается субсидировать процентные ставки по кредитам, которые будут привлекать эти кооперативы. Имеется в виду, что эти организации смогут предоставлять небольшие кредиты малому бизнесу – до 10 тыс. долл. Для полноценных банков это слишком невыгодно. Появление региональных венчурных фондов по принципу частно-государственного партнерства – тоже задача не первого дня. Однако шесть субъектов Федерации уже подали заявки на создание таких структур. Это Москва, Московская область, Красноярский край, Пермская область, Татарстан и Томская область.

@@@
Отщипнуть кусочек бюджета
Партнеры далекие, но интересные
Патронируемая демократия
Первомай встречала вся страна
Переплавленные колокола
Перечень отставок, уголовных дел, отстранений от должности глав муниципальных образований в 2008-м – начале 2009 года
Под гнетом чиновничьих амбиций

Половина россиян боятся потерять вклады

@@

ВЦИОМ исследовал реакцию населения на кризис

2008-10-24 / Михаил Сергеев

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"





Доверие россиян к отечественной банковской системе стремительно падает. Вчера ВЦИОМ и Национальная ассоциация финансовых исследований представили результаты соцопросов, показывающих, как население реагирует на кризис и бросаемые им вызовы. Несмотря на то что опросы проводились в конце сентября – первых числах октября, когда еще не распространились слухи о возможной девальвации рубля, а банки еще не препятствовали изъятию вкладов, более 40% заявили, что боятся потерять свои сбережения. Опрос также показал, что заметно усилились настроения в пользу национализации предприятий и усиления госрегулирования экономики.

В России отмечаются «признаки заметного падения доверия вкладчиков к кредитным институтам и к устойчивости национальной валюты, однако до перерастания недоверия в полномасштабную панику пока далеко». Такой вывод о ходе развития кризиса опубликовали вчера эксперты «Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования», к которому обычно прислушивается российское правительство.

Аналогичные выводы представил вчера и гендиректор близкого к власти ВЦИОМа Валерий Федоров. По его словам, еще до того, как на днях началась паническая скупка долларов, 40,6% вкладчиков банков боялись потерять сбережения, в том числе из-за опасений экономической нестабильности и инфляции. Такой результат показал опрос 27–28 сентября и 4–5 октября 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России.

Около 44% опрошенных заявили, что финансовый кризис негативно повлияет на экономическую ситуацию в России. При этом 41% россиян полагают, что кризис ухудшит их личное материальное положение. Заметим, что на сегодняшний день эти опасения скорее выросли, чем ослабли, поскольку новые признаки экономической нестабильности проявляются практически каждый день.

По словам Федорова, россияне пока дезориентированы противоречивой информацией о причинах, проявлениях и перспективах развития кризиса. С выводом о дезориентации населения согласна и гендиректор Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Ольга Кузина. НАФИ, как и ВЦИОМ, проводило всероссийский опрос в конце сентября. Но уже тогда всего 16% опрошенных считали, что мировой финансовый кризис обойдет Россию стороной.

Примечательно, что для спасения сбережений россияне готовы использовать в основном те же методы, что и в период дефолта 1998 года. Самым надежным способом хранения денег, по данным ВЦИОМа, граждане считают покупку недвижимости (51%). В 1998 году об этом заявляли 45% опрошенных. С 1998 года несколько снизилась доля тех, кто отдает предпочтение покупке золота и драгоценностей (с 26 до 19%). Напротив, почти вдвое (с 9 до 17%) увеличилось количество россиян, считающих надежным хранение денег в Сбербанке.

Только 13% респондентов полагают, что самым безопасным способом является накопление денег в рублях и хранение их в наличном виде (в 1998 году таких было 14%). Более чем в пять раз снизилась доля респондентов, отдающих предпочтение приобретению и хранению иностранной валюты в наличном виде – с 39 до 7%.

Заметно изменил кризис отношение граждан к национализации и госконтролю над ценами. Около 79% опрошенных ВЦИОМом считают, что введение государственного регулирования цен было бы полезно в кризисной ситуации. Национализацию крупных предприятий поддержали 58% опрошенных граждан. Половина респондентов (50%) посчитали полезной национализацию банков.

Еще 5 лет назад сторонников национализации и пересмотра итогов приватизации, по данным ВЦИОМа, было заметно меньше. Так, в 2003 году на вопрос о пользе для экономики пересмотра результатов приватизации положительно ответили менее половины опрошенных (48%). Таким образом, последние данные ВЦИОМа можно считать своеобразным ответом на критику усиления позиций государства на волне кризиса.

«Кризис уже привел к тому, что ряд ведущих западных стран приняли решение о полной или частичной национализации банковской системы. В России эти процессы только начинаются», – отмечает начальник отдела акций компании «Капиталъ» Константин Гуляев.

«Поведение россиян в нынешних условиях сложно назвать недоверием, скорее это паника. В прошлом месяце вкладчики вывели из банков около 180 миллиардов рублей, и количество людей, требующих вернуть вклад, меньше не становится. К сожалению, в памяти россиян еще свежи события десятилетней давности, когда в одночасье случился дефолт и доверие не только к банковской системе, но и к государству было утрачено», – отмечает управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский.

@@@
Половина россиян боятся потерять вклады
Представители Федерального собрания о том, что им скажет сегодня президент
Просуществует ли Россия до 2015 года?
Процесс электроснабжения - это не политический механизм
Путина "запрограммировали"
Реальный сектор все еще ждет своего часа
Рентная природа налогов игнорируется

Реформа МПС должна вестись эволюционным путем

@@

Парламентские слушания сблизили позиции оппонентов в споре о модели реструктуризации железнодорожной отрасли

2001-03-15 / Елена Лашкина



В начале марта Министерство путей сообщения и Министерство экономического развития и торговли после долгого обсуждения наконец обнародовали совместную, фактически согласованную по всем основным позициям концепцию реформирования железнодорожного транспорта России.

Взаимопонимание чиновников Минэкономразвития и МПС достигнуто весьма кстати - накануне парламентских слушаний о реформе железнодорожной отрасли, которые состоялись 13 марта. Политическая цена сближения изначально расходившихся взглядов Германа Грефа и Николая Аксененко, как считают эксперты, высока еще и потому, что 14 марта в Госдуме разыгрывался промежуточный финал интриги с вынесением вотума недоверия правительству.

После того как первоначальный вариант концепции реформирования МПС в итоге обсуждения у Михаила Касьянова был отправлен на доработку, главный оппонент этого варианта Герман Греф, стремясь усилить обоснованность радикального преобразования железнодорожной отрасли, пригласил иностранных консультантов. Но зарубежные специалисты фактически подтвердили умеренные предложения российских "консерваторов". Для согласованной концепции реформы МПС характерны: поэтапный подход, отказ от неоправданно высоких темпов, обоснованность процесса приватизации госсобственности, учет, контроль и снижение возможных рисков. Принцип экономической разумности, опираясь на рекомендации Экспертного совета по законодательному обеспечению реформ МПС, отстаивал и профильный комитет Госдумы. "Реформы - это управляемое эволюционное развитие. Необходимо определить этапы реформирования, наметить точные и ясные цели каждого этапа, непрерывно отслеживать социально-экономические последствия осуществляемых преобразований. Решения должны приниматься на основе обобщения разных, в том числе и не совпадающих в частностях, мнений профессионалов. И главное: реформы необходимы и полезны, если соответствуют интересам страны, общества и граждан", - такова позиция российских экспертов, отметил заместитель председателя Экспертного совета Алексей Ламанов.

Как оказалось, отечественные "консерваторы" и западные "либералы" единодушны: реформы - это следование законам прагматики и выгоды, а не инфантильная верность идеологическим догмам.

"Потребность в переменах назрела". Таково мнение главы комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Владимира Катренко относительно реформирования железнодорожного транспорта. Что именно и как реформировать, было главным предметом обсуждения на парламентских слушаниях, прошедших в минувший вторник в Госдуме. Причем глава комитета высказался за скорейшее реформирование железнодорожной отрасли. Несмотря на то что в последнее время отрасль работает эффективно и динамично, сегодня для полноценного функционирования не хватает рыночных механизмов.

Вопрос реформирования МПС, который должен быть вынесен уже к 1 апреля на заседание правительства, не может быть решен без достижения консенсуса всех участвующих в этом процессе сторон. Поэтому парламентарии и решились на открытое обсуждение столь важного вопроса среди профессионалов, фактически отказавшись от политической дискуссии.

Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов отметил, что сейчас не осталось каких-либо разногласий с железнодорожниками в отношении реформирования МПС. Таким образом, Минэкономразвития выступает за раздельный учет по видам деятельности и создание службы внутреннего аудита в системе МПС, а также за жесткий государственный контроль в тех секторах железнодорожного транспорта, где нет конкуренции. Кроме того, как и предлагалось первоначально, функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта должны быть разделены.

Однако все преобразования в системе отрасли, как единодушно высказывались профессионалы, должны быть проведены таким образом, чтобы не произошло нарушения единства системы и ухудшения качества обслуживания. Что касается тарифов на железнодорожные перевозки, вопрос об органе их регулирования пока не решен, но они в первую очередь должны быть экономически выгодны для отрасли.

Как отметил министр путей сообщения Николай Аксененко, основой предстоящих структурных изменений отрасли должно стать разделение государственных и хозяйственных функций. Это вызвано рядом причин: старением основных фондов, необходимостью обновления производственной базы, отсутствием необходимых внутриотраслевых инвестиционных ресурсов. В прошлом году отрасль наконец выбралась из разряда убыточных и впервые получила около 50 млрд. руб. прибыли. Однако беспокойство специалистов вызывает в первую очередь выбытие основных фондов.

Общий уровень износа по всем основным производственным фондам с 1992 по 2000 год увеличился с 36 до 55%. Такое положение железнодорожники объясняют тем, что с 1992 года ежегодные объемы капитальных вложений в развитие отрасли не превышали 30% необходимых сумм. Министр подчеркнул, что на первом этапе реформы интересы страны требуют сохранения МПС с сосредоточением в нем "исключительно функций государственного управления". При этом хозяйственное управление отраслью необходимо передать АО "Российские железные дороги", 100% акций которого будут принадлежать государству без права продажи или отчуждения. Причем вовсе не предполагается акционирование отдельных железных дорог.

@@@
Реформа МПС должна вестись эволюционным путем
Россия сосредотачивается
Свет и тепло в конце тоннеля
Север - наша земля
Союзный Совмин без Бородина,
Старые задачи и сегодняшние альтернативы
Торговля как двигатель власти

Тушите свет!

@@

Это не программа телеканала ТВС. Это акция протеста депутата Райкова

2002-08-30 / Иван Родин В сентябре Государственная Дума должна обсудить и принять в первом чтении пакет законов, связанных с реформированием электроэнергетики. Однако работа над ним продолжается еще и сейчас. Согласование с правительством идет трудно, но думцы уже добились от него серьезных уступок. Группа "Народный депутат", усилиями которой данные законопроекты не были приняты еще в весеннюю сессию, является автором многих инициатив, с которыми кабинет министров был вынужден согласиться. В их поддержку Народная партия России предлагает гражданам страны вечером 5 сентября на 10 минут погасить в своем доме свет в знак протеста против роста тарифов, а на следующий день принять участие в массовых мероприятиях. "НГ" попросила рассказать о цели этих акций и работе над "электрическими" законами лидера этой партии Геннадия Райкова.



- Геннадий Иванович, чего вы хотите добиться вашей акцией протеста?

- Народная партия работает в 82 регионах, и наша акция, как мы рассчитываем, пройдет везде. Почему мы ее проводим? Как вы знаете, именно группа "Народный депутат" стала главным инициатором переноса на осень пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики. Для чего мы это сделали? Для того чтобы доработать проекты, привести их в соответствие с сегодняшними реалиями. Положение в этой отрасли действительно нетерпимое, ее действительно необходимо реорганизовать.

Например, совсем недавно в Брянской области региональная энергетическая комиссия взяла и подняла тариф в два раза, ничего не объясняя и никого не предупреждая. А ведь каждый гражданин имеет право знать, почему тариф на электроэнергию такой, какой он есть, имеет право знать, из чего он складывается и на что тратится. Поэтому наша акция и проводится под лозунгом "Тарифы - под народный контроль".

Вторая важная проблема - отключения. Сегодня у нас в стране рубильник дергает всякий, кто захочет. Проснулся какой-то энергетический начальник утром в плохом настроении, вспомнил, что какое-нибудь предприятие имеет долги за прошлые годы, и без долгих раздумий его отключил. Никаких переговоров не вел, никаких соглашений не заключал, а взял и просто отключил. А тысячи людей от этого страдают, страдает производство.

Можно сказать, что сейчас все проблемы отрасли решаются исключительно за счет потребителей. Когда электроэнергетикам надо покрыть какие-то расходы, они просто повышают тарифы, никаких внутренних реформ, по сути дела, не проводится. В настоящее время вообще невозможно хотя бы как-то контролировать деятельность энергетической монополии. РАО "ЕЭС" под руководством Анатолия Чубайса диктует свои условия населению и экономике, а саму эту компанию проконтролировать, по сути дела, нельзя. Была создана Федеральная энергетическая комиссия. Но кто в нее вошел? Все те же представители РАО "ЕЭС". Такая схема явно ненормальна.

Для оздоровления отрасли, для возвращения контроля над ней государству и народу необходимо принятие нормальных законов. Мы, как известно, выставили в свое время ряд требований к предложенным правительством законопроектам, а потому цель наших массовых акций, намеченных на 6 сентября, прежде всего заключается в том, чтобы люди высказали свое мнение о наших требованиях - поддержали или, может быть, отвергли их. Финалом всех мероприятий и должна стать выработка предложений по реформирования энергетической отрасли. Вторая же цель акции состоит в том, чтобы потребовать от власти обеспечить прозрачность всех тарифов, чтобы в каждой деревне и каждом поселке, во всех городах и районах, областях и краях и, наконец, на федеральном уровне каждый человек знал, из каких составляющих складывается тот тариф, который он платит. Все такие данные, мы считаем, должны публиковаться в газетах. Нельзя допускать, чтобы решения, напрямую влияющие на жизнь людей, принимались в тишине и без всякого разумного объяснения.

- Ваши депутаты активно участвовали в согласительной комиссии, которая дорабатывала правительственный вариант пакета по реформированию электроэнергетики. Удалось ли провести хотя бы некоторую часть ваших инициатив?

- Нам действительно удалось добиться весьма существенных изменений в правительственных законопроектах. Например, в первоначальном их варианте не были проработаны механизмы защиты потребителей от резких скачков цен на время переходного периода. Под давлением наших представителей переходный период не просто увеличился, принято решение о сохранении государственного регулирования тарифов до момента стабилизации ситуации в отрасли. Это, конечно, очень размытая фраза, но тем не менее государство сможет контролировать тарифную политику довольно долго. Второе важное новшество: усилен контроль государства над сетевыми компаниями, а также системным оператором - есть такое понятие в законе. Каким образом? В законе прямо записано, что уже сейчас государство должно иметь в своих руках более 50 процентов акций этих структур, а с течением времени эта доля должна будет даже увеличиться. Тем самым ликвидирована опасность разрушения целостности единой энергетической системы страны, которая создавалась всем народом на протяжении десятилетий и к которой нынешние менеджеры РАО "ЕЭС" отношение имеют, в общем-то, небольшое.

Мы добились также твердой фиксации в законе требования о высокой приоритетности именно теплоснабжения, поскольку в первоначальном варианте - по недомыслию или злонамеренно - фактически игнорировались климатические условия нашей страны, которые и требуют от энергетиков обязательно генерировать достаточное количество тепловой энергии. В новой версии законопроектов правительство согласилось с тем, что необходимо регламентировать процедуру и порядок отключения потребителей. Более того, у нас было и более жесткое предложение - отключение только через суд. Мы, кстати, от него пока не отказались и в ходе нашей акции посоветуемся с людьми. Если они нас поддержат, будем требовать записать это в законе.

- Анатолий Чубайс всегда категорически выступал против усиления государственного вмешательства в дела его отрасли. Согласится ли он с теми изменениями, которые предполагается сделать в законопроектах?

@@@
Тушите свет!
Цена уступок естественным монополиям
Ценовой госдиктат отпугивает инвесторов
Экономика России глазами практика