Общественный вектор союзного государства


@@@

Сегодня исполняется пять лет Парламентскому собранию Союза Беларуси и России

2001-06-22 / Владимир Александрович Аксенов - ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Беларуси и России.



ОПЫТ белорусско-российской интеграции по многим показателям можно рассматривать как уникальный пример развития межгосударственных отношений на постсоветском пространстве. За короткий, пятилетний срок наши страны прошли путь от Сообщества к Союзу и с декабря 1999 г. приступили к созданию Союзного государства, основанного на принципах суверенного равенства Белоруссии и России. Дальнейшее единение двух стран предопределено волей народов и опирается на общность их исторических судеб.

Интересы граждан в Союзном государстве представляет прежде всего Парламентское собрание Союза Беларуси и России, в котором работают 72 депутата, делегируемых парламентами двух стран.

Сегодня исполняется пять лет с начала работы Парламентского собрания. Главным итогом этого периода стало создание прообраза союзного профессионального парламента. Именно Парламентское собрание, по оценке авторитетных специалистов, все это время было основным среди руководящих органов Союзного государства, порой единственным и определяющим, служило локомотивом союзного строительства. Парламентское собрание непосредственно участвовало в создании нормативной правовой базы интеграции наших стран в политической, правовой, экономической, гуманитарной, социальной и других областях, в том числе в области союзного общественного строительства. После выборов, которые будут проведены в Белоруссии и России на основе всеобщего избирательного права, сформируется парламент Союзного государства, наделяемый не только представительными, но и законодательными функциями.

Создание Союзного государства невозможно без непосредственного участия общественности. В связи с этим Парламентским собранием много делается для объединения общественных сил и граждан в интересах союзного строительства.

Общественные комитеты и ряд других общественных организаций выступили инициаторами создания в 1999 г. Международного союза общественных объединений "Союзная общественная палата".

Учреждение палаты стало потребностью в связи с тем, что после подписания Договора о создании Союзного государства значительно углубились интеграционные процессы, союзное строительство вышло на качественно новый уровень.

Палата объединила вокруг себя белорусские и российские общественные организации, на практике зарекомендовавшие себя активными сторонниками интеграционного процесса. Сейчас в ее составе более 170 общественных объединений, в том числе 14 зарубежных, представленных Арменией, Болгарией, Казахстаном, Молдавией, Украиной, Югославией. С палатой сотрудничают авторитетные государственные, политические и общественные деятели, представители культуры, образования, науки, промышленности, деловых кругов, традиционных религиозных конфессий.

По примеру палаты, по сути первого союзного общественного объединения, стали создаваться другие белорусско-российские общественные организации: молодежные, ветеранские, творческие и др. Сегодня общественность участвует в разработке и реализации государственной экономической политики, восстановлении единого научно-технического и информационного пространства, унификации национальных законодательств, развитии науки, образования, культуры, осуществлении демократических преобразований, защите основных прав граждан.

5 июня текущего года Парламентское собрание на своей восемнадцатой сессии, которая проходила в Гродно, приняло постановление о создании Научно-консультативного совета Парламентского собрания по вопросам союзного общественного строительства и социальной политики. Этот постоянно действующий совещательный орган, призванный осуществлять научное и правовое обеспечение развития интеграционных процессов, завершает свое формирование. В совете будут работать представители Парламентского собрания, других союзных органов, министерств и ведомств Белоруссии и России, а также общественных объединений.

С предстоящей деятельностью совета мы связываем возможность более качественной проработки предложений по созданию общественных институтов и других гражданских структур Союзного государства, развертыванию в нем общественной самодеятельности. Особенно важно отладить механизмы действенного гражданского контроля за деятельностью властных органов и организации общественной экспертизы проектов важнейших государственных документов и решений, реализации предложений общественности на государственном уровне.

Важными и своевременными представляются рекомендации проведенной в Санкт-Петербурге по инициативе общественных организаций международной научно-практической конференции, рассмотревшей актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства. Председателем организационного комитета по подготовке конференции был нобелевский лауреат Жорес Алферов. Участники конференции пришли к выводу, что программа действий требует серьезной доработки. В частности, было признано необходимым внести существенные коррективы в ее социальную составляющую. В связи с этим участники конференции предложили Высшему государственному совету Союзного государства принять целевую программу решения социальных проблем и внести соответствующие изменения и дополнения в программные документы.

По инициативе общественных организаций только в прошлом году проведено четыре научно-практических конференций, рассмотревших вопросы союзного строительства. Предложения и выводы видных ученых и специалистов-практиков по различным вопросам белорусско-российской интеграции были представлены в органы Союзного государства.

Как известно, в Союзном государстве предусмотрено принятие необходимых законодательных мер для предоставления равных прав гражданам и проведения согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этих целях будет действовать унифицированное законодательство в области социальной защиты населения. Участие в разработке такого законодательства - приоритетная задача парламентариев, которую мы намерены также решать совместно с Союзной общественной палатой и другими общественными организациями. Надо поддержать общественность в ее стремлении более предметно и конкретно работать над проектом Конституционного акта, другими социально значимыми законопроектами, в том числе над проектом закона об общественных объединениях Союзного государства.

Мониторинг общественного мнения, который ведут общественные организации, дает достаточно широкую и объективную информацию о ходе союзного строительства и об отношении различных групп населения к тому, как выполняются положения Договора о создании Союзного государства, других документов.

Данные такого мониторинга свидетельствуют о том, что реализация Договора идет медленно, властные структуры еще слабо используют в своей работе потенциал общественности и ее гражданскую зрелость. Людям, как правило, не известно, чем занимаются исполнительные органы Союзного государства. Их решения зачастую принимаются кулуарно, без предварительного изучения общественного мнения. Это отрицательно сказывается на настроениях граждан, порождая у них охлаждение к проблемам создания Союзного государства.

@@@