Анатолий Кинах: "У нас нет права заниматься победными рапортами"

@@

Премьер-министр Украины не считает, что экономика его страны находится в кризисе

2001-11-21 / Виктор Тимошенко Вот уже 10 лет Россия пытается выстроить оптимальные для себя отношения с самым значимым своим соседом - Украиной. Может быть, это наконец-то произойдет при участии очередного премьер-министра Кучмы - Анатолия Кинаха?







- Анатолий Кириллович, вашего предшественника Виктора Ющенко называли проамериканским премьер-министром. Какие ориентиры у правительства, возглавляемого вами?

- Вы спрашиваете, какая внешняя политика у Украины: прозападная, проамериканская, пророссийская? Думаю, что любое правительство должно защищать и продвигать на внешних рынках интересы своей страны. Нынешнее правительство Украины проводит проукраинскую политику, политику в интересах собственного государства. В то же время, хочу подчеркнуть, мы открыты к сотрудничеству с нашими стратегическими партнерами.

- Тем не менее пятидесятимиллионная Украина не может быть нейтральной, не может не тяготеть к мировым политическим и экономическим силовым центрам.

- Я уверен, что нет альтернативы экономической и политической интеграции Украины в европейское и мировое сообщество. Главное, чтобы интеграция происходила на равноправных, взаимовыгодных условиях, отражала национальные интересы государства. Украина сегодня прилагает максимум усилий по интеграции в экономическую и политическую систему Европы. Мы позитивно относимся к расширению Европейского союза, приближение границ Европейского союза к границам Украины будет эффективно влиять на демократические и рыночные реформы в нашей стране. В то же время мы жестко придерживаемся принципа: расширение Европейского союза, расширение НАТО не должно происходить за счет интересов других стран, не должно создавать дополнительных препятствий для общения, передвижения людей, капиталов и услуг. Более того, расширение европейских структур не должно создавать препятствий для интеграции восточноевропейских стран - Украины, России, Белоруссии. Эти принципы для нас являются базовыми, и мы будем их жестко отстаивать во внешнеполитической деятельности Украины.

- Совсем недавно в одном из интервью вы заявили, что украинско-российские отношения вы оцениваете как хорошие. Произошла ли существенная подвижка в развитии межгосударственных отношений Украины и России после днепропетровских соглашений?

- Я рад подчеркнуть, что за последнее время в украинско-российских межгосударственных отношениях произошли существенные положительные изменения. Между нашими странами растет уровень доверия, в том числе политического. Большое значение имеют частые встречи президентов Украины и России, во время которых решаются важнейшие вопросы экономического сотрудничества наших стран.

Хочу подчеркнуть, что и в России, и на Украине нет сомнений ни во властных структурах, ни в обществе в том, что независимость наших стран - это историческая и политическая реальность. Именно поэтому нам необходимо идти навстречу друг другу, стремясь находить оптимальные решения для сотрудничества в экономической, политической и гуманитарной сферах.

Мы стратегические партнеры, нам нужны долгосрочные планы. В то же время нам нужно беречь то доверие, которое исторически сложилось между нашими странами и народами. Это тоже наше бесценное достояние, мощный фундамент, на котором можно строить экономическое и политическое сотрудничество.

Сегодня находит большое понимание тот факт, что невозможно решать нынешние украинско-российские проблемы экономического сотрудничества ситуационными и пожарными методами. Должна быть постоянная, долговременная и системная работа, в которой должны принимать участие все структуры власти, промышленники, предприниматели, общественные и политические деятели наших стран. Именно поэтому я крайне рад, что мы намерены реанимировать работу Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству, которую возглавляют премьер-министры наших стран. В начале декабря в Москве мы встретимся с Михаилом Касьяновым и обсудим самый широкий круг проблем нашего экономического сотрудничества.

Ведь последнее заседание было в 1999 году.

В декабре в Харькове состоится экономический форум представителей украинских и российских деловых кругов, в котором примут участие президенты Леонид Кучма и Владимир Путин. Это будет уникальная возможность для тех, кто работает в реальной экономике, для бизнесменов, банкиров, руководителей предприятий найти оптимальные механизмы для сотрудничества при поддержке президентов и с помощью правительств Украины и России. Думаю, что мы сможем прийти к оптимальному решению по совместным согласованным действиям в условиях той жесткой конкуренции, которая сегодня наблюдается на мировом рынке.

Судьбоносным для отношений наших стран является то, что мы сумели найти оптимальный вариант сотрудничества в энергетике, подписали соглашение по сотрудничеству в сфере природного газа. Как известно, 15 ноября Верховная Рада Украины ратифицировала эти документы. Как оказалось, работая профессионально, можно найти выход из любой сложной ситуации. Ведь проблема взаиморасчетов за российский газ очень негативно влияла на межгосударственные отношения наших стран.

- Как вы считаете, среди украинских политиков больше сторонников или противников интенсификации украинско-российских межгосударственных отношений?

- Жизнь доказывает необходимость экономического сотрудничества Украины и России. Все большее число политиков на Украине начинают понимать, что в рыночной экономике не бывает вакуума. И если Украина теряет свои экономические интересы, свое экономическое пространство в России, а Россия - на Украине, туда приходят другие страны. Количество тех политиков, которые сомневаются в том, что с Россией надо торговать, значительно меньше тех, которые выступают за расширение экономических связей с нашим северным соседом. При этом мы исходим из того, что речь идет о сотрудничестве независимых государств, на принципах прозрачной, демократической политики, законов рыночной экономики.

Я вижу, что происходят изменения и в умах украинских граждан. С одной стороны, мы должны сохранить и приумножить духовные и культурные ценности, которые объединяют наши народы, с другой - мы должны понимать, что в условиях рыночной экономики никто нам бесплатно не будет давать высоколиквидную продукцию. Рыночную экономику всегда сопровождает очень жесткая конкуренция, но она должна быть транспарентной, равноправной, взаимовыгодной.

- Анатолий Кириллович, есть ли у вас своя точка зрения на решение проблемы долгов, активов и пассивов СССР?

- Решение этой проблемы чрезвычайно политизировано и является, на мой взгляд, определенным негативным фактором, который снижает доверие между нашими государствами. Правовая незавершенность "нулевого варианта" дает возможность для политических спекуляций и в России, и на Украине.

В настоящее время по поручению двух президентов создана рабочая украинско-российская группа, которая готовит решение по этой проблеме, включая вопросы собственности СССР за рубежом. Я очень надеюсь, что эта работа будет последовательно продвигаться вперед и мы найдем оптимальное решение проблемы.

- В Москве утверждают, что Украина не готова соблюдать газовые соглашения с Россией, подписанные месяц назад вами и российским премьером Михаилом Касьяновым.

- Подписанные документы определяют очень жесткую ответственность сторон. В частности, в соответствии с соглашением мы должны оформить выпуск корпоративных облигаций компании "Нафтагаз Украины" в счет сверенной и подтвержденной задолженности Украины за российский газ. Этот долг составляет 1 миллиард 401 миллион долларов.

Состоявшиеся договоренности по долгам Украины за газ - это наглядный пример прагматического и конструктивного подхода, результат поиска обеими сторонами оптимального решения этой сложной проблемы. Безусловно, ряд других вопросов - гарантии транзита российского газа через территорию Украины, украинского природного газа, который мы закупаем в Средней Азии, согласованные действия на рынке природного газа - требуют пристального внимания со стороны наших правительств.

Украина будет очень четко согласовывать свои действия с РФ на рынке природного газа. Тот природный газ, который добывается на территории Украины за счет инвестиций в украинскую газодобывающую отрасль и является собственностью инвестора, без ограничений может продаваться в Европу. Что же касается газа, который может быть сохранен в результате реализации программы энергосбережения или дополнительных поставок на Украину, то его экспорт возможен лишь после того, как будет подписано соответствующее межправительственное украинско-российское соглашение. Главная цель - ни в коем случае не допустить разбалансирования рынка природного газа и нездоровой конкуренции. Мы понимаем, насколько велики интересы России на рынке природного газа в Европе. Ведь через территорию Украины осуществляется транзит российского газа в 15 европейских стран, и мы будем все свои действия согласовывать с правительством РФ. Мы понимаем, что это стратегические приоритеты России, проблемы ее национальной безопасности.

Выполнение газовых соглашений, которые ратифицированы украинским парламентом и стали теперь для нас законом, требуют ответственности обеих сторон, и прежде всего Украины. Я уверен, что украинское правительство выполнит все пункты этого важного документа.

- Всегда говорят о зависимости Украины от России, но никогда не упоминают о взаимозависимости экономик двух государств...

- Сегодня эта взаимозависимость особенно обострилась в связи с теми глубокими структурными преобразованиями, которые происходят в наших экономиках. Если мы начнем тратить огромные финансовые, материальные, интеллектуальные ресурсы для создания параллельных производств, которые уже давно на основе кооперации существуют и обеспечивают потребности народно-хозяйственных комплексов наших стран, нас не назовут умными и дальновидными политиками. В условиях глубокой приватизации, структурных реформ мы должны четко отслеживать, что нами уже сделано, и не изобретать велосипед. Я рад, что мы уже сотрудничаем во многих сферах. Наглядный пример - доходы от приватизации. В том числе и стратегических предприятий Украины - например, Николаевского глиноземного завода, Запорожского алюминиевого комбината.

Мы находимся на стадии создания мощных транснациональных компаний, и не только с участием Украины и России. Это сотрудничество в области космоса, металлургии, трубопрокатного производства. Есть много секторов мирового рынка, где Украина и Россия, которые обладают высочайшим научно-техническим потенциалом, могли бы успешно работать на рынке третьих стран и не создавали бы ненужную и искусственную конкуренцию между нашими предприятиями. Такое сотрудничество имеет перспективу и даст высокие экономические результаты.

- Анатолий Кириллович, какие принципиальные экономические проблемы решило правительство, возглавляемое вами?

- Экономика Украины за последние два с половиной года развивается достаточно динамично. Это результат работы всех властных структур во главе с президентом страны. За десять месяцев нынешнего года прирост промышленного производства составил 16,1%, ВВП - 9,1%, инфляция за октябрь составила 0,2%, за десять месяцев этого года - 3,9%. Это очень неплохие показатели.

Тем не менее остается очень много нерешенных проблем, связанных с низкой платежеспособностью внутреннего рынка, невысоким уровнем доходов населения, высокой сырьевой составляющей экономики и экспорта. У нас недостаточно благоприятный инвестиционный климат, несовершенно налоговое законодательство, новый Налоговый кодекс принят только в первом чтении. Все это заставляет нас напряженно работать над тем, чтобы высокие макроэкономические показатели перенести в плоскость качественных характеристик нашей экономики, которые определяются ее конкурентоспособностью и уровнем жизни людей. Сегодня перед нами стоит задача не только сформировать рыночную экономику, сделать работу предприятий эффективной, но и создать условия для функционирования гражданского общества, защитить права человека, права собственника, инвестора, свободу слова. Это взаимосвязанные задачи. Я запретил себе и членам правительства выступать с декларациями о росте пенсий и заработной платы без уточнения, как он влияет на реальное благосостояние рядового гражданина в условиях роста цен на потребительские товары. Наш успех предопределен тем, насколько наша работа пользуется доверием у простых людей.

- Можно ли называть экономику Украины кризисной лишь только потому, что она не достигла показателей 1990 года, то есть времени распада СССР?

- У нас нет права заниматься победными рапортами. Экономическая ситуация на Украине еще сложная, неустойчивая. Для того чтобы позитивное развитие имело необратимый характер, необходимо в первую очередь опираться на развитую инфраструктуру экономики, на оптимальную структуру ВВП, на платежеспособность внутреннего рынка и граждан. Это снизит зависимость Украины от внешнеэкономической конъюнктуры, от внешнеэкономических и политических колебаний. К сожалению, внешняя зависимость у нас еще очень высокая. Например, заколебались цены на нефть или ухудшается ситуация на внешнем металлургическом рынке - у нас сразу появляются проблемы. Ведь металлургический комплекс занимает у нас 23% ВВП и дает 47% валютных поступлений. Я не согласен с мнением экспертов, утверждающих, что экономика Украины находится в кризисе. Если у нас произойдет консолидация всех ветвей власти, появится шанс решить все экономические проблемы.

- По мере приближения парламентских и особенно президентских выборов станет ли должность премьер-министра Украины политически важной?

@@@
Анатолий Кинах: "У нас нет права заниматься победными рапортами"
Военная реформа останется неутвержденной
Всемирный банк советует забыть про стариков
Всемирный банк: Россия не выберется из бедности
Второй квартал принес запах рецессии
Глобализм в России не порок
Если событий нет, политики их выдумают

И западные и восточные инвесторы покидают Баку

@@

Лояльность Азербайджана к антииракской кампании не спасет страну от экономического коллапса

2003-04-01 / Ирада Алекперова, Ариф Усейнов



Неафишируемое содействие Азербайджана антииракской коалиции чревато не только осложнением отношений Баку с исламским миром, но и глубочайшим экономическим кризисом.

Как известно, Азербайджан разрешил Пентагону использовать свое воздушное пространство в ходе войны с Ираком. Информированный источник в международном аэропорту Бина сообщил, что интенсивность полетов в последние дни увеличилась, а в ночное время в азербайджанском аэропорту дозаправляются до десяти военно-транспортных "Геркулесов", обслуживание которых осуществляют американцы. "США регулярно консультируются с Азербайджаном относительно военных действий против Ирака", - заявил на днях журналистам посол США в Баку Росс Уилсон. Но вопрос об использовании американцами воздушного пространства страны Уилсон предпочел не комментировать, ответив уклончиво.

Осторожность посла США и официальных лиц Баку объяснима. По мнению политолога Эльхана Кулиева, дело в том, что Азербайджан является членом Организации Исламская конференция, которая осудила антииракскую кампанию Вашингтона. По некоторым сведениям, эта организация была в числе инициаторов бойкота Баку со стороны исламских деловых кругов, намеревавшихся в апреле провести в Азербайджане "круглый стол" по вопросам сотрудничества, но затем отложивших эту идею.

В Баку уже звучат тревожные экономические прогнозы. Предварительный итог платежного баланса Азербайджана за 2002 год, подведенный Нацбанком, засвидетельствовал, что экономика страны, в экспорте которой доля углеводородных ресурсов составляет почти 95%, а более трех четвертей бюджета покрывается за счет доходов от продажи нефти, может в одночасье рухнуть, если прекратится или резко сократится нефтедолларовая подпитка. Азербайджанские аналитики считают, что уже к концу текущего года дешевая иракская нефть потеснит на мировом рынке нефть азербайджанскую.

Эксперты западных центров стратегических исследований, заглядывая в ближайшую перспективу, скептически оценивают будущее проектов типа Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ), и не только в Азербайджане. Прогнозируется, что дешевая иракская нефть снизит цену на мировом рынке до 10 долл. за баррель. А себестоимость добычи нефти на площадях АЧГ (только на морских месторождениях) колеблется в пределах 6-7 долларов за баррель, что сделает нефтедобычу малорентабельной.

Азербайджан также не может компенсировать колебания цен на нефть за счет увеличения добычи. С "большой нефтью" не страшно понижение цен, говорят в Баку. По итогам прошлого года, в Азербайджане произведено 14,2 млн. тонн нефти, из которых 6,2 млн.тонн приходится на долю BP Azerbaijan - оператора проекта по разработке блока морских месторождений АЧГ. В текущем году объем производства должен составить 14,5 млн. тонн. И пока разработка проектов АГЧ и "Шах-дениз" идет полным ходом.

Но на сегодняшний день зафиксировано восемь "пустых скважин" на структурах, где ведущие мировые компании вели поиск углеводородов. Шесть компаний-операторов вообще отказались от контрактов и проектов, выплатив неустойку за непробуренные скважины. Эти проекты оцениваются примерно в 10-12 млрд. долл. из 60 млрд., предусмотренных на разработку структур по 21 контракту, заключенному после 1994 года.

Азербайджан сегодня делает ставку лишь на АЧГ и "Шах-дениз", на остальных структурах активный поиск углеводородов не ведется. Очередная неудача в конце марта постигла консорциум японских компаний JAOC на блоке структур Атешгях-Тава-Янан-Мугань-Дениз. Пробуренные две разведочные скважины, которые обошлись консорциуму в 100 млн. долл., не дали ожидаемого результата. Спорным остается также бурение второй разведочной скважины на структуре Апшерон, где оператор проекта - американская компания ChevronTexaco потерпела в прошлом году неудачу с бурением первой скважины, стоимость которой составила 78 млн. долл.

@@@
И западные и восточные инвесторы покидают Баку
Кудрин предупреждает
Кудрин прописал России стагфляцию
Николай Аксененко: "Время экспериментов прошло"
По замкнутому кругу
Призывающие Пиночета получат Скуратова
Прогнозы, не подтвержденные расчетами

Путь, который мы выбираем

@@

Существенные различия в экономических программах основных претендентов

2000-03-03 / Сергей Митрохин Сергей Сергеевич Митрохин - депутат Госдумы от фракции "ЯБЛОКО".



ПРЕССА все настойчивее внедряет в сознание обывателя "феномен" В.Путина как нечто стихийное, не подконтрольное разуму. На самом деле никакого феномена нет. В России можно сделать национальным лидером человека любых достоинств, лишь бы не было бросающихся в глаза отклонений в поведении. Для этого достаточно двух условий. Первое - непрерывная череда информационных программ, в которых выбранный для этой цели человек делает громкие заявления, принимает важные решения, встречается с губернаторами, посещает госпитали и детские дома. О втором - фоне, позаботился предшественник, который совсем недавно месяцами "работал над документами" в Барвихе и был окружен, мягко говоря, не лучшими советниками.

Такое объяснение ничем не хуже иррациональной природы высокого рейтинга и.о. президента. Так или иначе, но в марте страну ждут не выборы, а голосование за назначенного в преемники. Возможно, если бы страна жила нормальной размеренной жизнью, устраивающей население, то лучшего бы и не надо. Опыт безразличной реакции на появление нового генсека вместо предшественника, досидевшего на своем посту до полной умственной и физической деградации, это подтверждает. Да, мы такие, таков наш менталитет.

Не переоценивают ли своих возможностей портные общественного сознания? Не оказались ли они сами под гипнозом показателей "опросов"?

ПУТИН. ИТОГИ "ЕЛЬЦИНИЗМА"

Положение в стране таково, что примерно для половины потенциальных избирателей возврат к восьмидесятым - предел мечтаний. Лишь 5-10%, хорошо погревших руки в эпоху "ельцинизма", будут активно драться за сохранение курса - им есть что терять. Существует большая часть населения (какая - покажут выборы), которая понимает, что "ельцины" приходят и уходят, а страна, в которой им и их детям жить, достойна лучшей участи. Они хотят, чтобы их творческий потенциал оказался наконец востребованным для решения этой задачи.

Чем на сегодня располагают те, кто будет выбирать, оценивая программы претендентов, а не голосовать за навязываемую кандидатуру? Рассмотрим позиции Г.Зюганова, В.Путина и Г.Явлинского - лидеров президентской гонки - по основным экономическим вопросам. Именно эти взгляды будут определять возможности страны во внутренней и внешней политике.

Следует отметить, что экономическая программа В.Путина вряд ли появится. В лучшем случае он еще раз, как и в конце февраля, выступит с чем-то вроде политического манифеста.

Намерения Г.Зюганова и Г.Явлинского в этой области хорошо известны из предвыборных платформ возглавляемых ими партий, составляющих основу их президентских программ.

В.Путин достаточно высоко оценивает результаты работы своего кабинета за последние месяцы, считая, что в достигнутом росте производства - его заслуга. Практически единодушные мнения экспертов о том, что ресурс девальвации исчерпан, а также о наступлении периода стагнации с угрозой перехода в новый спад, властью игнорируются. Не принимаются во внимание случайность и временный характер фактора высоких мировых цен на энергоносители, обеспечивших относительное благополучие текущего финансового положения страны.

Да, следует предвидеть трудности в исполнении бюджета в связи с тяжелыми обязательствами по внешнему долгу. Но это текущие задачи, так как экономика страны имеет положительную динамику и нет оснований полагать, что мы ее не сохраним. Увеличение налоговых поступлений в бюджет не вызывает опасений в исполнении обязательств по индексации зарплат и пенсий. Если же положение будет ухудшаться, у правительства есть мощный резерв в виде повышения исполнительской дисциплины (борьба с расхлябанностью, изменение состава министерств и т.п.).

Такая позиция кабинета министров вызывает сомнения в прочности проводимого курса и стабильности экономической системы страны.

Крайнюю озабоченность вызывает и позиция, занятая правительством по вопросу о внешнем долге. Дело не в том, что переговоры с Лондонским клубом закончились провалом для страны, а в том, что обнаружилось стремление отодвинуть вопрос "на потом", а не добиваться его положительного решения сегодня, когда еще есть возможность что-то исправить. Если бы М.Касьянов знал, что старая басня о говорящем ишаке широко известна, возможно, его не так сильно бы распирало самодовольство. Не хотелось бы думать, что имеется связь между его поведением и возможностью для ряда коммерческих структур крупно заработать на изменении котировок российского долга.

Такую же реакцию вызывают "старые грабли" ГКО, на которые рискуют вновь наступить претенденты на руководство страной в следующие четыре года. Прежняя пирамида ГКО, вывернувшая карманы населения, также начиналась с доходности, не превышающей сложившегося уровня в соответствующий период. Хватит нас кормить сказками о том, что это-де неинфляционный способ решения бюджетных проблем. Мы уже расплатились за преступную недальновидность творцов старой пирамиды трехкратным ростом цен и потерей вкладов в "системообразующих" банках. В связи с этим плохо воспринимаются высказывания В.Путина о том, что нам не к лицу быть "мелкими жуликами". Может быть, ему не нравится слово "мелкие"?

Исходя из реального положения дел во всех сферах жизни страны и каждого гражданина, Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский единодушно оценивают ельцинский курс как трагический для настоящего и будущего России. При этом коммунисты не очень утруждают себя аргументацией, считая, что подмена реформ реставрацией капитализма не могла дать других результатов в силу порочности самой цели.

Явлинский возлагает на Ельцина и его администрацию вину за стратегические ошибки в ходе реформ, которые дискредитировали в глазах населения и реформы, и демократию. Уходя от идеологических оценок, Явлинский считает рыночную систему единственно возможной на современном этапе для решения всего комплекса проблем государства и каждого члена общества, будь то внешняя и внутренняя политика, экономика, социальная сфера.

Оба кандидата считают, что за прошедшее десятилетие страна пришла в упадок и в значительной степени утратила (проела, промотала, разворовала) ресурсный потенциал, унаследованный от плановой системы.

АЛЬТЕРНАТИВЫ. ОЦЕНКА РЕАЛИСТИЧНОСТИ

Начнем с Путина, так как из-за отсутствия информации здесь мало что можно добавить к стремлению избегать "резких движений" в следовании прежним курсом. Вместе с тем, понимая непривлекательность курса для абсолютного большинства населения, упор делается на наведение порядка в структурах исполнительной власти и в поведении самодеятельных субъектов хозяйства. Прибегнем к штампу и назовем его усилением роли государства, хотя каждый из наших кандидатов вкладывает свое содержание в этот процесс.

На мой взгляд, и Путин, и Зюганов переоценивают возможность государства влиять на экономические процессы. Достаточно обратить внимание на тот факт, что предприятия реального сектора через рынки сбыта и источники сырья накрепко привязаны к внешнему рынку, а их экономическое положение зависит от конъюнктуры на них и валютного курса. Конъюнктура нам не подвластна, а на административное формирование курса рубля или на глобализацию таможенного регулирования не замахиваются даже коммунисты.

На этом фоне предпочтительнее выглядит позиция Явлинского, который, понимая безнадежность попыток директивного управления, роль государства видит в формировании законодательных основ поведения участников рынка и усилении контроля за их неукоснительным исполнением. В то же время реалистичность формирования такого законодательства вызывает сомнение, так как структуры, привыкшие к экономическому хаосу и извлекающие из него выгоды, знают, как можно препятствовать принятию невыгодных для себя законов.

Важное место в содержательной части программ отводится инвестициям в основной капитал предприятий реального сектора. Похоже, что для правительства вопрос исчерпывается восстановлением привлекательности российского рынка для зарубежных инвесторов. При этом в позиции Путина вряд ли можно будет отыскать различие между портфельным и стратегическим инвесторами.

Коммунисты проявляют большую озабоченность состоянием производственных фондов предприятий реального сектора, считают делом первостепенной важности восстановление института государственных капиталовложений в наукоемкие и высокотехнологичные отрасли промышленности. Стратегический расчет программы Зюганова заключается в том, что эти отрасли, как локомотив, способны и должны вытащить страну из кризиса. Проблематичность подхода, на наш взгляд, заключается в переоценке возможностей реального сектора по реализации целевых программ.

@@@
Путь, который мы выбираем
Россия сдает позиции
Россиян охватила предвыборная эйфория
Таджикистан борется с голодом
У нас самый здоровый контингент
Улыбка южноазиатского «тигра»
Центральный - округ контрастов

Экономический рост – за счет чего?

@@

Возможны ли одновременно устойчивое развитие и социальное благополучие

2008-06-10 / Елена Алексеевна Арманд - координатор программ, эксперт по экологическим вопросам, представительство Программы развития ООН в РФ.



Хотят ли россияне, чтобы экономика страны развивалась высокими темпами, обеспечивая обществу стабильность и благополучие, чистые продукты, воду и воздух? Если верить результатам опросов общественного мнения и государственным СМИ, ответ всегда утвердительный. И мало кто задается следующим вопросом: а возможно ли это?

Оптимисты могут сослаться на примеры скандинавских стран или, скажем, Канады. Но там не стоит задача быстрого роста, они уже выросли, и рывка не требуется. Китай? Да, темпы роста впечатляют, но в социальной и экологической сферах не все гладко. Бразилия, Аргентина? Рост заметный, но процент бедного населения слишком высок для того, чтобы социальная среда считалась благополучной.

@@@
Экономический рост – за счет чего?
Япония обогнала США и Европу по темпам спада